Традиционная китайская медицина

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

Китайская медицина, история которой насчитывает много веков, является одним из древнейших знаний на земле. Еще в глубокой древности предки китайцев, ведя борьбу с естественными силами природы, создавали первоосновы медицины. Обнаружение и использование лекарств китайской медицины началось с естественного процесса поиска пищи людьми, когда было замечено, что некоторые пищевые компоненты обладали свойствами облегчать и даже полностью устранять болезни

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 152.29 Кб (Скачать)

                                              Введение

Китайская медицина, история которой насчитывает  много веков, является одним из древнейших знаний на земле. Еще в глубокой древности  предки китайцев, ведя борьбу с естественными  силами природы, создавали первоосновы  медицины. Обнаружение и использование  лекарств китайской медицины началось с естественного процесса поиска пищи людьми, когда было замечено, что  некоторые пищевые компоненты обладали свойствами облегчать и даже полностью  устранять болезни. В основе прижигания лежало иссушивание и обжигание камней или песчаной почвы, которые с применением шкур животных и древесных кор оборачивались соответствующим образом и нагревались, после чего использовались, как предмет прогревания определенных участков тела, что, в итоге, позволяло устранять некоторые недомогания у людей. Совершенствование и длительная практика применения данного метода постепенно реализовалась в возникновении таких терапий, как прижигание и прогревание. В процессе использования изделий из камня в качестве орудий труда совершенно случайно было замечено, что укол тела человека в одном месте позволял снять недомогание в совсем другой области организма. Именно поэтому люди стали применять лечебную терапию уколов иглами, сделанными из камня или костей, и на этой базе постепенно стала формироваться и развиваться иглотерапия, складывалось учение о меридианах.

Таким образом, истоки китайской медицины лежат, главным  образом, в результатах и заключениях  тысячелетней практики, а сама медицина непрерывно развивалась и обогащалась  новым. Более двух тысяч лет назад  в Китае вышел в свет первый специализированный письменный труд о  теории китайской медицины трактат  желтого императора. Эта книга  систематизировала основные положения  опыта лечения и теории китайской  медицины, накопленного до того момента, увязала врачевание с достижениями других естественных наук того времени, ввела упрощенный вариант концепции  материализма и диалектического  метода. В книге сравнительно всесторонне  приведены основы, патофизиологии, вскрытия организма, диагностики, лечения  и профилактики болезней, заложены теоретические основы китайской  медицины. Трактату Желтого Императора не уступает по своей основательности  классическое произведение китайской  медицины Нань Цзин. Содержанием этой книги также охватывается теория физиологии человека лечения различных патологий и диагностирования заболеваний, восполняется недостаток информации трактата желтого императора.

 

До эпохи  Возрождения западная медицина была гораздо ближе к китайской медицине. Далее в мышлении Европейской цивилизации произошел переворот: распространилось представление о независимости людей от окружающих жизненных систем, появилось убеждение, что можно властвовать над природой не испытывая обратного влияния. Человек расстался с зависимостью от природы, подразумевая свою неуязвимость, непобедимость, бессмертие. 

 

                      Традиционная китайская медицина

Тело  человека является органически единым

Китайская медицина считает, что тело человека является органически единым, строение и внутренние органы человека с позиций физиологии находятся во взаимосвязи, поддерживают баланс организма. Согласно канонам традиционной китайской медицины организм человека является неотъемлемой частью космоса. Организм человека - это сложная саморегулирующаяся система, которая находится в динамическом равновесии с окружающим миром.  
Нормальные физиологические процессы с одной стороны основываются на проявляемых самими внутренними органами функциях, а с другой стороны опираются на существуемой между ними взаимодополняемости и взаимообуславливаемости, что позволяет поддерживать в организме физиологический баланс. Все части человеческого тела рассматривается с позиций пяти основных органов, которые выступают в качестве ядра плоти и которые органически связаны системой меридианов, образующих единое целое и пронизывающих организм сверху донизу, взаимно поддерживая его устойчивость. Вследствие этого по китайской медицине локальные патологические изменения в организме человека в большинстве случаев связаны с нарушениями как в органах всего тела так и в энергии и крови, балансе инь-ян. Во время диагностирования по внешним изменениям человека можно судить о патологических изменениях внутри его тела. Во время лечения в отношении локальной патологии исходя из представлений о единства тела устанавливать методы лечения.

