Состояние российской системы здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:29, реферат

Краткое описание

Состояние российской системы здравоохранения и направления ее развития занимают одно из центральных мест в ведущемся сейчас в обществе обсуждении долгосрочных перспектив развития нашей страны.

Файлы: 1 файл

здравоохранение.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

      Состояние российской системы здравоохранения и направления ее развития занимают одно из центральных мест в ведущемся сейчас в обществе обсуждении долгосрочных перспектив развития нашей страны.

1. Вызовы системе здравоохранения

      Социально-демографические  процессы, экономический рост, развитие медицинских технологий предъявляют серьезные вызовы российской системе здравоохранения.

      Ослабление  тенденции сокращения численности  российского населения выступает  политическим императивом. От системы  здравоохранения общество ожидает результативного противостояния тенденции роста смертности населения, в особенности в трудоспособном возрасте. Хотя показатели младенческой и материнской смертности в последние годы снижаются, продолжение этой тенденции и сокращение более чем двухкратного разрыва с европейскими странами требует от системы здравоохранения существенно больших усилий.

      Повышение доли лиц пожилого возраста в составе  населения влечет изменения в  масштабах и структуре заболеваемости, требующие более высоких затрат на медицинскую помощь и медико-социальное обслуживание. Только в силу действия этого фактора потребность в расходах на здравоохранение возрастет в 2020 г. более чем на 15%.

      Экономический рост обусловит усиление давления на систему организации и финансирования медицинской помощи со стороны государства, бизнеса, населения, профессиональных медицинских сообществ. Задачи модернизации российской экономики будут подталкивать федеральное правительство к росту расходов на здравоохранение и одновременно к предъявлению требований повышения эффективности использования ресурсов отрасли.

      Обусловливаемое особенностями российского экономического роста усиление региональной дифференциации по уровню первичных доходов органов  власти и населения породит тенденцию  к дифференциации возможностей получения медицинской помощи. Это в свою очередь повысит требования со стороны основной части российских регионов к перераспределительной политике федерального центра.

      Экономический рост усилит конкуренцию бизнеса  за высококвалифицированную рабочую силу. С одной стороны это вызовет расширение спроса на эффективно функционирующие системы негосударственного медицинского страхования и оказания медицинской помощи работникам, прежде всего в крупных корпорациях. С другой - усилится давление бизнеса на государство в сторону расширения финансирования здравоохранения и роста эффективности его работы как фактора сокращения производственных издержек.

      Экономический рост приведет к существенному расширению численности среднего класса, для  которого будет характерно более ответственное отношение к здоровью, желание и способность вкладывать средства в профилактику и лечение заболеваний. Средний класс будет предъявлять растущий платежеспособный спрос на медицинскую помощь, диктуя более высокие требования к ее качеству.

      Развитие  медицинских технологий и появление  новых поколений лекарственных  средств расширят возможности раннего  выявления заболеваний и лечения  больных. Но одновременно этот прогресс станет значимым фактором удорожания медицинских услуг, поскольку подавляющая часть новых технологий требует больших инвестиций и текущих затрат. При этом усилиями только медицинских работников будет все сложней улучшить показатели здоровья населения. Повысится значение комплексного межсекторного подхода, требующего тесного взаимодействия здравоохранения с системами образования и социальной защиты, местными органами власти, бизнесом.

      Существующая  государственная система здравоохранения неспособна адекватно ответить на эти вызовы. В ряду главных ее проблем – несбалансированность государственных гарантий медицинской помощи с их финансовом обеспечением и связанное с этим нарастание платности услуг и неравенства в доступности медицинской помощи; низкий уровень материально-технического оснащения учреждений и недостаточная квалификация значительной части медицинского персонала; низкая эффективность действующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС); ограниченные возможности для рационального привлечения личных средств населения; серьезные структурные диспропорции (слабое развитие первичной помощи, доминирование в системе больниц, излишние мощности медицинских учреждений и проч.); слабость экономической мотивации персонала и расширение практики неформальной оплаты услуг в медицинских учреждениях.

      В последние годы государством были сделаны крупные вложения в здравоохранение, но груз накопленных проблем остается весьма значительным. Отставание здравоохранения от западных стран ощущается значительно сильней, чем многих других ключевых отраслей экономики. Чтобы противостоять новым вызовам, необходимо модернизировать систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Для этого требуется заметное повышение места здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях власти.

      Необходимо  также провести институциональные  преобразования в системе государственного управления и финансирования здравоохранения, создать институциональные условия для эффективного сочетания государственных и частных источников оплаты медицинской помощи. Корпорациям и домохозяйствам должны быть предложены новые формы аккумулирования и расходования средств на укрепление здоровья и лечение (новые страховые  программы и проч.).

      Следует сделать развитие здравоохранение  важным элементом политики борьбы с бедностью, сделав акцент на первоочередную поддержку лиц с тяжелыми заболеваниями, не обладающими достаточными личными средствами для лечения. Уровень финансовой защиты граждан от больших расходов на медицинскую помощь должен стать важнейшим индикатором результативности функционирования отрасли. В ситуации существенного удорожания медицины эта стратегия является социальным и нравственным императивом развития общества.

2. Цель и задачи политики государства в сфере здравоохранения

      Цель  государственной политики - улучшение состояния здоровья населения, в первую очередь - снижение детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости на основе развития профилактики болезней и повышения качества и доступности медицинской помощи.

      Достижение  этой цели требует сохранения стратегии приоритетного развития здравоохранения.

