О взаимоотношении медицинских работников с пациентами и их родителями на педиатрическом участке

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:19, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучение соблюдения этических норм в профессиональных взаимоотношениях участковых медработников с пациентами и их родителями.

Файлы: 1 файл

ОтчетОНИТ.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

Отчет

О взаимоотношении медицинских работников  с пациентами и их родителями на педиатрическом участке

     Актуальность написания статьи обусловлена: необходимостью изучения взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами с целью повышения этической грамотности у медработников, привлечения внимания участковых медсестер и врачей к вопросам этики и деонтологии.

     На основании таких проблем был проведен контент-анализ по данным журналов.

«Главная медсестра» №7 – 2011

«Главная медсестра» №9- 2011

«Главная медсестра» №12 – 2011

«Сестринское дело» №3 - 2011

«Сестринское дело» №5 - 2011

«Сестринское дело» №9 – 2011

«Мейірбике ісі»  №7-2011

«Мейірбике ісі» №9-2011

     Было взято в общем 30 статей, из них по данной теме выбрано 7 статьей, в которых встречаються проблемы по теме: взаимоотношения медицинских работников с пациентами и их родителями на педиатрическом участке.

     Из всех выше перечисленных  статьей было выбрано  5 терминов, которые состовляют основную категорию нашей проблемы. При контент-анализе было выявлено  5 терминов.

Приложение №1

Термин

Количество  раз встречающихся  в журналах

1

Медицинский работник

5

2

Этические нормы 

7

3

Конфликты

9

4

Взаимоотношения

7

5

Степень доверия 

5

6

Недоверие

7

7

  Назначение врача

9

8

Врачи

9

9

Медицинские сестра

11

10

Родители 

7

11

Подростки

9


     На основе контент-анализа определена проблема нашего исследования: взаимоотношения медицинских работников с пациентами и их родителями на педиатрическом участке.

     Наша гипотеза –если изучить понимание медицинских работников с пациентами  и их родителями, то конфликтные ситуаций между мед работниками уменшиться.

Взаимоотношения медицинских работников  с пациентами и их родителями на педиатрическом участке

     Актуальность написания статьи обусловлена :  необходимостью изучения взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами с целью их оптимизации и повышения этической грамотности у медработников, привлечения внимания участковых медсестер и врачей к вопросам этики и деонтологии.

     Цель исследования: изучение соблюдения этических норм в профессиональных взаимоотношениях участковых медработников с пациентами и их родителями.

     Базой для исследования было выбрано «Городская детская поликлиника №1».

     Нами опрошено 32 человека. Респонденты представляют четыре статусные группы (чел.): участковые врачи – 9, участковые медсестры – 9,подростки (пациенты)-7, родители пациентов -7. Исследование проводилось методом анкетирования. Для всех участников были составлены оригинальные анкеты.

     Необходимо понимать, что существует две профессии, работающие в которых специалисты не имеют права на ошибку: судьи и медицинские работники. В сложной ситуации, когда пациент находиться между жизнью и смертью, им приходиться принимать судьбоносные  решения.

     В настоящее время взаимоотношения медицинских работников с пациентами, а в педиатрической практике и с их родителями  оставляют желать лучшего. На западе ни один практикующий врач не будет давать частных консультаций вне стен клиники. Ведь, давая медицинские рекомендации,  мы вступаем с пациентом в определенные юридические отношения. Пациент, например, в случае в письменной фиксации совета медицинского работника  может при негативном результате лечения обратиться за юридической помощью. За рубежом этот процесс регулируется медицинскими ассоциациями, каждый член которых обязан соблюдать правила, предусматривающие отказ от лечения и консультаций  вне клиники. Медицинская этика в таких ассоциациях соблюдается жестко.

     Социальные изменения, происходящие в обществе (новые социальные правительственные программы, повышение юридической грамотности населения), обусловливают необходимость более ответственно подходить  к соблюдению этических норм и правил медицинскими работниками. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета - состоит из паспортных данных и основной части вопросы расставлены согласно схеме. Всего вопросов-7.

 1 Частота конфликтов во взаимоотношения пациент медработник  и родители – медработник

а)  никогда не бывало

б)  бывают редко

в)  бывают часто

2. Действия медицинских  работников в случаях невыполнения  пациентами медицинских назначений 

а) стараются убедить 

б) запугивают возможными осложнениями

в) привлекают коллег, заведующих отделениями  для убеждения 

г) берут расписку и делают запись в медицинской карте 

д) отказывают в дальнейшем лечении  и предлагают пойти к другому  врачу

3. Обстоятельно обсуждают план лечения и обследование детей с родителями.

а) советуются с ними более половины участковых педиатров и медсестер

б) обсуждают кратко

в) считают лишним обсуждение своих  планов относительно лечения и обследования ребенка 

4. Наличие конфликтные   ситуации с медицинскими работниками 

а) отрицают

б) редкие конфликты

в) частые  конфликты

 

5. Отношение медицинских работников к потребности пациента (родителей) рассказать о своем заболевании

а) всегда

б) иногда

в) никогда

6. соблюдение родителями  и подростками рекомендаций и  назначений врача 

а) всегда придерживаются

б) часто придерживаются

в) стараются 

7. Степень доверия пациентов и родителей к участковым медицинским работником

а) полностью доверяют

б) частично доверяют

в) не доверяют 

 

     Возникновение конфликтных ситуаций при работе с людьми неизбежно, и медицинская практика не является исключением. По своей природе они бывают различными – могут носить конструктивный и деструктивный характер. Данные о частоте конфликтов между медработниками и пациентами, а также медработниками и родителями в процессе работы педиатрических участков представлены в табл.1.

