Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 07:27, научная работа
В работе мною был рассмотрен и изучен принцип Дирихле.
Проведен в работе анализ решения задач по принципу Дирихле.
Собраны и исследованы фактические материалы о самом Петере Густава Лежене Дирихле, о его принципе решения задач.
Приведена демонстрация решения задач с помощью принципа Дирихле.
Актуальность работы несомненна, хотя бы потому, что знакомство с новыми методами решения задач расширяет их круг.
Аннотация ……………………………………………………………………….3
Введение …………………………………………………………………………4
Краткая биография Петера Густава Лежена Дирихле ………………....5
Формулировка и доказательство принципа Дирихле ……………..…...6
Решения задач с помощью принципа Дирихле ……………………….11
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы …………………………………………19
Ясно, что какие-то 2 из 5 точек
лежат в одном из этих квадратов
и расстояние между ними не превосходит
длины диагонали этого
Рассмотрим крайние случаи расположения пяти находящихся в квадрате точек.
I случай.
Четыре точки совпадают с вершинами квадрата АВСВ, а пятая (X) находится в центре квадрата. Здесь решение очевидно: расстояние между точками А и X, С и X, В и X, D и X равно 1/2АС (то есть не превосходит 1/2АС).
II случай.
Пятая точка (Y) находится на одной из сторон маленького квадрата.
∆АYХ - тупоугольный ( Y- тупой, т.к. являясь внешним углом треугольника АТY, он больше прямого угла Т треугольника АТY), следовательно, АY<АХ. То еcть АY≤ 1/2АС.
III случай.
Пятая точка (Z) находится внутри одного из маленьких квадратов.
Проведём через точку Z два луча ZМ и ZN:
ZМ || КХ, ZN || CK. Тогда NZМ=90°, но угол NZM - часть угла ХZС, значит он тупой. Поэтому в ∆ ХZС ХС- наибольшая сторона. Значит, СZ<ХС, то есть СZ≤1/2 АС.
IV случай.
Пятая точка (Т) совпадает с точкой пересечения прямой а и стороны АВ. ∆ АТХ - прямоугольный, АХ - гипотенуза, поэтому, АТ<АХ, то есть АТ ≤ 1/2АС.
Рассмотрим теорему.
Пусть n € N. Из любых n+1 натуральных чисел можно выбирать два, разность, которых делится на n.
Доказательство
При делении на n получается один из остатков: 0. 1, 2, ... , n-1, (то есть n остаток). Нам же дано n+1 чисел, и по принципу Дирихле остатки от деления на n у каких-то двух из тех совпадают. Разность этих двух чисел делится на n.
(Пусть а : n=х(α), b : n=у (α), тогда а=n•х+ α , b=n•у+α.
Далее а - b=n•х+α-n•у - α , а-b=n•(х-у).
Так как n :n, то n•(х-у) : n по свойству делимости произведения.)
Задача № 10.
Дано 12 целых чисел. Докажите, что из них можно выбрать два, разность, которых делится на 11.
Решение
Пусть остатки от деления данных чисел на 11 - "клетки", а данные числа - "зайцы" (а,b,с,d,e,f,g,h,k,l,m,n)
"Клетки" - 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
"Зайцы" - a b c d e f g h k l m
Тогда 12-е число n при делении на 11 будет давать один из остатков от 0 до 10, а значит его разность с числом, дающим такой же остаток от деления на 11, будет кратна 11.
Задача №11.
Какое наименьшее количество
любых натуральных чисел
Решение
Разобьем множество
I класс - числа, которые при делении на 5 дают остаток, равный 0.
II класс - числа, которые при делении на 5 дают остаток, равный 1.
III класс - числа, которые при делении на 5 дают остаток, равный 2.
IV класс - числа, которые при делении на 5 дают остаток, равный 3.
V класс - числа, которые при делении на 5 дают остаток, равный 4.
Очевидно, что разность двух чисел, принадлежащих одному и тому же классу, делится на 5, в противном случае - нет.
Если же взять шесть чисел, то среди них обязательно найдутся два числа, принадлежащие одному и тому же классу, и, следовательно, разность этих чисел будет делиться на 5 4.
Задача № 12.
Дано 8 различных натуральных чисел, каждое из которых не больше 15. Докажите, что среди их положительных попарных разностей есть три одинаковых.
Решение
Пусть а, b, с, d, e, f, g, h - данные различные натуральные числа. Условимся, что а<b<с<d<е<f<g<h, причем h ≤ 15.
Различных разностей может
быть 14(15-14,15-13,....,15-2,15-1)
Пусть разности будут 14 "клетками". Выясним, сколько пар чисел образуют эти 14 разностей.
b-a c-b …. g-f h-g
c-a d-b …. h-f 1
d-a e-b …. 2
e-a f-b ….
f-a g-b
g-a h-b
h-a 6
7
Итак, разности образованы 28 парами данных чисел. Тогда 28 пар этих чисел будут «зайцами». Причем в «клетке» с номером 14 может сидеть не более одного «зайца». Следовательно, оставшиеся 27 «зайцев» сидят в 13 оставшихся «клетках» 27=13-2+1.
