Формы многонациональных компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. МНК предстают непосредственными участниками всего спектра мирохозяйственных связей. Они, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой – сами представляют мощный механизм воздействия на них.

Файлы: 1 файл

formi mnogonatsionalinih kompanii.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

  Еххоп Corporation является преемником компании Standard Oil Company of New Jersey, входящей в трест  Джона Д. Рокфеллера и расформированной в 1911 г. по решению суда на основании  антитрестовского законодательства. Название «Еххоп» было введено в оборот в 1972 г. Под давлением нарастающей конкуренции со стороны международных гигантов — англо-голландской компании Royal Dutch Shell и англо-американской British Petroleum Amoco — произошло слияние Еххоп с другой крупнейшей американской нефтяной МНК — Mobil, которая также является одним из «наследников» бывшей империи Рокфеллера.

  Группа Chase Manhattan Corporation включает в себя ведущий  американский банк с одноименным  названием (результат слияния Chase Manhattan Bank и Chemical Bank), две крупные страховые компании, а также 21 нефинансовую корпорацию, каждая из которых входит в число 100 крупнейших компаний США. Во главе иерархической структуры группы стоит банковская холдинговая компания. Группа Chase является горизонтально интегрированной, ее нефинансовая составляющая включает в себя авиакомпании, железные дороги, авиастроительные предприятия, химические компании, компании розничной торговли. 

  2.2. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ГЕРМАНИИ

  Особенность структуры немецкой экономики заключается в значительной роли банков и их тесных связях с нефинансовым сектором (промышленность, торговля и услуги, транспорт). Исключительная роль банков определяется особенностями германского законодательства, согласно которому частные инвесторы не имеют доступа на фондовые биржи, а покупают и продают акции с помощью посредников, в основном — банков. Независимые мелкие акционеры из-за высоких трансакционных издержек предпочитают не держать у себя купленные акции, а депонировать их в банке. При этом банк предоставляет клиенту корпоративную информацию о собраниях акционеров (повестка дня, рекомендации правления, предложения других акционеров относительно резолюции собрания). Более того, большинство частных акционеров предпочитает на основе доверенности передавать банку право голосования по депонированным акциям (это одна из немногих бесплатных услуг немецких банков).

  В результате, ведущие банки Германии (прежде всего Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank) на основе собственного владения акциями, доверенностей на право голосования и акций, принадлежащих своим дочерним инвестиционным компаниям, сконцентрировали в своих руках огромную степень контроля над ведущими открытыми акционерными обществами Германии — более 80% голосов на собраниях представлено банками. Это позволяет банкам ФРГ избирать членов наблюдательного совета и назначать других руководителей предприятий, а также жестко контролировать процесс изменения уставов корпораций.

  Вокруг  этих банков были образованы крупные  горизонтально интегрированные финансово-промышленные объединения. При этом во главе иерархии стоит банк, с ним связана группа крупных промышленно-торговых компаний, вокруг которых группируется множество крупных и средних фирм. Особенностью немецких ФПГ также является некоторая степень взаимоучастия компаний в капитале друг друга (перекрестное владение акциями).           

  Группа Deutsche Bank является ярким примером горизонтально  интегрированной международной  финансово-промышленной структуры. Финансовые предприятия Deutsche Bank могут быть сгруппированы по шести основным направлениям (рис 1)

  • коммерческие банки;

  • ипотечные банки;

    • инвестиционные компании; 

  

  Рис. 1. Группа Deutsche Bank (финансово-банковские компании) 

  • лизинговые и факторинговые компании;

  • специализированные и консультационные фирмы;

  • международные финансовые компании.

  С финансовым блоком группы тесно связана  крупнейшая страховая компания Allianz. Наряду с перечисленными финансовыми  институтами Deutsche Bank AC контролирует деятельность целого ряда нефинансовых предприятий, в числе которых автомобильный гигант Daimler Benz, торговый дом Karstadt, металлургический концерн Metallgesellshaft, строительная фирма Holzmann.

  Деятельность  группы Deutsche Bank выходит далеко за пределы  Германии, она становится одним из крупнейших многонациональных объединений. При глобализации операций основным направлением выбран американский рынок, выход на который достигается путем установления контроля над крупными американскими компаниями. Так, после приобретения Daimler Benz корпорации Chrysler созадана МНК DaimlerChrysler, да и сам Deutsche Bank приобрел американский банк Bankers Trust Corporation, в результате чего возник крупнейший финансовый институт с международным участием.[5]

  Кроме трех крупнейших ФПГ Германии во главе с банками, существуют и вертикально интегрированные объединения, ядром которых является промышленный концерн. Примером такой группы является ФПГ Tyssen Oppenheim, в центре которой стоит концерн Tyssen, работающий в стальной и угольной отраслях промышленности. Группа сформирована в виде двух иерархически выстроенных холдинговых структур. Головным банком группы является частный банкирский дом Oppenheim, наряду с уполномоченными представителями семьи Тиссенов этот банк представлен в наблюдательных советах обеих холдинговых компаний. 

  2.3. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЯПОНИИ

  Основу  экономики Японии на сегодняшний  день составляют шесть крупнейших ФПГ: Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui, Fuji, Dai-ichi Kangyo и Sanwa. Совокупный объем продаж шести групп-гигантов составляет около 15% ВНП страны.

