Русские врачи-писатели ХХв

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Один из главных объектов литературы на протяжении всей истории - это человек и его здоровье. Художественные произведения вбирали представления времени о жизни и смерти, о причинах болезней, отражали способы их лечения. История литературы хранит имена плеяды врачей, ставших известными писателями. Среди них – А.П. Чехов, В.В. Вересаев, В.И. Даль, М.А. Булгаков, Ю.З. Крелин. Каждый из них внес огромный вклад в литературу.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 67.74 Кб (Скачать)

 

В.В. Вересаев

(1867 – 1945)

Викентий Викентьевич Вересаев (наст. Фамилия Смидович) родился в Туле, в семье врача. Большую роль в  становлении  общественного  сознания  и  этических принципов  Вересаева  сыграл  его  отец,  человек разносторонне  образованный,  пользовавшийся  в  Туле популярностью и как врач, и как общественный деятель. В гимназические годы Вересаев начал  писать  стихи.  Он  получил  блестящее  образование,  окончив  историко-филологический  факультет  Петербургского  университета  и  медицинский  факультет Дерптского  университета.  В  Донбассе  Вересаев  приобрел  первый  опыт  практической врачебной  деятельности,  еще  студентом  участвуя  в  борьбе  с  эпидемией  холеры,  что отразилось потом и в его литературных трудах.

Широкую  известность  Вересаеву принесло произведение «Записки врача». Книга была задумана в 1892 году как «Дневник студента-медика», работал же Вересаев над ней позже – в 1895-1900 гг. «Записки» вызвали отклик среди широких  кругов читателей и враждебное  отношение  со  стороны  многих  врачей,  так  как  Вересаев  открыто  затронул больные стороны медицины.  Герой книги – только что начавший практику молодой врач, перед  которым  постоянно  раскрываются  противоречия  общественной  и  частной  жизни людей. По мысли писателя, судьбы медицины и науки в целом, практические ее результаты непосредственно  связаны  с  условиями  общественно-политической  жизни  страны.  В повести «Без дороги» Вересаев пишет, что «деревня действительно гибнет и вырождается, не  зная  врачебной  помощи.  Но  неужели  причина  этого  лежит  в  том,  что  у  нас  мало врачей?»  Автор  призывает  к  общественной  работе,  которая  помогла  бы  изменить существующие социальные отношения: «…врач, - если он врач, а не чиновник врачебного дела,  - должен прежде всего бороться за устранение тех условий,  которые делают его деятельность бессмысленною и бесплодною; он должен быть общественным деятелем в широком смысле слова…».

Прошло тридцать лет с  того времени, как предлагаемые записки  врача были впервые опубликованы.  За  этот  промежуток  произошли  огромные  изменения  как в достижениях врачебной науки, так и в общих условиях деятельности врача в нашей стране. Познание жизни  здорового  и  больного  организма  продвинулось  неизмеримо  вперед,  горизонты врачебной науки значительно расширились. С другой стороны, то, о чем в прежние времена можно было мечтать как о далеком будущем, стало теперь наличным фактом, в первую очередь  как  главная  задача  медицины  встало  предупреждение  болезней;  изменившиеся общественные условия дают врачебной науке возможность не довольствоваться при лечении болезней паллиативами, а устранять самые причины, вызывающие болезнь.

Однако многие из вопросов, затронутых в «Записках», не потеряли своего значения и в настоящее время. Есть  ряд положений, в которых между врачом и больным происходят непрекращающиеся недоразумения, предъявляются к медицине требования, которых она еще долго не в состоянии будет удовлетворить, не определены в достаточной мере границы дозволительных опытов на живых  людях; подготовка молодых врачей к самостоятельной практической  деятельности  все  еще  оставляет  желать  лучшего.

