Демографические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:10, реферат

Краткое описание

Чтобы обеспечивать людей всем необходимым строятся заводы, фабрики, добываются полезные ископаемые, вырубаются леса. Это наносит огромный ущерб природе, а исправить свои ошибки человеку трудно или невозможно. Это может привести к глобальной экологической катастрофе. Например, за последние 50 лет на Земле уничтожено более половины дождевых лесов. В результате навсегда исчезли сотни видов животных и растений. Каждую секунду под пастбища и пашни, на древесину, для добычи нефти и руды вырубается участок дождевого леса размером с футбольное поле.

Оглавление

Введение 3

1. Демографические проблемы современного мира 5

1.1 Перенаселение. 5

1.2 Смертность. 14

1.3 Старение населения в развитых странах 18

1.4 Урбанизация. 22

2. Демографическая проблеммы России. 29

2.1 История развития демографии 29

2.2 Демографическая ситуация в современной России. 29

2.3 Статистика абортов, детская смертность, самоубийства. 31

2.4 Мигрция и эмиграции. 33

2.5 Интеллектуальная эмиграция 36

2.6 Проблема Российского севера. 38

3. Пути решения демографической проблемы. 40

3.1 Гипотеза Мальтуса. 40

3.2 Пути решения. 42

Заключение. 46

Список литературы. 48

Файлы: 1 файл

Передел.docx

— 93.90 Кб (Скачать)

3.7 Интеллектуальная эмиграция.

В последние годы процесс интеллектуальной эмиграции, или, как его еще называют “утечки умов” приобрел в России такие масштабы, что угрожает существованию  и развитию целых направлений  отечественной науки, вызвал многие негативные социальные и экономические  последствия для российского  общества в целом. В России важнейшим  условием обвального потока “утечки  умов” стало резкое увеличение открытости вначале советского, а затем российского  государства, создание законодательной  базы для прозрачности границ. Существенный “вклад” внесли и распад СССР, образование  на его территории самостоятельных  государств, границы между которыми зачастую обозначены только на географических картах. Факторами миграции стали, прежде всего, глубокий социально-экономический кризис в стране, резкое снижение приоритетности науки, усугубленное ее структурными особенностями, что усилило значение канала этнической эмиграции. Причина же эмиграции – невостребованность научного, интеллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране в научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивать творческий рост. Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высокой квалификации из России в принципе известны. Экономический кризис имел своим следствием резкое снижение государственного финансирования научных исследований. Науке пока не находится места среди государственных приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы функционирования осуществляется в силу объективных причин с большим трудом. Важная причина интеллектуальной эмиграции – инфраструктурная необеспеченность российской науки, ставшая тормозом развития научных исследований. Среди этнической эмиграции численность выехавших научных сотрудников оценивают в 35 тысяч человек, что составляет около 10% всех научных сотрудников по состоянию на 1995 год. При этом систему Российской Академии наук покинули 17% научных работников. Однако дело не только в количественном соотношении. Из науки ушли многие инициативные и талантливые люди, в результате чего доля “балласта” (хотя он неизбежен и необходим) значительно возросла. За последние 5 лет, 42% этнической эмиграции шли в Германию, 41% - в Израиль. Имеются все основания полагать, что этот поток не самый большой по масштабам: в течение последних лет ежегодно выезжает около 100-120 тысяч человек. Желающих, конечно много, но страны-реципиенты (получателя) сдерживают и растягивают во времени их приток, производя при этом их селекцию. Однако надо учитывать, что доля лиц с высшим образованием среди выезжающих по этому каналу почти в 20 раз выше, чем по России в целом. Ожидается, что к 2000 году страну покинет около 1,5 млн. ученых и специалистов. В последние годы все большее развитие получает процесс бизнес эмиграции из России. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого благосостояния в России, заработав значительные суммы, эмигрируют, закупают недвижимость и занимаются бизнесом в развитых странах. Общий ежегодный вывоз валюты из страны превышает 20 млрд. долларов. Эти деньги невозможно возвратить в Россию. Эмиграция ученых и специалистов высокой квалификации имеет последствием еще один качественный аспект: эмигрируют, как правило, очень талантливые и активные люди в наиболее трудоспособном возрасте. Происходит как бы экспорт интеллекта, от чего средний уровень интеллекта в стране – экспортере снижается. В принципе это можно рассматривать как угрозу интеллектуальной безопасности страны. Также надо обратить внимание на то, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в России происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников (по отдельным данным их численность превышает 1 млн. чел). Происходит как бы интеллектуальный дренаж России, которая постоянно снижает, таким образом, свой интеллектуальный потенциал. Целесообразно разработать меры по защите этого потенциала. Надо учитывать, что “утечка умов” имеет негативные социально-экономические последствия для народного хозяйства, крайне затрудняет реализацию основных концепций технологической и экономической безопасности России. В целом можно констатировать, что проблема “утечки умов”, сохранения национального, интеллектуального достояния – одна из важнейших, стоящих не только перед российской наукой, но и перед российским обществом в целом. И от того, как она будет решена, во многом зависит будущее России.

3.8 Проблема российского  севера.

