Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:09, реферат
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека, является психологический стресс.
1. Введение
2. Понятие психоэмоционального стресса
3. Чем опасен психоэмоциональный стресс
4. Методы коррекции уровня психоэмоционального стресса.
4.1 Ментальное расслабление
4.2 Аутогенная тренировка
4.3 Прогрессивная релаксация
4.4 Медитация
4.5 Дыхательные техники
4.6 Мышечная релаксация
5. Заключение
6. Список используемой литературы
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России
кафедра нормальной физиологии
РЕФЕРАТ
Тема «Коррекция уровня психоэмоционального стресса»
Выполнил: Джалагания Данил Дмитриевич
Группа № 108
«06» ноября 2013г.
Проверил:……………………………………………………
«…..»……………………20…г.
Челябинск 2013
Оглавление
1. Введение
2. Понятие психоэмоционального стресса
3. Чем опасен психоэмоциональный стресс
4. Методы коррекции уровня
4.1 Ментальное расслабление
4.2 Аутогенная тренировка
4.3 Прогрессивная релаксация
4.4 Медитация
4.5 Дыхательные техники
4.6 Мышечная релаксация
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Тема реферата – «Коррекция уровня психоэмоционального стресса». Актуальность темы обусловлена наличием в информационном (постиндустриальном) обществе действия разных стрессогенных факторов - социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций человека.
Особый аспект в исследуемой проблеме приобретает интеллектуальная деятельность и развитие стрессовых состояний.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной), организационной и, прежде всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой психоэмоционального стресса.
Информационно-когнитивные основания специфики деятельности, роль их причинно-следственных отношений в обеспечении ее эффективности определяют необходимость рассмотреть возможность и целесообразность выделения такой специфической формы профессионального (по предмету) и психологического (по процессу, механизмам регуляции) стресса как психоэмоциональный стресса. Под термином «эмоциональный стресс» мы будем понимать психологический стресс источником развития, которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся негативными реакциями, свойственными стрессу.
2. Понятие стресса
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса ввел Г. Селье в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.
В современной научной литературе термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния
3. Чем опасен психоэмоциональный стресс.
Высокие темпы жизни, постоянные информационные перегрузки и дефицит времени оказывают все возрастающее влияние на современного человека и часто являются причинами разнообразных отклонений в нормальной деятельности отдельных или многих систем организма. Социальные условия жизни современного человека часто ставят его в трудноразрешимые ситуации, порождающие психоэмоциональный стресс, который характеризуется широким спектром нарушений различных физиологических функций и представляет собой широко разветвленную системную реакцию организма. Отдельные выборочные наблюдения свидетельствуют о том, что до 80,00% лиц молодого возраста обнаруживают различной выраженности отклонение их ведущих физиологических функций от средненормального уровня. Психоэмоциональный стресс в сочетании с другими факторами риска развития неинфекционных заболеваний приводит к сокращению здоровых лет жизни и, следовательно, к огромному и невосполнимому социально-экономическому урону. По данным обследования национальной представительной выборки, в России 46,00% населения страдает депрессией, которая в большинстве случаев является последствием психоэмоционального стресса, из них 34,00% мужчин и 52,00% женщин. В 80,00% случаев преждевременная смерть трудоспособного населения (25-64 лет) обусловлена неинфекционными заболеваниями, при этом на сердечнососудистые заболевания приходится 36,60% всех смертей у мужчин и 40,50% -у женщин. Коэффициенты смертности населения России от неинфекционных заболеваний в 3-5 раз выше, чем в экономически развитых странах Европы.
По мнению ряда авторов, действие психоэмоциональных стрессорных нагрузок в большей степени выражено у жителей больших городов, работников умственного труда, учащихся. Обучение, особенно в высшей школе, предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям организма студентов - наряду с приобретением знаний и навыков научно-технического характера, в этот период формируются установки, интересы, ценности, социальные навыки, необходимые представителю соответствующей профессии. Период смены социальных ролей, обусловленный переходом от детской зависимости к статусу взрослого со всеми его правами и обязанностями, большая актуальность вопросов взаимоотношения полов, необходимость прогноза соответствия собственных способностей выбираемому направлению в жизни, новые возможности в использовании внеаудиторного времени, новый коллектив, иногда перемена места жительства, большие и непривычно организованные учебные нагрузки - все это при наличии соответствующего предрасположения проявляется в относительно высокой частоте психосоматических реакций и расстройств. По мнению ряда авторов, отрицательные эмоции, приобретающие застойный характер, являются практически неизбежным атрибутом студенческой жизни. За время обучения в вузе одна пятая часть студентов переходит из категории относительно здоровых в категорию страдающих хроническими заболеваниями. Именно эти студенты плохо адаптируются к учебной деятельности, которая предполагает необходимость усвоения больших объемов информации в условиях дефицита времени, гипокинезии, неполноценного питания, конфликтных ситуаций, что, в конечном счете, сопровождается у них патологическими изменениями деятельности основных функциональных систем организма. По мнению ряда исследователей, неудовлетворительный уровень физиологической адаптации студентов к условиям учебного процесса чаще наблюдается на I-II курсах вуза.