Единство  человека и природы

Человек живя в естественной природной среде находит для себя в ней все необходимые условия для существования. Вместе с этим естественные природные изменения такие как смена времен года и времени суток, перемена места пребывания могут прямо и косвенно влиять на человеческий организм, который соответственно проявляет ответную реакцию, пытаясь подстроиться на физиологическом уровне к новым процессам.

 

Человек воплощает  природные циклы и взаимодействует  с ними: суточными, месячными, сезонными  и текущими всю жизнь. Как Земля состоит из суши, океана и атмосферы, так и тело включает кровь, которая управляет материальной формой тела, влагу, которая является внутренней средой, и "ци", которая регулирует форму и деятельность процессов саморегуляции в теле человека. "Ци" - это энергия, которая находится как в самом человеке, так и в окружающей среде. Здоровье человека, согласно канонам китайской медицины, характеризуется нормальным соотношением компонентов "ци" и движением энергии в организме.  
 
Китайская медицина учит, что все заболевания проистекают от нарушения работы энергетических каналов, что проявляется в неравномерном распределении компонентов энергии в органах человека. Исходя из этой концепции, лечебные мероприятия должны быть направлены на восстановление циркуляции энергии в меридианах.  
 
Тысячелетиями китайские врачи изучали природу и стремились постичь секреты взаимодействия с ней, чтобы культивировать и направлять жизненную силу. Человек существует и взаимодействует с внешней средой благодаря своей способности обмениваться с ней энергией. 

Основы  традиционной Китайской медицины.

Китайский народ обладает долгой культурной историей и богатейшей сокровищницей медицинских и  фармацевтических научных знаний . Разработанные в их рамках методы акупунктурной ( чжэнь - цзю ) терапии - подобны удивительному сверкающему цветку , от которого нельзя оторвать взгляд . На протяжении нескольких тысячелетий применялись металлические иглы , а также полынные конусы и сигары ; с их помощью осуществлялись уколы и прижигания определенных точек на теле человека , что помогало излечивать многие виды болезней . Знаменитые китайские врачеватели древности с большим успехом использовали акупунктурные точки , которые теперь также называют биологически активными точками , на поверхности тела.

Традиционная китайская  медицина базируется на таких фундаментальных  натурфилософских законах и категориях , как дихотомия инь - ян , Великий Предел ( Тай - цзи ), «пневма» ци и ее проявления , Небесная пружина ( цзи ) и т. д .; на уровне специальной теории создано представление о «плотных» и «полых» органах ( цзан - фу ) и их функциях , а также каналах ( цзин - ло ) для циркуляции ци , в рамках данной концепции трактуемой как «жизненная энергия» организма .

Китайские медики рассматривают  болезнь как нарушение равновесия между инь и ян , а здоровье - как достижение их гармонии в организме , для чего применяется принцип бу - се ( прибавление - отнятие ). В практической акупунктуре для восстановления утраченного равновесия при синдроме недостаточности применяют тонизацию , а при синдроме избыточности - дисперсию ( подавление , рассеивание ).

Учение о плотных  и полых органах раскрывает взаимодействие между ними по природному циклу «пяти  первоэлементов» ( у - син ), а также - через канальную систему цзин - ло - в большом «небесном» круге циркуляции ци . Именно этими принципами и правилами руководствуются при выборе точек воздействия .

Этиология в традиционной китайской медицине тесно связывает  природные ( материальные ) и эмоционально - психические ( духовные ) факторы , соотношение которых определяет как поддержание , так и нарушение здоровья человека . Не случайно среди причин болезней желудка и селезенки , наряду с плохим питанием , чревоугодием называются такие качества как сильный гнев , уныние , расстройства от неисполненных устремлений души . Отсутствие гармонии между чувствами и волей - одна из причин болей в брюшной области , печальные думы и раздражение способствуют развитию гастритов и язв , неконтролируемые эмоции влияют на регулярность месячных у женщин и потенцию у мужчин .

Понимание взаимосвязей психического и физического состояния  поможет выбрать и лучшее , более спокойное состояние для проведения процедур , и их лучший порядок . Например , рекомендуется сначала выполнить массаж больного места , чтобы снять боль , накопившуюся усталость , тревожность , а затем начать курс лечения .

Истоки методов клинического применения акупунктуры ведут в  далекое прошлое , откуда их непрерывное течение достигает наших дней . Образно говоря , сочинения по китайской медицине подобны безбрежному морю ; врачи , прославленные в истории , подобны сияющему созвездию . Знаменитые врачеватели древности много раз успешно использовали акупунктурную терапию .

