Русские врачи-писатели ХХв

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Краткое описание

Один из главных объектов литературы на протяжении всей истории - это человек и его здоровье. Художественные произведения вбирали представления времени о жизни и смерти, о причинах болезней, отражали способы их лечения. История литературы хранит имена плеяды врачей, ставших известными писателями. Среди них – А.П. Чехов, В.В. Вересаев, В.И. Даль, М.А. Булгаков, Ю.З. Крелин. Каждый из них внес огромный вклад в литературу.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 67.74 Кб (Скачать)

 

Введение  

Один из главных  объектов литературы на протяжении всей истории - это человек и его  здоровье. Художественные произведения вбирали  представления времени о жизни  и смерти, о причинах болезней, отражали способы их  лечения.  История  литературы хранит имена плеяды врачей,  ставших  известными писателями.  Среди них – А.П. Чехов, В.В. Вересаев, В.И. Даль, М.А. Булгаков, Ю.З. Крелин. Каждый из них внес огромный вклад в литературу. Такие классики мировой литературы, как Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.И. Солженицын  и др.,  не  будучи  врачами,  затрагивали в своем творчестве  медицинскую тематику,  касались вопроса врачебной практики. Многие художественные произведения являются  важнейшими  источниками по  истории медицины, для авторов других обращение к медицине  дало  возможность ставить и решать  фундаментальные мировоззренческие вопросы, заниматься  литературным творчеством.

Литература в художественно-образной форме осмысливает, отражает окружающий мир и участвует в его преобразовании. Во все времена литература служила  моральному и эстетическому  воспитанию  людей.  Ее  роль  всегда  была  значительной  в  выработке деонтологических  норм.  «Врач должен  быть   гуманным  и всесторонне образованным человеком. Сколько бы вы, милостивые государи, ни выслушивали, ни выстукивали, вы никогда не  сможете безошибочно определить  болезнь,  если  не  прислушиваетесь к показаниям  самого  больного»,  -  наставлял своих учеников  Г.А.  Захарьин.  И в этом заключается глубокая  врачебная мудрость,  так как для успешного лечения больного необходим тесный контакт врача и больного, проникновение во внутренний мир пациента.

Образование  врача  не  может  ограничиваться  лишь  комплексом  профессиональных медицинских  знаний,  необходимы  и  такие  общечеловеческие  качества,  как  доброта, терпимость, сострадание, милосердие. Не менее важным является и широкий кругозор и эрудиция.  Все  эти  обстоятельства  объясняют  выдвижение  цели  гуманизации  и гуманитаризации медицинского образования в нашей стране. Некогда врач допускался к медицинской деятельности  только  при наличии степени бакалавра искусств,  - гуманитарное образование было обязательным для врача.

Традиция объединения  литературы и медицины восходит к  античности; символ этого «странного брака» — Аполлон, бог поэзии и  медицины. Параллель между литератором  и врачом очевидна: медик наблюдает  за пациентом, писатель - за природой…  Искусство, как и  медицина,  -  это  поиск.  Вот  почему,  наверное,  медицину  называют  искусством.

Процессами,  происходящими  в  человеческом  организме,  занимаются  различные естественные науки, в  частности, физиология, биология, генетика и анатомия. Именно на них  базируется  медицина.  Но  в  то  же время  ни  в  коем  случае  нельзя  пренебрегать  и духовной  стороною  исцеления.  А  уж  объяснение  человеческого  духа  полностью  подвластно художественному слову. Глубина проникновения во внутренний мир человека сродни пристальному изучению физиологических особенностей человеческого  организма.

Современному обществу необходим  образованный врач, воспринимающий каждого пациента как отдельную личность, со своими мыслями и чувствами. Польза литературы для  медицинского  образования  очевидна:  она  вносит  в  него  эмоциональную  ноту.

Вымышленные  доктора  становятся  образцами  для  подражания,  истории  болезней литературных  персонажей  студенты-медики  могут  обсуждать  на  занятиях.  Медикам искусство, в частности литература  как его род, необходимо для понимания типических человеческих реакций или эмоций, не сводимых исключительно к физиологическим или биологическим, для рассмотрения индивидуальной человеческой жизни, для обогащения языка и мышления.

 

Глава 1

«Профессия врача, медицина, как и литература, подвиг».

В древности любой  сколько-нибудь выдающийся врач сочинял  трактаты, причём не только на медицинские  темы, но и философской, литературной, бытовой тематики. Впрочем, и врачебные  тексты обычно отличались литературностью  языка и изяществом стиля, притом содержали массу бытовых подробностей, лирических и философских отступлений. Медицина считалась составной частью философии, и притом одной из важнейших: рассуждая о человеке, его душе и теле, мыслители непременно касались причин болезней и на основе осмысленного приходили к разнообразным методам  и способам излечения.

Труд мыслителя и врачевателя тесно переплетаются между собой, создавая единую ячейку, сферу деятельности, не присущую никому, кроме врача. Не каждый мыслитель – врач, но каждый врач – мыслитель, поскольку, находясь постоянно в окружении людей, людей абсолютно разных и не похожих друг на друга, он черпает бесценный материал жизненаблюдения, изучает порой уже несознательно характеры и их взаимодействия между собой. Врач соприкасается в своём поле деятельности с сотнями и тысячами индивидуальностей, каждая из которых несёт в себе хотя бы крупицу нового знания, которое по глобальной своей природе неисчерпаемо.

