Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение мировых рынков, факторов их формирования, структуры (отраслевой и географической) и анализ современного положения Украины в мировой торговле сырьем и перспективы нашей страны на современных мировых рынках.
Необходимо решить следующие задачи для достижения поставленной цели:
- рассмотреть основные проблемы, возникшие перед Украиной в процессе внешней торговли на современном этапе;
- проанализировать потенциальные преимущества и недостатки от членства Украины в ВТО;
- определить перспективы Украины в мировой торговле.
Последний, третий ярус мирового рынка престижный и элитарный. На нем ведут борьбу экономически развитые страны с высоко-конкурентными технологиями и производствами, мобильно приспосабливающимися к быстро меняющимся условиям рынка. Этот ярус наиболее динамичен. Он непрерывно расширяется и обновляется. Крупнейшие фирмы США, Японии и Западной Европы обновляют товарный ассортимент за 5-6 лет практически на 100%.
После машин и оборудования, топливно-сырьевой продукции, крупнейшей товарной группой является сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Основные экспортеры продовольствия – развитые страны Запада.
Таким образом, структура мировых товарных рынков в начале 21 века изменилась качественно: доля средств труда возросла до 40%, а готовых изделий – до 75%. Соответственно снизилась доля сырья и продовольствия.
Географическое структурирование мировой торговли представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку.
Оценка современной региональной структуры мировой торговли сводится к двум основным положениям:
- сохраняется преимущество в
этой торговле двух наиболее
развитых регионов мира –
- для других регионов
Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.1
Таблица 1.1 - Доля мирового экспорта и импорта товаров по отдельным регионам
Доля в совокупном экспорте, % |
Доля в совокупном импорте, % | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Мир в целом |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Сев. Америка |
16,9 |
16,5 |
15,1 |
13,6 |
22,9 |
23,3 |
21,8 |
20,6 |
в т.ч. США |
12,4 |
12,2 |
14,1 |
10,0 |
19,2 |
18,8 |
18,4 |
17,3 |
Латинская Америка |
5,7 |
5,6 |
5,5 |
5,1 |
6,0 |
6,1 |
5,4 |
4,8 |
Западная Европа |
40,3 |
42,0 |
42,6 |
43,4 |
40,2 |
40,9 |
41,2 |
41,9 |
в т.ч. ЕС |
37,2 |
38,7 |
39,4 |
37,8 |
36,4 |
37,9 |
37,9 |
38,6 |
Транзитивные экономики |
4,3 |
4,7 |
4,9 |
5,4 |
3,9 |
4,3 |
4,6 |
5,0 |
Африка |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,0 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
Ближний Восток |
4,3 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
2,0 |
2,1 |
2,5 |
2,5 |
Азия |
26,2 |
24,9 |
25,6 |
26,3 |
23,0 |
22,1 |
22,3 |
23,0 |
Согласно данным таблицы 1.1 наиболее активными экспортерами, как и раньше, остаются высокоразвитые страны Северной Америки и Западной Европы, на которые приходится больше половины мирового экспорта при некотором падении их доли в нем с 63,6% в 2009г. до 56,9% до 2012 году. При этом характерна дальнейшее изменение соотношения между американскими и европейскими экспортерами в пользу последних – в 2001г. экспорт из ЕС составлял 305,9% от уровня США, а в 2012г. – уже 433,8%. Характерно ослабление на мировом рынке товаров одного из его участников – Японии, динамика экспорта которой уступает среднемировым показателем. Такая ситуация с двумя самыми большими экспортерами высокотехнологической продукции непосредственно связана с процессом глобализации, под влиянием которой ее выпуск смещается к новым индустриальным государствам с их активным наступлением на позиции США и Японии в этом сегменте мирового рынка. Превосходства же Западной Европы в экспортной сфере в сравнении с этими двумя государствами объясняется, прежде всего, расширением взаимной торговли вследствие углубления интеграционного процесса, более удачным освоением новых рынков в Центральной Европе и СНГ, а также большей диверсификацией экспорта с высокой долей традиционных товаров. Значительное количество менее развитых стран еще не имеет возможности широкомасштабно использовать высокотехнические товары.
