Кипр: цена вступления в ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:50, доклад

Краткое описание

Кипр стал полноправным членом Евросоюза чуть более года назад. Тогда большинство островитян надеялось, что присоединение к богатому и политически влиятельному объединению укрепит позиции республики на международной арене, позволит решить имеющиеся политические и экономические проблемы, откроет новые перспективы и даже эру всеобщего процветания. Их постигло большое разочарование. ЕС, подобно ООН, ныне полуразвалившемуся СНГ и другим международным организациям, оказался не в состоянии добиться взаимоприемлемого мирного решения застарелого конфликта между греками и турками-киприотами.

Файлы: 1 файл

Кипр.docx

— 35.25 Кб (Скачать)

Кипр: цена вступления в  ЕС

Кипр стал полноправным членом Евросоюза чуть более года назад. Тогда большинство островитян надеялось, что присоединение к  богатому и политически влиятельному объединению укрепит позиции  республики на международной арене, позволит решить имеющиеся политические и экономические проблемы, откроет  новые перспективы и даже эру  всеобщего процветания. Их постигло большое разочарование. ЕС, подобно ООН, ныне полуразвалившемуся СНГ и другим международным организациям, оказался не в состоянии добиться взаимоприемлемого мирного решения застарелого конфликта между греками и турками-киприотами.

В экономической  области также не произошло заметного  прогресса: надежды на широкомасштабную финансовую помощь от ЕС не оправдались. По мере нарастания кризиса объединенной Европы экономические перспективы  Кипра становятся все более сомнительными. Прежде всего, потому, что ради присоединения  к ЕС небольшая республика добровольно отказалась от многих весьма существенных статей пополнения государственного бюджета и пошла на меры, которые значительно ограничили источники доходов собственных граждан.

До вступления в ЕС Кипр относился к тем центрам международного бизнеса, которые называются "налоговым раем". Но для того, чтобы соответствовать демократическим евростандартам брюссельской бюрократии, правительство Кипра провело реформу экономического, трудового и налогового законодательства, а также значительно ужесточило свою визовую политику.  С 1 января 2003 года ставка налога на прибыль была увеличена с прежних 4,25 % до 10 % и в скором времени она должна достигнуть общеевропейского уровня в 20 %. Очевидно, что после этого Кипр перестанет относиться к странам с низким уровнем налогообложения, что неизбежно осложнит положение местного бизнеса. К тому же остров окончательно утратит свою прежнюю привлекательность для  международного бизнеса.

В сложной ситуации оказалась строительная индустрия  Кипра. В ожидании наплыва покупателей  недвижимости из стран ЕС местные бизнесмены и строительные фирмы набрали массу банковских кредитов. На острове начался настоящий строительный бум: виллы и многоквартирные дома росли как грибы после дождя. Но оказалось, что европейцы не спешат в массовом порядке скупать недвижимость на Кипре, спрос продолжает оставаться на довольно низком уровне. По мере нарастания экономических проблем в объединенной Европе он может снизиться еще более. В этих условиях кипрские банки либо перестали предоставлять кредиты, либо значительно сократили масштабы кредитования строительства. Застройщики все чаще вынуждены продавать недостроенные объекты.

Многие годы одним из основных источников финансовых доходов Кипра была собственная  валюта – кипрский фунт. Его курс жестко контролируется правительством и является откровенно завышенным: более двух долларов США за кипрский фунт (вполне в духе СССР, где курс рубля также был зафиксирован государством на уровне 70 копеек за доллар). Кипр не имеет собственной промышленности, для которой подобная валютная политика была бы губительной. Его экономика строится на туризме: каждый год на остров (площадью 9250 кв. км с населением в 730 тыс. человек) приезжает более 2,3 миллиона туристов. Вот они то и вынуждены менять свои полнокровные доллары и евро, не имеющие хождения на острове, на кипрские фунты и затем приобретать на них товары и услуги по завышенным ценам.

На переговорах  о вступлении в ЕС кипрскому правительству удалось добиться для республики отсрочки перехода на евро на пять лет. Но после этого остров лишится доходного бизнеса на собственной валюте и окажется в прямой зависимости от состояния европейской экономики, перспективы которой ныне весьма туманны. При этом Кипр, в отличие от новых членов Евросоюза из Центральной и Восточной Европы, не получит возможности компенсировать свои потери при помощи наращивания экспорта своих дешевых сельскохозяйственных или промышленных товаров в страны Старой Европы. Последних на острове практически не производится, ожидать же серьезного роста доходов от экспорта сельхозпродукции также не приходится. Вино и фрукты в странах ЕС производятся в избытке, и кипрским производителям вряд ли удастся серьезно потеснить на этом рынке своих конкурентов из Франции или Италии.

Вступление Кипра в ЕС серьезно осложнило ситуацию в туристическом бизнесе. После распада СССР наиболее массовую группу туристов составляли англичане, немцы и русские. В отличие от советских времен, когда киприоты называли русскими всех граждан СССР, теперь они не включают в их число граждан других постсоветских государств. Туристов оттуда мало, поэтому большинство киприотов до сих пор даже не знают названий этих бывших союзных республик. Российский же триколор присутствует на острове постоянно и в больших количествах: он гордо развивается над всеми гостиницами, где проживают наши туристы. Но их число теперь постоянно сокращается, и причиной тому стало введение Кипром визового режима с РФ с 1 января 2004 года (безвизовый был с 1994 г.).