Таблица 1

Частота конфликтов во взаимоотношения пациент  медработник  и родители – медработник (%)

Частота конфликтов

Конфликты между врачами и

Конфликты между медсестрами и

пациентами и

родителями

пациентами (подростками)

родителями

Никогда не бывало

60

0

70

60

Бывают редко

40

100

30

40

Бывают часто 

 

0

0

0


Возникновение редких конфликтов с  подростками отмечают менее половины врачей и 1/3 медсестер. Более половины педиатров  и ¾ медицинских сестер не признают наличия редких конфликтов со своими пациентами.

     О существовании редких конфликтов с родителями  говорят  все опрошенные врачи и менее половины медсестер. Большая часть медсестер не признает наличия конфликтных ситуаций с родителями.

     Наиболее частыми причинами конфликтов с подростками врачи считают: невыполнения назначение врача – 80% и нарушение больничного режима (опоздание и неявка на прием) -30% опрошенных. Наиболее частыми причинами конфликтов с родителями врачи медсестра считают : невыполнение врачебных назначений – 80%, режимные нарушения -70%, а отсутствие взаимопонимания между родителями  и врачами отметили 20% респондентов.

     Полученные результаты говорят о том , что в исследуемой группе медработников причинами конфликтов с пациентами и родителями являются вопросы, связанные с обеспечением качественной медицинской помощи детям и подросткам  и направленные на устранение нарушении установленного больничного режима и невыполнение родителями врачебных назначений.

     Обязанностью работы врачей является назначение обследования  и лечения пациентов, в свою очередь, пациенты и их официальные представители имеют право не выполнять эти назначения. Тактика медицинских работников в случаях невыполнения пациентами медицинских назначений представлена в табл.2.

 

 

 

Таблица 2

Действия  медицинских работников в случаях  невыполнения пациентами медицинских  назначений

Тактика медицинских работников

Медработники

Врачи

Медсестры

Стараются убедить 

80

100

«Запугивают» возможными осложнениями

30

10

Привлекают коллег, заведующих отделениями для убеждения

20

30

Берут расписку и делают запись в  медицинской карте 

30

20

Отказывают в дальнейшем лечении  и предлагают пойти к другому  врачу 

0

0


 

     Стараются убедить, уговорить пациентов ¾  врачей и медицинские сестры. Зачастую пациенты или их родители отказываются от выполнения медицинских назначений по причине низкой общей культуры: неадекватной оценки тяжести заболевания ребенка, угрозы возникновения серьезных осложнений. Можно предположить, что в таких ситуациях медицинские работники обоснованно применяют тактику «запугивания» возможными осложнениями, в чем признались  1/3 опрошенных врачей и некоторые медсестры. Если медицинские работники самостоятельно не могут убедить пациента выполнить необходимые назначения , то привлекают коллег, заведующих отделениями – 1/5 опрошенных врачей  и 1/3 участковых медсестер. При настойчивом уклонении пациента от выполнения назначения 1/3 врачей и 1/5 медсестер берут расписку и делают запись в медицинской карте об отказе от выполнения  рекомендаций. Никто из медицинских работников детской поликлиники №1 не отказывает пациентам в дальнейшем лечении и не предлагает обратиться к другому врачу.

     Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

      Готовность участковых медицинских работников обсуждать с родителями план лечения и обследования детей.

     Обстоятельно обсуждают план лечения и обследование детей с родителями, советуются с ними более половины участковых педиатров и медсестер; обсуждают кратко, в общих чертах 1/3 педиатров и 1/5 медсестер; а 1/10 опрошенных врачей и 1/5 медсестер считают лишним обсуждение своих планов относительно лечения и обследования ребенка.

     Особенностью педиатрической практики является тесное взаимодействие медицинского работника как с самим пациентом, так и с его семьей. От того, насколько успешно будет организован диалог с родственниками  или опекунами ребенка, во многом зависит конечный результат лечения. Семьи имеют различный уровень культуры, материального достатка, разные индивидуальные психологические установки, образцы поведения и то или иное отношение к медицине вообще и к конкретному медработнику в частности.

     Родители и подростки также не отрицают наличия конфликтных ситуаций с медицинскими работниками.

     При опросе родителей выяснилось, что отрицают конфликты с участковыми педиатрами подавляющее число респондентов; признают наличие редких конфликтных ситуации лишь незначительная часть опрошенных, частые конфликты с участковыми работниками родители отрицают.

     Характерной психологической особенностью подростков являются повышенная конфликтность с взрослыми, отрицание общепринятых норм, что в нашем исследовании нашло свое отражение. Большинство опрошенных отрицают конфликты с участковыми педиатрами; 1/10 признают наличие редких конфликтов; несколько подростков признались, что часто вступают в конфликты с участковыми медицинскими работниками.

В чем же родители видят причины возникновения конфликтных ситуаций?

     Наиболее частой причиной конфликтов, по их мнению, является ведение медицинской документации – 90% (отсутствие амбулаторной карты, неправильное оформление больничных листов).

     Подростки также считают основной причиной конфликтов ведение больничных листов, что отметили  80 % опрошенных; а 11%- неудовлетворение их просьбы освободить от урока физкультуры.

     К навыкам общения, которыми должны владеть медицинские работники, относится искусство говорить и слушать. Умение слушать, в отличие от способности просто слышать, предполагает наличие определенной дисциплины, требует определенных усилий. Часто ли медицинские работники выслушивают жалобы пациентов и родителей (табл.3)

Информация о работе О взаимоотношении медицинских работников с пациентами и их родителями на педиатрическом участке