Экономическое сотрудничество в рамках ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:11, контрольная работа

Краткое описание

Формирование Организации Объединенных Наций (далее ООН) исторически было связано с победой стран-участников антигитлеровской коалиции, что предопределило естественный приоритет в рассмотрении внешнеполитических вопросов. Однако, постепенно с решением в большинстве государств-победителей во второй мировой войне задач по нормализации своего экономического положения, с ростом количества суверенных государств, освободившихся из под колониальной зависимости и их вступлением в ООН, а также с ростом объективной взаимосвязи различных государств. Организация Объединенных Наций в равной степени стала рассматривать не только внешнеполитические, но и социальные, экономические

Файлы: 1 файл

мтс готовая.docx

— 33.61 Кб (Скачать)

Введение

Формирование Организации Объединенных Наций (далее ООН) исторически было связано с победой стран-участников антигитлеровской коалиции, что предопределило естественный приоритет в рассмотрении внешнеполитических вопросов. Однако, постепенно с решением в большинстве государств-победителей во второй мировой войне задач по нормализации своего экономического положения, с ростом количества суверенных государств, освободившихся из под колониальной зависимости и их вступлением в ООН, а также с ростом объективной взаимосвязи различных государств. Организация Объединенных Наций в равной степени стала рассматривать не только внешнеполитические, но и социальные, экономические и обще гуманитарные проблемы современности с целью их решения в наиболее благоприятной форме для всего мирового сообщества.

В настоящее время ООН  является крупнейшей международной  организацией, учрежденной на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочнения мира и безопасности, а также развития международного сотрудничества между государствами.

Предшественником ООН  в международных отношениях справедливо  считается Лига Наций, возникшая  по итогам завершения Первой мировой войны и решению Версальского мирного договора 1919 года. Устав Лиги Наций был подписан 44 государствами, в том числе 31 государством, принявшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся в ходе военных действий к ней.

Первоначально деятельность Лиги Наций носила явно антисоветский  политический характер, но постепенно с ростом фашистской опасности эта  тенденция менялась, и в 1934 году 30 государств-членов Лиги обратились к  СССР с предложением принять участие  в деятельности Лиги Наций, став ее постоянным и полноправным членом.

На протяжении тридцатых  годов деятельность Лиги Наций была направлена на предотвращение военных  конфликтов в Азии и Африке, разгоравшихся  в результате экспансии стран  гитлеровской коалиции. Однако, в большинстве случаев эти акции не имели серьезных успехов.

Участие СССР в войне с  Финляндией послужило поводом для  голосования государств-членов Лиги Наций об исключении Советского Союза  из ее постоянных членов. С началом Второй мировой войны деятельность Лиги Наций практически прекратилась и в 1946 году она была упразднена.

Опыт деятельности на международной  арене Лиги Наций, ее успехи и неудачи, а также необходимость определения  основных принципов послевоенного  международного сотрудничества привели  к тому, что в ходе встречи лидеров  двух ведущих англофонских государств антигитлеровской коалиции в 1942 году, в итоговый документ - Атлантическую хартию впервые было включено положение о необходимости создания в послевоенном мире специальной международной организации, которая будет функционировать более эффективно, чем Лига Наций и одновременно буде в состоянии стать гарантом на пути предотвращения развязывания новых мировых военных конфликтов. Это было первое документированное упоминание об идее создания Организации Объединенных Наций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическое сотрудничество в рамках ООН.

1.1 Состав комиссии ООН, цели и ее функции.

На региональном уровне такое  сотрудничество ведется прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом:

  • в Европейскую экономическую комиссию ООН (далее ЕЭК) входят европейские государства – члены ООН, а также США и Канада; штаб-квартира – в Женеве;
  • членами Экономической и Социальной комиссии ООН для Азии и Тихого Океана (далее ЭСКАТО) являются государства Азии (кроме арабских стран Западной Азии), Океании, а также Великобритания, США и Франция; штаб-квартира - в Бангкоке;
  • Экономическая комиссия ООН для Африки (далее ЭКА) состоит из африканских государств; штаб-квартира – в Аддис-Абебе;
  • Экономическая комиссия ООН для Западной Азии (далее ЭКЗА) объединяет арабские государства Западной Азии, Египет, в нее также входит Организация освобождения Палестины; штаб-квартира - в Багдаде;
  • членами Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (далее ЭКЛА) являются латиноамериканские государства, а также Великобритания, Нидерланды, Испания, Канада, США и Франция; штаб-квартира – в Сантьяго.

В названных комиссиях  в качестве ассоциированных членов, наблюдателей или консультантов  могут сотрудничать и другие страны, а также международные организации.

Цели деятельности и функции  перечисленных комиссий аналогичны: содействие экономическому развитию стран  соответствующих регионов, повышение  уровня жизни их населения, поощрение  экономических отношений как между странами-членами, так и между ними и остальным миром. Аналогична и организационная структура комиссий. Высшим органом является пленарная сессия представителей государств-членов. Имеются также постоянные и временные вспомогательные органы. Исполнительным органом служит секретариат во главе с исполнительным секретарем. Комиссии проводят международные конференции, совещания и т. п.