До 2003 года Кипр ежегодно посещало около 150 тыс. россиян. Для их обслуживания по всему острову появилось множество магазинов, ресторанов и кафе с русскими вывесками, меню и персоналом. Теперь их хозяева с тоской вспоминают времена массового русского нашествия на остров. Ведь только согласно официальной статистике, поток российских туристов приносил в бюджет острова более 170 млн долларов в год. В реальности же – гораздо больше: россияне всегда были готовы тратить куда больше денег, чем прижимистые англичане или немцы.

Парадоксальным  образом присоединение Кипра к ЕС оказалось более выгодным не для самих киприотов, а для мигрантов и проживающих на острове граждан других государств. Прежде они не имели возможности легально работать по найму или вести собственный бизнес на Кипре ввиду действовавшего для иностранцев запрета на трудовую деятельность. С отменой этого запрета и после принятия Кипром общеевропейских стандартов охраны прав трудовых мигрантов на остров устремились потоки дешевой рабочей силы.

Первыми оказались  вовсе не польские водопроводчики (ставшие  для Старой Европы навязчивым кошмаром), а польские горничные и уборщицы. Конторы по их найму развернули свою работу в Польше задолго до отмены запрета на трудовую деятельность иностранцев. Так что сразу после его отмены во многих отелях острова славящиеся по всей Европе польские "убиральщицы" пришли на смену своим местным коллегам. В своем ремесле последние оказались куда менее квалифицированными, чем неизбалованные польки. К тому же зарплата выполняющих те же функции трудовых мигрантов всегда куда меньше, чем у местных жителей. В результате большинство старой кипрской прислуги было безжалостно уволено прежними хозяевами.

За польской прислугой на Кипр потянулись филиппинские строительные рабочие, индийские программисты и прочие трудовые мигранты из Южной и Восточной Европы, а также стран Азии. Но даже после введения общеевропейских демократических стандартов в области прав человека, правительство Кипра делает все, чтобы не допустить приезда на остров трудовых мигрантов из мусульманских стран. Причиной тому все тот же застарелый конфликт между греками и турками-киприотами и сохраняющиеся напряженные отношения с соседней мусульманской Турцией.

На  Кипре – строительный бум, но недвижимость не покупают

Было бы преувеличением утверждать, что вступление в ЕС принесло Кипру одни потери и неприятности. Уже потому, что за счет объединенной Европы на острове в кратчайшие сроки была построена сеть современных автомагистралей. Широкомасштабное дорожное строительство продолжается и через несколько лет современные трассы покроют всю территорию Кипра (за исключением той его части, на которой расположена непризнанная мировым сообществом Турецкая республика Северного Кипра).

Проблема в  том, что цена вступления в объединенную Европу может оказаться для киприотов  намного выше тех выгод, которые  они в результате могут получить. Ведь уже очевидно, что ожидать  какого-либо прогресса в преодолении  длительного раскола остова в  ближайшие годы не приходится. Негативные же тенденции в экономике все  более ощутимы для большинства  киприотов: это рост налогов, арендной платы, цен на многие товары, уменьшение потока туристов и т.п. В этих условиях перед правительством Кипра остро встают две сложные задачи: каким образом восполнить понесенные в связи с вступлением в ЕС финансовые потери и не допустить кризиса в строительной индустрии и в банковской сфере.

Кипр и Европейский  союз

Двусторонние отношения ЕС и Кипра  начались с подписания Договора о  сотрудничестве в декабре 1972 года, который  был дополнен Протоколом, заключенным  в 1987 году. Этот Договор содержал положения  по вопросам торговли и таможенного  регулирования и представлял  правовую основу для взаимоотношений  Кипра и ЕС до вступления в силу Соглашения о членстве 1 мая 2004 года. С этого момента Кипр стал членом Евросоюза. К Соглашению прилагаются  четыре Протокола о финансах, касающихся финансового и технического сотрудничества.

Республика Кипр обратилась с заявлением о вступлении в члены ЕС в июле 1990 года. Совет  Европы в 1993 году в Люксембурге предложил  Европейской комиссии помочь Правительству  Кипра подготовиться к вступлению в переговоры.

В 1995 году, Совет  по общим вопросам вновь подтвердил пригодность Кипра для вступления в члены Евросоюза и подтвердил готовность Евросоюза принять Кипр во время следующего этапа расширения. Совет решил, что переговоры о  вступлении в члены ЕС должны начаться по предложению Совета Европы через  шесть месяцев после Межправительственной конференции 1996 года.

Выводы Совета Европы, проходившего в Люксембурге, в 1997 году гласили, что вступление Кипра  в члены Евросоюза будет полезно  всему сообществу и поможет в  деле установления гражданского мира и примирения.

Совет Европы в  Копенгагене постановил, что в  отсутствие соглашения применение свода  законодательно-правовых норм, обязательных для государств-членов ЕС к территориям, контролируемым не государством, будет  приостановлено до тех пор, пока Совет  по представлению Европейской Комиссии не вынесет единогласно иное решение. Совет Европы предложил Комиссии тем временем при сотрудничестве с правительством Кипра рассмотреть  возможные пути стимулирования экономического развития северных районов Кипра  и приблизить их к Европе. Программа  была запущена в июне 2003 года.

Результаты переговоров  по всем 31 главам свода законодательно-правовых норм, обязательных для государств-членов ЕС, были включены в Договор о  членстве.

Комиссия вынесла  свое решение 19 февраля и передала Договор на рассмотрение Европарламента, который вынес положительное  решение 9 апреля. Договор о вступлении Кипра в ЕС был подписан в Афинах 16 апреля 2003 года. Кипр ратифицировал  Договор в июле 2003 года. Кипр стал членом ЕС 1 мая 2004 года.

Информация о работе Кипр: цена вступления в ЕС