Врачевание в древней Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:08, доклад

Краткое описание

Междуречье Тигра и Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур}' Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

 

  Врачевание в древней  Месопотамии 

 

Междуречье Тигра и  Евфрата назвал Месопотамией (от греч. Mesopotamia — Междуречье, или Двуречье) греческий историк и географ Геродот, который посетил эти края в V в. до н.э. На рубеже IV и III тысячелетий там сформировались первые города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали Вавилонское и Ассирийское царства. Таким образом, историю и культур}' Междуречья создавали три народа: шумеры, вавилоняне и ассирийцы. Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.

Одна из глиняных табличек, найденных археологами в Месопотамии, сохранила оттиск цилиндрической печати шумерского врача, жившего в XXIV в. до н.э. 

 

3.1. МЕДИЦИНСКИЕ  СВЕДЕНИЯ НА КЛИНОПИСНЫХ ГЛИНЯНЫХ  ТАБЛИЧКАХ 

 

В одной из древнейших библиотек  мира — собрании клинописных табличек ассирийского царя Ашурбанипала (VII в. до н.э.) было найдено 33 таблички с текстами о целительном действии растений: горчицы, пихты, сосны, груши, сливы, ивы, съедобного лишайника леконары (манны) и многих других. В состав лекарств включались также нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Исторические параллели: В нефти, как известно, содержатся многие ценные органические

соединения, входящие в состав лекарственных препаратов. В Древнем  Вавилоне умели добывать и использовать ее. На основе нефти делали асфальт, который применяли в строительном деле в качестве связующего раствора, а также при смолении кораблей. Она входила в состав шумерских  и вавилонских рецептов для лечения  самых разнообразных болезней. В  Египте нефть была частью препаратов для бальзамирования тел умерших. В Древнем Китае нефть использовали для освещения и называли «каменным  лаком». Возможно, именно она горела на башне знаменитого Александрийского маяка (III в. до н.э.), построенного в крупном египетском порту на берегу Средиземного моря. В античные времена нефть добывали на Сицилии, поэтому называлась она «сицилийским маслом». В эпоху средневековья искусство добычи и использования нефти в Европе было забыто. Когда европейцы прочитали в книге Марко Поло (XIIIв.) об использовании этой горючей жидкости в восточных странах, они отнеслись к этому сообщению с недоверием. Спустя два столетия нефть уже применялась

европейскими медиками для  изготовления мазей при лечении  кожных болезней.

Медицинские сборники табличек из библиотеки Ашурбанипала подбирались по признакам болезней или по названиям частей тела. Например, в табличках, объединённых общим названием «Когда человеческая голова охвачена жаром», дано подробное описание болезней головы:  различных видов  «умопомрачения», болезней висков, ушей и глаз, «облысения».  

Рассечение жертвенных животных давало представление о крупных  внутренних органах: сердце, печени, почках, кишечнике, желудке. Средоточием всей жизни вавилонские жрецы считали  печень. Они делили её на 50 квадратов  и предсказывали по ним судьбы и события. Гадание по внутренностям животных до сих пор практикуется у многих народов.

Тексты Древней Месопотамии  не упоминают о медицинских школах, передача медицинских знаний в узком  кругу посвященных в тексте клинописной  таблички представлена так: «Дай посвященному показать свои секреты магических знаний — посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь, — заставь его поклясться... затем покажи ему».

Исторические параллели: Передача медицинских знаний в разных странах Древнего Востока сопровождалась священным ритуалом. Этот обычай был  распространен в Египте и позже  перешел к грекам. В одной из древнейших медицинских книг Древнего Китая встречается упоминание о  клятвенном договоре, согласно которому ученик был обязан не разглашать полученные от учителя знания непосвященным. Заключение договора сопровождалось ритуалом, в  который входили пост, молитва  и помазание губ кровью, взятой из надреза на плече. Вероятно, такие  ритуалы были связаны не только с  желанием оградить медицинские знания от непосвященных, но и с соперничеством между различными медицинскими школами. До нашего времени дошли описания сложных древнеегипетских обрядов  посвящения. Они предваряли изучение тайных, эзотерических (от греч. «эзотерикос» — внутренний, тайный, скрытый) знаний, частью которых было и искусство врачевания. О распространении этого обычая у греков свидетельствует один из трактатов Гиппократова сборника (III в. до н.э.): «Священные действия показываются только людям посвященным, профанам же — не прежде, чем они будут введены в таинство науки».

