Врачевание в древней Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:08, доклад

Краткое описание

Междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур}' Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

Проблема самозарождения животных была предметом исследования натурфилософов, биологов и врачей в течение столетий. Франческо Реди (1626-1697) — итальянский врач, поэт и ученый, член флорентийской «Академии опыта», в своей работе о мясной мухе (1668) описал опыты по зарождению мух в гниющем мясе. Они появлялись лишь в том случае, когда горшок с мясом не был затянут кисеей, означит, личинки мухи могли попасть внутрь. Реди делает вывод о том, что самозарождение животных невозможно. Казалось, вопрос был решен. Почему же эта проблема вновь возникла в науке середины XIX века и превратилась в «проклятый вопрос», за решение которого Парижская академия наук назначила премию?

Это было связано с усовершенствованием  микроскопа, развитием микробиологии  и изучением микробов — «невидимых существ», которые, как оказалось, находятся повсюду. Признавая самозарождение абсурдным, многие биологи и врачи того времени не сомневались в самозарождении микробов, для которого, по их мнению, нужны были особые условия и присутствие «производительной силы». Вот один из их доводов: «Если все микробы зарождаются от микробов, то в воздухе этих зародышей было бы видимо-невидимо! Тогда воздух представлял бы собой нечто непрозрачное, среду, напоминающую туман! А может быть, он обладал бы плотностью твердого вещества. Но мы этого не наблюдаем».

Вопрос о самозарождении микробов разрешился только в работах  Л.Пастера (1822—1895). В его музее  в Париже находится «колба Пастера» — хрупкое стеклянное сооружение с причудливо выгнутым носиком. Более 100лет назад в нее налили молодое  вино. Оно не скисло до сих пор, хотя носик колбы не запаян: микробы, которые  находятся в воздухе, не могут  преодолеть высокий изгиб стеклянной трубки и застревают в нем. 

 

Заканчивая рассказ о  решении проблемы самозарождения микробов, уместно вспомнить о том, что  уже за столетие до открытия Пастера, в конце XVIII в., ученые споры послужили  причиной удивительного изобретения. XVIIIвек недаром называют «веком Просвещения», интерес к научным проблемам охватил тогда многие слои общества. Слова о том, что «микробы не заводятся в прокипяченной и запаянной в бутылочке» жидкости, произвели глубокое впечатление на повара по имени Франсуа Ап-пер. Вместо стеклянных колб он использовал жестянки и запаивал в них вареное и жареное мясо после кипячения. Через несколько месяцев Аппер вскрывал жестяные банки и убеждался в том, что их содержимое вполне пригодно к употреблению. Проведя много подобных опытов, он обратился в Общество поощрения искусств в Париже. Была назначена комиссия, члены которой должны были съесть и оценить обед из нескольких блюд: мясо с соусом, крепкий бульон, зеленый горошек, бобы, вишни и абрикосы. Начинали есть со страхом: прошло 8 месяцев с тех пор, как эти продукты были запаяны в жестянки. Комиссия нашла обед замечательным и признала изобретения Аппера. Так появились первые консервы. Изобретатель получил от Наполеона премию в 12 тысяч франков, построил консервную фабрику и написал первую в мире книгу о консервировании.

 

 

3.4. «ИСПОВЕДИ-ЗАКЛИНАНИЯ»  В КЛИНОПИСНЫХ ТЕКСТАХ 

 

Когда не помогали ни врачебные  средства, ни заклинания, больной обращался  к богам. Для этого нужно было посредничество жреца, особенно если больным  был сам царь. По представлениям древних вавилонян, у каждого  человека был свой бог-хранитель, который  мог прогневаться на человека за его  грехи и простить их после покаяния.

Благочестивого человека добрые духи окружали справа и слева, спереди и сзади. Подобно тому, как у каждого есть свой хранитель, есть и свой враг. Прогневавший бога и своего хранителя попадал в руки этого врага — «господина преследователя». Особенность вавилонской религии заключается в том, что в ней рано получило развитие представление о грехе как лежащей в самом человеке причине его бедствий и болезней. Сначала грехом считалось отклонение от религиозного ритуала (уклонение от жертвоприношения или обрядов, несоблюдение даже незначительных  религиозных предписаний), но позже грехом стали называть преступления морального характера, которые могли оскорбить бога — стража правды и справедливости.

Клинописные тексты сохранили  множество исповедей-заклинаний, призванных «изгладить» грехи царя, «успокоить сердце бога». После принесения жертв и совершения священных ритуалов жрец обращается к богам со словами о том, что царь «охвачен недугом... посещён тяжелой болезнью», для него «день — вздохи, ночь — слёзы, месяц — вопли, год — скорбь» и «жрец не разрешил его уз». Вот как звучит в исповеди-заклинании перечень грехов царя: «Не говорил ли он дурного? Не позволил ли он говорить неправды?... Не утеснил ли он слабого? Не поссорил ли он отца с сыном, сына с отцом?... Не был ли он честен языком, а сердцем лжив; не говорил ли устами «да», а сердцем «нет»? Не старался ли он во имя замышленной несправедливости преследовать и отвергать, уничтожать и губить правого, употреблять насилие, грабить, злодействовать?»