1.2  Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее СБСЕ).

С начала 70-х годов важное значение приобрело общеевропейское экономическое сотрудничество в рамках СБСЕ. Это сотрудничество основывается на положениях Заключительного акта хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, итоговых документах состоявшихся впоследствии в рамках процесса СБСЕ встреч представителей государств в Белграде, Мадриде и Вене, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и Хельсинкского документа 1992 года, озаглавленного «Вызов времени перемен».

Вопросы экономического сотрудничества являются одной из главных тем, обсуждаемых  в таких органах СБСЕ, как встречи  глав государств и правительств, Совет  СБСЕ (состоящий из министров иностранных  дел), Комитет старших должностных  лиц, Экономический форум, Парламентская  ассамблея СБСЕ и др.

Европейский банк реконструкции  и развития. Одним из институтов экономического сотрудничества в Европе является Европейский банк реконструкции  и развития (далее ЕБРР), образованный в 1990 году (местонахождение банка – Лондон). Учредителями Банка стала 41 страна, в том числе страны – члены Европейских Сообществ, восточноевропейские государства, включая СССР, а также США, Япония, несколько арабских государств, Израиль, Южная Корея. Уставный капитал Банка – 10 млрд. ЭКЮ (12 млрд. долл. США). Странам ЕС принадлежит 51% капитала. В Уставе Банка отмечается приверженность стран-членов рыночной экономике. Кредиты для частного сектора должны составлять 60%, а для государственного – 40% всех предоставляемых Банком займов. Средства выделяются преимущественно для создания важнейших объектов инфраструктуры – дорог, транспортных сетей, телекоммуникаций. Европейская энергетическая хартия. Суть Хартии, подписанной в 1991 году – в обмене западных капиталов и технологий на доступ к нефтяным и газовым ресурсам бывшего СССР. Хартия представляет собой рамочный акт, которому сопутствуют протоколы по сотрудничеству в области ядерной энергетики, защиты окружающей среды, поиска новых энергоносителей, модернизации нефтеперерабатывающих заводов и нефтеразведки.

1.3 Совет Экономической Взаимопомощи (далее СЭВ).

Опыт экономического сотрудничества в рамках созданного в 1949 году Совета уже считается вошедшим в историю: СЭВ прекратил свое существование 28 июня 1991 г. В него входили Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Базой объединения стран – членов СЭВ были не только их взаимные экономические интересы, но прежде всего их политико-идеологическая связь и основанное на ней единообразие социально-экономических систем на базе плановой, централизованно регулируемой экономики. Целями СЭВ являлись организация экономического сотрудничества и интеграция стран-членов.

В СЭВ сформировалась особая локальная система юридического обеспечения сотрудничества. Был  разработан целый комплекс специфических  видов международных экономических  договоров (о долгосрочных поставках  товаров, о специализации и кооперировании производства, о научно-техническом  сотрудничестве и т. д.).

Кроме самого СЭВ было создано  несколько десятков отраслевых экономических  организаций бывших социалистических стран, в том числе Международный  инвестиционный банк (далее МИБ), продолжающий и ныне свою деятельность.

1.4 Содружество Независимых Государств.

В подписанном 8 декабря 1991 г. Беларусью, Россией и Украиной Соглашении о создании Содружества Независимых Государств (далее СНГ) провозглашалось отнесение к сфере совместной деятельности сторон, в частности, формирования и развития общего экономического пространства, таможенной и миграционной политики, развития системы транспорта и связи. Россия заключила развернутые двусторонние соглашения с рядом стран СНГ о снятии ограничений в хозяйственной деятельности, включая установление между Россией и этими странами единого экономического пространства, свободы предпринимательства, перемещения товаров и услуг, транзита. Заключено также было многостороннее соглашение Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана о таможенном союзе, предусматривающее беспошлинный режим обмена товарами и услугами и общий тариф для третьих стран.

24 октября 1993 г. был подписан рамочного характера Договор о создании Экономического союза ряда стран СНГ с целями образования единого рынка капиталов, товаров, услуг, согласования валютно-финансовой политики.

Важной инициативой в  области энергетического сотрудничества явилось подписание в Сургуте  в марте 1993 года Соглашения о создании Межправительственного совета по нефти  и газу между почти всеми бывшими  республиками СССР (кроме Эстонии, Латвии и Туркменистана). Главной целью  Совета является сотрудничество стран-членов в области добычи, транспортирования, переработки и использования нефти и газа, предусматриваются общие инвестиции в топливный комплекс России. Предполагается в дальнейшем согласование цен, тарифов и квот поставок на эти продукты.

20 марта 1992 г. были заключены два соглашения с участием Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины: «Об общих условиях поставок товаров», а также «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». А в июле 1992 года ряд стран подписали Соглашение о статусе Экономического суда СНГ. Важнейшее значение для экономического сотрудничества имеет создание Координационно-консультативного комитета (ККК) и Исполнительного секретариата СНГ.

