Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:39, контрольная работа
РФ здравоохранение гарантировало всем гражданам бесплатное и общедоступное медицинское обслуживание. Практика финансирования отрасли за счет средств государственного бюджета приводила к постоянному снижению доли расходов на медицину в общей сумме бюджетных ассигнований. В результате недостаточное финансирование, с одной стороны, и нерациональное использование средств — с другой, привели отрасль к критическому состоянию. Резкое падение большинства показателей, характеризующих уровень медицинской помощи, сделало очевидным необходимость принципиальной перестройки отечественного здравоохранения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Экономика здравоохранения…………………………………………………….5
2. Проблемы экономики здравоохранения……………………….………………..6
3. Виды эффективности здравоохранения………….……..………………………..7
4. Методика экономического анализа деятельности ЛПУ …..................................8
5. Проблемы ценообразования на медицинские услуги ………….…………….…9
6. Планирование здравоохранения………………………………………………….11
7. Финансирование здравоохранения……………………………………………….12
8. Основные источники финансирования ЛПУ…………………………………….13
9. Смета медицинского учреждения………………………………………………...14
10. Платные медицинские услуги……………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………..……19
- цена должна стимулировать снижение затрат;
- цена должна стимулировать улучшение качества продукции, товаров и услуг.
При оплате медицинских услуг и для финансирования учреждений здравоохранения в современной России используются: бюджетные оценки медицинских работ, прейскурантные (тарифные) цены на палатные медицинские услуги, тарифы на медицинские услуги по программам обязательного медицинского страхования, договорные цены. Законом пока не предусмотрено использование свободных цен на легитимном рынке медицинских услуг. Наиболее близки к свободным, рыночным ценам договорные цены, которые используются в коммерческой медицине и в добровольном медицинском страховании.
6. Планирование здравоохранения
Руководителями (менеджерами) высшего звена называют руководителей, отвечающих за решения для организации в целом или для значительной части этой организации (например, на уровне здравоохранения РФ или субъекта РФ).
Руководители в организации,
находящиеся непосредственно
Для современного менеджмента в здравоохранении характерны децентрализация, сосредоточение большей ответственности на низких уровнях управления, и, прежде всего на рабочих местах. В связи с этим знание основ технологии управления становится необходимым не только для профессиональных менеджеров, но и для рядовых сотрудников. Технология управления представляет собой систему операций и процедур, выполняемых в определенной последовательности. Последовательность действий, приводящих к цели называют алгоритмом управления. Эту последовательность можно связать с главными функциями управления - планированием, организацией, руководством и контролем.
Планирование включает сбор, хранение, обработку, анализ информации (первая часть управленческого цикла), разработку альтернативных решений, выбор и принятие оптимального решения (вторая часть управленческого цикла). Методы планирования: аналитический, нормативный, бюджетный, метод соотношений и пропорций, эксперимента и моделирования, особое внимание при планировании уделяется системному и ситуационному подходу и экономическому анализу. Современное планирование принято называть программно-целевым, так как в его основе должна быть целевая программа, конкретные обоснованные мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели с минимальными издержками.
Организация - это создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнения планов и программ, обеспечение необходимых для этого финансовых, материально-технических, информационных и других ресурсов.
Руководство - это создание, у выполняющих управленческие
решения людей, мотивов для их реализации.
На этом этапе применяются организационно-
Контроль - позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления, текущий контроль позволяет корректировать решения и их реализацию в соответствии с ситуацией.
Планирование и контроль связаны с информацией, ее сбором, хранением, обработкой, анализом. Эту работу возможно и целесообразно автоматизировать.
7. Финансирование здравоохранения
Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей общества, типа и реальных возможностей экономики страны. По расчетам специалистов расходы на здравоохранение в процентах от ВНП (валового национального продукта) или, как сейчас чаще говорят в нашей стране, ВВП (валового внутреннего продукта) составляют от 3% до 14%. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6-9% ВНП, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества не менее 12% ВНП. Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для их решения необходимо тратить средства с максимальной эффективностью. В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
В соответствии с Конституцией (статья 41) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Источники финансирования охраны здоровья указаны в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ими являются:
Источники финансирования собственно системы здравоохранения, медицинского обслуживания граждан определены в статье 10 закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации.
Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования.
