Система работы по профилактике синдрома эмоционльного выгорания в профессиональной деятельности педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:22, реферат

Краткое описание

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, что приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Это сопровождается раздражительностью, переходу к давлению на детей, проявлению нетерпения и гнева, эмоциональной и личностной отстраненностью, неудовлетворенностью собой. В данном контексте педагоги ДОУ № 34 не являются исключением.

Файлы: 1 файл

лечение и профилактика.doc

— 64.50 Кб (Скачать)
 

Качалова  Ирина Викторовна

МДОУ  №34 «Золотая рыбка» 

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СИНДРОМА  ЭМОЦИОНЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ 

    Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, что приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Это сопровождается раздражительностью, переходу к давлению на детей, проявлению  нетерпения и гнева, эмоциональной  и личностной  отстраненностью, неудовлетворенностью собой. В данном контексте педагоги ДОУ № 34 не являются исключением. Нами было проведено диагностическое исследование с целью осознание «проблемных зон» в психоэмоциональном состоянии педагогов и дальнейшем планировании мероприятий по оптимизации деятельности, распределении ресурсов. В ходе исследования  были получены следующие результаты: сложившийся синдром «эмоционального выгорания» выявлен у 17% педагогов, в фазе формирования синдром  находится у 70% опрошенных. Кроме того,  у 76% педагогов наблюдается повышенный и умеренный  уровень социальной фрустрированности (неудовлетворённости) различными аспектами жизнедеятельности: взаимоотношения с коллегами по работе, проведением досуга, взаимоотношениями с  субъектами своей профессиональной деятельности (детьми, родителями, администрацией).

    В этой связи   возникла необходимость  спроектировать систему работы по оптимизации  социального компонента образовательной  среды, а именно по профилактике эмоционального выгорания  педагогов. В своей практике мы постепенно пришли к созданию системы работы с педагогами. Сначала это были небольшие сообщения на педагогических советах,  потом мы стали использовать любую возможность при общих сборах педагогов (педсоветы,  совещания) для проведения мини-тренингов с использованием экспресс-диагностики и практических упражнений здоровьесберегающей тематики. Материал накапливался. Главным стимулом стали воодушевленные отклики самих педагогов, действенная обратная связь, что подтвердило правильность выбранного мною направления,  необходимость работы по данной тематике.

На сегодняшний  день нам кажется логичным объединить весь накопленный опыт в единую систему  по профилактике эмоционального выгорания  педагогов.

    Деятельность  психолога в данном направлении включает в себя следующие этапы работы: психопросвещение, психодиагностику, психопрофилактику, консультативную деятельность.

  Была разработана программа «Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов» с целью предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания у педагогов  через реализацию программы психопрофилактической направленности. Работа по данной программе рассчитана на встречи с коллективом в течение всего учебного года,  с частотой встреч – 1 раз в  две недели. Программа включает следующие блоки: 1) «Эмоциональное состояние педагога»; 2) «Негативные эмоции и способы освобождения»; 3) «Позитивное самовосприятие»; 4) «В добрый час». Тематика встреч носит разнообразный характер: «Эмоциональное выгорание», «Психологическое здоровье», «Кто я?», «Негативные эмоции», «Нас ждут перемены», «Позитивное мышление»,  «Саморегуляция» и т.д.

    Кроме этого, нами разработана и реализована  система мероприятий,  повышающая значимость педагогической профессии. С целью сохранения психологического здоровья педагогов,  повышения удовлетворенности трудом, снятия эмоциональное напряжение был создан профессиональный клуб педагогов. Клуб имеет свою символику, клубную песню, гимн профессионального клуба. Заседания клуба проходят 1-2 раза в три месяца. Каждую встречу стараемся сделать праздником общения. В рамках клуба проводятся круглые столы, психологические практикумы,  бал к празднику День учителя, совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни города, праздники и дни рождения.

    Совместно с администрацией бала разработана  и введена система поощрений педагогов: премии по итогам года и участию в методической работе, благодарность в приказе, ценный подарок, отгул, направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации, дополнительные дни к отпуску, рекомендации обобщения опыта данного педагога, представление к награждению.

    Для педагога не всегда самыми важными  являются материальные стимулы, не менее  значимы и моральные.  Администрация способствует психолого-педагогическому образованию педагога, повышению его квалификации, это даёт возможность каждому проявить себя, попробовать свои силы, получить удовлетворение от профессии. Способности в признании, самоутверждении, самовыражении  педагогов служат такие интересные формы работы, предполагающие различный статус и форму участия:  педагогические чтения,  смотр педагогических достижений, ежегодный конкурс "Учитель года", праздник "Открытие года", который станет подведением итогов года, представит удачи, успехи, заслуги педагогов и их воспитанников.

    В рамках психоконсультирования проводится индивидуальное консультирование педагогов по проблемам личностного характера, по  организации воспитательно-образовательного процесса, проблемам взаимоотношений с детьми, коллегами, администрацией, тем самым оказывается помощь в разрешении конфликтных ситуаций в группе, налаживаются взаимоотношения с детьми и родителями.

    После двух лет апробации данной системы, можно говорить о первых позитивных результатах: снижение доли педагогов с доминирующими симптомами ЭВ нам 8% и увеличение на 12% уровня удовлетворённости различными аспектами жизнедеятельности, Проведение психологической работы по профилактике СЭВ помогло нашим сотрудникам справиться с негативными эмоциональными и личностными проявлениями, найти собственные ресурсы, получить заряд положительной энергии и, главное, найти плюсы в своей нелегкой работе педагога.

    Конечно, мы далеки от полного решения проблемы профессионального выгорания, но ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но мы хотим, чтобы наши педагоги, сотрудничая с нами, поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам Гари Чернисса "Мы не можем быть большим, чем мы есть…, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем". 
 

