Двухпалатная структура парламента во Франции и Бразилии: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:04, реферат

Краткое описание

Говоря о структуре парламента, во-первых, имеют в виду структуру парламента как цельного органа, парламента вообще. В данном случае говорят об однопалатном или двухпалатном парламенте. Второй подход - это деление палат на определенные структурные части. В этом случае имеются в виду руководящие органы палат, должностные лица, а также структурные единицы, включая комиссии и комитеты, партийные фракции и иные вспомогательные органы парламента.

Файлы: 1 файл

Двухпалатная структура парламента во Франции и Бразилии.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Как и в Сенате Бразилии, в России, Совет федерации состоит из представителей каждого субъекта федерации (по 2 в России и по 3 в Бразилии), во Франции же Сенат формируется трехстепенными выборами. В России, так же как и в Бразилии и Франции, палаты парламента заседают раздельно, но палаты могут заседать и совместно, в установленном Конституциями стран порядке. Во всех трех парламентах депутаты обладают неприкосновенностью и находятся на содержании государства.

В заключение нужно сказать, что Конституция Российской Федерации является более молодой, по сравнению с Конституциями Франции и Бразилии, и при её создании учитывался опыт парламентской организации других стран, в том числе Франции и Бразилии.

 

Список использованной литературы

1. В.В. Маклаков. Конституции зарубежных государств, М. 2009.

2. И.А. Алебастрова. Конституционное право зарубежных стран. М. 2001.

3. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М. 2005.

4. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г.

5. Конституция Соединенных Штатов Бразилии от 5 октября 1988 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституция Франции

Содержание

Введение    3

Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика).   4

Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства. 9

2.1. Конституционно правовой статус.   9

2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства.   13

Заключение  16

Список литературы      17

 

 

 

Введение

 

      Франция как никакая другая страна всегда приковывала к  себе  внимание

историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу  государств,  внесших

особый  вклад  в  развитие  конституционно-  правовой  теории  и   практики.

Своеобразие  этой  страны,  свободолюбие  ее  народа,   провозгласившего   в

преамбуле  своей  Конституции   слова:   "Французский   народ   торжественно

провозглашает свою приверженность правам человека и принципам  национального

суверенитета"[1], заслуживает уважения и изучения ее конституционных  основ,

ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия  Декларации  прав

человека и гражданина.

      Данная тема актуальна так как  Конституция,  выполняя  роль  «главного

регулятора»,  осуществляет  обобщенную  регламентацию  наиболее  массовых  и

социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной  мере

политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе  учета  интересов

носителей    конкретных    социально-политических    ценностей,     реальной

социокультурной  среды,  международной   обстановки   и   внешнеполитических

приоритетов,  реакции  общественного   мнения.   Конституционные   положения

содержат концентрированное  нормативное  выражение  принципов  внутренней  и

внешней политики государства.

      Целью работы является анализ конституции Французской  республики,  для

решения цели необходимо решить ряд задач,  что  по  сути  и  будет  являться

содержанием нашей работы.

      В данной контрольной работе были использованы учебники  под  редакцией

В.В.  Маклакова,  М.В.  Баглая,  В.Е.   Чиркина,   а   также   периодическая

литература.

      Франция  является  демократической   страной,   а   опыт   становления

демократии особенно важен для современной России.

 

 

 

Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика).

 

       Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее,

она состоит из трех документов: Декларации прав человека и  гражданина  1789

г., принятой во время Великой  французской  революции  (в  ней  говорится  о

некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем  в  конституции

1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946  г.,

принятой во время подъема демократического  движения  после  второй  мировой

войны (в ней говорится о  возможности  социально-экономических  реформ  и  о

некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958  г.,  в

которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая  прежде  всего

регулирует отношения между высшими органами  государства.  Конституция  1958

г.  содержит  также  ссылки  на  некоторые  международные  акты,  в  которых

участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.),  и  другие

основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в  связи  с  чем

отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

      Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее

конституции США. В ней наряду с краткой  преамбулой  содержится  93  статьи,

объединенные в 15  разделов  (разд.  13  «О  Сообществе»  и  17  «Переходные

постановления»  отменены  в  1995  г.).  Это  17-я  конституция  со  времени

Декларации 1789 г.

      Конституция  была  подготовлена   и   принята   в   условиях   острого

внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного  прежде  всего

с борьбой  Алжира  за  освобождение  от  колониальной  зависимости.  В  этих

условиях  президент  де  Голль,  который  во  время  второй  мировой   войны

руководил  вооруженной  борьбой  французского   народа   против   фашистских

оккупантов,  стремясь  укрепить  политическую  стабильность  и  свою  личную

власть, в соответствии с полномочиями,  которые  ему  предоставил  парламент

специальным  законом,  возглавил   разработку   новой   конституции   взамен

конституции 1946 г. Делегируя ему эти  полномочия,  парламент  оговорил  ряд

условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует  в  ее

разработке, имея 2/3 мест  в  Консультативном  комитете  по  ее  подготовке;

сохраняется принцип разделения властей;

      правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно

быть  всеобщее  голосование  и  др.  Проект  конституции  был   обсужден   в

Консультативном совете и  Совете  министров  и  одобрен  на  референдуме  28

октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и  ее  принятие

на  референдуме  были  новым  явлением  во  Франции  —  все   предшествующие

конституции принимались парламентами.