 

 

А.И. Солженицын

(1918 – 2008)

Александр  Исаевич  Солженицын  –  один  из великих  писателей  современности,  лауреат Нобелевской  премии. Солженицын прожил долгую и  сложную  жизнь:  прошёл  Великую  Отечественную  войну,  в  1945  году  был репрессирован,  8  лет  провёл  в  лагерях  и  на поселении.  В 1970 году писатель  был награждён Нобелевской премией  по литературе, а в 1974 году Солженицына  выслали  из  СССР  и  лишили гражданства  после  публикации  "Архипелага ГУЛАГа"  на  Западе.  20  лет  спустя  Александр Солженицын вернулся из эмиграции и продолжил  писательскую деятельность в Москве. В 2008 году писатель  получил  Государственную  премию России в области гуманитарных наук. Его  повесть  «Раковый  корпус»  была  задумана  в 1954 году в Ташкенте, где он, после заключения в лагере,  лечился  в  раковом  корпусе.  Вот  как Солженицын вспоминает то время: «Это был страшный момент в  моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего  смысла прожитого до тех пор». Пережитое  стало основой автобиографической повести «Раковый корпус», написанной в 1963-66 гг.: «Действие повести происходит в 1955 г.  в онкологической клинике  крупного южного советского города. Я  сам лежал там, будучи при смерти, и использую свои личные впечатления. Впрочем, повесть – не только о  больнице, потому что при художественном подходе  всякое  частичное  явление  становится,  если  пользоваться  математическим сравнением,  «связкой  плоскостей»:  множество  жизненных  плоскостей  неожиданно пересекается в избранной точке». Автор в  своем произведении поднимает вопрос о смысле человеческой жизни.

 По мнению литературоведа Е.Б. Тагера, повесть Солженицына -  «вещь сильная, очень сильная, и – неровная… главное – это пронзительность и цепкость взгляда, властная сила, с которой охватываются и поворачиваются люди и вещи, обретая непререкаемую убедительность – пластическую, психологическую, всяческую… написано рукой большого художника,  тому  веришь,  как веришь  той безусловной жизни,  которая доступна  лишь настоящему искусству». 

Солженицын характеризует  социальные условия функционирования медицинских учреждений,  личные  качества  медицинских  кадров,  роль  чуткого  отношения  врача  к пациенту,  право врача на риск. Автор рассуждает и о главных  социальных недостатках советской  системы  здравоохранения,  к  числу  которых  он  относит  уравниловку, канцелярщину,  отсутствие  института семейного врача,  нехватку  практикующих  врачей.

А.И. Солженицын знакомит читателя с разными людьми, работающими  в раковом корпусе, -  от санитарок  до главврача. Автор подчеркивает решающее значение личных качеств медицинского  персонала в лечении пациентов. Автор убежден,  что  чуткое  отношение врача к пациенту –  это его прямая профессиональная обязанность. Обращается писатель и  к «вечным» проблемам медицины. Он задумывается: какова верхняя цена жизни, стоит ли «…получить жизнь  с пищеварением, дыханием, мускульной и мозговой деятельностью – и  все.  Стать  ходячей  схемой».  Из  глубокой  древности  идет  принцип:  «Не  навреди!».  В  повести  описаны  такие  случаи,  когда  при  лечении  опухоли  желудка  применяют гормонотерапию, чреватую для мужчин импотенцией, когда  спасение молодой женщины возможно только путем удаления матки, когда  рентгеновскому облучению подвергались маленькие дети. Право и обязанность  врача идти на риск обосновывается в повести тем, что  если  отказываться  от  каждого  нового  метода,  то  тогда  вообще  нельзя  приносить  повседневную пользу. В то же время  совершенно неоправданно рисковать, когда  можно применить испытанные, традиционные  средства. 

Можно сказать, что в повести  «Раковый корпус» А.И. Солженицын проявил  себя убедительно  и  как  замечательный  художник,  и  как  человек,  обладающий  высоким гражданским  долгом.  Повесть  «Раковый  корпус»  была  переведена  практически  на  все европейские языки и ряд азиатских. В России впервые опубликована в 1990 году.