Отверженными  в начале реформ оказались жители российского Севера. В быстро росших еще недавно городах Севера Западной Сибири на каждую тысячу жителей приходилось 600 человек прибывших и выбывших в течение года. Большинство из тех, кто жил постоянно, тоже планировали  переехать. За годы реформ более миллиона человек покинули малонаселенный Российский Север. Столь стремительного оттока населения с недавно впервые освоенных пространств не знает мировая история. Уезжают наиболее молодые, квалифицированные и в значительной степени адаптированные к северным условиям люди. Их северные сбережения обесценены, сами они, по сути, превращены в беженцев, но рассчитывают начать жить заново в других регионах России, где их, тем не менее, не ждут. Пустеют поселки российского Севера. Из 1400 высокоширотных населенных пунктов России предстоит полностью ликвидировать 390. На реализацию программы перенаселения северян Международный банк реконструкции и развития предоставляет льготный займ с кредитом для проекта в 80 млн. долларов США. Выселение северян становится одной из главных задач созданного в 1998 году Министерства региональной политики.

России  нельзя допускать обезлюдения ее огромных пространств – главной ценности XXI века.

Ни  у одной из стран мира не сохранились  столь обширные площади незаселенной, а значит еще не разрушенной природной  среды, как в России. Глобальная роль России в том и состоит, что  она своего рода биосферный резерват земного шара.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Пути решения демографической  проблемы.

4.1 Гипотеза Мальтуса.

Первая попытка оценить динамику численности населения и ответить на вопрос, может ли Земля прокормить всех на ней живущих связана с  именем Томаса Мальтуса, который в  быстром росте населения усматривал губительные экологические последствия.

Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834)- один из самых известных ученых своего времени, пропагандировавший идею о том, что  быстрый рост населения - естественная и главная причина бедности трудового  народа. Изучая работы философов и  экономистов предшествующих эпох, он натолкнулся на мысль, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, и что если рост населения ничем  не сдерживается, то каждые 25-30 лет население  будет удваиваться. Развивая эти  идеи, он пришел к очевидному, на первый взгляд выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их жалкого положения  в обществе. Свои взгляды он анонимно опубликовал в 1798 году в работе "Опыт о законе народонаселения в связи  с будущим совершенствованием общества". Всего при жизни вышло 6 изданий  его книги. В 1805 г. он получил кафедру  профессора современной истории  и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.

Т. Мальтус утверждал, что численность  населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые  ресурсы, необходимые для пропитания этого населения - в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов - арифметической прогрессией (на графике - точка Х). Когда численность населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны, нищета, болезни и пороки (необходимо отметить, что к этим способам борьбы с увеличивающимся населением он никогда не призывал, о чем довольно часто пишут трактователи его теории). В других изданиях своей книги Мальтус предлагал другие способы "торможения" роста численности населения: безбрачие, вдовство, поздние браки. Перенаселение в концепции Мальтуса - не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за невысокую плату.

        Теория Мальтуса  с момента выхода книги стала  предметом острых дискуссий - одни критиковали автора за  негуманность идеи, другие стали его приверженцами, увидев в ней закон, действительный для любой эпохи. Последователи Мальтуса в 20 в. – мальтузианцы и неомальтузианцы объясняют бедность населения не уровнем развития производительных сил, а "естественным законом природы", а социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической ситуацией в стране и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. В действительности, замеченная тенденция, что рост средств существования вызывает немедленный рост рождаемости, на некотором этапе переходит в прямо противоположную - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не только к стабилизации численности населения, а даже к абсолютному его снижению.

4.2 Пути решения.

 

Важность  и значимость глобальной демографической  проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии  обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем  возможно лишь при совместных усилиях  всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда  ООН для деятельности в области  народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

 Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико  и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные  документы в этой области.

    Важное отличие этих конференций  от других научных  и   практических форумов состояло  в том, что они проходили  на высоком правительственном  уровне в отличие от предыдущих  конференций по проблемам народонаселения,  на которых эксперты выступали  только от своего собственного  имени.

      Одним из таких основных документов  стал Всемирный план действий  в области народонаселения, принятый  в  Бухаресте в 1997  году  на 20 лет.

В плане  было подчеркнуто, что основой для  действительного решения проблем  народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико  состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших  участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги  Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

В 1994 году в Каире прошла третья  Всемирная  конференция по народонаселению  и развитию, которой приняло участие  уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции – 20-летняя Программа  действий в области народонаселения  и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

В программе  было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость  расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе  рассматриваются взаимосвязи между  народонаселением, устойчивым экономическим  ростом и устойчивым развитием.

В Программе  содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более  эффективную поддержку семьи, которая  является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы  «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и  некоторых других проблем, связанных  с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных  ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных  конфликтов.

В главе  XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

В Программе  рассматривается значение разработки и осуществления правительственных  программ действий, направленных на решение  проблем народонаселения и развития.

Многие  государства стали регулировать рост населения. Правительство самой  многолюдной страны – КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По  китайскому пути решила последовать  и многонаселенная Индия. Здесь  был выдвинут лозунг: «Одна семья  – два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

Политику  государственного ограничения рождаемости  проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где  престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более  была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий  рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая  политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

Информация о работе Демографические проблемы