Алкогольная зависимость у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Алкогольные отравления составляют примерно 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, вызывающую гибель ребенка, назвать трудно, так как дети пьют его тайком от взрослых. По мнению некоторых врачей, младенец может погибнуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую он завернут. Описан случай смерти ребенка в возрасте до года в результате трехкратного (за сутки) наложения водочного компресса на грудную клетку при кашле. По мнению фармаколога Н. П. Кравкова, минимальной смертельной дозой для ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, можно считать примерно 15 г чистого спирта (2—3 столовые ложки водки).

Файлы: 1 файл

Алкогольная зависимость у подростков.docx

— 51.61 Кб (Скачать)

       Задачами  профилактики употребления алкоголя является повышение психолого-валеологической  культуры школьников: - ранняя диагностика  психологического и психофизического статуса школьников нацеленная на формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин отклонений в поведении, психологизацию медико-психологической деятельности;

       - подготовка  специализированных   кадров   практических   психологов,   медицинских и социальных  работников,  социальных  педагогов   и  реабилитаторов, специализирующихся на психокоррекции детей группы риска и оздоровлений условий их семейного и общественного воспитания;

       - разработка системы валеологического  обучения и воспитания по развитию  психологической культуры школьников  и коррекционных классов; контроль  за  проведением   указанных   мероприятий   со   стороны   школьного психолого-педагогического  консилиума;

       - создание информационного банка  данных по проблеме накопления  потенциала для совершенствования методики повышения психологической культуры школьников.

       Понимая, что школа является социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика, а не формировать  личность с заданными свойствами, педагогам и психологам следует  видеть задачу в необходимости помочь учащемуся познать и сотворить  себя, учить детей сообразно с  природой каждого, приспосабливая к  ребенку способы и условия обучения, а не наоборот. Главное в решении этих проблем - создание предметно-развивающей среды, ее психо-валеологическое и психологическое сопровождение, предполагая, что образовательная среда будет являться единим адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного подростка.

       Создание  такого пространства следует видеть через: определение адаптационно-реабилитационных условий на основе комплекса методов (социально-педагогических, личностных и психофизических); составление  дифференцированных комплексных учебных  планов и программ; выход на рекомендации семье, педагогу, ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального  развития.

       Все мотивы приобщения к алкоголю (любопытство, потребность в острых ощущениях, влияние сверстников, стремление к одобрению референтной группы, бегство от стресса, бунт против обстоятельств и авторитета родителей и общества, «философские» обоснования, такие как стремление к познанию мира и самопознанию, самораскрытию, просветлению, нирване и т.д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности. В данном случае прием наркотиков, алкоголя, токсических веществ связан с достижением состояний, позволяющих (ложно) определить границы собственного «Я», не доступного в обыденной обстановке.

       С другой стороны, прием, алкоголя является символическим действием, позволяющими приобщиться, проявить и почувствовать  идентичность с некоторым окружением, которое обычно активно требует этого. И то и другое - проявление кризиса самоопределения личности.

       Подростковый  возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, и юношеский, прежде всего характеризующийся актуальным и активным процессом самоопределения, наиболее сензитивны к маргинальным, асоциальным способам нахождения идентичности, в конечном счете ведущим к аномальному самоопределению.

       В более поздних возрастах или  у юношей, в достаточной мере самоопределившихся, начало приема алкоголя может быть связано с жизненным кризисом, вызванным внешними обстоятельствами, начиная от переутомления и психического перенапряжения, заканчивая неудачным социальным выбором, что провоцирует поиск второго «Я», лишенного актуальных проблем первого. Это второе «Я» ускользает от личности в обычных, «трезвых» обстоятельствах жизни и достижимо лишь в состоянии опьянения. Надо полагать, что это второе «Я», являющееся в каком-то отношении «Я-идеальным», существует, наличествует в личности на бессознательном уровне, что открывает перспективы для психотерапии алкоголизма. Однако, трудность состоит в том, что это второе «Я», действуя в галлюцинациях, разворачивается в таких же галлюцинаторных обстоятельствах, которых в реальности человек не видит.

       Данные  положения, основанные на теоретических  положениях Э.Эриксона, В.Франкла, прежде всего, заставляют думать не о психиатрической  практике борьбы с алкоголизмом, а  о тех мерах, которые уместно  назвать «социальной психотерапией». К настоящему времени общество и  государство эффективно забыли о  социально-педагогической и социально-терапевтической  роли созданных ими служб: службы занятости, службы социального обеспечения, комитетов по делам молодежи, управлений занятости, управлений образования и т.д. Деятельность большинства из них носит характер распределения неких скудных материальных благ, и уж редкий чиновник осознает необходимость заботы о создании условий для обретения смысла жизни людей, что можно сделать иногда даже без денег. 