 

 

Ю. Крелин

(1929-2006)

Юлий  Зусманович  Крелин принадлежит к числу тех писателей,  которые пришли  в литературу, не оставляя свою первую профессию. Ю. Крелин окончил медицинский институт в 1954 году,  защитил диссертацию и стал  кандидатом медицинских наук,  заведующим  хирургическим отделением  одной из московских больниц. Через 10  лет после окончания вуза  в журнале «Новый мир»  появилась его первая  публикация  – серия новелл  под общим названием «Семь дней  в неделю».  Эта книга о беспокойной, ответственной работе  хирурга,  о  часах,  проведенных  у операционного  стола  и  постели  больного,  о смертях  и  «чудесных»  исцелениях.  Один  из современников  Крелина  так писал о его книге: «Самое  привлекательное  в  его  рассказах  – человеческий образ хирурга… Перед нами человек сложного  душевного  устройства.  Цельный,  но сложный  –  каким  и  должен  быть  человек  по-настоящему  содержательный,  ощущающий  свою  профессию,  как  миссию,  как призвание… И приятно, что автор повествует не в традиционном тягуче обстоятельном стиле  «записок»,  а  в  резкой,  психологически  острой, преднамеренно  лаконичной манере». Самое  значительное  из  написанного  впоследствии  –  повести  «От  мира  сего», «Суета», «Очередь», объединенные в книгу «Хроника одной больницы». Особенностью его книг  является  отсутствие  четкого  сюжета.  Персонажи Крелина  много думают  и много говорят. Автор воссоздает поток жизни, работы врача. Его книги написаны сдержанным языком,  «деловой  прозой».  Практически  все  произведения  Крелина  посвящены работе хирургов. 

Ю.  Крелин  – профессиональный  хирург,  поэтому образ медика,  созданный Крелиным-писателем, отличается особой достоверностью. Герой Крелина влюблен в свою работу настолько, что готов платить за интересную операцию, если бы позволяла зарплата. Рассказывая об операции, автор говорит, что у оперирующего хирурга есть замечательное качество  –  «интеллект  рук».  На многих  страницах  его  книг  с блеском  описана  работа хирурга.  Поэтому  его  повести  и  новеллы  можно  определить  как  производственные произведения: настолько точно переданы в них специфика и, главное, красота врачебного труда. Автор вводит читателя в атмосферу больничных будней, в их то размеренный, то напряженный  ритм,  используя  специфические  термины.  Перед  нами  предстают разнообразные  по  характеру  больные,   напряженные  эпизоды  операций.  Споры  о профессии, призвании, врачебной этике занимают особое место в произведениях Крелина.

Ничто  человеческое  не  чуждо  медикам.  Но  никогда  не  сможет  плохой  человек  стать хорошим специалистом. Врачи Крелина практичны, здраво оценивают ситуацию, особенно ценят  жизнь,  кроме  профессиональных  качеств,  наделены  чертами  интеллигента.  В произведениях Крелина отражены очень конкретные недостатки, проблемы, противоречия организации государственного здравоохранения в Советском Союзе в 60-70-е годы 20 в.: нехватка  оборудования  и  медикаментов,  малочисленность  обслуживающего  персонала, строгое следование инструкциям и приказам. Слова одного из героев повести Крелина «От мира сего» являются ключевыми для тех, кто хочет стать медиком: «Я честно трудился. Так и только так можно добиться успеха в нашем деле. Все великие хирурги, все трудились в  клиниках   до  кровавых  мозолей…  Хотите  быть  хорошими  врачами,  помните:  лишь терпение  и  труд  перетрут  канат,  удерживающий  вдали  от  нас  знания  и  умения». Произведения Крелина посвящены главному делу его жизни: больным, врачам, медицине. В то же время эти книги не относятся к числу узкопрофессиональных. Они не просто раскрывают  особенности  и  секреты  врачебной  специальности,  они  пытаются  постичь философию профессии.

 

 

В.И. Даль

(1801-1872)

Сын врача; учился в Морском  корпусе; окончил медицинский факультет  в Дерпте; в 40-50-х гг. занимал крупные  бюрократические посты (в частности  по министерству внутренних дел); был  свидетелем последних дней и кончины  Пушкина (о чем оставил записки); в течение 10 лет (1849) был управляющим  Нижегородской удельной конторой.