       Конституция 1958 г. в отличие, например, от  итальянской  конституции

1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре  общества;

в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи  о  партиях),

как отмечалось,  нет  и  раздела  о  правовом  статусе  личности.  Отдельные

положения социально-экономического характера содержатся  в  Декларации  1789

г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом  состояния  граждан),

некоторые  экономические,  политические  и  социальные  принципы  названы  в

преамбуле  конституции  1946  г.  (обращение  в  коллективную  собственность

объектов, которые приобретают характер национальных общественных  служб  или

фактических  монополий,  участие  трудящихся  в  руководстве  предприятиями,

свобода труда  и  обязанность  трудиться,  профсоюзные  свободы,  социальное

обслуживание населения, отказ  от  войны  с  целью  завоеваний,  возможность

ограничения государственного суверенитета для  защиты  мира  и  на  условиях

взаимности). В  Декларации  1789  г.  и  в  преамбуле  конституции  1946  г.

перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав  (на

образование, здравоохранение и др.)[2].

      Конституция  1958  г.,  как  уже  отмечалось,  в  основном  peryлиpyeт

взаимоотношения   органов    государства.    Она    провозглашает    принцип

национального  суверенитета,  который  осуществляется  народом   через   его

представителей и на референдуме, а также  создание  французского  Сообщества

на базе свободного самоопределения народов  колоний  (Сообщество  фактически

прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически  ликвидировано

реформой конституции в 1995  г.).  Конституция  1958  г.  подтвердила  девиз

республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще  в  XVIII  в.  во

время революции, провозгласила принцип  республики:  «Правление  народа,  по

воле  народа  и  для  народа»  (эта  формулировка  впервые  официально  была

провозглашена в США в XIX в.),  определила  основные  условия  для  создания

политических партий и их  роль,  провозгласила,  что  республиканская  форма

правления не может  быть  предметом  пересмотра.  В  конституции  определено

соотношение внутреннего  и  международного  права:  договоры  и  соглашения,

ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним  законодательством

при условии взаимности. В соответствии с  принципом  взаимности  в  1992  г.

осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

      По форме правления  Франция  —  полупрезидентская,  полупарламентарная

республика,  по  форме  территориально-политического  устройства  —  сложное

унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая  Каледония  —

ассоциированное  государство).   Во   Франции   существует   демократический

государственный режим.

       Конституция 1958 г. «жесткая»,  ее  изменение  проходит  две  стадии.

Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими  палатами  простым

большинством  голосов  в  идентичной   редакции,   а   затем   такой   закон

утверждается  на   референдуме   или   конгрессом   парламента   (совместным

заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой  стадии

законопроект  обсуждается,  в  него  вносятся  поправки.  На  второй  стадии

(независимо от того, референдум это  или  конгресс)  можно  лишь  голосовать

«за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет  о  конгрессе,

фактически подачу голоса против, поскольку необходимые  3/5  исчисляются  от

общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения  применить,

решает президент.

      Право  предлагать  поправки  к  конституции  принадлежит   президенту,

который  должен  делать  это  по  предложению  правительства,  но  на   деле

действует самостоятельно, а также членам парламента.

      Референдум для изменения конституции применялся в 1962  г.,  когда  он

изменил способ избрания президента, и в 1992 г.,  когда  в  конституцию  был

включен раздел о Европейских сообществах и  Европейском  союзе.  В  основном

поправки  вносились  конгрессом  и  имели  несущественный  характер,   кроме

расширения  права  запроса  в  Конституционный  совет  и  некоторых  других.

Последние существенные поправки внесены конгрессом  в  1995  г.:  о  перечне

вопросов, которые могут  быть  вынесены  на  референдум,  и  о  порядке  его

проведения, о проведении  сессии  парламента  один  раз  в  год,  об  отмене

принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений,  об

отмене  разделов  конституции  о   французском   Сообществе   и   переходных

положениях[3].

       Конституционный контроль во Франции осуществляется  двумя  различными

органами  —  Конституционным  советом  и  Государственным  советом.   Первый

рассматривает конституционность актов  парламента,  второй  —  акты  органов

исполнительной власти. Основная часть  Конституционного  совета  назначается

тремя  высшими  должностными  лицами:  президентом,   председателем   сената

(верхней палаты парламента) и председателем Национального  собрания  (нижней

палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает  треть  членов  Совета  на

девять лет; их мандат невозобновляем, быть  членом  Конституционного  совета

можно только один раз. Каждые три  года  обновляется  треть  членов  Совета.

Другая часть Конституционного совета —  все  бывшие  президенты  республики.

Нельзя  совмещать  должность  в  Совете  с  членством  в  парламенте   и   с

должностями в государственном аппарате, а также с руководящей  деятельностью

в  государственном  или  частном  секторе   экономики   и   с   руководством

политической партией.

      Конституционный совет  рассматривает  жалобы  в  связи  с  выборами  в

парламент,  по  вопросам  неизбираемости   и   несовместимости   должностей,

принимает решения о конституционности регламентов  палат  парламента  и  тех

изменений, которые в них вносят палаты, до их  принятия  палатами,  а  также

органические законы, участвует в подготовке выборов  президента,  следит  за

тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за  проведением

референдума  и  объявляет  его  результаты.  Подсчет  голосов   по   выборам

президента  производится  под  наблюдением   Конституционного   совета.   Он

констатирует вакантность поста президента, с  ним  должен  консультироваться

президент при введении в стране чрезвычайного положения. На  Конституционный

совет  возлагается  рассмотрение  споров  между   ветвями   власти   об   их

компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами  президент

республики,   председатель   правительства,   председатели    обеих    палат

парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью  в  60

человек. Совет рассматривает дело  по  системе  досье:  нет  состязательного

процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из  членов

Совета готовит письменный доклад по  делу,  который  затем  рассматривается.

Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

      Государственный  совет  назначается  президентом  и  дает   заключения

правительству о соответствии его актов закону, а  также  оценивает  с  точки

зрения  конституционности  акты  регламентарной  власти.  Он   имеет   также

Информация о работе Двухпалатная структура парламента во Франции и Бразилии: сравнительный анализ