О наказании врача в  случае неудачного лечения сообщает 218 параграф законов заря Хаммурапи, создателя вавилонской империи (XVIII в. до н.э.): «Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и умертвил этого  человека, либо сделал надрез в области  брови или виска этому человеку и погубил глаз этого человека, такому врачу надлежит отрезать руку». Подобные законы действовали в течение столетий и вряд ли способствовали развитию хирургии, что подтверждается и найденными письменными источниками. Сохранился клинописный текст письма, написанного врачом по имени Арадан и адресованного Ашурбанипалу. Врач сообщает о болезни царского сына, которому уже в течение месяца причиняет страдания сильно распухшая десна. Арадан не предпринимает никаких попыток хирургического вмешательства и выражает надежду на то, что в результате применения лечебных паст и мазей царский сын избавится от боли и не умрет. Жестокое наказание врача в случае неудачного исхода лечения было причиной высокой оплаты медицинских услуг. Так, например, согласно законам Хаммурапи, «... если врачеватель срастил сломанную кость или вылечил больной сустав, то больной должен заплатить ему пять сиклей* серебра». На эту сумму можно было целый год кормить несколько человек.

Исторические параллели:

Уровень развития медицины в странах Древнего мира в определенной степени зависел от того наказания, которое ожидало врача в случае неудачи. В особенности это касается хирургических операций, часто сопряженных  с большим риском. Высокий уровень  развития хирургии в Египте и Индии  отчасти объяснялся тем, что наказание  врача в случае неудачи зависело от того, насколько верно он следовал предписаниям, изложенным в медицинских  текстах. В частности, египетские медицинские  папирусы середины II тысячелетия до н.э. описывают заведомо безнадежные болезни и травмы. Если врач брался за их излечение, он рисковал своей репутацией, но наказания мог бояться только в том случае, когда больной занимал высокое положение в обществе.


3.2. МИФОЛОГИЯ В  МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ 

 

Вавилоняне переняли богов  у шумеров. Во главе мира стояла верховная  триада богов, олицетворяющая три части  Вселенной: бог неба Any; владыка земли и воздуха Энлиль; бог водяной стихии Эа. Ану был воплощением небесного могущества и непостижимых для человека знаний; Энлиль воплощал власть царя на земле, в мире людей и был покровителем воинов. Эа ведал глубинами вод, а именно там, по мнению шумеров, первоначально обитала мудрость. Поэтому Эа почитался как бог мудрости и покровитель врачебного искусства; свою тайну он передал врачевателям «асу» (от шумерского — «знающий воду»), которых изображали в одежде, напоминающей рыбью чешую. 

 

Исторические параллели:

Культ Эа, покровителя мудрости, в том числе и медицинских знаний, связан с древним шумерским мифом об Оанне — человеке-рыбе, который выходил из моря и учил людей различным искусствам. Этот миф не найден в клинописи, однако дошел до нашего времени в пересказе египетского жреца Бероса. Оанн, сообщает папирус, учил людей «письму и наукам, и различным искусствам, и построению городов, и законодательству... С тех пор ничего не изобрели, что выходило бы за пределы этого...». Образ рыбы в религиозных представлениях Древнего Востока часто связывался с воплощением божества. Так, индусы полагали, что бог Вишну впервые явился людям из тела рыбы.

Во дворе вавилонского храма был бассейн, который носил  мистическое имя «апсу» — бездна. Выложенный разноцвет-Первое воплощение Вишну из тела рыбы.

От верховной триады богов  получила своё могущество богиня врачевания Гула: она могла оживить мертвого, но также наслать неизлечимые  болезни. Ей приписывали знание лечебных и ядовитых свойств растений. Помимо верховной триады существовала и  вторая: бог Солнца Шамаш,  бог Луны Син и богиня Утренней звезды Иштар.

Шамаша часто изображдали в виде старца, сидящего в зале суда. Он помогал слабым, врачевал больных и даже мог воскрешать мертвых. Иштар считалась иногда дочерью Сина, царицей неба, водительницей звезд. В то же время она была богиней любви, покровительницей материнства, богиней плодородия. Ее часто изображали с ребенком на руках. Жители Междуречья верили в то, что священное изображение Иштар приносит исцеление от болезней. 

