Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:43, реферат
В большинстве стран Европы после второй мировой войны были созданы
специальные структуры для осуществления социальной политики и программ
социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в
настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место
занимают и социальные работники. Так, в Великобритании, к учреждениям,
оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся не только
больницы, но и дома для престарелых, дома сестринского ухода государственного
и частного секторов, дома для инвалидов, приюты общежития гостиничного типа
для лиц с нарушением психики или инвалидов
1.2. Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом
В большинстве стран Европы после второй мировой войны были созданы
специальные структуры для осуществления социальной политики и программ
социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в
настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место
занимают и социальные работники. Так, в Великобритании, к учреждениям,
оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся не только
больницы, но и дома для престарелых, дома сестринского ухода государственного
и частного секторов, дома для инвалидов, приюты общежития гостиничного типа
для лиц с нарушением психики или инвалидов. Основная ответственность за
медико-социальную помощь возлагается на местные власти, которым передается
большая часть финансовых средств [59].
Ряд сложных проблем не только медицинского, но и организационного,
экономического, правового, социального и этического характера связан с
безнадежно больными пациентами. Вследствие возрастающей стоимости
медицинского обслуживания, особенно больничного, большинство зарубежных
специалистов предлагает введение альтернативных форм помощи тяжелобольным с
неблагоприятным прогнозом, главным образом по программам медико-социального
обслуживания на дому многопрофильными бригадами. Сложившейся формой
обслуживания умирающих являются хосписы как специализированные медико-
социальные учреждения [35].
Социальные работники широко представлены в медицинских учреждениях США, по
существу, во всех областях здравоохранения, включая медико-хирургическую,
педиатрическую, акушерско-гинекологическую помощь, службу интенсивного
лечения, реабилитации и неотложной помощи. Они выполняют свои функции в общих
и специализированных больницах, оказывающих неотложную медицинскую помощь и
консультации; в психиатрических лечебницах для кратковременного и
долгосрочного лечения; в реабилитационных центрах, учреждениях,
осуществляющих долговременный уход за больными и немощными (частные
лечебницы, приюты, стационары для взрослых); в учреждениях, оказывающих
первичную помощь, например в амбулаториях, центрах охраны здоровья, кабинетах
врачей; в случае медицинской помощи на дому.
В странах Европы и Америки существуют дома квалифицированного сестринского
ухода. Дома сестринского ухода становятся центрами универсальных услуг,
включая не только удовлетворение социальных и бытовых нужд пожилых людей, но
и достаточно квалифицированное медицинское обслуживание [59].
Скандинавские страны достигли высокого уровня обеспечения нуждающихся в
медико-социальном обслуживании с длительным уходом на общественные деньги.
Вопросы медицинского и социального обслуживания в Швеции относятся к
компетенции муниципальных и областных властей. Основная обязанность по
социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории
которого гражданин постоянно проживает [59].
В больницах Швеции хорошо развиты службы помощи при кризисных ситуациях.
Здесь специалисты по социальной работе решают целый ряд задач. В частности,
оказывают помощь больному в его адаптации к условиям стационара и режиму
лечения; ведут подготовку больных к операции и организуют помощь после нее;
оказывают поддержку родителям, родственникам, дети или близкие которых
неизлечимо больны; информируют врачей по поводу обстановки в семье больного,
возможной помощи ему со стороны близких родственников; работают с родителями,
дети которых умерли, с близкими родственниками умерших в клинике; составляют
программы работы с родителями, дети которых тяжело больны.
Традиционной для Германии областью социальных мер являются службы здоровья. В
настоящее время такие службы имеют в своем распоряжении обширную систему
социальной помощи и охраны здоровья, отвечающую сравнительно высокому
стандарту.
Службы здоровья и социальные службы в Германии являются двумя радикально
разделенными секторами. Там, где они в своей работе взаимно пересекаются, в
частности, в сфере социальной медицины, социальные мероприятия образуют звено
для создания необходимого единства. Поэтому общественные службы здоровья
являются важной рабочей средой для штата социальных служб, в частности, для
работников в социальной сфере [69].
Вопросами управления и финансирования социального обеспечения и
здравоохранения в Дании (кроме тех, которые относятся к сфере деятельности
врачей общей практики и специалистов) занимаются местные органы власти.
