Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:43, реферат
Один из главных объектов литературы на протяжении всей истории - это человек и его здоровье. Художественные произведения вбирали представления времени о жизни и смерти, о причинах болезней, отражали способы их лечения. История литературы хранит имена плеяды врачей, ставших известными писателями. Среди них – А.П. Чехов, В.В. Вересаев, В.И. Даль, М.А. Булгаков, Ю.З. Крелин. Каждый из них внес огромный вклад в литературу.
Введение
Один из главных объектов литературы на протяжении всей истории - это человек и его здоровье. Художественные произведения вбирали представления времени о жизни и смерти, о причинах болезней, отражали способы их лечения. История литературы хранит имена плеяды врачей, ставших известными писателями. Среди них – А.П. Чехов, В.В. Вересаев, В.И. Даль, М.А. Булгаков, Ю.З. Крелин. Каждый из них внес огромный вклад в литературу. Такие классики мировой литературы, как Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.И. Солженицын и др., не будучи врачами, затрагивали в своем творчестве медицинскую тематику, касались вопроса врачебной практики. Многие художественные произведения являются важнейшими источниками по истории медицины, для авторов других обращение к медицине дало возможность ставить и решать фундаментальные мировоззренческие вопросы, заниматься литературным творчеством.
Литература в художественно-
Образование врача не может ограничиваться лишь комплексом профессиональных медицинских знаний, необходимы и такие общечеловеческие качества, как доброта, терпимость, сострадание, милосердие. Не менее важным является и широкий кругозор и эрудиция. Все эти обстоятельства объясняют выдвижение цели гуманизации и гуманитаризации медицинского образования в нашей стране. Некогда врач допускался к медицинской деятельности только при наличии степени бакалавра искусств, - гуманитарное образование было обязательным для врача.
Традиция объединения литературы и медицины восходит к античности; символ этого «странного брака» — Аполлон, бог поэзии и медицины. Параллель между литератором и врачом очевидна: медик наблюдает за пациентом, писатель - за природой… Искусство, как и медицина, - это поиск. Вот почему, наверное, медицину называют искусством.
Процессами, происходящими в человеческом организме, занимаются различные естественные науки, в частности, физиология, биология, генетика и анатомия. Именно на них базируется медицина. Но в то же время ни в коем случае нельзя пренебрегать и духовной стороною исцеления. А уж объяснение человеческого духа полностью подвластно художественному слову. Глубина проникновения во внутренний мир человека сродни пристальному изучению физиологических особенностей человеческого организма.
Современному обществу необходим образованный врач, воспринимающий каждого пациента как отдельную личность, со своими мыслями и чувствами. Польза литературы для медицинского образования очевидна: она вносит в него эмоциональную ноту.
Вымышленные доктора становятся образцами для подражания, истории болезней литературных персонажей студенты-медики могут обсуждать на занятиях. Медикам искусство, в частности литература как его род, необходимо для понимания типических человеческих реакций или эмоций, не сводимых исключительно к физиологическим или биологическим, для рассмотрения индивидуальной человеческой жизни, для обогащения языка и мышления.
Глава 1
«Профессия врача, медицина, как и литература, подвиг».
В древности любой
сколько-нибудь выдающийся врач сочинял
трактаты, причём не только на медицинские
темы, но и философской, литературной,
бытовой тематики. Впрочем, и врачебные
тексты обычно отличались литературностью
языка и изяществом стиля, притом
содержали массу бытовых
Труд мыслителя и врачевателя тесно переплетаются между собой, создавая единую ячейку, сферу деятельности, не присущую никому, кроме врача. Не каждый мыслитель – врач, но каждый врач – мыслитель, поскольку, находясь постоянно в окружении людей, людей абсолютно разных и не похожих друг на друга, он черпает бесценный материал жизненаблюдения, изучает порой уже несознательно характеры и их взаимодействия между собой. Врач соприкасается в своём поле деятельности с сотнями и тысячами индивидуальностей, каждая из которых несёт в себе хотя бы крупицу нового знания, которое по глобальной своей природе неисчерпаемо.
Неудивительно, что порой, насыщаясь этим знанием, врачи стремятся поделиться им с остальными – и записывают поначалу свои наблюдения, затем приступают к более смелому и выразительному творчеству, создавая рассказы, повести, романы. Можно было бы назвать сотни и сотни фамилий тех, что лечили не только тело – но и душу. Лечили души посредством литературы, лечили их что двести лет назад, что пятьдесят, что лечат сейчас – одинаково чутко, тонко и с сердцем.