Процесс формирования правового  режима экономического сотрудничества в СНГ продолжается и не может  считаться вполне институированным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация экономического сотрудничества и развития.

 Экономическое сотрудничество  западных стран зародилось на  многосторонней основе в условиях  серьезных экономических и социальных  трудностей в Европе после  окончания второй мировой войны  как выражение стремления вдохнуть  новую жизнь в рыночную модель  хозяйства не только на национальном, но и на международном уровне. Крупномасштабным мероприятием  в этом направлении был так  называемый план Маршалла (по  имени бывшего государственного  секретаря США), основными целями  которого были преодоление с  помощью американских капиталов  послевоенной разрухи в Европе  и предохранение ее от нежелательных  социальных потрясений. Осуществление  этого плана в 1948 году потребовало  создания организационно-правового  механизма, в США – специальной  Администрации экономического сотрудничества, а на международном уровне  – Организации европейского экономического  сотрудничества (далее ОЕЭС) для  выработки заявок западноевропейских  стран на американскую помощь. СССР и восточноевропейские страны, называвшиеся в то время «народными  демократиями», по политическим  причинам в плане Маршалла  не участвовали. Выполнив свои  задачи, ОЕЭС в 1960 году была  преобразована в Организацию  экономического сотрудничества  и развития (далее ОЭСР). Целями  ее признавались согласование  общей экономической и торговой  политики стран-членов, координация  их политики по предоставлению  помощи развивающимся странам,  содействие развитию мирового  экономического обмена на многосторонней  недискриминационной основе. Членами ОЭСР являются западноевропейские страны, Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Япония. Местонахождение – Париж. Руководящий орган ОЭСР – постоянно действующий Совет с участием представителей от каждой страны-члена. Решения его принимаются с согласия всех членов. Совету подчинен Исполнительный комитет. Административно-оперативным органом является Секретариат во главе с генеральным секретарем. Кроме того, существует свыше 100 специализированных и рабочих органов. В ОЭСР ведется большая исследовательская работа. Решения органов ОЭСР носят в основном консультативный и рекомендательный характер.

На практике, однако, в  последние годы выработка западными странами стратегических политических решений, включая экономическую сферу международного сотрудничества, осуществляется в рамках неформальных, но стабильных совещаний стран «большой семерки» (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ и Япония). Встречи «большой семерки» проводятся ежегодно на уровне руководителей государств. При необходимости в определенном порядке встречаются также руководители правительств, министры и эксперты стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Европейские Сообщества (далее ЕС).

Принципиально новой правовой формой экономического сотрудничества стали Европейские Сообщества, состоящие  из трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных организаций: Европейского объединения угля и стали (далее ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (далее ЕЭС), созданных в 1957 году. В ЕС сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Членами ЕС на 1993 год являлись Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. В ЕС применяются 9 официальных языков.

Целью ЕС (нередко в прессе именовавшихся Общим рынком) является последовательное развитие интеграционных процессов для образования таможенного, экономического, а также и политического  союза. На этих направлениях странам-членам удалось достичь полной отмены пошлин во взаимной торговле, установления единого внешнего таможенного тарифа, отмены количественных ограничений в торговле друг с другом и с подавляющим большинством развитых стран (кроме торговли некоторыми видами сельскохозяйственной продукции), свободного передвижения людей, товаров и капиталов через границы, осуществления единой торговой политики, единой политики субсидируемого и протекционируемого сельского хозяйства, координируемой валютно-финансовой системы с созданием общей расчетной единицы (далее ЭКЮ) и планируемым переходом к единой денежной единице, унификации социальных прав и гарантий для населения, единой патентной системы и т. д. Создан общий рынок без внутренних границ со свободным движением товаров, лиц, услуг и капиталов, а к концу XX века намечено образование по сути федерации государств ЕС.

Главными органами ЕС являются Совет, Комиссия, Европейский парламент, Европейский суд.

Совет – высший исполнительный орган ЕС. Заседания его в зависимости от характера обсуждаемых вопросов проводятся на уровне глав государств и правительств (в этом случае говорится о Европейском совете) или на уровне соответствующих министров (Совет министров). Акты Совета принимаются либо единогласно (в случаях, затрагивающих «жизненно важные интересы государств-членов»), либо большинством голосов (в соответствии со следующими квотами: Великобритания, Италия, Франция и ФРГ – по 10 голосов; Испания – 8; Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия – по 5; Дания и Ирландия – по 3; Люксембург – 2 голоса). При этом основная часть нормативных актов принимается квалифицированным большинством (54 из 76 голосов). При Совете образован Комитет постоянных представителей стран-членов на уровне послов в качестве консультативного органа для оперативного предварительного согласования подготавливаемых на рассмотрение Совета вопросов.

Информация о работе Экономическое сотрудничество в рамках ООН