В 1859 вышел в отставку и поселился в Москве. По мировоззрению Д. был консерватором с народническо-романтическим настроением и руссификаторско-шовинистическим оттенком в духе официальной народности николаевской эпохи, с резкой неприязнью к полякам, евреям и "инородцам" и активной поддержкой реакционной политики царского правительства в вопросах сектантства и неправославных исповеданий (Далю принадлежат в частности брошюры: "Разыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их", 1844; "Исследование о скопческой ереси", 1844). Писать стал рано, в печати дебютировал в 1827 стихами, но вскоре целиком перешел на прозу. Литературную известность Д. получил в 1832, когда выпустил "первый пяток" своих "Русских сказок", изъятый по доносу Булгарина из продажи. В 1834-39 сказки Д. ("Были и небылицы") печатаются в "Библиотеке для чтения": часть сказок он написал и в 40-х гг. Наряду со сказками в 30-х гг. Д. писал этнографические очерки по наблюдениям во время кочевой жизни по западным и восточным русским окраинам и во время путешествий по Польше, Турции, славянским землям (повести "Цыганка", "Лодолянка", "Болгарка" и т. д.).

В 40-е гг., в петербургский  период своей жизни, являясь вполне сложившимся писателем и находясь в тесном общении с современными литераторами, Д. переходит от народнического романтизма 30-х годов к реалистическому  бытовизму и пишет большие  повести, романы и рассказы в духе т. н. "физиологических очерков" модного для того времени жанра (в сборнике "Физиология Петербурга" Некрасова -- очерк "Петербургский дворник", 1845; роман "Игривый", 1847, и мн. др.). Новое издание "Повестей, сказок и рассказов Казака Луганского" (1846) встретило горячий прием Белинского, который даже отводил Д. в рус. литературе первое место после Гоголя. Далю принадлежит также ряд рассказов для широкой народной массы -- матросов, солдат, крестьянства: "Матросские досуги" (1853), "Солдатские досуги" (1861) и т. д. В настоящее время беллетристика Даля имеет только историко-литературный интерес.

Нарочитое щегольство Д. знанием  русского народного языка, не знавшее  меры насыщение произведений (особенно сказок) прибаутками, присловьями, пословицами, поговорками, диалектизмами порою  утомляют читателя. Повести и романы Даля большею частью весьма слабы  в композиционном отношении, автору недостает юмора и подлинно художественного  вкуса. Тем не менее Даль оставил несомненный след в русской литературе: продолжателями Даля явились: Мельников-Печерский (его восторженный биограф) и Лесков, воспринявший от Даля многое в своем сказовом стиле. Исключительную энергию проявил Д. в собирательской деятельности. Собранные им сказки он передал Афанасьеву, песни -- Петру Киреевскому, лубочные картины -- в Публичную библиотеку (в изд. Ровинского).

Самая большая заслуга  Д., давшая его имени широкую и  почетную известность до наст. времени, это два его больших научных сборника -- "Пословицы русского народа" (1862; 2 изд., 1874) и "Толковый словарь живого великорусского языка" (1 изд. в 1861-68, 2-1880-82, новые издания, под ред. Бодуэн-де-Куртене, 1903-09 и 1912-1914). Сборник пословиц (до 30 тт.) составлялся Д. в течение многих лет и был приготовлен к печати еще в 50-х гг. В составлении толкового словаря сказались недостаточная научно-теоретическая подготовка Д. в области лингвистики и некоторое дилетантство (особенно в группировке слов, в отсутствии должного научно-критического отбора, в том, что Даль излишне смело полагался на свое чутье языка), но грандиозность работы, на составление которой Д. потратил больше 40 лет, богатство сырого, ранее неизвестного материала сделали труд Д. одним из основных пособий по русскому языку, не утратившим своего значения до настоящего времени.

Лучшее издание (третье) соч. Д.-в 10 тт., СПБ, 1897. Наиболее подробная  биография Д. составлена П. И. Мельниковым-Печерским (при собр. соч. Д., 1897, т. I; там же автобиография  Д.).

Информация о работе Русские врачи-писатели ХХв