Следует выделить экспортную деятельность Китая и в меньшей степени Вьетнама. По общим объемам экспорта КНР в 2010-2013 гг. уже вышла на уровень одного из самых больших экспортеров мира – Японии. Показательно, что КНР закрепляется на мировом рынке как своими традиционными товарами, так и высокоразвитой технологией.
Динамика мирового импорта в последние годы, о чем свидетельствует сопоставление доли импорта и экспорта в таблице 1.1, в основном совпадает с экспортным трендом глобальной торговли товарами.
После того, как выяснены крупнейшие страны экспортеры и импортеры товаров, было бы целесообразно выяснить какие страны в торговле каких товаров преобладают.
Что касается экспорта готовой продукции, то тут несомненным лидером является Япония с четырьмя «тиграми» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань). Эти страны экспортируют в основном (около 90%) готовые изделия. Причем большая их часть приходиться на машино-техническую продукцию (более 60%), конторское и телекоммуникационное оборудование (почти 30%).
Северная Америка имеет несколько худшую структуру экспорта: доля готовых изделий здесь около 73, в том числе машино-технической продукции всего 47%, а конторское и телекоммуникационное оборудование имеет вдвое меньшую долю, чем у Японии.
Третье место по данным показателям занимают страны Западной Европы. Доля готовых изделий у них составляет более двух третей экспорта, в том числе машины и транспортное оборудование – 37,2%, телекоммуникационное оборудование – почти 7%.
Перечисленная группа стран составляет высший, элитарный эшелон мировой торговли и конкуренции на мировых товарных рынках.
С очень большим разрывом за ними следуют развивающиеся страны Азии, Центральной и Восточной Европы. Доля готовых изделий в их экспорте не превышает 65%, а машинно-технической продукции – 26%. Эти страны занимают 4 и 5 места по экспорту.
Третий эшелон составляют страны Латинской Америки. Доля готовых изделий в их экспорте не превышает 50%, а в машинно-технического и транспортного оборудования – 25%.
В четвертом эшелоне располагаются, занимая 7 место, постсоветсткие независимые государства, в том числе Украина. Доля готовых изделий в их экспорте чуть больше 25%.Эато удельный вес сырьевых ресурсов первого и вторых этажей достигает 70%. По последнему показателю они ближе к странам ОПЕК, идущим в пятом эшелоне мировой конкуренции, чем к странам Латинской Америки, составляющим третий эшелон.
Что касается топливно-сырьевой продукции, то в международной торговле сформировались позиции, характеризующие основные группы поставщиков этой продукции и ее потребителей. В группу поставщиков входят страны, имеющие крупные запасы энергетического и минерального сырья. Это главным образом: Китай, Индия, Саудовская Аравия, ЮАР, Россия, Иран, Ирак. В группу потребителей входят наиболее развитые страны: США, Япония, Канада, Австралия, страны Западной Европы.
Основными экспортерами продовольствия являются развитые страны. Они выступают главными поставщиками зерна (около 70% мирового экспорта), молочных продуктов (90%), переработанных фруктов и овощей (35%), переработанных мясопродуктов (40%). Развивающиеся страны являются основными поставщиками сельскохозяйственной продукции и первичных продовольственных культур: экспорт тропических плодов составляет 90%, сахара-сырца – 53%, рыбы-35%. В свою очередь развитые страны в значительных объемах импортирует продовольствие и сельскохозяйственное сырье.
Химическую продукцию больше всех экспортирует Германия, США и Франция. По экспорту продуктов питания США опережает Францию, Нидерланды. Крупнейшим экспортером одежды и текстиля является Гонконг, затем идет Италия и Германия. По экспорту стали и чугуна лидирует Германия, Япония и Бельгия.
Наконец, следует отметить, что среди развивающихся стран немало тех, кто является постоянным нетто-импортером продовольствия, ощущая нехватку продуктов питания и находясь на грани голода. Это, прежде всего, страны Африки, некоторые азиатские и латиноамериканские государства. Часто ведущие позиции в экспорте продовольствия рассматриваются как средство оказания давления на те или иные страны. В связи с этим на мировом рынке наблюдается серьезное соперничество. Появляются новые фигуры экспортеров, составляя конкуренцию странам Запада: Китай, Бразилия, Аргентина, Таиланд.