Неудивительно, что  порой, насыщаясь этим знанием, врачи  стремятся поделиться им с остальными – и записывают поначалу свои наблюдения, затем приступают к более смелому  и выразительному творчеству, создавая рассказы, повести, романы. Можно было бы назвать сотни и сотни фамилий  тех, что лечили не только тело –  но и душу. Лечили души посредством  литературы, лечили их что двести лет назад, что пятьдесят, что лечат сейчас – одинаково чутко, тонко и с сердцем.

 

 «Любая история болезни – это уже сюжет» 

 

Медик знает  о человеке все самое худшее и  самое лучшее.

Когда человек  болен и испуган,

он сбрасывает маску,

которую привык носить здоровый.

И Врач видит людей такими,

как они  есть на самом деле –

эгоистичными, жестокими, жадными,

малодушными; но в то же время –

храбрыми, самоотверженными,

добрыми и благородными.

И, преклоняясь  перед их достоинствами,

он прощает  им недостатки.

Уильям  Сомерсет Моэм

Владимир Даль, Аксенов, Лем, Антон Павлович Чехов, Михаил Афанасьевич Булгаков, Викентий Викеньтьевич Вересаев (Смидович) – список писателей-врачей можно было бы продолжать бесконечно.

Только среди  признанных мэтров литературных элиты врачами по первой профессии являются несколько десятков, а если рассматривать всех оставивших след в изящной словесности, то счет пойдет на сотни. Итак, писателей-медиков куда больше, чем, например, инженеров, и разве лишь писатели - юристы по образованию могут соперничать с ними в численности.

Конечно, в медицинских  ВУЗах, как современных, так и  ВУЗах прошлого литература не входила (и не входит, что весьма печально) в перечень изучаемых предметов, однако одна из важнейших преподаваемых  дисциплин – это латынь. Несомненно, изучение языков развивает человеческий ум, переносит всю его способность  мыслить и размышлять на некий  другой уровень, развивает как логическое, так и ассоциативное мышление, расширяет общий горизонт эрудированности  и сферы познания человека. Недаром  русские учебники по медицине, написанные еще в 20-е годы XX века, совсем в  другую эпоху и располагающими совсем другими знаниями людей, так интересно  читать - их авторы заканчивали классические Гимназии, в которых как раз-таки изучали классические языки, в перечень которых входил также латинский.

Но почему же конкретные Врачи берутся за перо? Причины могут быть у каждого свои, но очень часто осмысление врачебного опыта, накопление опыта жизненного побуждает доктора от написания историй болезни перейти к повествованию художественному...

У одних это происходит сразу (порой даже до окончания учебы  в университете) и они сразу  же сворачивают с «врачебных рельс» в направлении стези писательской, другие довольно долго остаются практикующими  медиками (а иногда и всю жизнь  совмещают оба занятия).

А как отражается первая профессия в пробных литературных изысканиях, в литературном творчестве вообще? Тоже по-разному. Есть писатели-медики, в книгах которых запах больницы и лекарств, шуршание белого халата и тиканье больничных часов на стене ощущается постоянно и  неизменно, а есть такие, у которых  это ощущение невозможно найти, как  ни старайся. Последнее, впрочем, несколько  сомнительно - вчитываясь в литературные тексты, обязательно найдешь тему, отражающую знакомство автора с эскулаповым ремеслом.

Незаурядные познания в области естественных наук, включая и физиологию с патологией, обнаруживает в своих стихах Николай Заболоцкий. А ведь он был студентом медицинского факультета МГУ только год, да и учился там параллельно с «родным» историко-филологическим - соблазнил паек в виде хлеба и масла. Поскольку продукты давали только успевающим, Заболоцкий даже подзапустил учёбу на своем любимом факультете, занимаясь вместо наук гуманитарных в основном естественными, а когда с окончанием Гражданской войны льготы медикам отменили, он бросил оба курса. Так или иначе, усвоенное на лекциях и практикумах не исчезло бесследно, а отразилось во всем последующем творчестве автора, стало своеобразным направляющим вектором в его литературной деятельности.

Не менее интересен  и такой вопрос: есть ли нечто  общее в творчестве, в писательской манере литераторов-врачей, отличающее их от коллег с иным образованием? При всем разнообразии жанров, тем и стилей можно заметить, что писатели-медики чаще склонны драматизировать, им реже нравится созерцательное, неторопливое повествование, и к творчеству каждого отдельного писателя необходимо подходить индивидуально. 

Если  же строго подходить к оценке деятельности писателей-медиков, то необходимо сказать, что среди них много мастеров исторического жанра, авторов книг об экзотических странах, сочинителей  пьес, главной «изюминкой» которых  будет являться сложная и многоярусная интрига, фантастов, сатириков.

