История государства и права Японии в новое время

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:26, реферат

Краткое описание

Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов - князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЯПОНИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ.docx

— 50.12 Кб (Скачать)

В Конституции  нашла отражение относительно самостоятельная  роль военщины, правящей монархической  бюрократии, -- двуединой силы, ставшей  со времен буржуазных реформ активным проводником интересов господствующих классов: полуфеодальных помещиков  и крепнущей монополистической  буржуазии. Это выражалось, в частности, в особом, привилегированном положении таких звеньев государственного аппарата, как Тайный совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушкой армии. Тайный совет, состоящий из президента, вице-президента и 25 советников, назначался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать государственные дела по запросам императора. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1889 году император установил, что все  наиболее значимые вопросы, относящиеся  к армии и флоту, начальники соответствующих  штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров. Военщина могла тем самым влиять на решение императора о замещении  двух главнейших постов в правительстве -- военного и морского министров, предрешая тем самым вопрос не только о составе правительства, но и его политике. Это положение в 1895 г. было законодательно закреплено. Посты военного и морского министров могли замещать лишь военные, находящиеся на действительной военной службе.

Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных (платить налоги и нести военную  службу), которые отождествлялись  с их долгом перед "божественным" императором. Среди прав и свобод японских подданных названы свобода  выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались  в "установленных законом пределах".

Сугубо  формальный характер этих прав и свобод особенно ярко проявился в отношении  свободы вероисповедания, затрагивающей  самую чувствительную сторону японского  мировоззрения. Требование отделения  религии от государства, признания  свободы вероисповедания все  настойчивее стали звучать еще  в период, предшествующий принятию конституции, по мере того, как идеи свободы и равенства овладевали умами наиболее образованных слоев общества. Под влиянием этих требований в 1877 г. было ликвидировано Министерство религиозного образования.

Пересматривая в очередной раз свою религиозную  политику, правительство в 1882 г. предприняло  хитроумный ход. Формально провозгласив "свободу религии", оно объявило синтоизм не религией, а государственным  ритуалом. В связи с этим всем синтоистским священникам императорских  и государственных святилищ было запрещено совершать религиозные  обряды и проповеди. Они должны были отправлять лишь государственные ритуалы, верховным блюстителем которых  в качестве главного священнослужителя  становился сам император, что лишь усиливало его религиозный авторитет. Синтоизм, таким образом, превращался в некую "сверхрелигию", непосредственно включенную в государственную систему.

Сознательному восприятию индивидуальных прав и свобод препятствовало и целенаправленное внедрение властями в общественное сознание принципа "священной японской национальной общности" ("кокутай"), идеи, четко вы- раженной Ито, что "отношения между властями и подданными были изначально определены при основании японского государства".

Формальное  закрепление буржуазно-демократических  прав и свобод не могло изменить сугубо консервативного характера  Конституции 1889 г., но Конституция стала  определенным шагом вперед по пути крайне ограниченной демократизации японского  общества. Вместе с утверждением представительного  органа, провозглашением буржуазно-демократических  прав и свобод она способствовала становлению фактически новой переходной формы японского государства  от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой в последующие  десятилетия не только консервировались феодальные пережитки, но и происходило  стремительное развитие японского  капитализма.

Создание  судебной системы. Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки  судов в Японии, формально установив  несменяемость и независимость  судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Компетенция общих судов  была ограничена, они не могли рассматривать  жалобы на действия администрации. Статья 60 Конституции предусматривала создание особых, административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки  судебного контроля. Право амнистии, согласно ст. 16 Конституции, принадлежало императору, так же как и замена наказания по суду.

Старая  судебная система и судопроизводство в Японии перестраивались медленно. Еще до принятия конституции японскими  политическими деятелями, юристами было проведено широкое изучение судебных и правовых систем западных стран. Этому способствовала деятельность вновь созданных таких научных центров, как Франко-правовая школа (1879), Профессиональная правовая школа Мэйдзи (1881), Английская школа права (1885) и пр.

С 1872 года в суды стали допускаться представители  прессы, были запрещены пытки при  разрешении гражданских дел, формально  уничтожены сословные различия, запрещена, кровная месть. В 1874 г. ограничиваются, а затем полностью запрещаются  пытки в уголовном судопроизводстве.

В 1890 году на основе Закона об организации судов  происходит упорядочение судебной системы  Японии, создаются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Из судей апелляционных судов  и Большого суда правосудия образовались коллегии административных судов.

Закон в соответствии с конституцией формально  закрепил принцип несменяемости  и независимости судей, предусмотрев возможность смещения, понижения  судьи в должности только в  случаях привлечения его к  уголовной ответственности или  наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был  принят Закон о дисциплинарной ответственности  судей. Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обеспечивающего общий  административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты.

Для замещения  должности судьи, согласно Закону 1890 г., требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями  становились лица, сдавшие соответствующие  экзамены и успешно прошедшие  испытательный срок службы в органах  суда и прокуратуры в течение  трех лет.

Информация о работе История государства и права Японии в новое время