«Любая история болезни – это уже сюжет»
Медик знает о человеке все самое худшее и самое лучшее.
Когда человек болен и испуган,
он сбрасывает маску,
которую привык носить здоровый.
И Врач видит людей такими,
как они есть на самом деле –
эгоистичными, жестокими, жадными,
малодушными; но в то же время –
храбрыми, самоотверженными,
добрыми и благородными.
И, преклоняясь перед их достоинствами,
он прощает им недостатки.
Уильям Сомерсет Моэм
Владимир Даль, Аксенов, Лем, Антон Павлович Чехов, Михаил Афанасьевич Булгаков, Викентий Викеньтьевич Вересаев (Смидович) – список писателей-врачей можно было бы продолжать бесконечно.
Только среди признанных мэтров литературных элиты врачами по первой профессии являются несколько десятков, а если рассматривать всех оставивших след в изящной словесности, то счет пойдет на сотни. Итак, писателей-медиков куда больше, чем, например, инженеров, и разве лишь писатели - юристы по образованию могут соперничать с ними в численности.
Конечно, в медицинских
ВУЗах, как современных, так и
ВУЗах прошлого литература не входила
(и не входит, что весьма печально)
в перечень изучаемых предметов,
однако одна из важнейших преподаваемых
дисциплин – это латынь. Несомненно,
изучение языков развивает человеческий
ум, переносит всю его способность
мыслить и размышлять на некий
другой уровень, развивает как логическое,
так и ассоциативное мышление,
расширяет общий горизонт эрудированности
и сферы познания человека. Недаром
русские учебники по медицине, написанные
еще в 20-е годы XX века, совсем в
другую эпоху и располагающими совсем
другими знаниями людей, так интересно
читать - их авторы заканчивали классические Гимна
Но почему же конкретные Врачи берутся за перо? Причины могут быть у каждого свои, но очень часто осмысление врачебного опыта, накопление опыта жизненного побуждает доктора от написания историй болезни перейти к повествованию художественному...
У одних это происходит
сразу (порой даже до окончания учебы
в университете) и они сразу
же сворачивают с «врачебных рельс»
в направлении стези
А как отражается
первая профессия в пробных
Незаурядные познания в области естественных наук, включая и физиологию с патологией, обнаруживает в своих стихах Николай Заболоцкий. А ведь он был студентом медицинского факультета МГУ только год, да и учился там параллельно с «родным» историко-филологическим - соблазнил паек в виде хлеба и масла. Поскольку продукты давали только успевающим, Заболоцкий даже подзапустил учёбу на своем любимом факультете, занимаясь вместо наук гуманитарных в основном естественными, а когда с окончанием Гражданской войны льготы медикам отменили, он бросил оба курса. Так или иначе, усвоенное на лекциях и практикумах не исчезло бесследно, а отразилось во всем последующем творчестве автора, стало своеобразным направляющим вектором в его литературной деятельности.
Не менее интересен и такой вопрос: есть ли нечто общее в творчестве, в писательской манере литераторов-врачей, отличающее их от коллег с иным образованием? При всем разнообразии жанров, тем и стилей можно заметить, что писатели-медики чаще склонны драматизировать, им реже нравится созерцательное, неторопливое повествование, и к творчеству каждого отдельного писателя необходимо подходить индивидуально.
Если же строго подходить к оценке деятельности писателей-медиков, то необходимо сказать, что среди них много мастеров исторического жанра, авторов книг об экзотических странах, сочинителей пьес, главной «изюминкой» которых будет являться сложная и многоярусная интрига, фантастов, сатириков.
Но и в чисто
"реалистических", психологичес
Итак, постараемся с этим разобраться на примере литературного и медицинского творчества А.П. Чехова, В.В. Вересаева, А.И. Солженицына, Ю. Карелина, В.И. Даля, Н.А. Заболоцкого и М. А. Булгакова, сопоставим события в их врачебной практике и проследим за их влиянием на литературную деятельность.
Глава 2
Русские врачи-писатели ХХв.
Профессия врача, медицина, как и литература, подвиг.
Она требует самоотверженности, чистоты души и помыслов,
не всякий способен на это.
А.П. Чехов
А.П. Чехов
(1860-1904)
Антон Павлович Чехов - великий
русский писатель. Родился в
г. Таганроге в 1860 году. Отец А.П.
Чехова - Павел Егорович Чехов - был
купцом 3-й гильдии и имел в
Таганроге бакалейную лавку. Мать -
Евгения Яковлевна –