Результаты исследований физиологического обеспечения обучения студентов в вузе свидетельствуют о том, что учебная деятельность, особенно во время экзаменов, сопровождается выраженным напряжением основных гомео-статических систем организма — сердечно-сосудистой, дыхательной и др. Это указывает на то, что учебная деятельность (интенсивная работа в условиях дефицита времени, недостаточного питания, недосыпания) сопровождается постоянным тоническим напряжением ведущих гомеостатических систем организма.
Устранение функциональных нарушений с помощью фармакологических препаратов в настоящее время часто недоступно из-за их дороговизны, противопоказаний, привыкания и побочных эффектов. К наиболее применяемым в настоящее время немедикаментозным методам и средствам реабилитации человека относятся физические факторы, такие, как воздействие электрического тока, магнитотерапия, действие лазера, ультразвука, света различной длины волны, музыки, тепло-холодовые воздействия, и т.д.; химические факторы - различные методы гипоксии, воздействия кислорода, азота, разнообразных трав, пищевых добавок и т.п. Природа реабилитационных эффектов, к сожалению, до сих пор во многих отношениях остается нераскрытой. С учетом специфики образовательного процесса оптимизация уровня психоэмоционального стресса у учащихся должна быть осуществлена преимущественно нелекарственными реабилитационными воздействиями, легко реализуемыми, не требующими сложного технического обеспечения и большого количества времени, не вызывающими быстрой адаптации.
В некоторых случаях можно уменьшить стресс, изменив внешние обстоятельства жизни, например, подыскав более спокойную работу. Но гораздо важнее изменить свое отношение к потенциально стрессовым ситуациям. Некоторые люди стремятся выговориться и выплеснуть эмоции наружу, а другие молча кипят. 30-летнее исследование из Университета Джона Хопкинса, включавшее порядка 1000 мужчин, выявило, что те, кто ежедневно расстраивался от возникавших ситуаций, были подвержены сердечным приступам в 3 раза больше, а инсультам — в 6 раз больше, чем те, кто преодолевал ситуацию и овладевал ею.
Вот несколько эффективных способов успокоиться и противостоять стрессу.
Тренировки.Упражнения могут снять беспокойство и мышечное напряжение (две составляющих стресса) на несколько часов, а возможно, и дольше. Физические упражнения снимают умеренную депрессию и помогают человеку успокоиться. Кроме того, упражнения помогают противостоять разрушающим эффектам стресса, укрепляя сердечно-сосудистую систему, насыщая кровь «хорошим» холестерином, укрепляя иммунную систему и снижая давление. Физические упражнения — эффективный способ снятия стресса. После 30-минутного занятия на тренажере тревожность у человека снижается на 25 %, благоприятно изменяется мозговая активность. Даже 30-минутная прогулка быстрым шагом в обеденный перерыв или разминка 3—4 раза в день помогают снять стресс (см. выше раздел «Снижение избыточного веса физическими упражнениями»).
Не только тело требует расслабления для облегчения головной боли, но и раз ум — место, где стресс и беспокойство часто начинают свои атаки на здоровье. Ниже описывается техника работы с сознанием, наиболее успешно применяемая при лечении головной боли. Она поможет и при нервном напряжении, поможет расслабиться, успокоиться, отдохнуть. Это техника визуализации.
Надо найти спокойное место, если это дома, то сесть или лечь на кровать, закрыть глаза и представить себя, по возможности, как можно более ярко:
Можно придумать и другую картину, еще более подходящую для вас. Наиболее успокаивающая вас сцена будет иметь наибольший успокаивающий и расслабляющий эффект.
Упражнение для снятия ощущения тяжести в голове. Для его выполнения необходимо принять позу покоя, позу максимального расслабления. Сделать несколько успокаивающих вдохов-выдохов («я» — на вдохе, «успокаиваюсь» на выдохе, внутренний взгляд фиксируется на мышцах лица). А потом проговаривать про себя следующие формулы, одновременно пытаясь сделать это:
Аутогенная терапия, разработанная немецким психиатром Йоханном Шульцем в 1930-х годах, приводит к облегчению боли через расслабление тела. Для этого применяются особые мысленные команды, предназначенные для достижения полугипнотического состояния.
Нужно лечь на кровать в уединенном месте, где ни кто не потревожит.
Глубоко дыша, повторять следующие фразы, пока не появится эффект от повторения каждой из них: «мои ноги и руки тяжелые», «мои ноги и руки теплые», «мое сердце бьется ровно и спокойно», «мое дыхание глубокое и спокойное», «я чувствую тепло в груди», «мой лоб холодный, а ум ясный».
Она разработана Эдмондом Якобссном в 1929 году. Упражнения включают напряжение и расслабление мышц тела «в прогрессии», или поочередно для каждой группы мышц. Цель — приучить тело к ощущению действительно расслабленных мышц (по контрасту с хронически зажатыми мышцами), чтобы расслабленное состояние могло быть более легко достигнуто при необходимости.
Информация о работе Коррекция уровня психоэмоционального стресса