Казахстан в рамках СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна, т.к. геополитический смысл существования СНГ очевиден. Регион, состоящий из более десяти государств с неустойчивой политической системой, переходной экономикой и острыми социальными проблемами, неурегулированными межгосударственными и межнациональными вооруженными конфликтами, представляет угрозу не только для соседних государств. Низкий уровень жизни основной части населения, бедность и нищета, сепаратизм и религиозный экстремизм, потоки беженцев и вынужденных переселенцев, нелегальная миграция, рост преступности и мафиозных групп, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков — вот далеко не полный перечень проблем, характерных для постсоветских государств.

Оглавление

Введение
СНГ
Интеграция стран СНГ
Государства-участники содружества
Казахстан и СНГ

Файлы: 1 файл

jhgk.docx

— 42.27 Кб (Скачать)

Министерство Образования  и Науки Республики Казахстан

Университет международного бизнеса

Реферат на тему: Казахстан в рамках СНГ

По дисциплине: «Дипломатическая и консульская служба»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверил:

 

 

 

Алматы 2013

 

План:

  1. Введение
  2. СНГ
  3. Интеграция стран СНГ
  4. Государства-участники содружества
  5. Казахстан и СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

8 декабря 1991 года главы  государств России, Украины, Белоруссии  подписали Беловежское соглашение, подтверждающее официально распад  СССР. Перед Казахстаном открылось  много путей развития внешней  политики.

Процессы интеграции на постсоветском  пространстве сложны и противоречивы. Государства, образовавшиеся после  распада Советского Союза, ищут формы  и способы совместного решения  многочисленных проблем, связанных  со стремлением обеспечить достойную  жизнь и будущее для своих  граждан. В рамках Содружества Независимых  Государств декларируется необходимость  и готовность развивать сотрудничество в различных сферах деятельности, подписываются сотни соглашений и решений.

Данная тема актуальна, т.к. геополитический смысл существования  СНГ очевиден. Регион, состоящий  из более десяти государств с неустойчивой политической системой, переходной экономикой и острыми социальными проблемами, неурегулированными межгосударственными  и межнациональными вооруженными конфликтами, представляет угрозу не только для  соседних государств. Низкий уровень  жизни основной части населения, бедность и нищета, сепаратизм и  религиозный экстремизм, потоки беженцев и вынужденных переселенцев, нелегальная  миграция, рост преступности и мафиозных  групп, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков — вот далеко не полный перечень проблем, характерных  для постсоветских государств. На этом фоне объединение усилий и создание любых международных механизмов, направленных на решение этих проблем, являются благом для мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СНГ - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7, тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР. Потому что для ратификации беловежского соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики и влекло за собой изменения в конституцию. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения[4], вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ[5][6][7]. 13 декабря 1991 года в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей[8]. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли  участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала  важной вехой в государственном  строительстве на постсоветском  пространстве, так как она завершила  процесс преобразования бывших республик  СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования  организации в большей степени  были посвящены организационным  вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.

Крупнейшие города СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Ташкент, Баку, Минск, Новосибирск, Харьков, Алма-Ата.

История интеграции стран СНГ

18 октября 2011 года восемь государств — участников Содружества — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали новый договор о зоне свободной торговли в СНГ взамен не вступившего в силу договора о создании зоны свободной торговли от 1994 года.

 

 

 

Государства — участники Содружества

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию  потенциальный член должен разделять  цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются  категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена  из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить  в письменном виде депозитарий Устава. При этом государство обязано  полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в  Уставе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество  Казахстана с государствами СНГ

Развитие отношений с  государствами СНГ, в том числе  многостороннее интеграционное взаимодействие с ними, - главный приоритет внешнеполитического  курса Казахстана. Об этом неоднократно говорилось в публичных выступлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Это важнейший компонент практической политики законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

В основе казахстанского подхода  к многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ лежит концепция  разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования узкой группы стран, связанных узами более тесной интеграции.

При этом Казахстан неизменно  выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер, а их цели и практическая деятельность лежали в общем русле  развития СНГ.

Содружество Независимых  Государств - это единственная организация, которая объединяет постсоветское  пространство.

Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, которое осуществляется, таким образом, в формате заинтересованных сторон. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии.

Развитая система уставных органов СНГ включает Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Межпарламентскую Ассамблею, Совет  министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны, Совет  командующих Пограничными войсками и др. Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет  СНГ.

В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых  Государств на период до 2005 года приоритетным в формате “двенадцати” является экономическое сотрудничество.

В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к  многостороннему режиму свободной  торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной  торговли. Но странам СНГ не удалось  разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому  в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений  и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной  торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.

Необходимо учитывать, что  для каждой страны СНГ, участвующей  в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических  потенциалах, степени реформирования экономики, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной  зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с  согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.

Однако процесс экономической  интеграции стран СНГ имеет сложный  и противоречивый характер. В числе  факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, разный уровень экономического развития государств, нестыковка отдельных  политических и экономических интересов  государств.

В последнее время на передний план в деятельности СНГ выдвинулись  вопросы противодействия новым  вызовам и угрозам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Сотрудничество в этом направлении с учетом реального  развития событий, на сегодня наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия. Например, осуществляется программа  по борьбе с международным терроризмом  и иными проявлениями экстремизма. Подписано решение о реализации международной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 год.

Созданы новые оргструктуры и механизмы взаимодействия. Это, прежде всего, Антитеррористический центр СНГ, функционирующий в Москве на базе ФСБ России с 2000 года. Он работает с использованием возможностей спецподразделений и объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств СНГ.

Идет наращивание совместных усилий в антинаркотическом направлении. В СНГ одобрена Концепция сотрудничества в противодействии незаконному  обороту наркотиков, психотропных веществ  и их прекурсоров (2002 год), реализована программа по борьбе с этим злом на 2002-2004 годы. На саммите СНГ в Астане принято решение о разработке очередной антинаркотической программы на 2005-2007 годы. Здесь стремление к противодействию очевидно и весьма сильно, поскольку страны СНГ уязвимы перед лицом этой угрозы и находятся по существу на переднем рубеже наркотической агрессии.

В гуманитарной сфере одной  из основных задач остается дальнейшее развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и  культурного пространства как важного  фактора стимулирования интеграционных процессов в других сферах.

В настоящее время в  государствах и органах СНГ ведется  поиск путей совершенствования  деятельности Содружества. По инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на саммите СНГ в Астане было внесено  предложение о реформировании Содружества  Независимых Государств в контексте эскалации международного терроризма и поручено Совету министров иностранных дел подготовить предложения по совершенствованию и реформированию органов СНГ и внести их на очередное заседание Совета глав государств.

Информация о работе Казахстан в рамках СНГ