Экономические связи России с зарубежными странами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

цель поставленного исследования в следующем виде: разобраться в сущности и дать анализ экономическим связям. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:
1. Изучить сущность и структуру экономических связей;
2. Выделить предмет международных экономических отношений;
3. Дать определение и выделить формы международных экономических отношений;

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…...…4
1.Внешние экономические связи России со странами Дальнего
Зарубежья…………………………………………………………………...4
1.1. Особенности внешнеэкономических связей России……………..…6
1.2 Ведущие партнеры внешнеэкономической деятельности РФ……...10
1.3 Торгово-экономическое сотрудничество России со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона…………………………………….…11
2 Экономические связи России со странами Дальнего Зарубежья…….13
2.1 Сотрудничество России с европейскими странами………………...14
2.2 Сотрудничество России с США……………………………………..22
2.3 Сотрудничество России со странами Центральной и Восточной
Европы…………………………………………………………………….25
2.4 Сотрудничество России со странами АТР………………….………29
3. Экономические связи России со странами СНГ……………..……....35
3.1 Анализ внешнеторговых связей России со странами СНГ, а так же
выявление существующих проблем………………………………….…36
3.2 Решение проблем в области внешней торговли РФ со странами
СНГ………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы……………………………….……43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.26 Кб (Скачать)

     Заметное  место в российско-японских отношениях занимают региональные связи. Особенно активно эти отношения поддерживают предприятия и организации Приморского  и Хабаровского краев, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия), Амурской, Иркутской и Камчатской областей. С японской стороны в региональное сотрудничество вовлечены 16 префектур и муниципальных округов.

     Прогресс  в торгово-экономическом сотрудничестве России и Японии в значительной степени  зависит от рыночных преобразований в российской экономике и ее инфраструктуре, стабилизации и подъеме, прежде всего  в промышленности, от региональной динамики процессов расширенного воспроизводства  капитала. Развитию взаимовыгодных и  деловых связей способствовали бы и  новые региональные отношения партнеров, свободные от "территориальной  проблемы", решение которой лежит  в совместном хозяйствовании России и Японии на спорных территориях.

     Индия традиционно занимала важное место в торгово-экономических связях бывшего СССР, что было обусловлено как экономическими, так и политическими факторами. Переход от клиринговой к гибкой системе расчетов, предоставляющей организациям сторон возможность выбора наиболее приемлемой формы расчетов по коммерческим сделкам (расчеты в СКВ или специальные счета, открываемые российскими экспортерами в индийских коммерческих банках) отразились на внешнеторговом товарообороте двух стран, составившем 1,2 млрд долл. в 2009 г. по сравнению с 1,5 млрд долл. в 2008 г.

     В товарной структуре российского  экспорта преобладают цветные и  черные металлы, удобрения, газетная бумага, на долю их приходится около 75% экспорта России в Индию. В меньшей степени  поставляются машины, оборудование, транспортные средства, а также продукция химической промышленности. В структуре российского  импорта значительный удельный вес  приходится на продукцию сельского  хозяйства - чай, орехи кэшью, специи. Растет доля машинотехнической продукции, программного обеспечения, а также  лаков, красок, драгоценных камней и  ювелирных изделий. Подписано межправительственное соглашение о долгосрочных закупках в Индии ежегодно 30 тыс. т чая, 20 тыс. т табака, 100 тыс. т соевого  шрота, медикаментов на 100 млн долл. с оплатой за счет средств, поступающих от Индии, в погашение кредитов СССР.

     Одним из факторов, стимулирующих рост товарооборота  между двумя странами, является использование  средств, поступающих от Индии в  погашение государственных кредитов СССР. В соответствии с межправительственными  договоренностями эти средства (примерно 30 млрд индийских рупий в год) можно использовать для импорта  из Индии в Россию различных товаров  и услуг.

     Однако  рост товарооборота достигается  преимущественно за счет увеличения экспортно-импортных операций, в  то время как развитие других форм экономического сотрудничества в последнее  время практически прекратилось.

     Можно надеяться, что существующие трудности  и проблемы в развитии двухсторонних  торгово-экономических связей будут  преодолены и выйдут на уровень, отвечающий интересам обеих стран.

     В концепции среднесрочной программы  Правительства Российской Федерации  на 2009-2010 гг. значительное внимание уделено внешнеэкономической политике. Внешнеэкономическая деятельность будет оставаться одним из важнейших элементов в реализации основных задач экономической политики Правительства.[29]

     Основной  задачей во внешнеэкономической  сфере является осуществление дальнейшей равноправной интеграции страны в мировые  хозяйственные связи с целью  реализации преимуществ международного разделения труда.

     В связи с практическим исчезновением  возможностей экстенсивного наращивания  поставок на внешние рынки сырья  и материалов дальнейшее увеличение экспорта должно осуществляться за счет машинотехнической и наукоемкой продукции.

     Для повышения эффективности внешнеэкономической  деятельности, прежде всего при поставках  продукции топливно-энергетического  комплекса, других сырьевых товаров и полуфабрикатов, составляющих основу российского экспорта, будет оказываться внешнеэкономическое и иное содействие российским компаниям в налаживании производственно-сбытовой кооперации с иностранными фирмами, в создании за рубежом предприятий по дальнейшей переработке и реализации поставляемой продукции.