 

Исторические параллели:

Жители других стран Древнего мира также верили с целительную  силу вавилонских статуй. Так, например, во время болезни египетского  фараона Аменхотепа III ему отправили  из Ниневии статую богини Иштар и сопроводительное письмо с просьбой о возвращении священной статуи после исцеления: «Так говорит Иштар Ниневийская, владычица всех стран: «в Египет, в страну, которую я люблю, иду я». Я посылаю ее тебе. Она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю... да почтит ее и теперь мой брат... и да отошлет и вернет ее в радости... Иштар для меня — моя богиня, а для моего брата она не его божество». Когда Александр Македонский, возвращаясь из своего знаменитого похода в Индию, умирал в Вавилоне от непонятной болезни в 323 г. до н.э., военачальники даже ночью не переставали молить статуи о его выздоровлении и спали, обхватив руками изображения вавилонских богов.

Вавилонский бог Луны Син на небесном троне

Кроме богов, в фантастическом мире Древнего Двуречья к медицине имели отношение различные демоны и духи, которые постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и болезней. Считалось, например, что демон бури Пазузу посылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту-лихорадку.

Глиняные таблички, найденные  в Ниневии, сообщают о демонах, способных  повредить разным частям тела человека: «против головы человека направляет свою силу достойный проклятия Идпа,... против шеи — скверный У тук, против груди — гибельный Алаль, против внутренностей — злой Гигин, против рук человека — ужасный Телал». Представления о причинах болезней чаще всего были связаны с религиозными верованиями и назывались, например, так: «рука бога» «дуновение злого духа», «объятия Ламашту» и т.п. Врачи-заклинатели читали для исцеления больного магические тексты, которые были сведены в специальные книги по разделам: «Избавить от чар...», «Головная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды...» и т.д.

Исторические параллели: Вавилонские медицинские заклинания употреблялись в течение тысячелетий  в разных странах Востока и  Запада, когда первоначальный смысл  их слов был давно забыт. К такому выводу ученые пришли после расшифровки  клинописи в конце XIX в. Например, средневековые европейские лекари часто употребляли в своих  заговорах слова «хилка», «беша». Они казались бессмысленными, но после того, как научились читать тексты клинописных медицинских табличек, выяснилось, что с этими словами вавилонские врачи обращались к злым духам: «Сгиньте! Устыдитесь!».

 

3.3. О МЕДИЦИНСКИХ  ЗАКЛИНАНИЯХ 

 

Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Иногда в процессе обряда врачевания делали из глины или воска статуэтку, изображавшую больного или «преследовавших» его призраков. Важную роль в обрядах играли магические круги, которые врач очерчивал вокруг больного, магические числа (3 раза, 7 капель и т.д.),предсказание критических дней выздоровления («его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить») или обострения болезни.

Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек  под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано  с первыми представлениями о  заразных болезнях. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: «Если человек  так страдает от желтухи, что его  болезнь дошла до центра глаз... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрёт». В таких случаях  врач «не протягивал своей руки» (это выражение впоследствии перешло  в греческую медицину). В медицинских  заклинаниях часто упоминаются  имена богов. Вот заклинание против зубной боли. Болезни и разрушение зубов вавилоняне объясняли наличием червя, который поселился и растет в зубе. 

 

«Когда бог Ану создал Небо,

Небо создало Землю,

Земля создала реки,

Реки создали каналы,

Каналы создали ил,

Ил создал червя.

И пошел червь, при виде Солнца он заплакал,

Перед лицом бога Эа пришли его слезы:

«Что дашь ты мне для  моей еды?

Что дашь ты мне для моего  питья»

«Я даю тебе дерево, которое  гнило,

И плоды этого дерева».

«Что мне гнилое дерево и плоды этого дерева?

Дай мне гнездиться внутри зуба.

Его дупло дай мне в  жилище.

Из зуба высосу я его  кровь».

«Так как ты сказал это, червь,

То пусть побьет тебя бог  Эа силою рук своих.

Это будет заговором против зубной боли.

При этом измельчи листья белены

И замеси с древесной смолой.

