Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:06, реферат
Китайская Народная Республика (КНР) - одна из крупнейших стран мира. На ее территории - 7,2% мировой суши - проживает свыше 21% населения мира. Она обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель. Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось
В начале нового века активно
разрабатывалась концепция «
Вступление в ВТО –
один из показателей присутствия
страны в мировой системе наравне
со стремлением лидировать в региональном
сотрудничестве и с усилением
роли в глобальных экономических
процессах. Правительство Китая
неоднократно заявляло о необходимости
перехода от обеспечения мирного
окружения к активному
Реформы в Китае, бесспорно,
относятся к градуалистским преобразованиям.
Постепенность реформ и гибкость
правительства к изменению
Сложившаяся в последние годы международная обстановка, трудности, с которыми сталкивается развивающаяся китайская экономика, глубокие изменения в обществе, все возрастающая потребность людей в участии в политическом процессе - каждый из этих вопросов ставит перед лидерами Китая непростой выбор. Однако сейчас, оказавшись в такой ситуации, правительство все чаще предпочитает не делать никакого выбора вовсе. Скоро откроется 18 съезд Коммунистической партии Китая. На этом съезде бразды правления страной будут переданы в руки нового лидера, поэтому весь мир пристально следит за развитием событий. И людей интересует не столько то, каким будет состав правительственной группы, как то, какие реформы в этих новых условиях будет проводить новая политическая верхушка.
Концепция "китайского пути"
- это своего рода обобщение китайскими
чиновниками всего опыта
Сложившаяся в последние годы международная обстановка, трудности, с которыми сталкивается развивающаяся китайская экономика, глубокие изменения в обществе, все возрастающая потребность людей в участии в политическом процессе - каждый из этих вопросов ставит перед лидерами Китая непростой выбор. Однако сейчас, оказавшись в такой ситуации, правительство все чаще предпочитает не делать никакого выбора вовсе. И тому есть несколько причин.
Во-первых, некоторые представители правящей верхушки вообще стараются избегать принятия решений. Сталкиваясь с тем, что ситуация становится только сложнее с течением времени, они либо не знают, какие у них есть варианты, либо не знают, что выбрать. В результате они предпочитают выжидать. Они знают только то, на что не способны пойти, а что могут сделать – не представляют. Подобный подход можно назвать "политикой бездействия". Во-вторых, хотя и есть другие политики, обладающие как силой воли, так и желанием проводить реформы, они оказываются связанными множеством факторов, под воздействием которых действовать практически невозможно. Результат тот же – бездействие. Эту ситуацию можно обозначить так: "желание действовать есть, а возможностей для этого нет". В-третьих, бездействие – выбор, продиктованный наличием взаимоисключающих интересов внутри партии. Когда у власти стоит сильный человек, он делает выбор, исходя из своих личных наклонностей, а потом посредством различных способов и механизмов распространяет свою волю, и, следовательно, политику, продиктованную этой волей, на все правительство. Однако в Китае сейчас сложилась ситуация, когда внутри партии существуют различные, не всегда совпадающие интересы. На уровне принятия решений это проявляется в существовании системы коллективного руководства, которую мы и наблюдаем сейчас в китайском правительстве.
И тогда возникает вопрос: что ждет Китай, если он будет и дальше уходить от трудного выбора? Каким будет его будущее? Практически невозможно с абсолютной точностью дать ответ на этот вопрос, однако опираясь на исторический опыт Китая и опыт других государств, мы можем попробовать спрогнозировать то, по каким путям может пойти развитие КНР.
Во-первых, Китай может пойти по стопам Советского Союза. Основными особенностями такого сценария развития событий будут: в экономической сфере - длительные стагнация и инфляция; в обществе – замедленный темп развития; в политике - самоуправство политической верхушки. Начав проводить политику реформ и открытости, Китай отказался от плановой модели экономики. Однако сейчас в западных странах все сильнее становятся опасения, что Китай может в какой-то мере к ней вернуться. И действительно, в последние годы был значительно расширен сектор государственных предприятий, государственный капитализм снова начинает играть в национальной экономике ведущую роль, и все более явной становится зависимость экономического строя от политических решений. В то же время, поскольку Китай сталкивается с все более серьезными международными проблемами, также сохраняется опасность милитаризации национальной экономики. Стоит только Китаю начать конкурировать с США и другими западными странами в военной сфере, как вероятность такого сценария тут же увеличится. Опять же, если Китай пойдет по этому пути, то правящая партия сможет, по аналогии с Советским Союзом, с одной стороны, опираться в экономической сфере на государственный сектор, а с другой стороны пользоваться националистическими настроениями и образом внешнего врага для легитимизации своих действий. А политический диктат номенклатуры, даже несмотря на то, что внутри управленческого аппарата происходит постоянная смена поколений, будет сохраняться до тех пор, пока не произойдут коренные изменения в структуре государства.
Во-вторых, Китай может
продолжать идти по дороге авторитаризма.
Этот сценарий значительно отличается
от предыдущего. В первом случае мы
будем иметь очень жесткое, негибкое
правительство, обладающее абсолютной
властью; во втором же случае будет
существовать политический строй, обладающий
довольно большим запасом гибкости.
Цель такого режима – сохраняя и
развивая идеи авторитаризма, осуществлять
управление и контроль над экономической,
политической и социальной сферами
общества. Гибкости подобного строя
вполне достаточно, чтобы идти в
ногу со временем, вносить какие-то
небольшие изменения в
В-третьих, Китай может
выбрать путь постепенного реформирования
политического строя и, в конце
концов, прийти к западной демократической
модели. Эта точка зрения, распространенная
в научной и политической среде
как в самом Китае, так и
за рубежом, выглядит более оптимистичной.
По сути, такое будущее – логическое
развитие второго, авторитарного варианта.
Согласно этой точке зрения, по мере
того, как авторитарный строй будет
допускать небольшие изменения,
они будут понемногу
В-четвертых, Китай может
пойти по пути радикальных преобразований,
вплоть до развала существующей системы.
Надо сказать, что речь здесь идет
не о распаде страны и общества,
а о распаде Коммунистической
партии Китая. После распада
Уже довольно долгое время
в политических кругах Китая формировалось
понимание, что для сохранения стабильности
стране нужны перемены, и к вопросу
необходимости реформ в Китае
сейчас подходят исходя именно из этого
принципа. Но на данный момент такого рода
настроения и сам принцип уже
не соответствуют
Если задуматься, уже в древнем тексте "Книги перемен" было написано о той огромной роли, которую играют изменения в нашей жизни. Все в мире меняется, и только сама потребность в переменах остается неизменной. Многотысячелетний опыт китайской истории говорит нам: "если не меняешься сам, то будешь изменен против своей воли, и эта перемена будет радикальной, если не революционной". Если осознать, что подобные вынужденные изменения и революция для Китая уже не просто слова, а вероятные сценарии развития событий, то рассуждения на тему, нужны ли ему перемены вообще, отпадают сами собой.
Список использованных источников
Информация о работе Китайская народная республика в мировом хозяйстве