Место и роль Российской Федерации в международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:22, реферат

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является определение роли России в мировой торговле. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: определение динамики и товарной структуры внешней торговли, обозначит позиции России на мировом рынке сырьевых товаров и на рынке услуг; определение проблем и перспектив участия России в мировой торговле.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………2-3
Гл.1 Теоретические аспекты мировой торговли
1.1 Понятие международной торговли………………………..………..4-6
1.2 Виды международной торговли…………………………….………6-8
1.3 Теории международной торговли…………………………………8-12
Гл.2 Роль и место РФ в международной торговле
2.1 Динамика экспорта и импорта РФ……….………………………12-20
2.2 Структура экспорта…………………………………………..…...20-23
2.3 Структура импорта……………………………….…………….…24-28
Заключение……………………………………………………….…….28-29
Список литературы……………………………….……………………30-31

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 186.63 Кб (Скачать)

                               Содержание:

Введение…………………………………………………………..………2-3

Гл.1 Теоретические аспекты  мировой торговли

1.1 Понятие международной  торговли………………………..………..4-6

1.2 Виды международной  торговли…………………………….………6-8

1.3 Теории международной торговли…………………………………8-12

Гл.2 Роль и место РФ в  международной торговле

2.1 Динамика экспорта и  импорта РФ……….………………………12-20

2.2 Структура экспорта…………………………………………..…...20-23

2.3 Структура импорта……………………………….…………….…24-28

Заключение……………………………………………………….…….28-29

Список литературы……………………………….……………………30-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

 

Самая старая форма международных  отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных  экономических отношений, так как  рост мирохозяйственных связей ускорил  процесс формирования международного разделения труда, что соединяет  все страны в единое хозяйственное  целое. А это свидетельствует, что  интернационализация хозяйственных  связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости  интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся  мировой экономике очень большое  значение имеет внешняя торговля.

Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения  его структуры вызывают необходимость  укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать  благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив  на путь экономической реформы, отказавшись  от государственной монополии внешней  торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать  связи со странами рыночной экономики  на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому  Россия активно налаживает связи  с международными экономическими организациями. В последние годы она стала  полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда, а в настоящее  время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО  призвана стать главным мировым  центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

Таким образом, целью данной работы является определение роли России в мировой торговле. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: определение  динамики и товарной структуры внешней  торговли, обозначит позиции России на мировом рынке сырьевых товаров  и на рынке услуг; определение  проблем и перспектив участия  России в мировой торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Глава 1. Теоретические аспекты  мировой торговли               

                           1.1. Понятие международной торговли

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и  выражает их взаимную экономическую  зависимость. В литературе часто  дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс  купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и  посредниками в разных странах».  Международная торговля включает экспорт  и импорт товаров, соотношение между  которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН  приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости  экспорта всех стран мира.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают  взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной  торговли.

Международная торговлям опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам

Под термином «внешняя торговля»  понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая  из оплачиваемого ввоза (импорта) и  оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой  продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей  называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Мировые цены различаются  в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых  цен принимаются цены крупных, систематических  и устойчивых экспортных или импортных  сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами  соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются  в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся  жаркие дискуссии.

В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная  выгода является наибольшей.

Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.  Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

 

                    1.2. Виды международной торговли

 

• торговля товарами:

- продовольственное и  непродовольственное сырье;

- минеральное сырье;

- готовая продукция;

• торговля услугами:

- инжиниринговые услуги;

- лизинговые услуги;

- информационно - консалтинговые  услуги;

• торговля лицензиями и  ноу-хау;

• встречная торговля:

- сделки на основе натурального  обмена:

* бартерные сделки;

* операции с давальческим  сырьем – толлинг;

- коммерческие сделки:

* встречные закупки;

* выкуп/откуп устаревшей  продукции;

* сделки коммерческой  компенсации и 

* авансовые закупки;

- торговля в рамках  промышленного сотрудничества или  кооперируемой продукцией

* компенсационные сделки;

* встречные поставки.

Международная торговля осуществляется путем заключения международных  сделок и договоров.

Торговля может осуществляться на биржах, аукционах и торгах.

Биржи: реальные сделки, спекулятивные  или срочные и с наличными  товарами.

Аукционы: повышательный  и понижательный.

Торги: открытые, открытые с  квалификацией и закрытые (тендеры).

Для характеристики состояния  и развития МТ используются показатели:

- стоимостной и физический объем товарооборота;

- общая товарная и географическая  структура мирового товарооборота;

- уровень специализации  и индустриализации экспорта;

- коэффициенты эластичности  МТ, экспорта, импорта и условия  торговли;

- экспортная и импортная  квоты;

- сальдо торгового баланса.

Развитие МТ сопровождается увеличением мирового богатства. После  окончания второй мировой войны  международный обмен был одной  из основных движущих сил экономического роста. С началом 90-х годов динамика роста МТ в два раза превысила  рост объёмов мирового производства. Движение товаров и услуг между  отдельными странами связывает в  системе единого рынка национальные рынки и, соответственно, усиливает  экономическую взаимозависимость  стран. Это свидетельствует о  прогрессирующей интеграции экономик в глобальном масштабе и определяет объективные предпосылки к усилению роли МТ в мировой экономике и  МЭО.

 

                 1.3. Теории международной торговли

 

Основные теории международной  торговли были заложены в конце XVIII — начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

При анализе теорий внешней  торговли следует учитывать два  обстоятельства. Во-первых, экономические  ресурсы — материальные, природные, трудовые и др. — распределены между  странами неравномерно. Во-вторых, эффективное  производство различных товаров  требует различных технологий или комбинаций ресурсов. При этом важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Другими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.

Теория абсолютного  преимущества.

Суть теории абсолютного  преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить  тот или иной товар больше и  дешевле, чем другие страны, то она  обладает абсолютным преимуществом.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем  рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться  в приросте потребления, которая  может быть обусловлена специализацией производства.

Итак, согласно теории абсолютного  преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.

Сущность теории сравнительного преимущества состоит в следующем: если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью, или  относительно меньшими издержками, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран от использования производительных факторов повысится в обоих случаях.

Теория сравнительного преимущества является стройной и логичной теорией. При всей своей чрезмерной упрощенности она имеет весьма важное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это дорогой ценой — снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.

Теория международной  торговли Хекшера — Олина

Теория сравнительного преимущества оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чего возникают различия в издержках между странами? Шведский экономист Э. Хекшер и его ученик Б. Олин попытались ответить на этот вопрос. По их мнению, различия в издержках между странами объясняются главным образом тем, что относительная обеспеченность стран факторами производства разная.

Согласно теории Хекшера — Олина страны будут стремиться экспортировать избыточные факторы и импортировать дефицитные факторы производства, этим самым компенсируя относительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мирового хозяйства.

Необходимо подчеркнуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной  для обработки земли, приходящейся на одного работающего). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная  цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие, будет ниже», чем в других странах. Таким образом и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.

Информация о работе Место и роль Российской Федерации в международной торговли