Афганистан после вывода войск НАТО – перспективы безопасности для стран Центральной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:23, сочинение

Краткое описание

К концу текущего года завершится миссия НАТО Международные Силы Содействия Безопасности в Афганистане и начнется совершенно новый этап отношений Афганистана с НАТО и со всем международным сообществом, в целом, а представлен он будет миссией по учебной подготовке, консультированию и содействию – «Решительная поддержка», организованной на основе долгосрочного партнерства НАТО–Афганистан (2010), Целевого фонда Афганской национальной армии и данной миссии, начиная с 2015 года.

Файлы: 1 файл

эссеАФГАН.docx

— 23.84 Кб (Скачать)

Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

Факультет международных отношений

 

 

 

 

Эссе

На тему:

"Афганистан после вывода войск НАТО – перспективы безопасности для стран Центральной Азии"

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Адылханова Ильгиза МО-22

Проверила:

Деловарова Л.Ф.

 

Алматы 2014

Проблема Афганистана уже много лет стоит в повестке дня ведущих международных организаций и до сих пор этот вопрос в полной мере остается нерешенным.

К концу текущего года завершится миссия НАТО Международные Силы Содействия Безопасности  в Афганистане и начнется совершенно новый этап отношений Афганистана с НАТО и со всем международным сообществом, в целом, а представлен он будет миссией по учебной подготовке, консультированию и содействию – «Решительная поддержка»,  организованной на основе долгосрочного партнерства НАТО–Афганистан (2010), Целевого фонда Афганской национальной армии и данной миссии, начиная с 2015 года.

В связи с чем Афганистан посетил несколько дней назад новый генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг,. где обсудил с избранным несколькими месяцами ранее президентом Ашрафом Гани и Абдуллой Абдуллой вопрос преобразования МССБ в миссию инструктажа и содействия под кодовым названием "Решительная поддержка", где было официально решено, что на Гиндукуше останутся только 12500 солдат НАТО, в основном американцы. Хотя как отмечает агентство Франс-Пресс, в кульминационный период миссии НАТО в 2010 году в Афганистане были дислоцированы 130 тысяч иностранных военнослужащих, а сейчас их - менее 34 тысяч. Таким образом, оставшиеся американцы будут обучать афганских военнослужащих, которым предстоит самостоятельно воевать против исламского радикального движения "Талибан". 
 Говоря об оценки ситуации странами Запада, следует отметить официальную позицию ведущей страны ЕС Германии. Незадолго до завершения боевой миссии бундесвера в Афганистане, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер подвел во многом разочаровывающие итоги операции НАТО на Гиндукуше. "Мы хотели не только ликвидировать исходившую от Афганистана угрозу в сфере безопасности, но и спешным порядком привести эту страну в будущее, которое соответствует нашим представлениям, - пояснил немецкий министр,- между тем в Афганистане процветает наркоторговля, на всех уровнях присутствует коррупция, в некоторых районах господствуют могущественные полевые командиры, местами по-прежнему царит насилие. Мы слишком рано стали праздновать победу над исламским радикальным движением "Талибан". Одновременно глава германского МИДа отказался считать афганскую миссию проваленной. Он подчеркнул, что от Афганистана больше не исходит террористическая угроза для мирового сообщества, и, по сравнению с другими странами, такими, как Сирия и Ирак, события на Гиндукуше выглядят не столь удручающими.

По сути своей афганский кризис состоит из неизменных составляющих, которые были обозначены еще в 90е годы: во-первых, это производство и распространение наркотиков; во-вторых, квалифицируемое как дестабилизирующий фактор явление афганских беженцев; в-третьих, взаимодействие радикальных исламских группировок в странах Центральной Азии с военно-политическими силами в Афганистане; в-четвертых, этнополитический фактор, связанный с наличием в этноструктуре Афганистана общностей, родственных титульным этносам Центральной Азии и военное присутствие США и усиление их политического влияния. Последнее, способствуя уходу России из сфер ее традиционного влияния, созданию потенциальной угрозы в отношении Китая, стремлению ряда государств (Индии, Ирана) усилить в регионе свое присутствие, в том числе военное, становятся фактором угроз стабильности, меняющим весь расклад геополитических сил в регионе и т.д.

 Но существуют и угрозы  обозначившиеся в связи с выводом войск из Афганистана.

