Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:34, реферат
Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация войсками США — одна из основных причин, приведших к серьезной ломке конституционных и административных институтов. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, а еще в середине августа того же года Правительство страны приняло Потсдамскую декларацию союзных держав. 15 августа 1945 г., на следующий день после принятия, императорским эдиктом был уведомлен японский народ.
Введение
История принятия Конституции Японии 1947г.
Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию. Конституционный контроль.
Заключение
Список литературы
В Конституции закреплена система «парламентских кабинетов». Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой - распустить палату представителей и назначить новые выборы. Это право премьер-министра является достаточно эффективной сдерживающей мерой для парламента. Статья 66 (абзац 2) закрепляет принцип гражданского правительства, согласно которому ни один из членов Кабинета не может быть военным лицом.
Подчинённое положение министров по отношению к премьер-министру подчёркивает ст. 70 Конституции, согласно которой министры должны уйти в отставку в полном составе, если должность премьер-министра становится вакантной.
Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр. Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. Правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание.
Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы сдержек и противовесов, особенно отчётливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.
Судебная власть находится у Верховного Суда, состоящего из Главного судьи и установленного законом числа судей, и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным Судом. Этот суд как высшая инстанция уполномочивается решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта. Судьи независимы, действуют согласно «голосу своей совести» (ст. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела о которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было «особые суды» запрещаются.
Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод. Прямо заимствуя из американской конституции редакцию основных прав граждан, японская Конституция относит к ним «право на жизнь, свободу и стремление к счастью» (ст. 13) .
К числу этих прав отнесено и равенство перед законом, подкрепляемое запрещением всяких видов дискриминации, запрещением «пэрства и других аристократических институтов, всяких привилегий» (ст. 14). Среди «классических» прав Конституция провозглашает:
а) право на разбирательство дела в суде (ст. 32),
б) право на адвоката (ст. 37),
в) запрещение произвольных арестов (ст. 33), обысков (ст. 55), применения пыток (ст. 36).
Провозглашены демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя; никто не может быть осуждён в случае, когда единственным доказательством против него является его собственное признание и т.д.
Социальные
права в Конституции
Японская
Конституция провозгласила
Конституция декларировала отказ Японии на «вечные времена» от войны, а также «... от угрозы применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров» (ст. 9) . Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. Однако вопреки конституции, вскоре после её принятия, под наименованием «силы самообороны» были созданы современные армия и флот.
Конституция
впервые в истории Японии закрепила
также автономию местных
Исходя из всего изложенного, Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличие от прежней конституции 1889 г.):
Глава IX японской конституции гласит: «Статья 96. Поправки к настоящей Конституции вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих палат и представляются затем на одобрение народа; поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших, либо в порядке особого референдума, либо путем выборов — в соответствии с решением Парламента.
Утвержденные указанным образом поправки немедленно промульгируются Императором от имени народа в качестве неотъемлемой части Конституции».
Конституционный контроль в Японии осуществляет Верховный суд осуществляющий и судебную власть.
Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 судей. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск о неконституционности акта подается в суд первой инстанции.
Верховный
суд Японии, в отличие от большинства
европейских конституционных судов, не
имеет дела исключительно с конституционным
контролем, а также не имеет специальной
схемы выбора дел. Он не вправе по своему
усмотрению истребовать у другого суда
дело для проверки и исправления решений
по вопросам права в порядке certiorari, как
это имеет место у Верховного суда США.
Загруженность делами членов Верховного
суда чрезвычайно велика, и поэтому Верхов-ный
суд определяет себе около 30 «научно-исследовательских
судей» из числа весьма опытных судей
нижестоящих судов. Для подготовки дел
к слушанию имеется 20 «исследовательских
секретарей». Почти все они должны иметь
опыт судейской работы в течение нескольких
лет. В отличие от практики США, они не
служат секретарями индивидуальных судей,
а работают на суд в целом.
Заключение
Глава X Конституции определяет Конституцию как Верховный закон страны, в случае противоречия которому никакой государственный акт не имеет законной силы. Император или Регент, государственные министры, члены Парламента, судьи и все остальные публичные должностные лица обязаны уважать и охранять Конституцию. Заключенные Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться (ст. 98, 99).
В отличие от первой Конституции и проекта, разработанного японским правительством, Конституция 1946 г. провозгласила принцип народного суверенитета (преамбула и ст. 1). Указанное нововведение проявляется в том, что ст. 1 Конституции провозглашает: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». В специальном обращении к нации Император Хирохито заявил об отказе от концепции божественного происхождения и сверхъестественной основы своей суверенной власти, провозглашенных предыдущей Конституцией.
Парламент
характеризуется в Конституции
как высший орган государственной
власти и единственный законодательный
орган государства (ст. 41). Его верхняя
палата стала также выборной. Форма правления,
сложившаяся на основе Конституции, может
быть охарактеризована как парламентарная
монархия.
Список литературы:
М.: Высшая школа, 1988.