     Уделяется внимание развитию и углублению торгово-экономических  отношений России с зарубежными  странами, совершенствованию их договорно-правовой базы, расширению практики использования  прогрессивных форм международного сотрудничества. Особое значение придается  развитию торгово-экономических отношений  с Европейским союзом, со странами Центральной и Восточной Европы, Балканскими странами. Важное направление - создание зон свободной торговли с наиболее важными торговыми  партнерами России.

     Активная  внешнеторговая политика будет проводиться  с Китаем, Индией, странами Среднего и Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и другими государствами.

     Одна  из важнейших задач в области  внешнеторговой политики - вступление России во Всемирную торговую организацию, ВТО.

 

          3 Внешнеэкономические  связи России со  странами СНГ 
 

      Внешнеэкономические связи России со странами СНГ развивались  в течение длительного времени  в составе единого государства. Распад Советского Союза нарушил  сложившиеся экономические связи, привел к существенному сокращению объема торговли между бывшими союзными странами (республиками), ныне членами СНГ.

      Несмотря  на это, Россия остается их крупнейшим торговым партнером. В 2010 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ оценивался в 35,9 млрд долларов, в том числе российский экспорт в эти страны составил 18,3, импорт — 17,6 млрд долл.

      Россия  является главным поставщиком в  страны СНГ энергоносителей (нефть, природный газ) и электроэнергии. Важными товарными группами ее экспорта в эти страны являются также лес и лесоматериалы, металл и драгоценные камни, некоторые виды машин и оборудования.

      Импортирует Россия из стран СНГ более всего  продовольствие и сырье для пищевой промышленности (Украина, Молдавия, Белоруссия, Казахстан), хлопок (Узбекистан, Таджикистан), уголь, железную руду, руды цветных металлов (Казахстан), тракторы, холодильники, автомобили (Белоруссия).

      Большая часть экспортно-импортных операций России со странами СНГ (более 80% ее внешнеторгового оборота с этими странами) приходится на три государства — Украину, Белоруссию и Казахстан.

      В условиях рыночных отношений, открытости экономики Россия заинтересована в развитии экономических отношений, расширении товарооборота со всеми зарубежными странами.[32] 
 
 

     3.1 Анализ внешнеторговых связей России со странами СНГ, а так же выявление существующих проблем 

     Сейчас, особенно в тяжелый, кризисный период, очень важно сохранить уже  существующие экономические связи, которые сформировались за много  лет до названного, 2010, года.

     Максимальное  содействие российскому бизнесу  в развитии торговли, инвестиционного  сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших  задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии  созданного при Минэкономразвития  России Совета по внешнеэкономической  деятельности.

     Важнейшими  показателями, характеризующими степень  эффективности интеграционных процессов  во взаимной торговле - объём и динамика внешнеторгового оборота.

     По  данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США  и вырос по сравнению с 2007 годом  на 29,0%, в том числе экспорт - 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт - 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%) /11, http://ctu.customs.ru/.

     Для торговли России практически со всеми  странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2009 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году).

     Крупнейшим  экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой  в товарообороте России со странами СНГ в 2008 году составила 37,4%. Также  основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2009 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно - 32,1% и 18,5%).

     Российские  компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой  промышленности стран.

     Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные  инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

     Важным  направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями  и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание  кооперации критически необходимо для  разработки, производства и реализации продукции.

     Так что же касательно улучшения интеграционных процессов?

     Проведение  согласованной миграционной политики - один из определяющих факторов успешного  хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка труда государств Содружества  является важным условием обеспечения  свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

     В 2009 году Россия по-прежнему оставалась основной принимающей страной и главным миграционным партнером для государств-участников СНГ, поскольку здесь относительно выше по сравнению со страной выезда уровень жизни и больше возможностей найти работу.

     Экономика ряда стран СНГ в существенной степени зависит от денежных переводов  мигрантов из России: по данным Банка  России за 12 месяцев 2009 года из России в страны СНГ физическими лицами (резидентами и нерезидентами) было переведено денежных средств на сумму 12,6 млрд. долл. США, и по сравнению с 2007 годом (9,7 млрд. долл.) этот показатель увеличился на 29,9%/8, http//www.exportsupport.ru/.

     Согласно  информации Банка России и Статкомитета СНГ, наиболее значимый вклад в экономику  государств-участников СНГ от объема денежных переводов мигрантов наблюдался в 2008 г. в Таджикистане - 49,3% от ВВП, Молдове - 23,2%, Киргизии - 22,7% от ВВП. Переводы в Армению и Узбекистан составили соответственно 10,5% и 11,3% от ВВП этих стран. 

     3.2 Решение проблем в области внешней торговли РФ со странами СНГ 

     Страны  СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в  первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать  транзитный потенциал России и стран-партнеров.

     К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества  на предстоящий период можно отнести  формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

     - продолжать работу по совершенствованию  нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной  торговли, завершению формирования  таможенного союза России, Белоруссии  и Казахстана и элементов единого  экономического пространства;

     - предложить странам Содружества  эффективные антикризисные программы,  а возможно и антикризисные  кредиты, направленные на минимизацию  последствий влияния кризиса  на реальный сектор экономики,  финансовую и банковскую сферы; 

     - активизировать участие российских  предпринимателей в приватизационных  процессах в странах СНГ, в  том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные  предприятия), Казахстане (главным образом,  организации банковской сферы), и  с этой целью обеспечить отечественному  бизнесу всестороннюю поддержку;

Информация о работе Экономические связи России с зарубежными странами