Но и в чисто "реалистических", психологических сюжетах они больше склонны описывать внешние подробности, строить напряженные диалоги - чем авторские рассуждения или внутренние монологи героев. В стихах поэты-врачи чаще тяготеют к зримым, осязаемым образам. Хотя, разумеется, в любом правиле существуют исключения – такова их природа, посему и среди них есть художники совершенно иного склада.

Итак, постараемся  с этим разобраться на примере  литературного и медицинского творчества А.П. Чехова, В.В. Вересаева, А.И. Солженицына, Ю. Карелина, В.И. Даля, Н.А. Заболоцкого и М. А. Булгакова, сопоставим события в их врачебной практике и проследим за их влиянием на литературную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Русские врачи-писатели ХХв.

Профессия врача, медицина, как и литература, подвиг.

Она требует самоотверженности, чистоты души и помыслов,

не всякий способен на это.

А.П. Чехов

 

А.П. Чехов

(1860-1904)

Антон Павлович Чехов - великий  русский писатель.  Родился в  г. Таганроге в 1860 году.  Отец А.П. Чехова - Павел Егорович Чехов - был  купцом 3-й гильдии и имел  в  Таганроге бакалейную лавку. Мать - Евгения Яковлевна – домохозяйка.  В семье Чеховых было шестеро  детей. В 1876 году произошел переезд  семьи Чеховых в Москву. Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством,  остается  до  окончания  учебы  в гимназии в Таганроге и приезжает  в Москву только в 1879  году  для  того,  чтобы  сразу  поступить  в университет на медицинский  факультет. Он исправно посещает  лекции,  работает  в  анатомичке,  зубрит латынь,  одним словом,  делает  все,  чтобы стать хорошим врачом. Он получает диплом врача, однако главным делом его жизни еще во  время учебы становится литература. За время учебы в университете Чехов   опубликовал  более  двухсот  различных материалов.  Создавая  свои  смешные  рассказы,  задумывая  монументальные  труды, например  «История  полового  авторитета»  (о  взаимодействии  полов  на  всех  ступенях развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и писателя. А.П. Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь  до  гробовой  доски.  С  литературой  же  мне  рано  или  поздно  придется расстаться.» (из книги: Дмитриев  В. Г. Скрывшие свое имя. — М.: Наука, 1980). А.П. Чехов, подчеркивает большинство его биографов, не сменил одну профессию на другую, как это сделали, например, его великие коллеги-предшественники: профессор медицины в Монпелье Франсуа Рабле и полковой немецкий врач Фридрих Шиллер. Антон Павлович до последних  дней  своей  жизни  сохранил  тесную  связь  с  врачебной  своей  профессией. В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров  Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. «Если я врач, то мне   нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», — пишет Чехов. Во время холерной эпидемии Чехов работал земским врачом, обслуживал сразу 25 деревень. Открыл на свои средства  в  Мелихове медицинский  пункт,  принимая  множество  больных  и снабжая их лекарствами. Чехов с большим уважением относился к своим коллегам, земским врачам, высоко  ценя  их  подвижнический  труд.  Он  открыто  выступал  в  защиту  врачей, систематически помещал в газетах небольшие заметки, в которых писал о «…благородстве, самоотверженности  и  великодушии  медицинской  молодежи,  работавшей  на  холерной эпидемии во имя долга, а не ради славы и наград».  В  своем  творчестве  А.П.  Чехов отобразил  различные  стороны  земской  медицины  того  времени.   В  его  произведениях «Хирургия»,  «Неприятность»,  «Палата  №6»,  «Попрыгунья»,  «Сельские  эскулапы», «Врачи»,  «Остров  Сахалин»  нашлось  место  простым  земским  врачам  и  их  пациентам, фельдшерам-недоучкам  и людям,  выгораживающим  их,  больничной  атмосфере и тем проблемам, с которыми сталкивалась земская медицина. Являясь свидетелем описываемых событий,  Чехов  рисует  яркую  реалистичную  картину  с  позиции  врача-профессионала, ориентируя читателя проникать вглубь проблемы. В Чехове-враче сочеталось тонкое понимание душевного мира больного с научным осмыслением существа болезни. Его подход к больному с точки зрения его психических переживаний  явился  результатом  изучения  трудов  русских  ученых  С.П.  Боткина,  Г.А.Захарьина,  А.А. Остроумова,    Н.И. Пирогова. Чехов научился вникать в неизученную область  субъективных ощущений больного. Он вникал в эти ощущения не только как врач, но и как писатель.   Антон Павлович Чехов проецировал  своё заболевание  (туберкулез легких)  и  многочисленные  проявления  болезней  своих  пациентов,  близких,  друзей, родственников на своих героев. В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден был лечь  в  больницу.  Здоровье,  и  без  того  слабое,  подорванное  поездкой  на  Сахалин, ухудшилось  настолько,  что  доктора  настаивают  на  переезде  Чехова  на  юг.  Чехов приобретает в Ялте участок земли и начинает строительство  дома. В мае Чехов женится на О.Л. Книппер – ведущей актрисе Московского Художественного театра. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года   Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый   курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь  Чехов только на время облегчил свои страдания.  15 июля 1904  г. Антон Павлович Чехов скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Информация о работе Русские врачи-писатели ХХв