Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:47, лекция
Частная система действует в условиях конкурентной среды и прочно занимает свои позиции на рынке медицинских услуг. В ней принято развивать совершенно новое видение и утверждение корпоративной культуры, которое состоит из Утверждения Видения, Утверждения Цели и Утверждения Убеждений. Эти элементы являются составными частями культуры, на которых основываются взаимоотношения врач-пациент. Все инвестиционные и организационные ресурсы направлены на то чтобы поддержать успешное взаимодействие врача и пациента. Человек, непосредственно оказывающий медицинские услуги это ключевой человек в нашей системе. Весь персонал любой частной клиники и ее ресурсы существуют для того чтобы поддерживать врача в обеспечении медицинской помощи пациентам. Главенствующими принципами успешного функционирования являются: 1) ответственность; 2) высокие стандарты; 3) эффективные системы качественного страхования.
Таким образом, частное здравоохранение является единственной системой, адаптированной к рыночным условиям.
ПЕРВАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
ВРАЧЕЙ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ
Свидетельство о государственной регистрации № 4058 от 26.06.2001г., выданное Министерством юстиции РФ
Президиум Правления: 443099 г. Самара, ул. Фрунзе,103 т/факс (846) 333-06-33, 337-78-44
E-mail: gld_srrc@samaramail.ru, srrc@samaramail.ru, URL: http://www.medprivat.ru
Роль и место частной медицины в российском здравоохранении
Введение.
Частная система
Частная система здравоохранения появилась в Российской Федерации сравнительно недавно. Первые ростки частной медицины возникли в 1988 году, с принятием Закона от 26 мая 1988 года «О кооперации в СССР». Следует обратить внимание, что в тот период действовали нормы 42-й статьи Конституции СССР и 40-й статьи Конституции РСФСР, которые закрепляли право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивалось «бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения». Упоминание о частной системе здравоохранения появляется в 1993 году, с принятием Конституции Российской Федерации. В том же году принимаются «Основы законодательства об охране здоровья граждан», где определяется правовой статус частных медицинских организаций, для которых вводятся существенные ограничения на отдельные виды медицинской деятельности.
Несмотря на
препятствия, возникавшие у частных
медицинских организаций в
Частная система действует в условиях конкурентной среды и прочно занимает свои позиции на рынке медицинских услуг. В ней принято развивать совершенно новое видение и утверждение корпоративной культуры, которое состоит из Утверждения Видения, Утверждения Цели и Утверждения Убеждений. Эти элементы являются составными частями культуры, на которых основываются взаимоотношения врач-пациент. Все инвестиционные и организационные ресурсы направлены на то чтобы поддержать успешное взаимодействие врача и пациента. Человек, непосредственно оказывающий медицинские услуги это ключевой человек в нашей системе. Весь персонал любой частной клиники и ее ресурсы существуют для того чтобы поддерживать врача в обеспечении медицинской помощи пациентам. Главенствующими принципами успешного функционирования являются: 1) ответственность; 2) высокие стандарты; 3) эффективные системы качественного страхования.
Таким образом,
частное здравоохранение
Рынок медицинских услуг.
Предпосылки к зарождению рынка медицинских услуг следует отнести к 80-м годам 20 века, когда в стране стал ощущаться дефицит бюджетных ресурсов, необходимых для обеспечения одинакового для всех уровня всеобщей бесплатной медицинской помощи. Именно в тот период началась порочная практика теневых платежей, которые по сути были договоренностью двух лиц – врача и пациента. Государство квалифицировало это явление незаконным и с одной стороны - всячески пресекало, а с другой – закрывало глаза («Хорошего врача народ всегда прокормит, а плохие нам не нужны» И.В. Сталин). Однако, объективные экономические условия позволили распространиться этому явлению повсеместно. События 90-х годов, экономическая разруха и дезинтеграция здравоохранения как системы привели к тому что теневые платежи в здравоохранении достигли угрожающих масштабов. По оценкам Бойкова, в 2001 году их объем превышал 180 млрд. рублей в год.
В 1993 году принимается закон о медицинском страховании, который частично переложил финансирование на работодателей. Но несмотря на внедрение ОМС, в здравоохранении сохранялся критический дефицит ресурсов. По этой причине, в целях экономии средств, на протяжении нескольких лет, на законодательном уровне, последовательно вводились ограничения всеобщей экономической доступности услуг здравоохранения, постулированные в Конституции в виде принципа бесплатности. Вначале было введено понятие «программы государственных гарантий охраны здоровья граждан» (Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993 года и Закон о медицинском страховании 1993 года). Затем появляется понятие «Бесплатно, в рамках программ государственных гарантий». То есть, в России, с помощью правового механизма сокращается объем медицинской помощи, продиктованный недостатком финансовых, кадровых и инфраструктурных ресурсов государственной системы здравоохранения.
Правительство в 1996 году разрешает государственным ЛПУ оказывать платные медицинские услуги. Платные услуги оказываются в тех же помещениях, теми же специалистами, на том же оборудовании и в то же время, что и бесплатная помощь. По словам В.В. Путина, в этот период происходит «нарастание коммерциализации государственных больниц».