Многие подобные исповеди-заклинания содержат мотивы невинного страдания  и слабости человека, невозможности  избежать кары богов:

«...О, если бы я был уверен, что это угодно богу! Ибо что  самому человеку кажется благоприятным, перед богом бывает мерзостью. Кто  может понять совет богов на небе? Предначертания гэга — темнота, кто может уразуметь её? Как мы, люди, можем понять путь :эжий?... Я привязан к узкому болезненному ложу... мой дом стал для меня темницей... Целый день преследует меня гонитель и ночью не даёт мне вздохнуть... Жрец не понял моей болезни... Бог не помог мне, не взял моей руки... я ещё не ""мер, а уже обо мне стали плакать».

Заклинания играли большую  роль в медицине Месопотамии, однако далеко не исчерпывали собой искусства  врачевания, которое сформировалось к середине II тысячелетия до н.э. и включало в себя множество медицинских предписаний.

 

 

3.5. МЕДИЦИНСКИЕ  ПРЕДПИСАНИЯ 

 

Усилия врача часто  были направлены на облегчение конкретных проявлений болезни: «остановить лихорадку  и жар», «отвести отёки», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т.д. Врачи были большими знатоками  лекарственных растений, умели готовить лечебные составы из минералов и  продуктов животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, кожа ягнёнка, скорлупа мидий и т.д.). В состав лекарств входило иногда не менее 20 компонентов. Эти лекарства при перевязках наносили на полоски кожи или ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, применяли в виде мазей, порошков, пилюль.

Вот пример рецепта на клинописной  медицинской таблички, найденной  в Ниппуре, недалеко от современного Багдада. Ее датируют концом III тысячелетия до н.э.: «Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль и горчицу; омыть больное место крепким пивом и горячей водой; растереть больное место этим приготовленным составом, после чего натереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты».

В Месопотамии существовала почта.  Письма писали на глиняных табличках и запечатывали в глиняные конверты-ларцы. Многие из них сохранились до наших дней.   Из  этой переписки стало известно  о  существовании больниц при храмах. Лечили там знатных особ, служителей храма и даже рабов. Найдены письма врачевателя Мукаллима, который жил в XIV в. до н.э. при храме близ города Ншшура. Он часто просит градоначальника выдать ему ценные лекарственные растения и отмечает при этом, что отсутствие хотя бы одного из них лишает лекарство действенной силы. Периодически он сообщал правителю об успешном лечении больных. Вот что, например, Мукаллим сообщает о лечении в своих табличках:

«... дочери Куру и Ахуни благополучны и телом здоровы; если господин мой напишет мне, они могут выйти и засесть за учение. Что касается дочери Мушталу, то её воспаления прошли... У дочери Илииппашры двустороннее воспаление продолжается; она побледнела...»

«Два твоих взрослых раба, которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову; пусть господин мой  напишет, чтобы выдали масла (для  втирания), дабы дать им поправиться».

По свидетельству Геродота, в Месопотамии существовал обычай выносить больных на площади и  улицы городов. Каждый прохожий был  обязан остановиться, расспросить больного о его страданиях и посоветовать какое-либо средство избавления от болезни, если оно было ему известно.  

Возникновение болезни часто  связывали с естественными причинами: употреблением нездоровой пищи, купанием в загрязненной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами. Гигиенические  предписания были в Месопотамии  весьма строгими и касались прежде всего жрецов и персоны царя. Сохраняя традиции шумеров, вавилонские жрецы тщательно следили за чистотой тела; они носили тонкие белые одежды из льна. Если жрецы считали, что здоровью царя грозит опасность, по их приказанию немедленно и тщательно мыли весь дворец и прилежащую часть города, после чего приносились многочислен-ные жертвы (животные, вино, пиво, мёд, масло). Для этих предосторожностей были причины: природные и искусственные водоёмы были настолько заражены, что существовал обычай — не пить сырой воды из каналов и рек.

Символика кубка Гудеа

Отметим в заключение, что  с культурой Древней Месопотамии  связан один из древнейших символов медицины — ритуальный «кубок Гудеа», найденный археологами в 1877 г. на территории современного Ирака. Этот кубок из зеленого камня высотой 23 см был изготовлен для Гудеа (XX в. до н.э.) — правителя древнего шумерского государства Лагаша. Надпись на кубке свидетельствует о том, что он был посвящен богу-целителю. В центре кубка помещен жезл, обвитый двумя змеями. Его охраняют с двух сторон крылатые чудовища, сжимающие в лапах меч. Эта символика связана с врачеванием, охраной жизни и здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменская государственная медицинская академия

Министерства  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации

 

 

 

                                                         Реферат

По истории  медицины

Врачевание в древней Месопотамии

 

                                                                                       

 

 

 

                                                                                                  Выполнил студент 1 курса

Бабасов Сарсембай Батырбаевич

131 группа

 

 

 

Проверил:

Сычёв Владимир Геннадьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЮМЕНЬ 2012


Информация о работе Врачевание в древней Месопотамии