Физиологическая характеристика периода дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 07:57, реферат

Краткое описание

Интенсивность ростовых процессов после 3 лет. Работоспособность и устойчивость к нагрузкам. Высокий уровень обменных процессов во всех тканях организма. Структурно-функциональная организация мозга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Рост и развитие………………………………………………………………….4
2.Метаболизм и вегетативные функции…………………………………………6
3.Структурно – функциональная организация мозга и формирование познавательной деятельности……………………………………………………9
Выводы………………………………………………………………………...…14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

 

 

 

   

 

 

 

 

                                         Р Е Ф Е Р АТ

                     по ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

                                            на тему:

   «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПЕРИОДА 

                        ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

          Содержание:

Введение………………………………………………………………………...…3

1.Рост и развитие………………………………………………………………….4

2.Метаболизм и вегетативные функции…………………………………………6

3.Структурно – функциональная организация мозга и формирование познавательной деятельности……………………………………………………9

Выводы………………………………………………………………………...…14

Список использованной литературы………………………………………...…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение.

     Период дошкольного возраста  ребенка от 3 до 6 -7 лет.

     Возраст 3 года является переломным  моментом в развитии ребенка  и характеризуется важными качественными  изменениями многих функций организма. Не случайно этот календарный  возраст является социально признанной  границей между ясельным возрастом  и возрастом поступления ребенка  в детский сад. Между тем как физиологическое, так и психофизическое развитие ребенка не обеспечивает ему еще того уровня самостоятельности, который необходим для адаптивного пребывания в детском учреждении. В дошкольном возрасте происходят значительные преобразования в деятельности всех физиологических систем детского организма, и к 6–7 годам ребенок приобретает тот уровень морфологического и функционального развития, который обычно называют «школьной зрелостью». С физиологических позиций возраст 6-7 лет – один из критических этапов развития, от которого во многом зависит вся последующая жизнь ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рост и физическое развитие.

     Интенсивность роста. Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается. Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище постепенно становиться относительно более узким. В возрасте 4-5 лет начинают проявляться половые различия в строении тела, хотя еще слабо выраженные. В период от 5-7 лет наблюдается увеличение скорости роста тела в длину («полуростовой» скачок), причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. На этом основан «филиппинский тест»: ребенок должен провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуростовой скачок не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Окончание полуростового скачка проявляется в том, что ребенок свободно дотягивается до верхнего края уха или даже до его середины.

     Смена зубов. Изменения в пропорциях и темпах роста затрагивают и кости черепа. Черепная коробка достигает в этом возрасте уже 4/5 своего окончательного размера и потом растет крайне медленно. Изменяются кости, составляющие каркас лица. Увеличиваются челюсти, молочные зубы перестают соответствовать по своим размерам новым пропорциям, поэтому становиться неизбежной их замена на постоянные. Начало смены зубов, очередность и темп – важнейшие показатели биологического созревания организма (зубной возраст). Смена зубов продолжается в течение 4-5 лет, а полностью зубная система формируется к 18-20 годам, когда появляются последние коренные зубы «зубы мудрости».

     Скелетно-мышечная система. Возраст 3-4 года особенно важен для формирования правильной осанки. В этом возрасте продолжается окостенение многих элементов скелета. Необходимо следить за правильной осанкой и обеспечить профилактику плоскостопия.

     Именно в этот период формируются  три типа мышечных волокон, различающихся организацией метаболизма и сократительными свойствами. Значительно увеличивается сила и быстрота движений ребенка, в беге появляется фаза полета, совершенствуются координационные способности, увеличивается ловкость и гибкость. В это время происходит дальнейшее развитие мышц рук. К возрасту 5-6 лет формируются тонкие координационные способности, которые позволяют переходить к письму. Примерно с 5-летнего возраста в играх начинает преобладать созидательный мотив, ребенок пытается что-то самостоятельно строить: домик из песка или из кубиков и т.д. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте.

     Конституция. В результате полуростового скачка изменяется форма грудной клетки, проявляется ее типологическая конфигурация, которая тесно связана с развитием и функциональными возможностями легочной ткани. В этом возрасте появляются, а в последующие годы более интенсивно развиваются признаки продольных размеров грудной клетки. Реберные дуги нижних ребер в этих случаях сходятся в грудине под более острым эпигастральным углом. Такое строение содействует развитию органов грудной полости – легких и сердца, формируется торакальный тип телосложения, который способствует улучшению снабжения организма кислородом и развитию аэробной энергетики. У других детей формируется широкая грудная клетка с более тупым эпигастральным углом. Это характерно для мышечного и особенно дигестивного типов телосложения. Могут быть и промежуточные варианты. Проявление типологических особенностей на данном этапе развития еще не являются окончательными, Чаще всего окончательный тип телосложения складывается только в период полового созревания.

     Работоспособность и устойчивость к нагрузкам.

     Для организма ребенка характерны генерализованные физиологические реакции, т.е. в ответ на внешние воздействия организм реагирует активацией различных физиологических систем. Такой способ связан с быстрым исчерпанием резервов и не может обеспечивать нормальное функционирование в течении длительного времени. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.

     Нетренированный ребенок в 6-7 лет  способен выдерживать не более 6-7 мин сравнительно небольшую  физическую нагрузку, мощностью не превышающей 1,5 Вт на 1 кг массы тела – это может быть работа на велоэргометре или бег со скоростью 1,5 м/с. Еще менее устойчивы дети этого возраста к статическим физическим нагрузкам. Это накладывает большие ограничения на форму учебных занятий: необходимость неподвижно сидеть за партой, долго сохранять одно и то же положение тела предъявляет к организму ребенка неадекватные реакции.

 

                      2.Метаболизм и вегетативные функции.