       Заключение

       Каковы  факторы, которые формируют личность подростка, обращающегося к алкоголю? Для некоторых определяющей является психофизиологическая предрасположенность, которая имеет разные формы: аномальный онтогенез, нейроэндокринные сдвиги, инфантилизм, психические расстройства, «бурная» акселерация. Но предрасположенность может проявиться при определенных условиях как фактор, приводящий к алкоголизации, но может и не проявиться. К данной группе также относятся подростки с врожденной агрессивностью, которые прибегают к алкоголю как к допингу, чтобы заглушить «муки совести» и устранить все нравственные барьеры.

       Особый  интерес представляют психологические  факторы, которые связаны с темпераментом, формированием характера, с волей, с ценностями и интересами, познавательной сферой. Эти факторы способствуют становлению личности подростка. Чаще всего алкоголем увлекаются подростки неуравновешенного типа нервной системы. «К этой врожденной особенности, по мнению детских психологов института Гезела в США, добавляются качества, свойственные всем детям определенного возраста: в 11 лет - ребенок ломающийся, очень беспокойный; в 12 лет - ровный, уравновешенный; в 13 лет - беспокойный, раздражительный; в 14 лет - энергичный, завоевательный; в 15 лет - замкнутый, невротичный; в 16 лет - спокойный, ровный, контактный».

       Подростков, употребляющих алкоголь, отличает слабая воля. Их волевые усилия не достигают результата, и поэтому они перестают напрягаться и отдаются течению жизни. Их ценности и интересы часто бывают примитивными, что показывает психодиагностика, и, зачастую, не выходят за пределы физиологического удовлетворения.

       К употреблению алкоголя склонны подростки, у которых отсутствует когнитивная  сложность, что не позволяет им дифференцировать себя и других, оценивать свои поступки. Такой подросток обладает меньшей  чувствительностью и слабой эмоциональностью, у него снижена способность к эмпатии и переживанию по отношению к себе и к другим. Ему также свойственно неприятие самого себя. Непринимающий самого себя подросток становится психологически неустойчивым, стрессодоступным, хрупким и именно таковой чаще всего обращается к алкоголю.

       При завышенной оценке своих способностей или при наличии интересов, хобби, превышающих когнитивную сложность  подростка или его волевые  усилия, довольно часто возникает ощущение непризнанного «гения», что приводит к депрессивному состоянию. Некоторые подростки начинают использовать алкоголь для стимуляции творческих способностей, особенно это относится к детям астероидного и шизоидного типа акцентуаций.

       Подростка, предрасположенного к алкоголю, отличает агрессивность, которая может быть прямой или защитной. Защитная выступает  как реакция на страх или же возникает в связи с половым  созреванием, особенно у мальчиков, когда они стремятся снять  подобным образом сексуальное напряжение. Агрессивность в подростковом возрасте быстро закрепляется даже и у девочек.

       У подростка, склонного к употреблению алкоголя, отсутствует идентификация со своей половой ролью. Особенно это свойственно ребенку из неблагополучной семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, так как у него нет образца мужского или женского поведения. Ребенок, воспитывающийся в неполной семье, либо в полной, но где мама является лидером, также формируется со спутанной половой ролью. Мама, а часто и учительницы в школе выполняют и женскую и мужскую роль.

       Большое влияние на формирование личности подростка, склонного к употреблению алкоголя, оказывают разнообразные психосоциальные условия: алкоголизация членов семьи; жесткие условия воспитания; гиперопека со стороны взрослых или отсутствие необходимой заботы по отношению к ребенку; несостоятельность в учебе; отвержение референтной группой. Подросток стремится к самостоятельности, а часто она принимает форму освобождения из под контроля взрослых, но он подпадает под еще более жесткий контроль своих сверстников или более старших представителей неформальных групп, особенно с асоциальным поведением: это могут быть наркоманы, преступные группы, компании сексуальных меньшинств и другие. Стремление к независимости от взрослых характерно для гипертимных, истероидных, шизоидных подростков.

       Итак, существует довольно много факторов, приводящих к подростковой алкоголизации, но, на основе анализа литературы, мы делаем вывод, что главный фактор - это отсутствие внимания и заботы к нуждам и требованиям подростка, отсутствие условий для формирования здоровой, полноценной личности подростка, как в семье, так и в школе, и в обществе в целом, поэтому неслучаен рост подростковой наркомании в последние годы. 

Библиографический список

  1. Братусь В. С, Сидоров П. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.  М.: Педагогика, 1984. с. 273.
  2. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования личности подростка, употребляющего алкоголь//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 45-46.
  3. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.  М., 1999. с. 274.
  4. Казин Э.М. Психолого-валеологические проблемы в профилактике зависимостей в подростковом возрасте//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 40 – 42.
  5. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Форум, 1999. с.204
  6. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. М.: Академия, 2002. с.192
  7. Крупнов А.И. Личностное самоопределение и проблема алкоголизма//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 43-44.
  8. Личко Б.М. Подростковая наркомания. М.: Педагогика, 1991. с.348
  9. Фокин В.М. Как уберечь подростка от пьянства. М.: Академия, 1992. с. 390.
  10. Фортова Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании. Владимир.: Изд-во ВГУ, 2002. с. 142.

Информация о работе Алкогольная зависимость у подростков