  Японские  ФПГ представляют собой неиерархические  структуры с широким распространением перекрестного владения акциями (взаимное участие). Основным звеном японской группы компаний, ядром, вокруг которого сформирована вся структура, является один из основных банков. Группа также включает в себя крупную торговую компанию («торговый дом»), страховое общество, инвестиционную компанию и одно или несколько вертикально интегрированных промышленных объединений. Производственные предприятия также связаны взаимным участием в капитале друг друга, а также специфическим финансированием с участием головного банка группы («кэйрецу-финансирование») (см. рис. 2).

  Такая корпоративная структура японских ФПГ сложилась в процессе реконструкции экономики по окончании Второй мировой войны, при этом приоритетное развитие получила банковская система. Также исключительно велика была роль государства, направившего через основные банки долгосрочные финансовые ресурсы для восстановления и развития промышленного потенциала.

 

  

  

  Рис. 2. Структура взаимного участия японской финансово-промышленной группы 

  2.4. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ ЮЖНОЙ КОРЕИ

  Для Южной Кореи характерна высокая  степень монополизации экономики, при этом ее основу составляют крупнейшие ФПГ, такие как Samsung, Daewoo, LG, Hyundai. Корейские группы напоминают по своему строению японские холдинговые компании «дзайбацу», существовавшие до Второй мировой войны: они представляют собой иерархические пирамиды, в основе которых лежит семейный капитал.

  Корейские ФПГ отличаются высоким уровнем  диверсификации, в каждой из них  представлены все ведущие отрасли  промышленности. Широкая диверсификация корейских групп проходила при сильном влиянии государства, стимулировавшего реализацию импортозамещающих проектов. Проследим на примере группы LG развитие процесса горизонтальной интеграции: начав с производства пластмасс, компания внедрилась в производство электротехнической, электронной и телекоммуникационной продукции и оборудования (где пластмассы находят довольно широкое применение), а также в переработку нефти. Следующим этапом был переход к строительству танкеров, а затем — к страховому бизнесу.[6]

  Деятельность  корейских групп отличается высокой  степенью интернационализации, при этом основной акцент делается на государства Азиатско-Тихоокеанского региона и США. Головная холдинговая компания такой МНК выполняет, как правило, функции главного торгового дома.

  2.5. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ РОССИИ

  Российские  финансово-промышленные группы находятся в начальной стадии формирования и только некоторые из них могут быть отнесены к категории МНК (причем, как правило, заграничные дочерние предприятия расположены в странах СНГ). Создание ФПГ шло путем приватизации и акционирования государственных предприятий, ранее составлявших основу экономики бывшего Советского Союза. Возникшие групповые структуры отличаются иерархическим типом построения. Большая часть групп сформировалась вокруг промышленных или торговых предприятий, такие ФПГ отличает вертикальная интеграция в рамках одной отрасли (нефтяная промышленность, лесной сектор, черная металлургия). Другие ФПГ были образованы банками в результате приобретения крупных пакетов акций на залоговых и денежных аукционах, такие группы оказываются горизонтально интегрированными объединениями, либо конгломератами, включающими в себя предприятия несвязанных между собой отраслей.

 

Заключение

  Многонациональные корпорации сегодня являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. МНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающей все большее распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Развитие современной системы экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации. 

  МНК прошли определенную эволюцию, результатом которой явилось сегодняшнее их функционирование и влияние на экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества. Это влияние имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

  Существуют  разнообразные классификации корпораций по различным критериям.

  Среди основных современных тенденций  деятельности этих компаний можно выделить тенденции, связанные с концентрацией  и централизацией капитала. Идут интенсивные объединительные процессы слияний и поглощений.

  Наряду  с этим  возрастает значение малых и средних ТНК, особенно в высокотехнологичных отраслях, где основной доход предприятиям дает интеллектуальный капитал. ТНК высокотехнологичных отраслей промышленности образовали “новые экономики”, развивающиеся более интенсивно, чем “старые”, при этом технологический и организационный разрыв между ними становится все ощутимее.

  Современные тенденции развития МНК связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, благодаря которым стали возможными организация “горизонтальных” МНК и возникновение разнообразных сетевых структур управления.

  Существуют  разнообразные и противоречивые оценки деятельности этих гигантских экономических корпораций, не принимающих во внимание национальные границы. Проведенный анализ экономических и политических последствий интернационализации экономик показывает, что нельзя оценивать МНК только негативно или позитивно. В связи с этим феномен МНК нуждается в дальнейшем исследовании. Глубокого изучения также требуют проблемы, связанные с МНК. Это и проблема взаимосвязи деятельности МНК с национальным интересом, национальной стратегией и волей, и проблема международного права, и проблема глобальной картины мира, в которой деятельность МНК разворачивается на фоне распределения глобальных ресурсов и глобальных проблем. 

 

  Список  литературы

  [1] Джон Д. Дэниелс, Ли Х. Радеба. Международный бизнес: внешняя среда  и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд. – М.: Дело Лтд,1994.

  [2] Donald A. Ball, Wendell H. McCulloch. International Business : The Challenge of Global Competition. 6-th ed.- Chicago: Irwin, 1996.

  [3] Е. В. Ленский, В. А. Цветков. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. — M.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998.

  [4] Arthur A. Thompson Jr., A..J. Strickland. Strategic Management: Concepts and Cases. 4-th ed. - Piano (TX): Business Publications, Inc., 1987.

  [5] Максимо В. Энг, Фрэнсис А. Лис, Лоуренс Дж. Мауер. Мировые финансы. Пер. с англ. — M.: 000 Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 1998.

  [6] Е. В. Ленский, В. А. Цветков.

  [7] С.Э.Пивоваров «Международный менеджмент» СПБ: Питер, 2001, 576 с. 
 
 

Информация о работе Формы многонациональных компаний