Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:11, контрольная работа
Формирование Организации Объединенных Наций (далее ООН) исторически было связано с победой стран-участников антигитлеровской коалиции, что предопределило естественный приоритет в рассмотрении внешнеполитических вопросов. Однако, постепенно с решением в большинстве государств-победителей во второй мировой войне задач по нормализации своего экономического положения, с ростом количества суверенных государств, освободившихся из под колониальной зависимости и их вступлением в ООН, а также с ростом объективной взаимосвязи различных государств. Организация Объединенных Наций в равной степени стала рассматривать не только внешнеполитические, но и социальные, экономические
Введение
Формирование Организации Объединенных Наций (далее ООН) исторически было связано с победой стран-участников антигитлеровской коалиции, что предопределило естественный приоритет в рассмотрении внешнеполитических вопросов. Однако, постепенно с решением в большинстве государств-победителей во второй мировой войне задач по нормализации своего экономического положения, с ростом количества суверенных государств, освободившихся из под колониальной зависимости и их вступлением в ООН, а также с ростом объективной взаимосвязи различных государств. Организация Объединенных Наций в равной степени стала рассматривать не только внешнеполитические, но и социальные, экономические и обще гуманитарные проблемы современности с целью их решения в наиболее благоприятной форме для всего мирового сообщества.
В настоящее время ООН
является крупнейшей международной
организацией, учрежденной на основе
добровольного объединения
Предшественником ООН в международных отношениях справедливо считается Лига Наций, возникшая по итогам завершения Первой мировой войны и решению Версальского мирного договора 1919 года. Устав Лиги Наций был подписан 44 государствами, в том числе 31 государством, принявшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся в ходе военных действий к ней.
Первоначально деятельность Лиги Наций носила явно антисоветский политический характер, но постепенно с ростом фашистской опасности эта тенденция менялась, и в 1934 году 30 государств-членов Лиги обратились к СССР с предложением принять участие в деятельности Лиги Наций, став ее постоянным и полноправным членом.
На протяжении тридцатых годов деятельность Лиги Наций была направлена на предотвращение военных конфликтов в Азии и Африке, разгоравшихся в результате экспансии стран гитлеровской коалиции. Однако, в большинстве случаев эти акции не имели серьезных успехов.
Участие СССР в войне с Финляндией послужило поводом для голосования государств-членов Лиги Наций об исключении Советского Союза из ее постоянных членов. С началом Второй мировой войны деятельность Лиги Наций практически прекратилась и в 1946 году она была упразднена.
Опыт деятельности на международной
арене Лиги Наций, ее успехи и неудачи,
а также необходимость
Глава 1. Экономическое сотрудничество в рамках ООН.
1.1 Состав комиссии ООН, цели и ее функции.
На региональном уровне такое сотрудничество ведется прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом:
В названных комиссиях
в качестве ассоциированных членов,
наблюдателей или консультантов
могут сотрудничать и другие страны,
а также международные
Цели деятельности и функции перечисленных комиссий аналогичны: содействие экономическому развитию стран соответствующих регионов, повышение уровня жизни их населения, поощрение экономических отношений как между странами-членами, так и между ними и остальным миром. Аналогична и организационная структура комиссий. Высшим органом является пленарная сессия представителей государств-членов. Имеются также постоянные и временные вспомогательные органы. Исполнительным органом служит секретариат во главе с исполнительным секретарем. Комиссии проводят международные конференции, совещания и т. п.
1.2 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее СБСЕ).
С начала 70-х годов важное значение приобрело общеевропейское экономическое сотрудничество в рамках СБСЕ. Это сотрудничество основывается на положениях Заключительного акта хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, итоговых документах состоявшихся впоследствии в рамках процесса СБСЕ встреч представителей государств в Белграде, Мадриде и Вене, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и Хельсинкского документа 1992 года, озаглавленного «Вызов времени перемен».
Вопросы экономического сотрудничества являются одной из главных тем, обсуждаемых в таких органах СБСЕ, как встречи глав государств и правительств, Совет СБСЕ (состоящий из министров иностранных дел), Комитет старших должностных лиц, Экономический форум, Парламентская ассамблея СБСЕ и др.
Европейский банк реконструкции и развития. Одним из институтов экономического сотрудничества в Европе является Европейский банк реконструкции и развития (далее ЕБРР), образованный в 1990 году (местонахождение банка – Лондон). Учредителями Банка стала 41 страна, в том числе страны – члены Европейских Сообществ, восточноевропейские государства, включая СССР, а также США, Япония, несколько арабских государств, Израиль, Южная Корея. Уставный капитал Банка – 10 млрд. ЭКЮ (12 млрд. долл. США). Странам ЕС принадлежит 51% капитала. В Уставе Банка отмечается приверженность стран-членов рыночной экономике. Кредиты для частного сектора должны составлять 60%, а для государственного – 40% всех предоставляемых Банком займов. Средства выделяются преимущественно для создания важнейших объектов инфраструктуры – дорог, транспортных сетей, телекоммуникаций. Европейская энергетическая хартия. Суть Хартии, подписанной в 1991 году – в обмене западных капиталов и технологий на доступ к нефтяным и газовым ресурсам бывшего СССР. Хартия представляет собой рамочный акт, которому сопутствуют протоколы по сотрудничеству в области ядерной энергетики, защиты окружающей среды, поиска новых энергоносителей, модернизации нефтеперерабатывающих заводов и нефтеразведки.
