Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:46, реферат
Путь любой науки сложен, а медицины - особенно. Ведь она, как ни одна другая область знаний, не затрагивает саму жизнь людей. Зачастую медицинские открытия не только успешно излечивают конкретных больных, но и влияют на мировоззрение общества в целом.
«Принципы медицинской этики 1982г.» *
Извлечение
Генеральная
Ассамблея предложила Всемирной
организации здравоохранения
Будучи
встревожена тем, что нередко
представители медицинских
Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Принцип 1
Работники здравоохранения, обеспечивающие медицинское обслуживание заключенных или задержанных лиц, обязаны охранять их физическое и психическое здоровье и обеспечивать лечение заболеваний такого же качества и уровня, какое обеспечивается лицам, не являющимися заключенными или задержанными.
Принцип 2
Работники
здравоохранения, совершают грубое
нарушение медицинской этики, а
также преступление … если они
занимаются активно или пассивно
действиями, которые представляют собой
участие или соучастие в
Принцип 3
Работники
здравоохранения совершают
- применяют
свои знания и опыт для
- удостоверяют
или участвуют в удостоверении
того, что состояние здоровья
заключенных или задержанных
лиц, позволяет подвергать их
любой форме обращения или
наказания, которое может
Принцип 4
Участие
работников здравоохранения, в особенности
врачей, в любой процедуре
Обычно представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, в человеческом обществе изменяются очень медленно. Новое видение развивается исподволь, и в течение длительного времени сосуществуют совершенно противоположные точки зрения. Однако развитие медицины в последние десятилетия шло такими темпами, что новые этические проблемы возникали раньше, чем общество успевало их основательно осмыслить и обсудить. Сегодня многие нравственные дилеммы медицины вызывают ожесточенные споры, в которых участвуют не только врачи, но и пресса, парламент, церковь, общественные организации.
Одна
из таких тем - трансплантация органов.
Современные медицинские
Однако
этим этическая коллизия не исчерпывается.
Если нужный донор доставлен в
больницу, встает проблема: проводить
ему реанимационные мероприятия
или нет? Подобная постановка вопроса
сама по себе противоречит этике медицины,
однако длительное искусственное поддержание
жизни донора может привести к
необратимым изменениям в нужном
органе, сделав его непригодным к
пересадке. Еще один вопрос: по каким
критериям констатировать смерть донора?
Чаще всего главным считают
Не менее болезненна и проблема разрешения на пересадку органов. В советское время трансплантология никакими законодательными правилами не ограничивалась. Решение о «заборе» органа (так говорят медики) в каждом конкретном случае принимали врачи, согласие родственников не требовалось. Однако сейчас во многих государствах подобную практику считают нарушением прав человека. В России проводится промежуточная политика: забор органов или тканей не требует согласия родственников погибшего, но не может проводится в случае их активного несогласия. Многие люди (особенно это принято на Западе) заранее выражают готовность стать донорами органов в случае безвременной гибели (информация хранится в специальной базе данных). В последнее время за рубежом стало общепринятым более терпимое отношение людей к донорству. Ведь после смерти родного человека его орган будет продолжать жить, дав жизнь другому, и, значит, его смерть (которая и так была неизбежна) оказалась уже ненапрасной.
Пересадка
тканей живого человека тоже связана
с этическими сложностями. Например,
при лечении лейкоза у детей
иногда применяют трансплантацию эмбриональных
клеток крови, взятых у родного брата
или сестры. Поэтому родителям
больного лейкозом ребенка приходится
рожать еще одного малыша. В некотором
смысле получается, что он появился
на свет по чисто утилитарным
Эвтаназия
- это еще одна этическая проблема
медицины. В переводе с греческого
«эвтаназия» означает «хорошая смерть»,
так древние греки называли почетную
смерть за отечество. В наше время
под эвтаназией понимают другое: чтобы
избавить от страданий безнадежного,
умирающего больного, медики помогают
ему безболезненно отойти в мир
иной. Эвтаназия может быть пассивной,
когда смерть пациента наступает
в результате прекращения врачебных
мер по продлению жизни, и активной,
когда применяют специальные
средства, приводящие к смертельному
исходу. Различают также добровольную
эвтаназию - по требованию самого больного
и принудительную, которая осуществляется
по настоянию родственников, общества
или государственных
Проблема
эвтаназии стала особенно острой
в ХХ столетии в связи с прогрессом
медицины. Появились возможности
поддерживать жизнь неизлечимых
больных при помощи аппаратов
искусственного дыхания и кровообращения,
искусственной почки, лекарств. Однако,
продлевая жизнь, эти технологии
продлевают и страдания. Часто такие
пациенты не имеют ни сил, ни желания
жить дальше, а порой и вовсе
пребывают в необратимом
Врачи,
как и все современное
Законодательства
большинства стран, в том числе
и России, однозначно трактуют эвтаназию
как убийство. Врачи и граждане
в основном разделяют такое убеждение.
Но существуют страны, где она при
определенных условиях разрешена законом.
Это Нидерланды и Австралия. Опыт
врачей этих государств еще не осмыслен,
и споры об этичности эвтаназии
продолжаются.
Заключение
На протяжении
долгого времени на ряд важнейших
видов медицинских занятий
Но есть
много других примеров, когда врачам
приходилось (и до сих пор приходится)
сталкиваться с боязнью нового, непониманием
их идей. Под обстрел общественного
мнения попали первые попытки переливать
кровь, пересаживать органы, делать профилактические
прививки и операции на головном мозге,
осуществлять искусственное оплодотворение.
Медицина продолжит свое развитие,
и, как сотни лет назад, каждый
ее новый шаг будет давать повод
скептикам сомневаться в
Однако
стратегия разумного
Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между обществом и Церковью, с одной стороны, и медициной - с другой. Общество сомневается в моральной допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Людей волнует проблема эвтаназии. Законодательство Нидерландов оговаривает условия, при которых эвтаназия возможна. В России и многих других странах «добровольная смерть» запрещена законом.
Общество
вновь разделилось: оно не в силах
однозначно решить эти и многие другие
проблемы этики. Да и сами врачи часто
не знают точно «что такое хорошо
и что такое плохо». Развитие медицинских
технологий ставит перед медициной
все новые этические проблемы,
которые нелегко разрешить. Поиск
правильных решений, выработка новых
критериев этичности - большая постоянная
работа, и ее необходимо делать, потому
что иначе научный прогресс может
незаметно для нас самих