Современный мировой рынок развивается в условиях все более углубляющейся интернационализации хозяйственной жизни, что наглядно проявляется в интенсивном развитии устойчивых экономических связей между странами, повсеместном выходе воспроизводственного процесса за рамки национальных границ, международном обобществлении самого процесса производства и быстром расширении обмена результатами труда на мировой арене.
Важнейшими формами проявления хозяйственной жизни становится вывоз капитала, все более расширяющаяся деятельность и растущая роль интернациональных корпораций, углубляющаяся специализация, научно-техническая и производственная кооперация. Все это в возрастающей степени способствует развитию мощных интеграционных процессов в мировом сообществе, в том числе и в сфере валютно-финансовых отношений, в последние годы существенно изменивших экономическую, а в определенном смысле и политическую карту мира.
Быстро развивающийся научно-технический прогресс во всех сферах современного хозяйства обусловливает быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее потребительских свойств, т.е. качества и расширения полезных технико-экономических характеристик. При этом, естественно, неуклонно растут затраты на НИОКР и последующие внедренческие работы, что делает насущно необходимым объединение технических, интеллектуальных, трудовых и сырьевых ресурсов на международном уровне с целью обеспечения оптимальных масштабов производства новой продукции, что, в свою очередь, неизбежно делает узкими рамки национального рынка сбыта и настоятельно требует выхода на мировую арену.
В итоге за последние десятилетия закономерно меняется структура мирового рынка, на котором неуклонно увеличивается доля готовых товаров (особенно машин и оборудования) с высокой степенью наукоемких затрат, тогда как доля сырьевых товаров (за исключением топливно-энергетических) неуклонно снижается.
К современным тенденциям развития мирового рынка можно отнести процесс глобализации. Суть процесса глобализации состоит в том, что в современном мире активно идет процесс формирования нового всепланетного механизма принятия ключевых решений на наднациональном уровне с новым составом участников и совершенно иным раскладом обязанностей и ответственности между ними. Наиболее заметен этот процесс в сфере международных экономических отношений, на мировом рынке, где уже беспрецедентных размеров достигли концентрация и централизация производства и капитала, что в свою очередь уже привело к появлению на мировой арене гигантских организационных структур (международных корпораций, компаний) с широко разветвленной сетью филиалов и отделений во многих десятках стран мира.
Важной тенденцией современного развития мировой торговли является тесная связь с таким элементом глобализации, как участие национальных предприятий в глобальных производственных сетях. Эти сети разделяют процесс производства, традиционно сосредоточенный в одной стране, на отдельные сегменты, которые пересекают национальные границы. Основным организационным элементом таких сетей являются ТНК, многонациональные компании (МНК) и ФПГ. На сегодняшний момент 500 ТНК контролирует 70% мировой торговли, а 400 корпораций – половину всех прямых иностранных капиталовложений.
Таким образом, представляя собой сложную совокупность различных товаров, современный мировой товарный рынок чутко отражает происходящие в мире изменения в сфере научно-технического прогресса, формах и методах международной торговли, вопросах мирового ценообразования и роли государств в управлении международными экономическими отношениями на фоне быстро развивающихся и все более углубляющихся процессов интернационализации и глобализации всей хозяйственной жизни мирового сообщества.
Подводя итоги первой главе Мировые товарные рынки: формирование и функционирование, необходимо выделить следующее:
а) мировой товарный рынок - наиболее сложный, высоко динамичный и трудно предсказуемый участок общего процесса мирового воспроизводства, который включает в себя совокупность национальных товарных рынков, на которых внешнеторговые операции составляют исключительно большую часть;
б) мировые рынки высоко-динамичны и должны изучаться в развитии. На формирование мирового товарного рынка влияет система факторов (постоянные и временные), вследствие чего, постоянно происходят изменения в структуре рынка и его динамике;
в) исходя из отраслевой и географической структуры мирового товарного рынка, видно, что сами успешными отраслями на данный момент являются машины и оборудование, готовые изделия. Самыми же крупными экспортерами и импортерами являются Северная Америка и страны Западной Европы. Также следует отметить, что США и Япония немного теряют свои позиции, в отличие от КНР, которая уверенными шагами уже вышла на уровень самых больших экспортеров мира;
г) среди современных тенденций развития мирового товарного рынка необходимо выделить следующее:
Информация о работе Международная экономическая деятельность Украины