Интересно мнение бывшего директора по стратегическим вопросам посольства Великобритании в Афганистане Стивен Джерми. Он прогнозирует, что «после 2014 года систему международной безопасности накроет сильный политический шторм». Он не считает при этом главным фактором террористическую угрозу – мнение, традиционно господствующее среди экспертов. По его мнению, на международную безопасность серьезное влияние будет оказывать кризис глобальной экономики, неопределенность энергетической безопасности и изменение климата

Одной из угроз является неизбежный и довольно скорый уход США из Афганистана (даже если они решат оставить там постоянные военные базы) означающий, что единственная сила, которая реально сдерживает напор исламизма в Центральную Азию, уходит из региона и оставляет светские политические режимы один на один с растущим влиянием радикального ислама. Она потребует от государств региона и России самостоятельно решать весь комплекс проблем, связанных с Афганистаном, главная из которых — возможное возникновение новой волны исламистского радикализма по всему региону и возобновление активности исламистов в Центральной Азии.

Самый опасный вызов — военно-геостратегический. Под предлогом борьбы с терроризмом США и НАТО за 10 лет создали в Афганистане ударный плацдарм, позволяющий при необходимости очень быстро развернуть мощнейшую группировку войск на южных рубежах СНГ. Судя по тому, как ведется война в Афганистане, напрашивается вывод, что главная цель США и НАТО состоит в том, чтобы создать на территории Афганистана и Пакистана плацдарм для последующего проникновения и установления своего влияния над всем Центральноазиатским регионом и блокирования России и Китая. Собственно говоря, именно на это направлена стратегия «Большой Центральной Азии», рассчитанная на отрыв центральноазиатских стран от СНГ, ОДКБ и ШОС. Об этом же, как предупреждают некоторые эксперты, говорит и то, что основной целью США в регионе является формирование контролируемой «дуги нестабильности» на Евразийском континенте, необходимой им для поддержаниясвоего статуса мировой сверхдержавы.

Также к числу угроз можно определить - превращение Афганистана и Пакистана в единую зону нестабильности с перспективой обострения индо-пакистанского конфликта с большой вероятностью использования в нем ядерного оружия, а также отдельная угрозой можно назвать   в случае окончательного поражения западной коалиции и ее стремительного ухода из Афганистана превращение движения «Талибан» из террористической организации в национально-освободительное движение, служащее для всего региона Центральной и Южной Азии моделью того, как можно эффективно противостоять иностранным силам и свергать действующие политические режимы. Это вполне реальная перспектива. Уже сегодня авторитет движения «Талибан» достаточно высок. Правда, пока в пределах только Афганистана и частично Пакистана. Его победа в условиях наращивания численности войск западной коалиции лишь добавит ему авторитета, а неизбежный приход к власти после ухода ISAF даст все основания рассматривать его как национально-освободительное движение.

В контексте путей урегулирования конфликта в Афганистане в рамках Центральной Азии, я думаю, ключевую роль играет Шанхайская организация сотрудничества, хотя и она  имеет свои особенности. ШОС имеет весьма ограниченные возможности участия в афганских делах. Сотрудничество и содействие Афганистану пока гораздо более успешно осуществляется государствами — членами ШОС на двусторонней основе, и данную тактику, по-видимому, целесообразно продолжить.

Единственное, что ШОС вполне способна сделать уже сейчас, — создать в регионе благоприятное для Афганистана  внешнеполитическое окружение, максимально блокировать экспорт оттуда наркотических веществ и импорт прекурсоров, резко сузить внешнюю финансовую поддержку афганской оппозиции и оказать Кабулу экономическую помощь, создать условия, ограничивающие экспорт идей радикального ислама. Для этого не требуется согласования с правительством Афганистана,  достаточно лишь политической воли государств — участников ШОС. При этом стратегия организации в афганском урегулировании в своем экономическом компоненте должна быть направлена на концентрацию инвестиционных усилий, базирующихся на конкретном плане восстановления экономики Афганистана, а не на суммах выделяемых инвестиций, что сегодня происходит.

 

 

Список использованной литературы.

 

Центральная Азия сегодня: вызовы и угрозы / Под общей редакцией доктора политических наук, профессора К.Л. Сыроежкина: Монография. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. — 456 с.

 

Экспертная оценка влияния афганского противостояния на политическую и экономическую ситуацию в Центральной Азии/Под общей редакцией Смагулова А.Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Исламской Республике Афганистан (2005–2011 гг.) и Республике Таджикистан (с 2011 г. по настоящее время): Доклад- Бишкек, Кыргызская Республика, Университет Центральной Азии, 2013

 

http://russian.eurasianet.org/node/58744

 

http://voprosik.net/krizis-vlasti-v-afganistane/

 

http://newtimes.az/ru/politics/2957/

 

http://cheloveknauka.com/vliyanie-afganskogo-krizisa-na-bezopasnost-tsentralnoy-azii

 

http://www.dw.de

 

http://www.dw.de/генсек-нато-прибыл-с-визитом-в-афганистан/a-18044488

 

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_8189.htm


Информация о работе Афганистан после вывода войск НАТО – перспективы безопасности для стран Центральной Азии