     Обменные процессы. Для данного возраста характерен высокий уровень обменных процессов во всех тканях организма. В покое расход энергии организма ребенка 6 лет достигает 2 Вт в расчете на каждый килограмм массы тела (у взрослого 1 Вт/кг). Это сравнительно высокий уровень энергозатрат обеспечивается у детей более интенсивной работой сердца и дыхания. Частота дыхания составляет 24-27 дыхательных циклов в минуту (у взрослых 12-18), ЧСС 94-98 ударов в минуту (у взрослых 70).

     Дыхание. В возрасте 6-7 лет происходит интенсивный рост ребер и изменяется их положение. Увеличивающиеся в длину ребра меняют форму грудной клетки, ее передняя часть опускается вниз, при этом возможности изменения объема грудной клетки в процессе дыхания резко возрастают. Это оказывает большое влияние на характер дыхания. Если раньше дыхание было в основном «брюшное», то с этого возраста оно становиться «груднобрюшным»: межреберные мышцы начинают играть ведущую роль в организации вдоха и выдоха. Резервный объем вдоха благодаря происходящим морфологическим перестройкам начинает заметно увеличиваться, что создает благоприятные условия для работы легких, в частности, при физической нагрузке.

     Кровоток. Объемная скорость кровотока в расчете на единицу массы тела у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых, что и обеспечивает кислородом тканевые метаболические процессы. При этом кровяное давление у детей намного ниже, чем у взрослых: систолическое давление у 6-летнего ребенка в норме не превышает 95-105 мм рт.ст. Имеются две причины этого. Первая: размеры тела детей намного меньше, поэтому, масса столба крови, давление которого преодолевает сердце примерно в 2 раза ниже. Вторая: периферическое сопротивление току крови у детей значительно ниже из-за специфических особенностей сосудодвигательных реакций: тонус сосудов у детей более постоянен, чем у взрослых, и не может достаточно эффективно регулироваться в зависимости от функциональных потребностей организма.

     Терморегуляция. Такие особенности регуляции кровообращения заметно сказываются на глубинных функциональных свойствах детского организма. При понижении температуры окружающей среды на несколько градусов ниже комфортного уровня у ребенка происходит следующая реакция: кожные сосуды почти не изменяют свой тонус, теплоотдача начинает возрастать, а чтобы компенсировать потери тепла, организм включает дополнительные источники теплопродукции.

    С 6-летнего возраста начинается  быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических, в том числе кожных сосудов. В этом возрасте особенно эффективны закаливающие процедуры. Смысл процедур заключается в том, чтобы холодовой нагрузкой на организм на организм приучить его реагировать наиболее экономичным образом на снижение температуры окружающей среды. Это достигается благодаря тренировке сосудодвигательных реакций периферических (кожных) сосудов. Поэтому наиболее интенсивно происходит теплоотдача с конечностей, закаливающие процедуры обычно начинают с тренировки сосудов рук и ног (мытье ног холодной водой) и лишь постепенно переходят к обливанию всего тела.

     Следует помнить, что нельзя закаливать  ребенка однажды и на всю  жизнь. Только регулярность тренировки  организма ведет к желаемому  результату.

     Иммунитет. Закаливание – наиболее эффективный путь повышения неспецифической иммунобиологической устойчивости организма, т.е. его способности противостоять инфекциям, особенно простудным.

     С рассматриваемым возрастом (период  полуростового скачка, возраст 5-6лет) связан следующий этап созревания иммунной системы: в этом возрасте созревает неспецифический клеточный иммунитет. Формирование собственной системы неспецифической гуморальной иммунной защиты завершается примерно на 7-м году жизни, после чего простудная заболеваемость детей заметно снижается.

     Двигательная деятельность. Развитие движений у детей 3-7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей скелетных мышц. В период от 3 до 6-7 лет совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях.

     С 4 лет дети сравнительно легко, без ошибок выполняют попеременные  движения ногами. В то же время  им трудно удаются прыжки, предполагающие синхронную работу обеих ног.

     Период 4-7 лет является этапом  активного освоения и совершенствования  новых инструментальных движений, в том числе действий с карандашом  и ручкой.

     В 3,5-4 года ребенок уже умеет  держать карандаш и довольно  свободно манипулировать им. Совершенствуется  координация движений и зрительно-пространственное  восприятие.

     В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные  м вертикальные штрихи. Они чаще всего пытаются писать буквы.

     В 6 лет дети хорошо копируют  простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи  становятся более четкими и  ровными, овалы завершенными.

     Важно отметить, что начиная с 4 лет выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе двигательного обучения повышается.

     В 6-7 лет начинается освоение одного  из самых сложных двигательных  навыков – письма. Трудность формирования  этого навыка связана не только  со сложностью самого двигательного  действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенствованием нервно-мышечной регуляции.

     Итак, в возрасте от 3 до 7 лет наиболее  эффективным является формирование  новых двигательных действий  при высокой мотивации в условиях  игровой деятельности.

 

     3.Структурно-функциональная организация  мозга и формирование познавательной  деятельности.

     Существенным этапом в развитии  целенаправленного поведения и  познавательной деятельности является  дошкольный возраст. Происходящие  в этот период изменения в  структурно-функциональной организации  мозга определяют готовность  ребенка к школе, обуславливают  возможность и успешность учебной  деятельности.

     Структурно-функциональная организация мозга. В период от з до 5-6 лет наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры. Самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5-6 голам является усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями коры. Одновременно значительные изменения претерпевают и межполушарные связи: к 6-7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Таким образом, морфологические преобразования создают реальные предпосылки для формирования интегральных процессов в деятельности ЦНС.

     В 3-5 лет еще отмечается определенная  нестабильность альфаритма и полиморфный характер ЭЭГ.

Информация о работе Физиологическая характеристика периода дошкольного возраста