Франкское королевство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:07, доклад

Краткое описание

ФРА́НКСКОЕ КОРОЛЕ́ВСТВО (Франкское государство) (лат. Regnum Francorum), варварское королевство, основанное в Галлии франками в кон. 5 в. К нач. 6 в. короли салических франков (салическая ветвь франкского племени имела до 6 в. нескольких королей) расширили свои владения до Сены и Луары и распространили свою власть на обширную территорию по среднему и верхнему Рейну. В 496 Хлодвиг вместе с тысячью франков крестился и заключил союз с католическими епископами, что имело большое значение для укрепления Франкского королевства.

Файлы: 1 файл

ФРА́НКСКОЕ КОРОЛЕ́ВСТВО.docx

— 115.61 Кб (Скачать)

В настоящее  время вряд ли кто из серьезных  ученых отрицает значение варяжского элемента в окончательном объединении  славянских и неславянских племен в IX в. Разногласия имеют место по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образования до варягов. Вопросы эти решаются в зависимости от представления о том, что такое государство.

Представители государственной школы в русской  исторической науке, например, понимая  под государством «политическое  единство народной жизни», считали, что  в Киевской Руси господствовали родовые  отношения, которые затем сменились  вотчинными (территориальными). Государство  же в России, по их мнению, возникло только в XVI в. (С. Соловьев) или даже в XVII в. (К. Кавелин).

Однако если не сводить понятие государства  только к политическим институтам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в., т. е. в «варяжский период». Основной формой политического объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты,

38

как вече, совет  старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и  разложения родового уклада происходила  концентрация власти в руках племенных  вождей — князей, объединявшихся в  более крупные «союзы союзов». Существует предположение, согласно которому первоначально возникло три государственных центра:

        1. Куяба вокруг Киева;
        2. Славия вокруг Новгорода;
        3. Артания вокруг предположительно Рязани.

На этой территории и началось затем формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

В целом возникновение  государственности на Руси было вызвано  в первую очередь внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной и Южной Европе появление новых «варварских» государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, то на Руси темп политического объединения славянских племен был замедленным. Кроме того, постоянные набеги кочевых племен, организация, в свою очередь, походов на Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений — все это способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Киевской Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии.

Таким образом, хотя государство у восточных  славян сложилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились на Руси уже после того, как в русских землях уже вполне сложились экономические и политические предпосылки для объединения. Летописное известие о призвании варягов, по-видимому, содержит гораздо больше действительных фактов, чем иногда думают, и поэтому, может быть, не следует все это сводить к легенде. Однако приглашение варягов не означает, что они явились создателями русского государства. Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников (В. Ключевский). Поэтому роль их была в процессе образования государства достаточно скромной, несмотря на то что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.

Проблема  варягов (норманнов) — это проблема общеевропейская. Варяжские «волны» из Скандинавии шли в двух направлениях: одна — по Днепру, другая — по западной окраине Европы — и встречались в Константинополе. Походы викингов на Запад носили важный характер. Никто на Западе не приглашал норманнов, они приходили сами, и тем более, будучи отсталым народом, варяги, естественно, не принесли государственности ни одному народу Запада. Завоевав ряд государственных образований в Западной Европе, норманны постепенно растворились среди местного населения. Такой же процесс происходил и на славянской территории (С. А. Кислицын). Варяги появились с вполне конкретной целью — поставить под свой контроль важнейший торговый путь, открывавший к тому же благоприятные возможности на Константинополь. Поэтому отношения между варягами, с одной стороны, славянами и финнами — с другой, не были такими мирными, как об этом

39

повествует  Нестор. Скорее, шла полная драматизма борьба славянских и 

финских племен с варяжским нашествием. Но это  нельзя назвать и завоеванием, так как варяги не располагали необходимыми силами для завоевания обширных территорий славян.

Признать  варягов создателями государственности  для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы  влияния варягов на социально-экономические  и политические институты славян? На их язык и культуру? Напротив, на Руси был только славянский, а не шведский язык. И договоры X в. с Византией  посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформляло лишь на двух языках — русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь — как страна несметных богатств.

Политическая  организация. История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX—начало XII вв., условно может быть разделена на три периода:

              1. IX—середина X в. — начальный, время первых киевских князей;
          1. вторая половина X—первая половина XI в. — время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси;
          2. вторая половина XI—начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Восточнославянское  государство формируется на рубеже IX—X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы  племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать — дружина киевских князей.

Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинены  киевскими князьями в два этапа:

            1. союзы племенных княжеств выплачивали дань, сохраняя внутреннюю автономию. Во 2-й половине X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме;
            2. на втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве наместника.

Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IX—X вв. (древлян  — к середине X в.). Вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность (подчинены ко второй половине X в.).

Ликвидация  «автономии» всех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу X в. территориальной структуры государства  Русь.

Территории  в рамках единого раннефеодального государства, управлявшиеся князьями — вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля».

Окончательно  структура государства оформляется  при князе Владимире (980—1015). Он посадил  на княжение в 9 крупнейших центрах  Руси своих сыновей.

40

Главным содержанием деятельности киевских князей стало:

              1. объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского;
              2. приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;
              3. защита границ Русской земли от нападения степных кочевников.

Древнерусское государство по форме правления  представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был «первым среди равных»). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов. Среди других функций — судебная. Он назначал местных судей разбирать  дела среди своих подопечных. В  важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники — местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение (Г. В. Вернадский), что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но тем не менее обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников — наместников для управления городом, областью; вое- вод-предводителей (воевода: большой, великий, градный, местный, ратный,

41

старейший и  др.) различных военных отрядов; тысяцких — высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей — данников, судебных чиновников — вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин — мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI—XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления (А. П. Новосельцев).

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.

Общественное  развитие. Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. О наличии в России в это время социальных классов можно говорить только с оговоркой (Г. В. Вернадский).

Основные социальные группы этого  периода:

                1. высшие классы — князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах;
                2. средний класс — купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности);
                3. низшие классы — беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

На вершине  социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества — «отчины» отдельных князей. Это, например, Черниговское, Переяславское, Смоленское и другие княжества. «Отчины» были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с «очередью».

42

Кроме княжеских бояр — воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия — «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. Они тоже ходили в заморские походы с киевскими князьями, но были тесно связаны с определенной территорией, на которой испокон века стояли их укрепленные городища с богатыми угодьями (Т. В. Черникова).

Информация о работе Франкское королевство