В самом раннем китайском  классическом трактате по медицине - «Каноне  Желтого императора о внутреннем»  ( «Хуан - ди нэй цзин» ) - уже детально описано клиническое применение акупунктуры и других методик и указано на их обязательное сочетание между собой ! В нем говорится : «Фармакологические препараты ( травы и минералы ) поражают патогенные факторы . Пять видов злаков питают организм . Пять видов плодов оказывают вспомогательное действие .

Пять видов мясных продуктов усиливают организм . Пять видов овощей укрепляют внутренние органы . Эти пять видов пищевых продуктов имеют разные вкусы , так что их следует соответственно употреблять , восполняя семя - цзин и укрепляя дыхание - ци . Иглоукалывание ( чжэнь ) выводит патогенные факторы из тела , а прижигание ( цзю ) убивает зло на месте» . Все известные врачи древности , такие как Бянь Цюэ , Цан - гун ( Чунь Юйи ), Чжан Чжунцзин , Хуа То , Хуан Фуми , Ван Шухэ успешно применяли лечение иглоукалыванием и прижиганием . Бянь Цюэ , например , успешно применял травяные препараты в лечении параличей , а также с помощью игл исцелил наследника престола княжества Го ( по другой версии - княжества Чжао ) от болезни «ши цзюэ» ( то есть вывел его из состояния глубокой комы ).

Узнав об этом , народ Поднебесной решил , что великий врач может возвращать жизнь мертвым . Сам он заявил , что вернуть ушедшую жизнь нельзя , однако можно восстановить жизненные силы внутри организма . Во II - начале III вв . н . э . знаменитый врач Хуа То особенно прославился как хирург , он задолго до европейцев применял лекарственные травы для наркоза , создал лечебно - оздоровительный комплекс упражнений «Игры пяти зверей» ( дошедший до наших дней ), а также достиг огромных успехов в акупунктуре .

В современной китайской  медицине на основе продолжения традиции развиваются исследования по комплексному применению традиционной и западной медицины . Различные акупунктурные инструменты и приборы ознаменовали новый этап в клинической акупунктуре. В них концентрировано воплотились традиционные методы чжэнь - цзю ; их применение стало намного удобнее , работа с ними - более простой , а эффект - еще более очевидным .

 

Итак, китайская  медицина отличается такими достоинствами, как:

  • целостный подход к человеку,
  • учет места
  • и времени лечебного воздействия.

Тем, кому китайская  медицинская наука кажется слишком  надуманной и слабо связанной  с анатомией, физиологией и другими  разделами знания, можно посоветовать испытать ее на себе. При появлении  такой "реальности, данной в ощущении", как неожиданно возникающее ощущение каналов, непонятных потоков в теле и прочих эффектов, отношение к  восточным, в том числе и китайским, древнемедицинским теориям, естественно, меняется.  
 
В различии исходных позиций теории познания коренится решающее отличие между современной Западной и китайской медициной. Китайская медицина начинает с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выявляются практические мероприятия лечебного характера. Сегодня многие люди стремятся заново осознать свою цельность с природой, и, воплощая все эти ценности, китайская медицина приобретает растущую популярность. 

 

15 правил китайской медицины

Традиционная  китайская медицина учит, что для того, чтобы всегда быть здоровым и бодрым, нужно следовать 15 очень простым правилам, которые сложились и оформились за долгие годы существования китайской медицины.

  • Лицо нужно побольше массировать.
  • Волосы нужно расчесывать.
  • Глаза должны постоянно двигаться.
  • Зубы верхние и нижние постоянно соприкасаться.
  • Рот должен быть всегда прикрыт. Кончик языка - касаться верхнего неба. Во рту должна быть всегда слюна.
  • Дыхание должно быть легким.
  • Сердце должно быть всегда спокойным.
  • Сознание должно всегда присутствовать.
  • Спина должна быть всегда выпрямленной, а грудь вогнутой.
  • Шея вытянута, но не напряжена.
  • Плечи расслаблены и опущены вниз.
  • Живот надо чаще гладить по часовой стрелке.
  • Речь должна быть немногословна.
  • Кожа должна быть увлажненной.
  • Пяточные сухожилия нужно почаще растягивать, т. к. через них действует жизненная энергия.

Информация о работе Традиционная китайская медицина