Международная экономическая деятельность Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение мировых рынков, факторов их формирования, структуры (отраслевой и географической) и анализ современного положения Украины в мировой торговле сырьем и перспективы нашей страны на современных мировых рынках.
Необходимо решить следующие задачи для достижения поставленной цели:
- рассмотреть основные проблемы, возникшие перед Украиной в процессе внешней торговли на современном этапе;
- проанализировать потенциальные преимущества и недостатки от членства Украины в ВТО;
- определить перспективы Украины в мировой торговле.

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 2.06 Мб (Скачать)

Последний, третий ярус мирового рынка престижный и элитарный. На нем ведут борьбу экономически развитые страны с высоко-конкурентными технологиями и производствами, мобильно приспосабливающимися к быстро меняющимся условиям рынка. Этот ярус наиболее динамичен. Он непрерывно расширяется и обновляется. Крупнейшие фирмы США, Японии и Западной Европы обновляют товарный ассортимент за 5-6 лет практически на 100%.

После машин и оборудования, топливно-сырьевой продукции, крупнейшей товарной группой является сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Основные экспортеры продовольствия – развитые страны Запада.

Таким образом, структура мировых товарных рынков в начале 21 века изменилась качественно: доля средств труда возросла до 40%, а готовых изделий – до 75%. Соответственно снизилась доля сырья и продовольствия.

 

    1. Географическая структура мировой торговли

 

Географическое структурирование мировой торговли представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку.

Оценка современной региональной структуры мировой торговли сводится к двум основным положениям:

- сохраняется преимущество в  этой торговле двух наиболее  развитых регионов мира – Северной  Америки и Западной Европы;

- для других регионов характерны  либо стагнация их доли в  мировой торговле, либо такой  ее незначительный рост, который  не влияет на существенное  усиление позиций на мировом  рынке.

Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.1

 

Таблица 1.1 - Доля мирового экспорта и импорта товаров по отдельным регионам

 

Доля в совокупном экспорте, %

Доля в совокупном импорте, %

2009

2010

2011

2012

2009

2010

2011

2012

Мир в целом

100

100

100

100

100

100

100

100

Сев. Америка

16,9

16,5

15,1

13,6

22,9

23,3

21,8

20,6

в т.ч. США

12,4

12,2

14,1

10,0

19,2

18,8

18,4

17,3

Латинская Америка

5,7

5,6

5,5

5,1

6,0

6,1

5,4

4,8

Западная Европа

40,3

42,0

42,6

43,4

40,2

40,9

41,2

41,9

в т.ч. ЕС

37,2

38,7

39,4

37,8

36,4

37,9

37,9

38,6

Транзитивные экономики

4,3

4,7

4,9

5,4

3,9

4,3

4,6

5,0

Африка

2,3

2,2

2,3

2,3

2,0

2,2

2,2

2,2

Ближний Восток

4,3

4,1

4,0

3,9

2,0

2,1

2,5

2,5

Азия

26,2

24,9

25,6

26,3

23,0

22,1

22,3

23,0


Согласно данным таблицы 1.1 наиболее активными экспортерами, как и раньше, остаются высокоразвитые страны Северной Америки и Западной Европы, на которые приходится больше половины мирового экспорта при некотором падении их доли в нем с 63,6% в 2009г. до 56,9% до 2012 году. При этом характерна дальнейшее изменение соотношения между американскими и европейскими экспортерами в пользу последних – в 2001г. экспорт из ЕС составлял 305,9% от уровня США, а в 2012г. – уже 433,8%. Характерно ослабление на мировом рынке товаров одного из его участников – Японии, динамика экспорта которой уступает среднемировым показателем. Такая ситуация с двумя самыми большими экспортерами высокотехнологической продукции непосредственно связана с процессом глобализации, под влиянием которой ее выпуск смещается к новым индустриальным государствам с их активным наступлением на позиции США и Японии в этом сегменте мирового рынка. Превосходства же Западной Европы в экспортной сфере в сравнении с этими двумя государствами объясняется, прежде всего, расширением взаимной торговли вследствие углубления интеграционного процесса, более удачным освоением новых рынков в Центральной Европе и СНГ, а также большей диверсификацией экспорта с высокой долей традиционных товаров. Значительное количество менее развитых стран еще не имеет возможности широкомасштабно использовать высокотехнические товары.

