Туберкулез как медико-социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель: ознакомиться с заболеванием туберкулеза, изучить специфику организации медицинской помощи больным, систему мероприятий борьбы с туберкулезом в стране.
Студент должен
Знать:
определение и основные критерии медико-социальной значимости проблемы;
особенности организации медицинской помощи при туберкулезе

Файлы: 1 файл

Тубеокулез как медико-социальная проблема.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

В нашей стране проводится профилактика туберкулеза в двух направлениях:

1.Санитарная профилактика.

2. Специфическая профилактика.

Целью санитарной профилактики туберкулеза  является ограничение возможности  инфицирования здоровых людей микобактериями туберкулеза. Важнейшей ее составной  частью является проведение социальных, противоэпидемических и лечебных мероприятий  в очаге туберкулезной инфекции. В проведении участвуют учреждения общей лечебной сети, санитарно-эпидемиологической, противотуберкулезной и других ведомств.

Приоритетным мероприятием по защите от туберкулеза детей раннего  возраста в условиях эпидемического неблагополучия является специфическая вакцинация БЦЖ и БЦЖ-М. Она осуществляется медицинскими работниками общей педиатрической лечебной сети под контролем учреждений санитарно-эпидемилогической и противотуберкулезной службы. Вакцинация против туберкулеза проводится в условиях родильного дома или другого специализированного учреждения. Ревакцинация проводится в возрасте 7 и 14 лет

Совместно с органами законодательной  и исполнительной власти, различными ведомствами и общественными  организациями органы управления здравоохранением участвуют в создании и реализации мероприятий по предотвращению распространения туберкулеза среди социальных групп риска.

Ведущей стратегией ВОЗ по борьбе с туберкулезом является в настоящее время программа  DOTS. Она включает такие разделы, как выявление заразных больных туберкулезом, обращающихся за медицинской помощью, при посредстве анализа клинических проявлений легочных заболеваний и микроскопического анализа мокроты на наличие кислотоустойчивых микробактерий; назначение выявленным больным двухэтапной химиотерапии. Следует отметить пять элементов стратегий DOTS:

    1. Ресурсы, прежде всего, должны быть направлены на выявление больных с положительным результатом микроскопии мокроты (заразные случаи) для направления их на лечение, поскольку они представляют собой источник инфекции.

    2. Больной должен принимать каждую дозу таблеток под контролем медицинского персонала или обученных добровольцев. Это особенно важно в течение первых двух месяцев лечения, когда пациент наиболее серьезно болен, велик риск формирования приобретенной устойчивости микобактерий, а пациент представляет опасность для окружающих.

   3. Больным туберкулезом необходимо обеспечить полный курс лечения и контроль за тем, чтобы пациент был полностью излечен, т.е. необходимо следить за успехом лечения.

   4. Правильное комбинирование и дозирование противотуберкулезных средств, известное как краткосрочная терапия, нужно проводить в течение строго определенного периода времени. Обеспечение надежными, высококачественными противотуберкулезными препаратами через систему здравоохранения – важнейшая часть стратегии DOTS, гарантирующая, что лечение больных туберкулезом будет непрерывным. Качественные и необходимые лекарства должны быть всегда доступными для больных.

  5. Правительство должно решительно поддерживать стратегию DOTS и наделить контроль над туберкулезом высоким политическим приоритетом. Правительство и неправительственные организации должны обеспечивать материальную поддержку контроля за туберкулезом. Контроль должен интегрироваться с существующей системой здравоохранения, гарантирующей бесплатный доступ больных туберкулезом к лечению. 

Противотуберкулезная  работа в России основана на законодательной  базе и государственной поддержке,  включает проведение санитарно-оздоровительных, противоэпидемических, профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, гарантируется государством.

Минздравом  РФ издан приказ № 193 «О создании Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза». Ученый совет Минздрава РФ 28.02.2000 г. принял «Концепцию национальной программы противотуберкулезной помощи населению России», в которой сочетаются исторический опыт и принципы отечественной фтизиатрической нации с мировым опытом. В результате сложной работы приготовлен приказ Министерства  здравоохранения РФ №109 от 21.03.03 г. «О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации». Государственная Дума 24.05.01 приняла, а Президент России 18.06.01 г. подписал Федеральный закон №77 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В ред. ФЗ от 22.08.04 - закон № 122  «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В Пермской области от 17.02.95 г. был принят закон № 186-28 «О защите населения от туберкулеза и противотуберкулезной помощи». В ред. от 05.11.02 г. был принят закон № 437-79 О Федеральной целевой программе «Профилактика и борьба с заболеваниями социального характера на2002-2006 г.г.»

         Постановлением  от 10.05.07 г. Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», включающую в себя подпрограмму «Туберкулез».

Цели подпрограммы - снижение уровня заболеваемости туберкулезом, снижение уровня смертности от туберкулеза.

Задачи подпрограммы - совершенствование методов профилактики туберкулеза, в том числе разработка информационных программ для населения, образовательных программ для больных туберкулезом и контактирующих с ними лиц;

совершенствование мер инфекционного контроля туберкулеза;

совершенствование методов диагностики, лечения и  комплексных программ медико-социальной реабилитации;

строительство и реконструкция противотуберкулезных медицинских учреждений и оснащение  их современным медицинским и технологическим оборудованием.

Основными источниками финансирования противотуберкулезных мероприятий  является федеральный, республиканские, краевые, областные и местные бюджеты, а также фонды обязательного медицинского страхования, внебюджетные источники.

Все принятые законы обязывают усилить  меры сокращения заболеваемости, которая, однако, очень медленно стабилизируется. Одна из причин этого – растущая невосприимчивость возбудителя  к противотуберкулезным пре6паратам, в том числе новейшим. Остановить обострение проблемы туберкулеза в изменившихся  социально-экономических условиях в России можно лишь при усилении роли государства в профилактике этой инфекции, создании новой концепции проведения и управления противотуберкулезных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Составили: доцент Говязина Т.Н., зав. методкабинетом Югай В.В.


Информация о работе Туберкулез как медико-социальная проблема