Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:59, реферат
Целевая аудитория — множество потенциальных слушателей, зрителей определённого СМИ. Любое СМИ создается из расчёта на его определённую потенциальную аудиторию, которая может превратится из потенциальной в реальную
Целевая
аудитория — множество
Аудитория СМИ - совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. А. может представлять собой социальную группу и тогда обладать характеристиками: локализована в пространстве и во времени, имеет внутреннюю структуру и предполагает взаимодействие ее членов. Развитие средств массовой коммуникации (возникновение печати, радио, телевидения, Интернета) обусловило появление феномена массовой А. Массовая А. многочисленна, рассеяна в пространстве и во времени, гетерогенна, анонимна, предполагает минимальное взаимодействие составляющих ее индивидов, формируется под влиянием канала информации или определенного сообщения. Общеизвестно приватное определение А.: "А. - совокупность индивидов, являющихся читателями, зрителями, слушателями определенного средства массовой информации" . В рамках таковой концепции А. (А. как "масса" ), А. - аморфное множество потребителей информации, изолированных индивидов, не взаимодействующих друг с другом. П.Лазарсфельд и Б. Берельсон доказывают наличие структурной организации массовой А. По их мнению, А.- это система, состоящая из групп, которые имеют своих лидеров, способных через межличностные связи формировать то или иное мнение о СМИ и соответственно спрос на информацию. Концепция А. как "рынка" предполагает анализ А. в терминах производства-потребления. А. в таком контексте представляет собой рынок потребителей: 1) продукции средств массовой информации; 2) других продуктов и выступает как А. рекламы . Размер А. является показателем спроса на СМИ и его эффективности. С целью обеспечения максимального спроса СМИ следуют за потребностями и запросами А. При изучении А. как совокупности покупателей учитываются ее социально-демографические характеристики, включая доход, мнение о стиле жизни, отношение к рекламе, потребительское поведение. При определении размера А. различают тип А. по степени вовлеченности в процесс коммуникации: 1) потенциальная А. - имеющая возможность получать сообщение (те, кто имеет доступ к определенному источнику информации); 2) А., фактически получающая сообщение (регулярные читатели, слушатели, зрители и т.д.); 3) А., достигающая определенной степени понимания и запоминания информации. С точки зрения активности в процессе коммуникации, А. может рассматриваться как объект влияния и манипуляции со стороны СМИ; как субъект влияния на СМИ путем выбора на рынке того источника информации, который в наибольшей степени соответствует ее потребностям; как источник и опосредованный создатель содержания массовой коммуникации как массовой культуры; как субъект гражданского воздействия и контроля за деятельностью СМИ.
Каждое СМИ стремится привлечь как можно большее число зпителей, слушателей, читателей. Для этого изучаются интересы аудитории. Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).
Эти особенности
массовой информации отражаются в характеристиках
аудитории, полученных в ходе конкретно
- социологических исследований. Опрашиваемые
гораздо чаще объясняют характер
своих взаимоотношений с
Исследование
информационных потребностей должно исходить
из их типологии: общепсихологические,
коммуникативные, науковедческие, информативные.
Выявление степени их удовлетворения
— первоочередная задача. Во всех случаях
подобного исследования за основу необходимо
брать предметную область СМИ, т.
е. изучать не только интересы, но и
мотивы. Всестороннее выяснение мотивационного
диапазона информационных потребностей
даст возможность управлять
Информационные
потребности следует
При этом
необходимо различать понятия
Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, передаваемыми СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио, телевидения, печати на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на разных уровнях — от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.
Анализируя
содержание информационных потребностей
и их удовлетворение разными, в том
числе и массовыми, средствами общения,
следует учитывать образ жизни
населения. Это позволит объяснить
закономерности формирования аудитории
СМИ, а также причины неодинаковой
эффективности использования
Среди факторов,
определяющих как изменение образа
жизни, так и содержание информационных
потребностей личности, первостепенную
роль играет уровень образования. Повышение
образования имеет двоякое
Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в общей системе идеологической работы, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы современного общества.