По мере роста возможностей государства и перехода российской экономики на рыночные рельсы, Правительство Российской Федерации взяло уверенный курс на постепенное вхождение государственных ЛПУ в рынок медицинских услуг. Об этом свидетельствует ряд законодательных актов, принятых за последние годы. Это:
Кроме того, начиная
с 2006 года, в здравоохранении
Все эти законы и проекты имеют общую направленность перехода государственной системы здравоохранения к рыночным отношениям. С одной стороны, мы входим в рынок, и страна делает крупные шаги в этом направлении, а с другой – эффективность нашего здравоохранения остается на низком уровне. Заявления, сделанные на высшем уровне, о приоритете конкурентного пути развития здравоохранения подкрепляются серьезными действиями. При этом, мы сталкиваемся с серьезными противоречиями между заявлениями и действиями, между оценками эффективности и реальным положением дел. Эти противоречия наблюдаются как на самом высоком уровне, так и в низовом звене.
В настоящее время ситуация на рынке медицинских услуг характеризуется рядом противоречий, затрудняющих его развитие.
Законодательство
о платных услугах противоречит
Конституционной норме о
Привилегированное положение государственных ЛПУ порождает демпинг цен и монополизацию рынка. Этот факт, на протяжении многих лет игнорируется Федеральной Антимонопольной службой, которая не предпринимает радикальных мер по защите конкуренции и ограничению монополии на рынке медицинских услуг. Следствием этого является отсутствие инвестиций и слабое внедрение инноваций.
Происходит нравственная деградация врачей, которые заинтересованы в платных пациентах больше чем в тех, кого положено принимать бесплатно.
Нечеткость законодательных формулировок и границ между гарантированным объемом и платными услугами приводит к тому что людей под разными предлогами принуждают платить за то что им положено делать бесплатно. Происходит торговля очередью, которая сводит на нет свободу выбора для пациента.
Вводя государственное здравоохранение в рынок, Правительство действует исключительно с позиций управления рынком медицинских услуг, тогда как рынком невозможно управлять, он сам по себе является саморегулируемой системой.
Бесплатность – главная причина коллизий российского здравоохранения.
Основным «достижением» российс
Социально-политические аспекты таковы: люди привыкли получать бесплатную медицинскую помощь, а государство не может ее обеспечить в полном объеме. С одной стороны – трогать бесплатность ни в коем случае нельзя, с другой – мы уже не Советский Союз и возможности государства гораздо скромнее.
При определении приоритетов государственной политики в здравоохранении доминирует принцип экономической целесообразности, то есть рациональное использование ресурсов и их экономия за счет эффективного управления отраслью. Этот принцип вступает в антагонистическое противоречие с профессиональным представлением об объемах и видах помощи населению, потому что экономическая целесообразность диктует сокращение объемов помощи, тогда как врачи обосновывают увеличение затрат.
Примером этого противоречия является невозможность выполнения обязательных стандартов помощи, в рамках существующих нормативов ОМС. Стандарты медицинской помощи разрывают связь в базовом элементе здравоохранения – социальной микросистеме врач-пациент, так как ограничивают врача как в общении, так и в выполнении им своих профессиональных функций. Например, врач не может назначить то лечение, которое считает нужным, так как в необходимый препарат не входит в стандарты. Время исполнения медицинских услуг ограничено (8 минут приема, в Москве 2 минуты 26 секунд), за это время невозможно предоставить медицинскую помощь. Врач, оказывающий медицинскую помощь в ОМС, выполняет избыточное количество несвойственных ему бюрократических и организационных функций, происходит прогрессивное снижение профессионального уровня врачей.
Система обязательного медицинского страхования, в ее современном виде полностью утратила страховые принципы, превратилась в передаточное звено, и по сути дела является псевдострахованием. Страховые компании, в соответствие с новым законом об ОМС перестали выполнять свои функции по защите пациента и сосредоточили деятельность на выявлении недочетов в диагностике и лечении. Основным источником средств страховых компаний стали штрафы, взимаемые с лечебных учреждений.
Следует помнить что полис ОМС это вовсе финансовый документ, а удостоверение права на бесплатную помощь, в рамках подушевого норматива, исходящего их общего размера страховых взносов. Это и есть рамки государственных гарантий, которые ограничивают время врачебного приема, зарплату врача, список медикаментов, которые можно выписать пациенту и многое другое.
Чтобы работать в ОМС, любая медицинская организация должна подчиняться тем требованиям и соглашениям, которые устанавливаются между государством, работодателем, гражданином и ЛПУ. Эти соглашения носят нерыночный характер, их основная цель – обеспечение бесплатной помощи. Что делает невозможным участие в ОМС частных медицинских организаций, поскольку тарифы не соответствуют цене услуги. Следовательно для того чтобы покрыть затраты, медицинские организации вынужденно занимаются приписками и вымогательством неузаконенного со-платежа. Де-факто, ОМС несовместимо с рынком медицинских услуг.
Таким образом, структура и функции государственного обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на сегодняшний день переполнена серьезными проблемами, затягивание с решением которых наносит ущерб здоровью нации.
Предлагаемые меры.
Изменение
системы страхования и
Информация о работе Роль и место частной медицины в российском здравоохранении