1.3 Совет Экономической Взаимопомощи (далее СЭВ).
Опыт экономического сотрудничества в рамках созданного в 1949 году Совета уже считается вошедшим в историю: СЭВ прекратил свое существование 28 июня 1991 г. В него входили Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Базой объединения стран – членов СЭВ были не только их взаимные экономические интересы, но прежде всего их политико-идеологическая связь и основанное на ней единообразие социально-экономических систем на базе плановой, централизованно регулируемой экономики. Целями СЭВ являлись организация экономического сотрудничества и интеграция стран-членов.
В СЭВ сформировалась особая
локальная система юридического
обеспечения сотрудничества. Был
разработан целый комплекс специфических
видов международных
Кроме самого СЭВ было создано несколько десятков отраслевых экономических организаций бывших социалистических стран, в том числе Международный инвестиционный банк (далее МИБ), продолжающий и ныне свою деятельность.
1.4 Содружество Независимых Государств.
В подписанном 8 декабря 1991 г. Беларусью, Россией и Украиной Соглашении о создании Содружества Независимых Государств (далее СНГ) провозглашалось отнесение к сфере совместной деятельности сторон, в частности, формирования и развития общего экономического пространства, таможенной и миграционной политики, развития системы транспорта и связи. Россия заключила развернутые двусторонние соглашения с рядом стран СНГ о снятии ограничений в хозяйственной деятельности, включая установление между Россией и этими странами единого экономического пространства, свободы предпринимательства, перемещения товаров и услуг, транзита. Заключено также было многостороннее соглашение Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана о таможенном союзе, предусматривающее беспошлинный режим обмена товарами и услугами и общий тариф для третьих стран.
24 октября 1993 г. был подписан рамочного характера Договор о создании Экономического союза ряда стран СНГ с целями образования единого рынка капиталов, товаров, услуг, согласования валютно-финансовой политики.
Важной инициативой в
области энергетического
20 марта 1992 г. были заключены
два соглашения с участием Армении, Беларуси,
Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России,
Таджикистана и Украины: «Об общих условиях
поставок товаров», а также «О порядке
разрешения споров, связанных с осуществлением
хозяйственной деятельности». А в июле
1992 года ряд стран подписали Соглашение
о статусе Экономического суда СНГ. Важнейшее
значение для экономического сотрудничества
имеет создание Координационно-
Процесс формирования правового режима экономического сотрудничества в СНГ продолжается и не может считаться вполне институированным.
Глава 2. Организация экономического сотрудничества и развития.
Экономическое сотрудничество
западных стран зародилось на
многосторонней основе в
На практике, однако, в последние годы выработка западными странами стратегических политических решений, включая экономическую сферу международного сотрудничества, осуществляется в рамках неформальных, но стабильных совещаний стран «большой семерки» (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ и Япония). Встречи «большой семерки» проводятся ежегодно на уровне руководителей государств. При необходимости в определенном порядке встречаются также руководители правительств, министры и эксперты стран.
Глава 3. Европейские Сообщества (далее ЕС).
Принципиально новой правовой формой экономического сотрудничества стали Европейские Сообщества, состоящие из трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных организаций: Европейского объединения угля и стали (далее ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (далее ЕЭС), созданных в 1957 году. В ЕС сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Членами ЕС на 1993 год являлись Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. В ЕС применяются 9 официальных языков.
Целью ЕС (нередко в прессе
именовавшихся Общим рынком) является
последовательное развитие интеграционных
процессов для образования
Главными органами ЕС являются Совет, Комиссия, Европейский парламент, Европейский суд.
Совет – высший исполнительный орган ЕС. Заседания его в зависимости от характера обсуждаемых вопросов проводятся на уровне глав государств и правительств (в этом случае говорится о Европейском совете) или на уровне соответствующих министров (Совет министров). Акты Совета принимаются либо единогласно (в случаях, затрагивающих «жизненно важные интересы государств-членов»), либо большинством голосов (в соответствии со следующими квотами: Великобритания, Италия, Франция и ФРГ – по 10 голосов; Испания – 8; Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия – по 5; Дания и Ирландия – по 3; Люксембург – 2 голоса). При этом основная часть нормативных актов принимается квалифицированным большинством (54 из 76 голосов). При Совете образован Комитет постоянных представителей стран-членов на уровне послов в качестве консультативного органа для оперативного предварительного согласования подготавливаемых на рассмотрение Совета вопросов.
Информация о работе Экономическое сотрудничество в рамках ООН