Кузнева Екатерина Ивановна

детский сад № 186 «Вазовец»  АНО ДО «Планета детства  «Лада» 

период. 

Ромашихина  Галина Викторовна, педагог-психолог

МДОУ  д/с № 27 «Лесовичок»  

ТВОРЧЕСКАЯ  МАСТЕРСКАЯ КАК ОДНА ИЗ ИНТЕРАКТИВНЫХ  ФОРМ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ  ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГОВ 

   В настоящее время организация  работы по сохранению психологического здоровья педагогов является одной  из актуальных задач современной  системы образования.

   Часто приходится сталкиваться с жалобами самих педагогов на выраженные признаки симптомов выгорания. Среди проблем, которые формулируют педагоги, наиболее часто встречаются следующие: затрудненность реализации творческого потенциала; подверженность стрессам; неудовлетворенность социальным положением, что нередко 
приводит к напряженности и конфликтности в профессиональной среде.

      Анализ  данных, полученных в ходе диагностики  уровня эмоционального выгорания (по методике Бойко), позволяет сделать вывод  о том, что на начало года у педагогического  коллектива МДОУ д/с № 27 сформированы такие фазы синдрома эмоционального выгорания, как: напряжение у 9% педагогов, у 36% - резистенция, истощение у 14% педагогов.

      Полученные  результаты свидетельствуют о необходимости  оптимизации социального компонента образовательной среды ДОУ в рамках проведения мероприятий, направленных на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ.

   Одной из интерактивных форм работы, направленной на решение проблем эмоционального выгорания педагогов, может выступить  творческая мастерская. За основу проведения мастерской была взята идея использования традиционно русской художественной техники – «Писанка», как одного из древнерусских оберегов, символа мира, его устройства, символа возрождения,  жизни, весны, любви.

   Таким образом, мы разработали и реализовали творческую мастерскую «Писанки», целью которой явилась оптимизация психоэмоционального состояния педагогов.

   Задачи, решаемые в ходе проведения творческой мастерской: снятие психоэмоционального напряжения у педагогов; материализация собственного желания, как один из способов личностного роста; развитие совместного творчества педагогов.

   Проведение  творческой мастерской: сначала участники окунаются в историю древнерусской культуры (при этом важными являются: одежда, свечи, музыка – все это направлено на погружение в тематику), знакомятся с символикой цвета и  орнамента, техниками нанесения рисунка, а также необходимым оснащением для росписи писанки. Особую смысловую нагрузку несут в себе древние легенды и события сегодняшних дней, а также показ исконного творчества. Педагоги не только познакомились с этим древним видом мастерства, но и написали писанку своими руками.

      Обмен впечатлениями от проделанной работы проходил за чаепитием, в комфортной, доброжелательной обстановке.

      В результате проведения мастерской у  педагогов наблюдались следующие  качественные изменения их психоэмоционального  состояния: положительный всплеск  эмоций, расширение репертуара восприятия и понимания себя со своими желаниями, которые были выявлены в ходе проведения анкетирования «Обратная связь». Для 100% педагогов данное мероприятие является актуальным, они хотели бы применить представленный опыт в своей практической деятельности, а также считают необходимым проведение подобных мероприятий в будущем. Педагоги были удовлетворены процессом совместного творчества, результатом проделанной работы и освоением нового вида мастерства. Все педагоги выразили обоюдное желание продолжать проведение мероприятий для развития и совершенствования полученных навыков написания писанок. На следующий учебный год планируется проведение творческих мастерских с периодичностью 1 раз в месяц.

Сироткина Елена Робертовна, воспитатель

МОУ комбинированного вида д/с № 135 «Рябинка»  г.о. Тольятти 

СКАЗКА  КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИ НАСЫЩЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДОУ 

    Внутреннее  убранство и оснащение игровой  комнаты и приемной требует постоянного  изменения и развития. В оформлении должны сочетаться понятные возрасту мотивы и развивающая направленность, эстетика и занимательность, оптимистичный настрой и индивидуальность воспитателя и детей группы. На наш взгляд, в наибольшей степени соединить все эти моменты может сказка; именно знакомую и любимую всеми детьми нашей группы сказку мы и положили в основу создания эстетически насыщенной развивающей среды  и оформления нашей средней группы.

    Трансформация и оформление группы были задуманы давно и реализованы нами в  форме проекта «Волшебный мир  сказок». Целью такого проекта и масштабной работы выступила оптимизация предметно-пространственного компонента образовательной среды в аспекте формирования эстетически насыщенной развивающей среды группы ДОУ.

      Реализация проекта предусматривала  решение  следующих задач: 

1) приобщать  детей  к созидательному творчеству, проектированию, рисованию, оформлению на основе сказочного сюжета.

2) оптимизировать  социальный компонент образовательной  среды: а) через организацию  совместной деятельности детей  и родителей, направленной на  создание нового художественно-выразительного  пространства; б) через гармонизацию отношений между всеми участниками образовательного процесса – детьми, педагогами и родителями.

3) сформировать  интерес детей к труду близких  и значимых взрослых.

    Очень важен был для нас подготовительный этап в выполнении нашей совместной работы-проекта. Мы читали с детьми волшебные сказки и обсуждали их, выбирая ту, которая станет «лицом» группы. Мы смогли рассмотреть и нравственность, и отношения в сказках, и дружбу и помощь, и волшебство; поговорить о мире животных и растений, которые окружают героев; выделили самые любимые моменты и сцены. Так, после всех обсуждений, в качестве общей темы была выбрана сказка «Золушка». На этом же этапе мы заручились помощью родителей, сформировали семейные творческие группы.

Информация о работе Система работы по профилактике синдрома эмоционльного выгорания в профессиональной деятельности педагогов