Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:58, статья
В начале пост-кризисного 2009 г. были распространены оптимистические прогнозы о росте объемов онлайн-исследований в России. Конечно, в первую очередь, ставки были сделаны на экономичность такого рода исследований. В условиях кризиса компании-заказчики существенно урезали свои бюджеты, сокращали расходы на маркетинг и рекламу (и, в первую очередь, на исследования). Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». В ту пору онлайн-исследования по более низким ценам, проводимые существенно оперативнее, чем исследования с использованием традиционных методов сбора данных, должны были стать более востребованными и привлекательными.
1.Уйдет ли рынок исследований в Интернет?
В начале пост-кризисного 2009 г. были распространены оптимистические прогнозы о росте объемов онлайн-исследований в России. Конечно, в первую очередь, ставки были сделаны на экономичность такого рода исследований. В условиях кризиса компании-заказчики существенно урезали свои бюджеты, сокращали расходы на маркетинг и рекламу (и, в первую очередь, на исследования). Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». В ту пору онлайн-исследования по более низким ценам, проводимые существенно оперативнее, чем исследования с использованием традиционных методов сбора данных, должны были стать более востребованными и привлекательными. Однако этим прогнозам не суждено было сбыться. В наступившем 2012 г. мы не ожидаем резкого роста числа исследований, проводимых онлайн- методами. Причин этому несколько. Основная из них связана со сферами и границами применения онлайн-исследований.
2.Тактики исследований
Сегодня на российском рынке
присутствуют как российские «держатели»
онлайн-панели [1] для опросов, так
и крупные западные провайдеры панелей
для онлайн-исследований. Основной
целью (на достижение которой направлены
основные бюджеты) и тех и других
является увеличение количества задействованных
в панелях интернет-
5.Сферы применения различных методик социологических исследований
На рынке FMCG онлайн-исследования
стоят значительно дешевле «
8.Границы использования различных методов исследований
Основное, чем привлекают онлайн-исследования, — это дешевизна и оперативность. Действительно, интернет-опросы не требуют расходов на «полевой» этап в привычном понимании, т.е. на оплату интервьюеров. Возможность одновременно получать уже заполненные анкеты и опросные листы в электронном виде со всех регионов и по всей выборке уже в сведенном виде позволяет осуществлять опрос больших массивов респондентов буквально в считанные дни. К тому же интернет-опрос позволяет подсчитывать входящие данные сразу при их поступлении и видеть одномерные распределения в любой момент — как на старте проекта, так и каждую минуту до его завершения. Таким образом, сокращается время на полевой этап; ввиду полной стандартизированности заполнения анкет не нужно тратить время на сведение единой базы и выверку правильности заполнения шаблонов; можно сократить время на подсчет результатов, т.к. элементарные вычисления и подсчеты программа сбора данных выполняет автоматически.
9.Итак, онлайн-исследования имеют два главных «козыря»: они стоят дешевле и выполняется очень быстро. Так ли это в реальности? В российской реальности? Здесь можно провести аналогию с телефонными опросами. Многие наши западные клиенты всегда удивляются: «Почему вы предлагаете опрос face-to-face? Ведь провести телефонный опрос проще, и дешевле!» В нашей российской действительности отнюдь не проще. Первое, чем наши опрашиваемые отличаются от западных респондентов, — это восприятие такого рода опросов. Российские граждане позитивно воспринимают только опросы, связанные с контролем качества услуг, которыми они пользуются: например, опросы телефонных провайдеров о качестве услуг и связи и опросы автомобильных сервисов об удовлетворенности сервисом и качеством технического осмотра, проведенного для их автомобиля. 10.Большую напряженность со стороны респондентов вызывают опросы, связанные с банковскими услугами: никто из российских граждан не может спокойно воспринимать по телефону опросы, связанные с деньгами, счетами, кредитами и пр., поскольку степень недоверия и закрытости респондентов очень велика. Наше «поле» (т.е. население), откровенно говоря, устало от уличных, поквартирных и телефонных опросов. Респонденты обычно бывают недоверчивыми; они настроены негативно, порой бывают крайне агрессивными и уж отнюдь не искренними. Особенно это заметно в крупных городах, где плохую службу сослужили многочисленные политические, телевизионные и «продуктовые» опросы. Западный респондент будет отвечать на телефонные опросы спокойно и подробно; наши сограждане их откровенно не любят.11. С точки зрения социологии телефонный опрос имеет свои ограничения как метод: в инструментарий нельзя включать открытые вопросы; нельзя включать сложные табличные вопросы; длительность интервью должна быть минимальной. Таким образом, «телефонники» хорошо зарекомендовали себя в сфере FMCG; область их применения ограничивается социологией потребления и образа жизни. В том, что касается изучения фармацевтического рынка, налицо единичные случаи использования телефонных опросов и онлайн-исследований. Вызвано это, в первую очередь, тем, что в большинстве своем российские врачи (поликлиническое звено) не имеют телефонного аппарата и компьютера на рабочем месте. Именно поэтому значительная часть врачебной аудитории просто физически не может быть охвачена ни телефонными, ни онлайн-опросами.