Особый интерес представляет система оказания помощи пожилым людям в этой
стране. Для обеспечения доступности социальных и медицинских услуг жителям
муниципальные власти учредили так называемые центры здоровья для пожилых. В
таких центрах, имеющихся в каждом микрорайоне, решаются все вопросы
социального обеспечения и здравоохранения, предоставляются все услуги по
уходу и лечению пожилых людей.
В Финляндии для всего населения доступны услуги по планированию семьи. Они
включают предоставление информации и консультативной помощи, которую
оказывают различные службы планирования семьи: муниципальные, общественные,
созданные в составе Федерации по проблемам семьи, частные.
Финляндия относится к числу стран, где успешно реализуются программы
профилактики болезней, передаваемых половым путем, включающие как широкое
информирование населения по вопросам защиты от этих болезней, так и
осуществление широких кампаний по распространению презервативов [69].
Анализируя зарубежный опыт профессиональной социальной работы с целью
использования его в российских условиях, необходимо учитывать специфику
теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным явлениям и
процессам, технологию оказания социальной помощи на индивидуальном,
личностном уровне, а также методы деятельности по формированию благоприятных
условий бытия социального субъекта, нуждающегося в помощи.
В то же время Россия располагает большим собственным опытом социальной работы
и медико-социальной помощи, отличающимся своими традициями, тесно связанными
с имеющимися социальными институтами и возможностями здравоохранения [66].
Таким образом, на этапе становления медико-социальной работы в России особое
значение имеет ее научно-методическое обеспечение. Реализация концепции
медико-социальной работы определяет необходимость дальнейшей углубленной
проработки основных ее положений. Комплексными исследованиями на
междисциплинарном уровне должны стать работы, направленные на поиск новых
современных технологий медико-социальной работы, учитывающих особенности
социально-экономических условий общества переходного периода [48].
В настоящее время медико-социальная работа в России находится на стадии
развития, и еще не сформировался единый подход к данной проблематики.
Отечественные исследователи предлагают различные подходы к определению
медико-социальной работы, адаптируют зарубежные концепции к российским
условиям. За рубежом данный вид помощи оказывается давно и медико-социальная
работа имеет свои особенности, специфику в странах Европы и США. Обращает на
себя внимание противоречивость и разно плановость теоретических подходов к
социальной работе в целом и медико-социальной работе, в частности.
Представляется, что последняя наименее разработана в зарубежных
исследованиях, а работы отечественных ученых в данном направлении единичны.
Программа профессионально-делового тура:
18.09.2007
21:25 – Вылет из Москвы (Шереметьево-2) в Копенгаген. Точное время встречи группы будет сообщено участникам дополнительно.
23.09.2007
13:35 - Возвращение в Москву.
Ведущие специалисты социальных структур Дании познакомят российских участников с опытом взаимодействия пожилого человека и инвалида и специализированных служб Дании на примере коммуны Fures, Копенгаген.
Программа содержит следующие вопросы:
1. Датское законодательство по поддержке и оказанию помощи пожилым.
Основные права пожилых людей и инвалидов;
Общая организация поддержки пожилых и инвалидов;
Роль Коммуны и негосударственных организаций;
Что значит «бесплатно»? – кто должен за это платить?
Меры по улучшению доступной среды для пожилых и инвалидов.
2. Превентивные меры:
Коммунальный Совет по делам пожилых. Выборы и функции;
Профилактические посещения людей старше 75 лет;
Меры по поддержанию здоровья – продуктовое обслуживание;
Посещение негосударственной организации «Aelder Sagen» (услуги по побудке, спорту и доставке продуктов).
3. Помощь на дому:
Законодательные права.
Визиты для надомной помощи. Критерии для минимума и максимума.
Образование сотрудников, осуществляющих помощь на дому: набор персонала – программа по введению в работу – роль других профессий.
Посещение центра средств помощи «Skovgaarden».
4. Организация проживания пожилых. Адаптация квартир и домов.
Посещения: коммунальных домов для пожилых («Skovgaarden» и «Gedevasevang»); домов престарелых («Lillevang» – дневной стационар – благотворительное учреждение); домов престарелых для страдающих умственными заболеваниями («Solbjerghaven»).
5. Организация медико-социального обслуживания и геронтологической помощи пожилым людей и инвалидам: Госпитализация. Хоспис «Arresoedal». Посещение реабилитационного центра.
6. Возможности использования опыта Дании на территории РФ.
Все занятия и встречи сопровождаются переводом на русский язык.