Следует выделить экспортную деятельность Китая и в меньшей степени Вьетнама. По общим объемам экспорта КНР в 2010-2013 гг. уже вышла на уровень одного из самых больших экспортеров мира – Японии. Показательно, что КНР закрепляется на мировом рынке как своими традиционными товарами, так и высокоразвитой технологией.

Динамика мирового импорта в последние годы, о чем свидетельствует сопоставление доли импорта и экспорта в таблице 1.1, в основном совпадает с экспортным трендом глобальной торговли товарами.

После того, как выяснены крупнейшие страны экспортеры и импортеры товаров, было бы целесообразно выяснить какие страны в торговле каких товаров преобладают.

Что касается экспорта готовой продукции, то тут несомненным лидером является Япония с четырьмя «тиграми» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань). Эти страны экспортируют в основном (около 90%) готовые изделия. Причем большая их часть приходиться на машино-техническую продукцию (более 60%), конторское и телекоммуникационное оборудование (почти 30%).

Северная Америка имеет несколько худшую структуру экспорта: доля готовых изделий здесь около 73, в том числе машино-технической продукции всего 47%, а конторское и телекоммуникационное оборудование имеет вдвое меньшую долю, чем у Японии.

Третье место по данным показателям занимают страны Западной Европы. Доля готовых изделий у них составляет более двух третей экспорта, в том числе машины и транспортное оборудование – 37,2%, телекоммуникационное оборудование – почти 7%.

Перечисленная группа стран составляет высший, элитарный эшелон мировой торговли и конкуренции на мировых товарных рынках.

С очень большим разрывом за ними следуют развивающиеся страны Азии, Центральной и Восточной Европы. Доля готовых изделий в их экспорте не превышает 65%, а машинно-технической продукции – 26%. Эти страны занимают 4 и 5 места по экспорту.

Третий эшелон составляют страны Латинской Америки. Доля готовых изделий в их экспорте не превышает 50%, а в машинно-технического и транспортного оборудования – 25%.

В четвертом эшелоне располагаются, занимая 7 место, постсоветсткие независимые государства, в том числе Украина. Доля готовых изделий в их экспорте чуть больше 25%.Эато удельный вес сырьевых ресурсов первого и вторых этажей достигает 70%. По последнему показателю они ближе к странам ОПЕК, идущим в пятом эшелоне мировой конкуренции, чем к странам Латинской Америки, составляющим третий эшелон.

Что касается топливно-сырьевой продукции, то в международной торговле сформировались позиции, характеризующие основные группы поставщиков этой продукции и ее потребителей. В группу поставщиков входят страны, имеющие крупные запасы энергетического и минерального сырья. Это главным образом: Китай, Индия, Саудовская Аравия, ЮАР, Россия, Иран, Ирак. В группу потребителей входят наиболее развитые страны: США, Япония, Канада, Австралия, страны Западной Европы.

Основными экспортерами продовольствия являются развитые страны. Они выступают главными поставщиками зерна (около 70% мирового экспорта), молочных продуктов (90%), переработанных фруктов и овощей (35%), переработанных мясопродуктов (40%). Развивающиеся страны являются основными поставщиками сельскохозяйственной продукции и первичных продовольственных культур: экспорт тропических плодов составляет 90%, сахара-сырца – 53%, рыбы-35%. В свою очередь развитые страны в значительных объемах импортирует продовольствие и сельскохозяйственное сырье.

Химическую продукцию больше всех экспортирует Германия, США и Франция. По экспорту продуктов питания США опережает Францию, Нидерланды. Крупнейшим экспортером одежды и текстиля является Гонконг, затем идет Италия и Германия. По экспорту стали и чугуна лидирует Германия, Япония и Бельгия.

Наконец, следует отметить, что среди развивающихся стран немало тех, кто является постоянным нетто-импортером продовольствия, ощущая нехватку продуктов питания и находясь на грани голода. Это, прежде всего, страны Африки, некоторые азиатские и латиноамериканские государства. Часто ведущие позиции в экспорте продовольствия рассматриваются как средство оказания давления на те или иные страны. В связи с этим на мировом рынке наблюдается серьезное соперничество. Появляются новые фигуры экспортеров, составляя конкуренцию странам Запада: Китай, Бразилия, Аргентина, Таиланд.

 

    1. Современные тенденции развития мировых рынков

 

Современный мировой рынок развивается в условиях все более углубляющейся интернационализации хозяйственной жизни, что наглядно проявляется в интенсивном развитии устойчивых экономических связей между странами, повсеместном выходе воспроизводственного процесса за рамки национальных границ, международном обобществлении самого процесса производства и быстром расширении обмена результатами труда на мировой арене.

Важнейшими формами проявления хозяйственной жизни становится вывоз капитала, все более расширяющаяся деятельность и растущая роль интернациональных корпораций, углубляющаяся специализация, научно-техническая и производственная кооперация. Все это в возрастающей степени способствует развитию мощных интеграционных процессов в мировом сообществе, в том числе и в сфере валютно-финансовых отношений, в последние годы существенно изменивших экономическую, а в определенном смысле и политическую карту мира.

Быстро развивающийся научно-технический прогресс во всех сферах современного хозяйства обусловливает быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее потребительских свойств, т.е. качества и расширения полезных технико-экономических характеристик. При этом, естественно, неуклонно растут затраты на НИОКР и последующие внедренческие работы, что делает насущно необходимым объединение технических, интеллектуальных, трудовых и сырьевых ресурсов на международном уровне с целью обеспечения оптимальных масштабов производства новой продукции, что, в свою очередь, неизбежно делает узкими рамки национального рынка сбыта и настоятельно требует выхода на мировую арену.

В итоге за последние десятилетия закономерно меняется структура мирового рынка, на котором неуклонно увеличивается доля готовых товаров (особенно машин и оборудования) с высокой степенью наукоемких затрат, тогда как доля сырьевых товаров (за исключением топливно-энергетических) неуклонно снижается.

К современным тенденциям развития мирового рынка можно отнести процесс глобализации. Суть процесса глобализации состоит в том, что в современном мире активно идет процесс формирования нового всепланетного механизма принятия ключевых решений на наднациональном уровне с новым составом участников и совершенно иным раскладом обязанностей и ответственности между ними. Наиболее заметен этот процесс в сфере международных экономических отношений, на мировом рынке, где уже беспрецедентных размеров достигли концентрация и централизация производства и капитала, что в свою очередь уже привело к появлению на мировой арене гигантских организационных структур (международных корпораций, компаний) с широко разветвленной сетью филиалов и отделений во многих десятках стран мира.

Важной тенденцией современного развития мировой торговли является тесная связь с таким элементом глобализации, как участие национальных предприятий в глобальных производственных сетях. Эти сети разделяют процесс производства, традиционно сосредоточенный в одной стране, на отдельные сегменты, которые пересекают национальные границы. Основным организационным элементом таких сетей являются ТНК, многонациональные компании (МНК) и ФПГ. На сегодняшний момент 500 ТНК контролирует 70% мировой торговли, а 400 корпораций – половину всех прямых иностранных капиталовложений.

Таким образом, представляя собой сложную совокупность различных товаров, современный мировой товарный рынок чутко отражает происходящие в мире изменения в сфере научно-технического прогресса, формах и методах международной торговли, вопросах мирового ценообразования и роли государств в управлении международными экономическими отношениями на фоне быстро развивающихся и все более углубляющихся процессов интернационализации и глобализации всей хозяйственной жизни мирового сообщества.

Подводя итоги первой главе Мировые товарные рынки: формирование и функционирование, необходимо выделить следующее:

а) мировой товарный рынок - наиболее сложный, высоко динамичный и трудно предсказуемый участок общего процесса мирового воспроизводства, который включает в себя совокупность национальных товарных рынков, на которых внешнеторговые операции составляют исключительно большую часть;

б) мировые рынки высоко-динамичны и должны изучаться в развитии. На формирование мирового товарного рынка влияет система факторов (постоянные и временные), вследствие чего, постоянно происходят изменения в структуре рынка и его динамике;

в) исходя из отраслевой и географической структуры мирового товарного рынка, видно, что сами успешными отраслями на данный момент являются машины и оборудование, готовые изделия. Самыми же крупными экспортерами и импортерами являются Северная Америка и страны Западной Европы. Также следует отметить, что США и Япония немного теряют свои позиции, в отличие от КНР, которая уверенными шагами уже вышла на уровень самых больших экспортеров мира;

г) среди современных тенденций развития мирового товарного рынка необходимо выделить следующее:

  1. развитие внешнеторговых процессов в контексте процесса глобализации и интернационализации хозяйственной жизни, активное функционирование ТНК, МНК, ФПГ;
  2. изменение структуры мирового рынка, на котором увеличивается доля готовых товаров с высокой степенью наукоемких затрат, тогда как доля сырьевых товаров неуклонно снижается.

 

 

 

 

Информация о работе Международная экономическая деятельность Украины