12.Но даже если врач имеет ПК и Интернет дома, то доля врачей, которые при опросе не могли указать адрес своей электронной почты, просто пугает. Несмотря на все громкие заявления властей о растущей компьютеризации и интернетизации нашего населения, налицо информационное неравенство во всех аспектах — региональном, материальном и профессиональном. В коммерческих ЛПУ и стационарах ситуация с наличием ПК и Интернета гораздо лучше, но, как свидетельствуют многочисленные опросы врачей всех специальностей и уровня, Интернет в основном используется врачами для поиска данных по препаратам, заболеваниям, информации об учреждениях, куда пациента можно направить для диагностики и сдачи анализов. Таким образом, можно засвидетельствовать, что количество врачей, использующих Интернет для поиска информации, растет. 13.Однако при этом не увеличивается число врачей, использующих возможности онлайн-обучения (некоторые зарубежные компании полностью русифицировали свои обучающие порталы, где, помимо информации о способах диагностики и лечения заболеваний, предоставляется возможность обучения, повышения своего образовательного и профессионального уровня путем прохождения тестов, заданий и получения «кредитов»). Казалось бы — пользуйтесь, узнавайте, учитесь! Но российские врачи так и не включились во взаимодействие такого рода через Интернет. Вместо сотен и тысяч врачей на Западе, использующих такие медицинские образовательные интернет-порталы, в России лишь считанное количество врачей знают об этих порталах и их используют.14. Мы зафиксировали относительный рост числа врачей, которые стали приобщаться к участию в профессиональный форумах. Там они могут задать коллегам вопросы, связанные с врачебной практикой, предложить свою консультацию, рекомендацию, совет или просто поискать уже готовые ответы по интересующим их темам. Однако не отмечен рост интереса врачей к использованию сайтов компаний-производителей (пользуются популярностью только 3-5 сайтов крупных производителей): лишь отдельные врачи вообще смогли назвать какие-либо сайты в качестве посещаемых и используемых. Следует отметить, что врачей, активно использующих Интернет в профессиональных целях, пока очень мало, и они составляют совершенно особую «касту», отличную от общей массы врачей как по психоэмоциональному фону, так и по приверженности сетевому общению. 15.Таким образом, данные опросов таких врачей ни в коей мере нельзя экстраполировать, поскольку их мнение не будет представлять мнение общей совокупности. Это будет случай, когда выборка представляет собой не мини-модель генеральной совокупности, а просто отдельную деталь. Было бы весьма опрометчиво бежать впереди паровоза с заявлениями и допущениями о том, что данные врачи являются наиболее современными и продвинутыми. Не будем забывать о том, что во врачебном сообществе «первую скрипку» играет уровень профессионализма врача, его опыт, квалификация, использование в своей практике передовых методов лечения и современных препаратов, но отнюдь не степень его интернетизированности.
16.Поскольку в 90% случаев фармпроизводителям необходимы исследования с очень четкой и строгой выборкой по статусу ЛПУ, статусу врача, специальности, наличию пациентов определенного профиля, опыту назначения и использования конкретных препаратов, «вычислить» их в общих базах, которыми обладают исследовательские компании, практикующие онлайн-опросы, на сегодняшний день нереально. В этих базах нет такой подробной информации о враче. Для этого существует процедура скрининга, когда интервьюер, «придя ножками» к врачу нужной специальности, вначале выясняет все параметры его пригодности для выборки и закрытия квот и лишь затем проводит опрос. 17.К тому же, если данный врач по каким-либо параметрам не проходит скрининг, всегда есть возможность попросить у него рекомендацию относительно того, к кому еще можно обратиться, и найти в данном ЛПУ другого врача. В такой ситуации как процедура скрининга, так и рекрутинг оправданны именно на месте работы врача и именно методом личного опроса. Также остро встает вопрос с верификацией данных и проверкой собранной информации. При личном опросе респондентов (F2F) применяются различные методы проверки и перепроверки, такие как двойные визиты, контроль и проверка с помощью супервайзера, с помощью телефонного звонка респонденту. Мы берем анкету, заполненную врачом, идем к нему или звоним ему по телефону, задаем насколько вопросов по анкете и анализируем, насколько они совпадают с указанными вариантами в анкете. 18.Таким образом, как у исследовательской компании, проводящей опрос, так и у клиента (в случае двойной проверки) всегда есть возможность выйти напрямую на респондента и уточнить, проводился ли с ним опрос, и как он отвечал, чтобы признать данные достоверными или забраковать их как поддельные. В случае онлайн-опроса мы не можем даже добиться ответа на простой вопрос: а тот ли самый респондент заполнил анкету? У какой бы компании, специализирующейся на онлайн-исследованиях, мы ни спрашивали, где гарантия, что данную анкету заполнил именно конкретный врач, такой гарантии пока еще никто не дает. А ведь главное требование к исследованию — это надежность, достоверность и репрезентативность.
19.Да, у компаний, специализирующихся на онлайн-исследованиях, есть свои способы выявления профессиональных «заполняльщиков»: например, по времени, требуемому на заполнение (если анкета заполнена за 2 минуты, это нереально для человека, который впервые читает анкету и заполняет ее, обдумывая свой выбор). Существуют также другие методы: в том числе, по логике ответов определяют, была ли заполнена анкета женщиной или мужчиной. Но главный минус онлайн-исследований все же в том, что никаким образом нельзя точно узнать, кто на самом деле заполнил анкету.20. Если интервьюеры, опрашивающие лично, просят поставить врача свою печать и/или подпись в конце опроса (что является подтверждением участия врача в опросе), то при онлайн-исследованиях такая возможность отсутствует. Отсутствует также возможность уточнить и перепроверить данные, полученные онлайн, т.к. кроме адреса электронной почты и логина мы не имеем ни телефона врача, ни адреса ЛПУ, чтобы уточнить возникшие при подсчете результатов вопросы и понять, почему этот врач ответил именно так, а не иначе, если он вообще отвечал.
21.Реп-чеки и фокус-группы
Невозможно проводить онлайн самое популярное исследование среди врачей — реп-чек [2]. Реп-чек осуществляется по базе врачей компании-заказчика, в которой нет адресов электронной почты, поскольку медпредставители не собирают их и не предоставляют в базе контактов врачей. Также пока весьма затруднительным является проведение онлайн-фокус-групп. Во-первых, на сегодняшний день расценки на онлайн-фокус-группы в формате форума или в других форматах равны таковым на организацию реальной фокус-группы или даже превышают их. К тому же ни для кого не секрет, что устная и письменная речь — это «две большие разницы».22. Столь ценный в фокус-группах процесс групповой динамики становится крайне размытым в онлайн-формате. Дискуссия приобретает искусственный характер, больше свойственный переписке, а не общению вживую, ради чего участники собираются в одном месте в формате традиционной фокус-группы. Если же рассмотреть видеоформат фокус-группы, это требует определенной технической подготовленности участников, а также навыков работы перед камерой.23. И если на рынке FMCG проведение онлайн-фокус-групп заметно набирает обороты, и люди очень охотно соглашаются в них участвовать, то, к сожалению, наши врачи пока хорошо воспринимают только видеоконференции или онлайн-выступления опинион-лидеров или ведущих специалистов. В таком формате роль самих врачей пассивна: они просто смотрят и слушают видеолекцию и имеют возможность при желании задать вопрос через технического специалиста. Пока врачи и фармацевты психологически не готовы связываться с техникой из-за низкой культуры обращения с интернет-ресурсами, боязни попасть впросак, да и просто боязни камеры. Таким образом, подобные условия проведения опроса стесняют отвечающего, поскольку на поведение респондента оказывает влияние не только автоматизм действий, чужая оценка, контекст события, правила и нормы поведения, но и сама обстановка, формат общения и др.
24.В свете закона
В свете выхода нового закона,
ограничивающего возможности