Место проведения занятий: Ратуша Vaerloese, Копенгаген.
Для участия необходимо:
1. Записаться по телефону (факсу) оргкомитета ЦНТИ «Прогресс»: (812) 331-88-88, e-mail:
client@cntiprogress.ru.
2. Перевести оплату на счет ООО «ЦНТИ «Прогресс».
3. До 1 сентября 2007 года прислать экспресс-почтой или курьерской почтой на почтовый адрес: 199004, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 36/40, ЦНТИ «Прогресс», следующие документы:
• заграничный паспорт (копию консульство не принимает) для оформления визы (должен быть действителен 3 месяца по окончании визы);
• 2 фотографии 3*4 см на светлом фоне;
• ксерокопия российского паспорта (всех страниц);
• справка с места работы по образцу.
данные для заполнения анкеты:
• фамилия, имя, отчество (в именительном и дательном падежах) (указать все бывшие фамилии); дата, место, страна рождения;
• место работы (название, адрес, почтовый индекс, телефон);
• семейное положение; Ф.И.О., дата и место рождения супруга(и) (указать девичью фамилию супруги); Ф.И.О. детей, дата и место рождения детей;
• Ф.И.О. родителей, дата и место рождения родителей;
• домашний адрес и телефон, почтовый индекс;
• предыдущие пребывания за рубежом.
Экскурсионная программа включает пешеходную экскурсию по историческому центру Датской столицы, а также поездку на побережье с осмотром достопримечательных замков: Кронборг (место действия «Гамлета»), Фреденсбор (летняя резиденция Королевы), Фредриксборг (музей национальной истории).
В стоимость семинара входят: деловая программа, оформление визы и медицинской страховки, авиаперелет рейсами а/к «Аэрофлот», автобусные трансферы, размещение в отеле двухместных номерах, трехразовое питание, экскурсионная программа, сопровождение по маршруту, услуги переводчиков.
Управление здравоохранением
В начале XXI в. Норвегия является примером современной демократии, где за благосостояние каждого гражданина несет ответственность общество в целом. На территории около 400 тыс. кв. км проживают 4,525 млн человек. Из-за географических особенностей население распределено по стране неравномерно: 2/3 проживает в густонаселенных районах, 1/3 — в прибрежных зонах Норвежского моря. Для многих норвежцев рыболовецкий промысел до сих пор является основным источником дохода. Однако в середине 60-х годов в Норвегии были открыты месторождения нефти, что стало началом роста и укрепления социально-экономического благосостояния граждан и государства в целом. Это отразилось на средней продолжительности жизни, которая составляет для женщин 81 год, а для мужчин — 75 лет. Детская смертность колеблется на уровне 4 на 1000 детей, родившихся живыми, а материнская смертность практически равна нулю. В среднем в год производится около 200 абортов на 1000 детей, родившихся живыми. Наиболее частые причины обращения норвежцев к врачу общей практики — заболевания сердечно-сосудистой, костно-мышечной, мочеполовой и дыхательной систем. В среднем на одного человека приходится 4,5 посещения врача в год. Лидирующие причины смерти — сердечно-сосудистые (43%) и онкологические (25%) заболевания. На долю инфекционных болезней приходится менее 1% смертей. Стандартизированный показатель смертности в Норвегии ниже, чем в Финляндии и Дании, но выше, чем в Швеции.
Административно страна разделена на 19 графств, каждое из которых состоит из 15—45 муниципалитетов. Всего в стране 435 муниципалитетов. Во главе стоит парламент как орган государственной власти.
Управление системой здравоохранения построено также по принципу административного разделения. Центральным исполнительным органом является министерство здравоохранения и социального благосостояния, так называемый директорат, который возглавляют два министра социального благосостояния. Его основные задачи — формирование политики в области общественного здравоохранения, подготовка законодательной базы, планирование и формирование бюджета. В 1984 г. был сформирован независимый орган — Норвежский совет по здравоохранению. В его задачи входит контроль обеспечения медицинской помощи, соответствующей наиболее высоким профессиональным стандартам. Третий орган центральной власти — региональное управление здравоохранением — является информационным центром, который собирает статистические данные, проводит научные исследования, поддерживает связь с руководителями медицинских учреждений, медицинским персоналом, политиками и пациентами. Вся информация поступает в Норвежский совет по здравоохранению, где анализируется для принятия решений.
Информация о работе Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом