Нарушение питания в детском дошкольном возрасте, их профилактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 15:39, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших условий успешного физического и умственного развития детей дошкольного возраста, высокой их работоспособности и выносливости, хорошей сопротивляемости к различным видам патологии является ежедневное полное удовлетворение потребности детского организма в основных питательных веществах, оптимальное содержание и сбалансированность их в пищевом рационе, учет повышенных энергетических трат детей в связи с процессом ускорения темпов физического и психического развития.1

Оглавление

Введение………………………………………………………….3
Принципы питания детей дошкольного возраста………...4
Состав пищи:
Белки………………………………………………………5
Жиры………………………………………………………6
Углеводы………………………………………………….7
Витамины…………………………………………………8
Заключение………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

 


 


Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

 

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»

 

 

ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ

 

 

Государственная переподготовка

 

Дошкольное образование

 

 

Дисциплина : ”Основы педиатрии и гигиены детского возраста ”

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

НАРУШЕНИЕ ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ,

ИХ ПРОФИЛАКТИКА

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Д…………. А.А.

 

Студентка группы:

Г……-20…

 

 

 

 

Руководитель:

Калинин Константин Эдуардович

 

 

 

 

 

НОРИЛЬСК

 

2014

 

 

Введение………………………………………………………….3

    1. Принципы питания детей дошкольного возраста………...4
    2. Состав пищи:
      1. Белки………………………………………………………5

      1. Жиры………………………………………………………6

      1. Углеводы………………………………………………….7

      1. Витамины…………………………………………………8

Заключение…………………………………………………….....9

 

Введение

Одним из важнейших условий успешного физического и умственного развития детей дошкольного возраста, высокой их работоспособности и выносливости, хорошей сопротивляемости к различным видам патологии является ежедневное полное удовлетворение потребности детского организма в основных питательных веществах, оптимальное содержание и сбалансированность их в пищевом рационе, учет повышенных энергетических трат детей в связи с процессом ускорения темпов физического и психического развития.1

Поговорим о том, как должны питаться дети дошкольного возраста. Почему так важны вопросы питания современных детей?

Все мы знаем, как часто сейчас встречаются у детей различные хронические заболевания.

Уже с раннего возраста формируются такие хронические поражения желудочно-кишечного тракта, как, например, хронический гастрит, хронический холецистит, дискинезия желчных путей и другие. В становлении этих хронических поражений органов пищеварения, а также других заболеваний (аллергические поражения дыхательной системы, кожи, ожирение, дистрофия) немалое значение имеет нерациональное питание.

Существует истина, которую должна знать каждая мать: не так важно, сколько съест ребенок, важнее - сколько он сможет усвоить! В связи с этим поговорим об организации самого процесса питания детей. Желание есть возникает тогда, когда человек успел поработать, подвигаться. К этому моменту начинают активизироваться желудочные ферменты, переваривающие пищу. Чем приятнее запах и вид пищи, тем больше активность ферментов в желудке и тем сильнее ощущение голода.2]

Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания.3

 

 

Принципы питания детей дошкольного возраста.

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

    • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
    • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
    • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
    • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.4

 

3 года

4 - 6 лет

7 лет

Энергия, ккал

1540

1970

2350

Белки, г

53

68

77

Жиры, г

53

68

79

Углеводы, г

212

272

335


Строгое соблюдение режима питания и использование полезных для организма ребенка продуктов в необходимом количестве и соотношении остается основным принципом правильного питания. Ребенок ест 4 раза в день, из которых на завтрак и ужин приходится по 25% суточной калорийности, на обед 35-40%, на полдник 10-15%.

Лучше всего сохранить и часы приема пищи: в 8-9 ч завтрак,  в 12-13 ч обед, в 16-16.30 ч полдник и в 19-20 ч ужин. Следует не только соблюдать необходимые промежутки между кормлениями, но и заботиться о том, чтобы эти часы не нарушались.5

Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. При входе в группы и на стенде около пищеблока ежедневно вывешивается меню на день, изучайте его, если у вашего ребенка есть хронические заболевания и какие-либо противопоказания к определенным продуктам питания предупредите об этом медицинскую сестру и воспитателей группы. До отправления ребенка в детский сад не кормите его, т.к. это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита.6

Учите ребенка аккуратно есть за столом на собственном примере, а не путем нотаций. Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью. Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) - это некрасиво.7

Cостав пищи: белки.

По мере роста и развития ребенка потребность в питательных веществах возрастает. Состав пищи должен соответствовать физиологическим и биохимическим особенностям организма ребенка, а по своему количеству и качеству отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду).

Интенсивная динамика развития ребенка требует сравнительно большого количества белков, которые являются основным строительным (пластическим) материалом. Белки принимают активное участие в иммунных процессах, поддерживают осмотическое давление, участвуют в процессах свертывания крови, осуществляют мышечное сокращение, обладают энергетической ценностью. При недостатке белка в рационе питания у ребенка пропадает аппетит, появляются слабость, ребенок быстро утомляется, наступает апатия, а в тяжелых случаях могут возникнуть задержка развития, включая замедление роста нижних конечностей, также пищевая дистрофия, сопровождающаяся отеками, изнуряющими поносами, психическими расстройствами.

Установлено, что причиной ряда нервно-психических расстройств является врожденное нарушение аминокислотного метаболизма (фенилпировиноградная олигофрения, фенилкетонурия и др.).8

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 грамм белка на 1 грамм жира и 4 грамма углеводов.9

 

Жиры.

Жиры, как и белки участвуют в строении клеток организма, являются источником энергии, а также носителями ряда витаминов (А, D, Е, К). Часть жиров откладывается в печени, мышцах, под кожей, в сальнике, около почек и т.д., фиксируя и защищая многие органы, сосуды и нервы от травм, а весь организм в целом – от излишних теплопотерь. Жиры существенно улучшают вкус пищи. Отложение жира в организме зависит от пола, возраста, характера жизни, работы и т.д.10

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.11

 Сливочное масло хорошо усваивается детским организмом, так как температура плавления этого жира ниже температуры ребенка. Говяжий, тем более бараний жир лучше исключить из рациона детей первых лет жизни, так как эти жиры трудно усваиваются детским организмом.

Растительные жиры, имея низкую температуру плавления, легко усваиваются организмом, не раздражают кишечник, однако они не содержат нужных ребенку витаминов и лецитина, а поэтому могут употребляться лишь в небольших количествах, составляя 20-25% от всего суточного рациона жиров. Детям от 4 до 7 лет жизни на один килограмм массы тела требуется в среднем 68 граммов жира в сутки. .12

Сливочное масло является ценным источником витамина А, а растительные масла - витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот (которых мало в сливочном масле). Поэтому все масла лучше использовать в натуральном виде (а не для жаренья): сливочное - в бутербродах и готовых блюдах (каша, пюре), растительные - в винегретах, салатах, готовых овощных блюдах.13

 

 

Углеводы.

Углеводы выполняют в организме главным образом энергетическую функцию. Как известно, в состав углеводов входят углерод, водород и кислород, что послужило основанием назвать их углеводами.

Все углеводы делят на две группы: простые и сложные. К простым относятся моносахариды и дисахариды, к сложным полисахариды. Обе группы углеводов входят в состав продуктов растительного происхождения: овощей, фруктов, ягод, злаков – в виде сахаров, крахмала, клетчатки. В организме человека и животных углеводы встречаются в виде животного крахмала – гликогена.

Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Потребность в углеводах индивидуальна и зависит от возраста, характера деятельности человека и качества других пищевых веществ, потребляемых им. Дети от 3 до 7 лет на один килограмм массы тела должны получать 272 грамма углеводов в сутки. Потребность в углеводах на 50% покрывается за счет сахара.

При большом поступлении сахара и сладких продуктов в кишечнике у ребенка могут возникнуть чрезмерное брожение, усиленная перистальтика (движение стенок кишок); возможен частый стул. У некоторых детей от избытка углеводов, особенно сахара и шоколада, появляются зудящая сыпь, экзема, краснеют и воспаляются веки.

К основным нарушениям углеводного обмена у детей относятся сахарный диабет, непереносимость фруктозы и глюкозы, дефицит в кишечнике ферментов, расщепляющих углеводы, сопровождающийся диареей.14

Если родителям удалось справиться с желанием ребенка есть сладкое, то в доме это никогда не превратится в серьезную проблему. Больше всего неприятностей достается на долю тех родителей, которые выбирают жесткий курс. Сильное ограничение обычно лишь усиливает внимание к тому, что не разрешается.

Иногда самое действенное – вообще не держать в доме сладкого. Когда ребенок попросит чего-нибудь сладенького, вы можете с чистой совестью сказать ему, что дома сладкого нет. Можно избежать конфликтных ситуаций, если покупать ребенку немного сладостей, выбирая самые безвредные. Ребенок знает в этом случае, что сладкое ему достанется, и ваш отказ купить ещё конфет будет принят сравнительно спокойно.15

 

 

Витамины.

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

Информация о работе Нарушение питания в детском дошкольном возрасте, их профилактика