Физиологическая характеристика периода дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 07:57, реферат

Краткое описание

Интенсивность ростовых процессов после 3 лет. Работоспособность и устойчивость к нагрузкам. Высокий уровень обменных процессов во всех тканях организма. Структурно-функциональная организация мозга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Рост и развитие………………………………………………………………….4
2.Метаболизм и вегетативные функции…………………………………………6
3.Структурно – функциональная организация мозга и формирование познавательной деятельности……………………………………………………9
Выводы………………………………………………………………………...…14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

     К 6 годам значение когерентности  между отдельными областями коры (затылочная и лобная) и между  двумя полушариями резко возрастает. Это свидетельствует о значительных перестройках функциональной организации мозга. Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной деятельности мозга как основы целенаправленного поведения и познавательных процессов.

     Формирование системы восприятия  информации.

     В 3-4 года еще сохраняется тесное  взаимодействие зрительного восприятия  и двигательных действий. Практические  манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младенческому  возрасту, являются необходимым  фактором зрительного опознания. К концу дошкольного возраста  зрительное и осязательное обследование  предмета становится более организованным  и систематичным. К 5-6 годам повышается  успешность обнаружения различных  модификаций объекта.

     Роль взаимодействия тактильно - кинестетического и зрительного каналов проявляется не только формировании образа, но и в его коррекции на основе обратных связей.

     В дошкольном возрасте по мере накопления индивидуального опыта снижается удельный вес ощупывания в зрительном восприятии и существенно преобразуется движение глаз. С помощью кинорегистрации установлено, что у детей  3-4 лет при первом ознакомлении с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри фигуры (50%). В 4-5 летнем возрасте число движений внутри фигуры нарастает, длительность отдельных фиксаций сокращается; обнаруживаются размашистые движения по оси, имитирующие измерение объекта. В результате достигаются более высокие показатели узнаваемости. В 5-6 лет система восприятия переходит на качественно иной уровень. Вероятность узнавания объекта достигает 100%. Эти опознавательные действия ведущие к формированию обобщенного эталона, отличаются от прецептивных.

     Возможность формирования в старшем  дошкольном возрасте сложных  эталонов, включающих иерархическую  структуру интегральных признаков, облегчает процесс опознания и категоризацию на основе не только сенсорных, но и концептуальных характеристик объекта.

     Вызванные ответы на простые зрительные стимулы в затылочной областях, сохраняя основной компонентный состав, в период от 3 к 6 годам изменяют свои временные и амплитудные характеристики.

     К 6-7 годам происходят существенные  изменения в системной организации  зрительного восприятия, отражающие  прогрессивное созревание нейронного  аппарата коры больших полушарий  и возрастающую специализацию  корковых зон. Создается возможность  восприятия новых сложных объектов  и выработке соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта.

     Формирование внимания. С формированием сенсорной функции тесно связано развитие внимания. В начале дошкольного периода сохраняется значимость новизны как основного возбудителя внимания.

     Приблизительно в возрасте 4 лет  отмечается всплеск интереса  ребенка к новому, проявляющийся  в бесконечных «почему».

     Поведенческая реакция на «очень  интересное новое» проявляется  в застывании с приоткрытым  ртом и фиксации глазами предмета.

     Функциональная роль эмоциональной  активации в приеме и анализе  внешнего стимула особенно велика  в возрасте 3-5 леи, когда система  восприятия еще незрелая, а участие  заднеассоциативных структур в зрительном восприятии неспециализированно. Это затрудняет анализ сложных изображений, не имеющих аналогов в индивидуальном опыте ребенка.

     Изменения в организации системы  восприятия с 6 лет создают условия  для углубленного восприятия  предметов. Эти изменения по времени  совпадают с качественными изменениями  электрофизиологического коррелята  внимания.

     Формирование зрелого типа реакции  активации расширяет сферу действия  внимания, обеспечивает его направленность  не только на стимулы, обладающие  непосредственной привлекательностью, но и на более абстрактные, отвлеченные характеристики среды, ее информационный компонент. Одним  из следствий этого процесса  является возможность выработки  эталонов на совершенно новые  для ребенка абстрактные стимулы  к 6-7- летнему возрасту.

     Произвольная регуляция деятельности. В старшем дошкольном возрасте появляется и развивается возможность произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции. Появляются различия в способности к произвольному регулированию у детей 3-4 и 6-7 лет.

     Анализ динамики региональных ВП при обусловленной инструкцией необходимости быстрого реагирования на значимый стимул показал, что 3-4-летние дети, даже повторяя инструкцию, не могли соответствующим образом организовать свою деятельность. Начиная с 4-5-летнего возраста отмечается облегчение позитивного компонента ВП, одинаково выраженное во всех отведениях. К концу дошкольного возраста это облегчение обнаруживает некоторую региональную специфичность, проявляющуюся в увеличении амплитуды компонентов ВП в лобных и центральных областях, что свидетельствует об активном участии этих областей в зрительном восприятии в ситуации внимания. Однако существует своеобразный разрыв между появившейся возможностью формирования избирательности в организации деятельности и ее реальным и постоянным осуществлением, что требует значительных усилий и может происходить только с помощью взрослого – путем создания игровой ситуации или сообщение ребенку готовых правил. Создание такой ситуации приводило к появлению селективности в организации восприятия и внимания у детей в возрасте от 3 лет 10 мес до 5 лет 8 мес. Без соответствующих воздействий селективные стратегии развивались в период от 7 до 9 лет. Эти результаты указывают на возможность коррекции дефицита произвольной регуляции в определенных пределах на основе четких знаний возрастной специфики мозговой деятельности.

      На протяжении дошкольного периода  происходят значительные преобразования  мозговых механизмов организации  познавательной деятельности и  целенаправленного поведения ребенка, которые во многом определяют  его готовность к систематическому  обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Выводы.

     Итак, взаимодействие со взрослыми сохраняет свое значение на протяжении всего дошкольного возраста. Основным видом деятельности дошкольника является игра. На ее основе формируется потребность в познавательной деятельности, развиваются сенсорные и моторные функции, речь  и ее регулирующая и контролирующая функции. Уже с 3-4 лет игра должна быть не только пассивной, задаваемой инструкцией взрослого, но и активной, формирующей собственную программу деятельности, поддерживающей инициативу ребенка и способствующей возникновению элементов произвольности. В такой игре непроизвольное внимание и непроизвольное запоминание начинают приобретать произвольный характер.

     Особое значение для развития  дошкольника имеет изобразительна деятельность, способствующая развитию сенсорных и моторных функций. Рисование, конструирование, лепка позволяют ребенку активно осваивать новые сенсорные свойства предметов, такие как цвет, форма, зрительно-пространственные соотношения. В процессе таких занятий развиваются сложнокоординированные движения рук, зрительно-моторные координации. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника таковы, что для него  большое значение имеет положительная реакция взрослых на активность ребенка в процессе игровой деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника 3-4 лет неразрывно связано с его игровой деятельностью.

 

 

    

 

 

 

 

 

     Список использованной литературы:

  1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., 1975.
  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. Учебное пособие. – М., 2002.
  3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2005.
  4. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., 1978.
  5. Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие. – М., 1990.

Информация о работе Физиологическая характеристика периода дошкольного возраста