8. Основные источники финансирования ЛПУ
Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на эти цели. Все сказанное можно представить в виде схемы, представленной на рис. 1. В целом, финансово-экономическое обеспечение деятельности ЛПУ является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, конкурентоспособности учреждений здравоохранения. При этом важнейшее значение, конечно, имеют финансовые ресурсы, как совокупность денежных средств (собственных и привлеченных), находящихся в хозяйственном обороте и используемых в процессе лечебно-хозяйственной деятельности. Для увеличения объема финансовых средств необходимо взаимодействие с финансовой средой ЛПУ. Финансовая среда — это сфера взаимодействия субъектов финансовых отношений. Для ЛПУ такими субъектами выступают: органы государственного бюджета, банки, валютные фонды, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации.
Однако сегодня ЛПУ заняты поиском и внутренних финансовых источников. К последним можно отнести:
—доход, полученный от платной медицинской деятельности;
Все это формирует механизм смешанного бюджетно-страхового финансирования медицинской помощи населению.
Источники финансирования учреждении здравоохранения |
|||||
| |||||
ВНЕШНИЕ: — бюджетные средства — средства ОМС — средства ДМС — благотворительные средства — кредиты | |||||
ЛПУ | |||||
ВНУТРЕННИЕ: — доход (прибыль) от платной медицинской деятельности; — экономия финансовых ресурсов; — продажа "ноу-хау"; — арендная плата (с разрешения); — накопленные резервные средства; |
|||||
ВЫВОД: в настоящее время сложилась многоканальная система финансирования ЛПУ, однако главными источниками являются бюджетные средства и средства ОМС |
Рис. 1. Схема финансирования ЛПУ
9. Смета медицинского учреждения
В России финансирование учреждений здравоохранения из государственного бюджета осуществляется по смете расходов. Смета представляла собой финансовый план учреждения, где были зафиксированы расходы учреждения по утвержденным статьям. Расходы по статьям сметы определялись на основании жестких нормативов, средства использовались исключительно по назначению, неиспользованные в течение года деньги возвращались в бюджет. Нецелевое использование средств, не соответствующее статьям сметы, было практически невозможно, оно считалось финансовым преступлением.
Первоначально статей в смете было восемнадцать, затем отдельные статьи были исключены и к началу экономических реформ смета медицинских учреждений включала следующие статьи:
Статья 1. Заработная плата.
Статья 2. Начисления на заработную плату (на социальное страхование работающих).
Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.
Статья 4. Командировки и служебные разъезды.
Статья 8. Стипендии.
Статья 9. Расходы на питание.
Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств.
Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.
Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.
Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.
Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.
Статья 18. Прочие расходы.
Суммарное финансирование по смете расходов за год составляло как бы совокупную цену работ, выполненных медицинским учреждением, которые оплачивало государство в течение года в основном на основе предоплаты, выделяя деньги в начале каждого квартала строго по смете предстоящих расходов. При таком финансировании не используются принципы и формулы нормального рыночного ценообразования, действует распределительная система, финансирование осуществляется не по потребности, а по остаточному принципу. Государство, являясь единственным покупателем и не имея достаточных средств, само назначает и регулирует условную цену работ, товаров и услуг в здравоохранении, обеспечивая населению, по возможности, бесплатную, доступную, квалифицированную медицинскую помощь в условиях жесткой экономии, устанавливая низкую оплату труда и низкие цены на все товары, необходимые системе здравоохранения. Когда отменяется государственное распределение всех ресурсов страны, такая система здравоохранения становится неприемлемой, в рыночной экономике она функционировать не может. Сформированная с учетом затрат ресурсов (рабочей силы, лекарств, материалов, оборудования и т.д.) цена согласно финансовому законодательству разбивается на две составляющие:
При расчете себестоимости медицинских услуг используется структура затрат, входивших в смету медицинских учреждений. Смета нашла новое применение в ценообразовании, так как отражает основные затраты на производство медицинских услуг.
10. Платные медицинские услуги
Доход от платной медицинской деятельности сегодня становится дополнительным источником финансирования лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) наряду со средствами обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджетными средствами. Если доход получен, его можно использовать на стимулирование труда медицинского персонала, социальные нужды коллектива, на развитие и расширение лечебной деятельности.
Цена — это сумма денег, за которую пациент готов купить, а медицинский работник готов продать данную медицинскую услугу. Структура цены складывается из двух основных элементов — себестоимости и прибыли. Себестоимость отражает затраты на оказание медицинской услуги, выраженные в денежной форме. В нее включаются: заработная плата медицинского персонала, стоимость медикаментов, мягких материалов, аренда, общеучрежденческие расходы, износ оборудования (в рублях) и др.
Сегодня в здравоохранении сложилось 5 видов цен:
Информация о работе Экономика планирование и финансирование здравоохранения