      К числу наиболее важных задач государственной политики в сфере здравоохранения относятся:

  1. Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
  2. Развитие современных медицинских технологий и расширение их доступности
  3. Улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
  4. Сглаживание неравенства в доступности медицинской помощи для различных групп населения.
  5. Расширение возможностей граждан влиять на систему здравоохранения.
  6. Преодоление структурных диспропорций в системе оказания медицинской помощи.
  7. Создание конкурентного рынка медицинских услуг и расширение возможностей выбора медицинской организации и врача.
  8. Усиление профессиональной и экономической мотивации медицинских работников к повышению качества и эффективности медицинской помощи.
  9. Усиление позитивного влияния медицинского страхования на показатели деятельности здравоохранения.
  10. Развитие государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения.
  11. Формирование более солидарных форм частного финансирования здравоохранения.

3. Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни

      Государство, бизнес, средства массовой информации, общественные организации и профессиональное медицинское сообщество последовательно проводят политику предотвращения заболеваний и повышения ценности здоровья в системе приоритетов граждан. В ряду главных направлений действий:

    • создание условий для занятий физкультурой и спортом, регулирования рекламы и продажи изделий, наносящих ущерб здоровью граждан, создание благоприятного отношения к занятиям спортом с использованием средств информационной политики и социальной рекламы;
    • введение в образовательные программы основ профилактики заболеваний и безопасности жизнедеятельности, проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи в отношении факторов риска нарушения здоровья;
    • совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны труда, окружающей среды, в том числе поощрение работодателей, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний, создание стимулов для здорового образа жизни работников.
    • существенное повышение роли профилактической составляющей в деятельности звена первичной медицинской помощи на основе постоянного наблюдения за группами риска, усиления экономической заинтересованности в уменьшении числа больных и повышения ответственности за состояние здоровья обслуживаемого населения.

4. Развитие современных медицинских технологий и повышение их доступности

      Государство обеспечивает выход на качественно  новый уровень использования  современных медицинских технологий во всех звеньях системы оказания медицинской помощи:

    • крупные инвестиции в материально-техническую базу медицинских учреждений, ориентированные на повышение технологического уровня профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний, прежде всего в сфере охраны материнства и детства. В ближайшие пять лет реализации Концепции акцент делается на улучшение состояния массовой медицины;
    • концентрация усилий на инновационной деятельности по лечению наиболее распространенных заболеваний, обеспечение ощутимых технологических прорывов и их тиражирование в массовых масштабах, включение новых медицинских технологий, доказавших свою высокую клинико-экономическую эффективность, в систему государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
    • масштабные вложения в повышение профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала с акцентом на их постоянное переобучение и освоение передовых медицинских технологий. В ближайшие 5 лет – наибольшие вложения в переобучение врачей первичного звена здравоохранения;
    • обеспечение соответствия медицинской практики требованиям клинических руководств и медицинских стандартов, постепенное приближение этих требований к уровню высокоразвитых стран;
    • формирование на основе медицинских стандартов более высоких требований к материально-техническому и кадровому обеспечению оказания медицинской помощи (стандартов оснащения медицинских учреждений, перечней лекарственных средств, предоставление которых финансируется государством, стандартов аттестации медицинских работников и проч.). Система стандартов включает федеральные стандарты и соответствующие им региональные стандарты. Отдельные регионы могут устанавливать более высокие требования к медицинским технологиям, оснащенности, медицинских учреждений, гарантируемым лекарственным средствам;
    • создание сети современных центров высокотехнологичной помощи, способных повысить уровень удовлетворения потребности населения в этой помощи с 10-20% до 70-80%, выход по ряду направлений высокотехнологичной помощи на рубежи высокоразвитых стран, создание условий для экспорта медицинских услуг;
    • поощрение вложений бизнеса в инфраструктуру здравоохранения и инновационную деятельность.

      5. Повышение профессиональной и экономической мотивации работников медицинских организаций

      Профессиональное  медицинское сообщество должно формировать  новые требования к уровню квалификации врачей и медицинского персонала, соблюдению этических норм медицинской деятельности, преодолению коррупции. Врачебные организации должны играть решающую роль в проведении сертификации медицинских работников, выделении и поощрении наиболее компетентных специалистов, освобождении от наименее квалифицированных работников. Одновременно реализуются меры по повышению экономической мотивации:

    • повышение оплаты труда медицинских работников до среднего уровня по экономике;
    • усиление дифференциации оплаты труда, повышение доли ее стимулирующей части (не менее 25-30%), внедрение в медицинских организациях систем экономического стимулирования на основе учета реальных объемов услуг и показателей конечного результата лечебно-профилактической деятельности отдельных подразделений и работников;
    • расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений путем преобразования 70-80% бюджетных учреждений в организационно-правовую форму автономных учреждений и 5-10% – в форму государственных, муниципальных автономных некоммерческих организаций;
    • использование методов оплаты ПМСП, ориентирующих работников на повышение ответственности за состояние здоровья населения, включая систему «поликлиника-фондодержатель», а также финансирование на основе подушевого норматива в сочетании с дополнительной оплатой за достижение установленных показателей деятельности;
    • оплата стационарной помощи по числу законченных случаев лечения на основе обоснованных укрупненных тарифов, рассчитанных с учетом требований медицинских стандартов; формирование и использование в системе ОМС федеральной системы клинико-статистических групп, объединяющих заболевания с примерно одинаковой стоимостью лечения;
    • планирование и согласование с больницами числа оплачиваемых законченных случаев лечения, перекладывание на больницы части финансовых рисков, связанных с превышением фактических объемов стационарной помощи над плановыми объемами; участие в этом процессе страховщиков и врачей первичного звена;
    • постепенный переход на полный тариф оплаты услуг в системе ОМС, включающий все статьи затрат на оказание медицинской помощи.
    • постепенный переход на единый в рамках каждого региона тариф оплаты услуг из средств ОМС независимо от места ее оказания в системе регионального здравоохранения.

Информация о работе Состояние российской системы здравоохранения