Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:08, доклад
Междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур}' Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.
Проблема самозарождения животных была предметом исследования натурфилософов, биологов и врачей в течение столетий. Франческо Реди (1626-1697) — итальянский врач, поэт и ученый, член флорентийской «Академии опыта», в своей работе о мясной мухе (1668) описал опыты по зарождению мух в гниющем мясе. Они появлялись лишь в том случае, когда горшок с мясом не был затянут кисеей, означит, личинки мухи могли попасть внутрь. Реди делает вывод о том, что самозарождение животных невозможно. Казалось, вопрос был решен. Почему же эта проблема вновь возникла в науке середины XIX века и превратилась в «проклятый вопрос», за решение которого Парижская академия наук назначила премию?
Это было связано с усовершенствованием микроскопа, развитием микробиологии и изучением микробов — «невидимых существ», которые, как оказалось, находятся повсюду. Признавая самозарождение абсурдным, многие биологи и врачи того времени не сомневались в самозарождении микробов, для которого, по их мнению, нужны были особые условия и присутствие «производительной силы». Вот один из их доводов: «Если все микробы зарождаются от микробов, то в воздухе этих зародышей было бы видимо-невидимо! Тогда воздух представлял бы собой нечто непрозрачное, среду, напоминающую туман! А может быть, он обладал бы плотностью твердого вещества. Но мы этого не наблюдаем».
Вопрос о самозарождении микробов разрешился только в работах Л.Пастера (1822—1895). В его музее в Париже находится «колба Пастера» — хрупкое стеклянное сооружение с причудливо выгнутым носиком. Более 100лет назад в нее налили молодое вино. Оно не скисло до сих пор, хотя носик колбы не запаян: микробы, которые находятся в воздухе, не могут преодолеть высокий изгиб стеклянной трубки и застревают в нем.
Заканчивая рассказ о решении проблемы самозарождения микробов, уместно вспомнить о том, что уже за столетие до открытия Пастера, в конце XVIII в., ученые споры послужили причиной удивительного изобретения. XVIIIвек недаром называют «веком Просвещения», интерес к научным проблемам охватил тогда многие слои общества. Слова о том, что «микробы не заводятся в прокипяченной и запаянной в бутылочке» жидкости, произвели глубокое впечатление на повара по имени Франсуа Ап-пер. Вместо стеклянных колб он использовал жестянки и запаивал в них вареное и жареное мясо после кипячения. Через несколько месяцев Аппер вскрывал жестяные банки и убеждался в том, что их содержимое вполне пригодно к употреблению. Проведя много подобных опытов, он обратился в Общество поощрения искусств в Париже. Была назначена комиссия, члены которой должны были съесть и оценить обед из нескольких блюд: мясо с соусом, крепкий бульон, зеленый горошек, бобы, вишни и абрикосы. Начинали есть со страхом: прошло 8 месяцев с тех пор, как эти продукты были запаяны в жестянки. Комиссия нашла обед замечательным и признала изобретения Аппера. Так появились первые консервы. Изобретатель получил от Наполеона премию в 12 тысяч франков, построил консервную фабрику и написал первую в мире книгу о консервировании.
3.4. «ИСПОВЕДИ-ЗАКЛИНАНИЯ» В КЛИНОПИСНЫХ ТЕКСТАХ
Когда не помогали ни врачебные средства, ни заклинания, больной обращался к богам. Для этого нужно было посредничество жреца, особенно если больным был сам царь. По представлениям древних вавилонян, у каждого человека был свой бог-хранитель, который мог прогневаться на человека за его грехи и простить их после покаяния.
Благочестивого человека добрые духи окружали справа и слева, спереди и сзади. Подобно тому, как у каждого есть свой хранитель, есть и свой враг. Прогневавший бога и своего хранителя попадал в руки этого врага — «господина преследователя». Особенность вавилонской религии заключается в том, что в ней рано получило развитие представление о грехе как лежащей в самом человеке причине его бедствий и болезней. Сначала грехом считалось отклонение от религиозного ритуала (уклонение от жертвоприношения или обрядов, несоблюдение даже незначительных религиозных предписаний), но позже грехом стали называть преступления морального характера, которые могли оскорбить бога — стража правды и справедливости.
Клинописные тексты сохранили
множество исповедей-
Многие подобные исповеди-заклинания содержат мотивы невинного страдания и слабости человека, невозможности избежать кары богов:
«...О, если бы я был уверен, что это угодно богу! Ибо что самому человеку кажется благоприятным, перед богом бывает мерзостью. Кто может понять совет богов на небе? Предначертания гэга — темнота, кто может уразуметь её? Как мы, люди, можем понять путь :эжий?... Я привязан к узкому болезненному ложу... мой дом стал для меня темницей... Целый день преследует меня гонитель и ночью не даёт мне вздохнуть... Жрец не понял моей болезни... Бог не помог мне, не взял моей руки... я ещё не ""мер, а уже обо мне стали плакать».
Заклинания играли большую роль в медицине Месопотамии, однако далеко не исчерпывали собой искусства врачевания, которое сформировалось к середине II тысячелетия до н.э. и включало в себя множество медицинских предписаний.
3.5. МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ
Усилия врача часто
были направлены на облегчение конкретных
проявлений болезни: «остановить лихорадку
и жар», «отвести отёки», «успокоить
выступающие сосуды рук и ног»
и т.д. Врачи были большими знатоками
лекарственных растений, умели готовить
лечебные составы из минералов и
продуктов животного
Вот пример рецепта на клинописной медицинской таблички, найденной в Ниппуре, недалеко от современного Багдада. Ее датируют концом III тысячелетия до н.э.: «Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль и горчицу; омыть больное место крепким пивом и горячей водой; растереть больное место этим приготовленным составом, после чего натереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты».
В Месопотамии существовала почта. Письма писали на глиняных табличках и запечатывали в глиняные конверты-ларцы. Многие из них сохранились до наших дней. Из этой переписки стало известно о существовании больниц при храмах. Лечили там знатных особ, служителей храма и даже рабов. Найдены письма врачевателя Мукаллима, который жил в XIV в. до н.э. при храме близ города Ншшура. Он часто просит градоначальника выдать ему ценные лекарственные растения и отмечает при этом, что отсутствие хотя бы одного из них лишает лекарство действенной силы. Периодически он сообщал правителю об успешном лечении больных. Вот что, например, Мукаллим сообщает о лечении в своих табличках:
«... дочери Куру и Ахуни благополучны и телом здоровы; если господин мой напишет мне, они могут выйти и засесть за учение. Что касается дочери Мушталу, то её воспаления прошли... У дочери Илииппашры двустороннее воспаление продолжается; она побледнела...»
«Два твоих взрослых раба, которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову; пусть господин мой напишет, чтобы выдали масла (для втирания), дабы дать им поправиться».
По свидетельству Геродота,
в Месопотамии существовал
Возникновение болезни часто
связывали с естественными
Символика кубка Гудеа
Отметим в заключение, что
с культурой Древней
Государственное
бюджетное образовательное
Тюменская
государственная медицинская
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
По истории медицины
Врачевание в древней
Бабасов Сарсембай Батырбаевич
131 группа
Проверил:
Сычёв Владимир Геннадьевич
ТЮМЕНЬ 2012