Это ты засунь в зуб и  трижды повтори этот заговор» 

 

Исторические параллели:

Представление о черве, который  поедает больной зуб, существовало в медицине многих стран в течение  тысячелетий. Греческие и римские  врачи объясняли кариес неправильным питанием, порчей ротовой слизи или  действием зубного червя. Индусы и арабы видели причину зубной боли в том, что червь шевелится  в дупле зуба. Европейские врачи  утверждали в медицинских трактатах  XVI—XVIIстолетий, что видели зубных червей своими глазами, и подробно их описывали. Немецкий профессор медицины в XVII в. сообщал, что ему удавалось извлекать из зуба животных величиной с дождевого червя с помощью желудочного сока свиньи. Его итальянский современник и коллега объяснял происхождение зубных червей тем, что они развиваются из личинок мух, попадающих в дупло больного зуба вместе с пищей. В русском лечебнике конца XVIII в. можно прочесть такую рекомендацию от зубной боли: «возьми сору из подполья и усей мелко, столько же сажи с чела'и разведи водою не жидко и разжигая камень, клади тут, а с больными зубами сиди над тем паром долго, голову окутав, и черви выпадут все в ту воду». Позже традиционный образ червя в искусстве врачевания зубов был связан с необходимостью удалить нерв больного зуба. Эта процедура называлась «схватить червя за ногу», «вытащить червя из больного зуба».

В древних заклинаниях  часто соединялись вместе представления  о происхождении мироздания, молитвенные  формулы и лечебные рецепты. В  качестве основы для лечебной пасты  часто упоминается белена. Ее применяли  для избавления от зубной боли в Египте, Греции, Риме и странах Европы до Нового времени. Римляне называли белену «зубная трава» (лат. — «herba dentaria»),

В медицине Месопотамии сохранению зубов придавали большое значение. «Если кто выбъет зуб у равного себе, то и ему следует выбить зуб» — гласят законы Хаммурапи. К заболевшим зубам и деснам прикладывали пасты и растворы, которые снимали боль и способствовали выздоровлению. 

 

Исторические параллели:

Обратим внимание на первую часть заклинания (с. 58—59), где говорится  о зарождении жизни в воде: «небо  создало реки, реки создали каналы, каналы создали ил, ил создал червя». Такие представления были свойственны  древним, культурам разных народов. Шумеро-вавилонские и египетские предания повествуют о первоначальном состоянии Вселенной в виде водной бездны, в которой впервые появились  разумные существа с телом рыбы. Мифы Древнего Китая рассказывают о  первых жителях Земли, похожих на людей-рыб. Лица у них были человечьи, а туловища рыбьи. Они имели крылья и поэтому могли передвигаться  не только в воде, но и в облаках. В вавилонском мифе о Гилъгамеше его предки, обитающие в царстве мертвых, удивлялись виду его рук, не имеющих перепонок между пальцами.

Кроме того, в этом клинописном  тексте заклинания отражено одно из самых  ранних представлений о «самозарождении» насекомых и мелких животных из влажного ила: «ил создал червя». Такие взгляды  сохранялись в медицине и биологии тысячи лет. Их разделял и Аристотель (We. до н.э.) — великий греческий философ, которого считают основателем биологической науки. Вот пример его рассуждений о самозарождении угрей: «Есть болотистые пруды, где они возникают вновь, когда вода и ил удалены и дождь вновь наполняет эти пруды. Ибо угри происходят из дождевых червей, которые образуются сами из ила». В трактатах Древней Индии все живые существа делятся на «рождающихся из ростка» (растения), «рождающихся из яйца» (рыбы, земноводные, змеи, птицы), «живородящих» (млекопитающие) и «рождающихся из пота» (насекомые, черви и мелкие животные, которые рождаются из «по/па земли»). Средневековые индийские и арабские комментаторы этих трактатов отмечали, что лягушки рождаются прямо из земли, а муравьи способны появляться на свет тремя путями: либо из яйца, либо из влаги, либо из земли.

В средневековой Европе было распространено поверье о том, что  тараканы появляются из кухонных отбросов, моль — из шерсти, а львы — из камней в пустыне. Вот рецепт европейского алхимика XVII столетия: «Если наполнить  открытую бадью пропотевшим нижним бельем и добавить немного пшеницы, то... пшеница примерно через 21 день превратится в мышь». Как видим, здесь для самозарождения животных необходимо присутствие растения,

как и в следующем рецепте: «Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй так, чтобы углубление было совершенно прикрыто, выставьте оба кирпича на солнце и через несколько дней запах  базилика, действуя как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов». Натурфилософские трактаты средневековья и Возрождения сообщали читателям о том, что «видоизмениться» в животных способна не только истолченная трава или зерна пшеницы, но и живое дерево, на ветвях которого могут произрастать рыбы, птицы и даже млекопитающие.

Информация о работе Врачевание в древней Месопотамии