Значит, найдется «клетка», в которой будет сидеть 3 «зайца», то есть среди положительных попарных разностей есть три одинаковых.
Задача № 13.
В строку вписано 5 натуральных чисел: а1,a2, a3 , a4, a5. Докажите, что либо одно из них делится на 5, либо сумма нескольких рядом стоящих чисел делится на 5.
Решение.
Рассмотрим пять чисел х, у, z, t, р таких, что
x= a1
y= a1+a2
z= a1+a2+a3
t= a1+a2+a3+a4
p= a1+a2+a3+a4+a5
Если одно из них делится на 5, то все в порядке, утверждение справедливо. В противном случае при делении на 5 они дают в остатке какие-то из четырех чисел: 1,2,3,4.
На основании доказанной теоремы разность каких-то двух из них делится на 5. Но эти разности есть либо одно из данных чисел, либо сумма нескольких из них, стоящих рядом.
у - х = (a1 + а2) – а1 = а2;
z - х = (a1 + а2 + a3) - a1 = а2 + а3;
z - у = (a1 + a2 + а3) - (a2 + a1) = а3;
t - х = (a1 + а2 + a3+ a4) - a1 = a2 + а3 + a4;
t - у = (а1 + a2 +a3 + а4) - (a2 + а1) = a3 + а4;
t - z = (а1 + a2 + a3 + a4) - (a2 +a1 + а3) = а4;
р - х = (а1 + а2 + a3 + а4 + а5) - a1 = а2 + а3 + a4 + а5;
р - у = a1 + а2 + a3 + а4 + a5 - (а1 + а2) = а3 + а4 + а5;
р – z = a1 + a2 +a3 + a4 + a5 - (а1 + а2 + а3) = a4 + a5 ;
p – t = a1 + a2 + a3 + a4 + a5 – (a1 + a2 + a3 + a4) = a5.
Итак, требуемое доказано.
Заключение
Итак, результатом исследовательской работы стала формулировка и доказательство принципа Дирихле, определение условий, позволяющих применять этот принцип и решение разнообразных задач, соответствующих этим условиям.
Таким образом, принцип Дирихле является мощным логическим методом, с помощью которого решаются не только арифметические задачи, но и задачи с геометрическим содержанием.
В дальнейшем я планирую исследовать более сложные задачи, построенные на геометрическом материале. Например, такие:
1. Внутри квадрата со стороной 7 дм находится 51 точка. Докажите, что
3 из них можно накрыть кругом единичного радиуса.
2. Шахматная доска разрезана на 13 прямоугольников с целым числом клеток. Могут ли они все быть различными?
3. Несколько дуг окружности
(с общей длиной менее
4. Сторона клетки шахматной доски равна 1. На доске лежат 70 точек, и никакие 3 из них не лежат на одной прямой. Докажите, что найдется треугольник с вершинами в этих точках, площадь которого не превышает 1.
5. В сфере, радиус которой
равен 1, летают 9 мух. Найдутся
ли 2 из них, расстояние между
которыми не превосходит
Список использованной литературы
1. Гусев, В. А., Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: Пособие для учителя: Пер. со 2-го рус. изд. / В. А. Гусев, А. И. Орлов, А. Л. Розенталь; Под ред. С. И. Шварцбурда. - Душанбе: Маориф, 1989. – 309 с.
2. Канель - Белов, А. Я., Как решают нестандартные задачи [Текст] / А. Я. Канель-Белов, А. К. Ковальджи; под ред. В. О. Бугаенко. - Изд. 6-е, стер. - М.: Изд-во МЦНМО, 2010. - 94 с.
3. Миракова, Т.Н., Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII классах: Пособие для учителя / Т. Н. Миракова; Всесоюз. ассоц. учителей математики, [Науч. - метод. журн. "Квантор"]. - Львов: Журн. "Квантор", 1991. - 94 с.
4. Рассказы о математике и математиках / [Сост. С. М. Львовский]. - М.: МЦНМО, 2000. - 123 с.
5. Энциклопедический словарь юного математика: для среднего и старшего школьного возраста / [сост. А. П. Савин]. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.
1 Рассказы о математике и математиках / [Сост. С. М. Львовский]. - М.: МЦНМО, 2000. С. 50.
2 Миракова, Т.Н., Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII классах: Пособие для учителя / Т. Н. Миракова; Всесоюз. ассоц. учителей математики. - Львов: Журн. "Квантор", 1991. – С. 89.
3 Миракова, Т.Н., Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII классах: Пособие для учителя / Т. Н. Миракова; Всесоюз. ассоц. учителей математики. - Львов: Журн. "Квантор", 1991. – С. 91.
4 Миракова, Т.Н., Развивающие задачи на уроках математики в V-VIII классах: Пособие для учителя / Т. Н. Миракова; Всесоюз. ассоц. учителей математики. - Львов: Журн. "Квантор", 1991. – С. 93.