Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:25, курсовая работа
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.
Содержание
Введение 3
1 Правило о «Золотом сечении» 4
1.1 Математические свойства «Золотого сечения» 4
1.2 Построение «Золотого сечения» 5
1.3 «Золотое сечение» в картинах художников 5
1.4 «Божественная пропорция» в архитектуре 6
2 Второе правило «Золотого сечения» 8
3 «Золотые» фигуры 9
3.1 «Золотой» прямоугольник 9
3.2 «Золотой» треугольник 9
3.3 «Золотой» пятиугольник 10
4 Числа Фибоначчи 12
Заключение 14
Список использованных источников 15
Содержание
Введение
Золотое сечение, несмотря на свое сложное числовое выражение, является пропорцией, встречающейся в природе чаще всего применяемой в произведениях искусства.
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.
Правило «Золотого сечения» – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии и от соответствующих краев плоскости.
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.
1 Правило о «Золотом сечении»
В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: .
Отрезок АВ можно разделить на две части следующими способами:
1) на две равные части – ;
2) на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);
Пропорцию принято обозначать греческой буквой φ (встречается также обозначение τ) и она равна:
Свойства золотого сечения описываются уравнением:
Корни этого уравнения: .
-иррациональное
- представляется цепной дробью (1) для которой подходящими дробями являются отношения последовательных чисел Фибоначчи .
Таким образом, φ = lim .
Золотое сечение отрезка AB можно построить следующим образом: в точке B восстанавливается перпендикуляр к AB, откладывают на нём отрезок BC, равный половине AB, на отрезке AC откладывают отрезок CD, равный CB, и наконец, на отрезке AB откладывают отрезок AE, равный AD. Тогда:
Рисунок 1
Построение золотого сечения задается формулой:
Переходя к примерам «золотого сечения» в живописи, нельзя не заострить внимания на творчестве Леонардо да Винчи.
Общепризнанным фактом остается то, что Леонардо да Винчи был великим художником, но его личность и деятельность останутся покрытыми тайной, так как он оставил потомкам не связное изложение своих идей, а лишь многочисленные рукописные наброски, заметки, в которых говорится «обо всем в мире».
Портрет Джоконды много столетий привлекает внимание исследователей. Стало известно, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника (Рисунок 3).
Рисунок 3
В книгах о «золотом сечении» можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими «золотого сечения», то с других точек зрения они будут выглядеть по-другому. «Золотая пропорция» дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин.
Одним из великих произведениях древнегреческих архитекторов является Парфенон (V в. до н. э.).
Длина
архитрава- главной балки Парфенона
относится к высоте всего здания,
как 1 : 0,618. Парфенон имеет 8 колонн по коротким
сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны
целиком из квадратов пентилейского мрамора.
Благородство материала, из которого построен
храм, позволило ограничить применение
обычной в греческой архитектуре раскраски,
она только подчеркивает детали и образует
цветной фон (синий и красный) для скульптуры.
Если произвести деление Парфенона по
«золотому сечению», то получим те или
иные выступы фасада - Рисунок 4.
Рисунок 4
Болгарский журнал «Отечество» (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша «О втором золотом сечении», которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение, Построение второго золотого сечения показано на Рисунке 5.
Рисунок 5
Деление осуществляется следующим образом. Отрезок делится в пропорции золотого сечения. Из точки восставляется перпендикуляр . Радиусом находится точка , которая соединяется линией с точкой . Прямой угол делится пополам. Из точки проводится линия до пересечения с линией . Точка делит отрезок в отношении . Деление прямоугольника линией второго золотого сечения представлено на Рисунке 6. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций изображений удлиненного горизонтального формата.
Рисунок 6
На рисунке показано положение линии второго золотого сечения. Она находится посередине между линией золотого сечения и средней линией прямоугольника.
Если построить квадрат со стороной , найти середину М отрезка АВ и провести дугу окружности радиусом МС с центром в точке М до пересечения с продолжением стороны АВ в точке Е, то точка В разделит отрезок АЕ в крайнем и среднем отношении.
Чтобы убедиться в этом, заметим, что по теореме Пифагора:
Откуда: .
Прямоугольник со сторонами называется золотым прямоугольником. Четырехугольник - квадрат. Нетрудно видеть, что прямоугольник также золотой, поскольку . Это обстоятельство сразу наводит на мысль о дальнейшем разбиении прямоугольника ВЕFС.
Рисунок 7
Проводим прямую . От точки откладываем на ней три раза отрезок произвольной величины, через полученную точку проводим перпендикуляр к линии , на перпендикуляре вправо и влево от точки откладываем отрезки . Полученные точки и соединяем прямыми с точкой А. Отрезок откладываем на линию , получая точку . Она разделила линию в пропорции золотого сечения. Линиями и пользуются для построения «золотого» прямоугольника.
Хороший пример «Золотого сечения» представляет собой правильный пятиугольник – выпуклый и звездчатый (Рисунок 8). Для построения пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник.
Рисунок 8
Пусть О - центр окружности, А - точка на окружности и Е - середина отрезка . Перпендикуляр к радиусу ОА, восстановленный в точке О, пересекается с окружностью в точке D. Пользуясь циркулем, отложим на диаметре отрезок . Длина стороны вписанного в окружность правильного пятиугольника равна DC. Откладываем на окружности отрезки DC и получим пять точек для начертания правильного пятиугольника. Соединяем углы пятиугольника через один диагоналями и получаем пентаграмму. Все диагонали пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой золотой пропорцией.
Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения.
Также существует золотой кубоид- это прямоугольный параллелепипед с ребрами, имеющими длины 1,618, 1 и 0,618.
Рассмотрим, как Евклид использует золотое сечение для того, чтобы построить угол в – именно под таким углом видна сторона правильного пятиугольника из центра описанной окружности. Начнем с отрезка АВЕ, разделенного в среднем и крайнем отношении точкой В. Проведем далее дуги окружностей с центрами в точках В и Е и радиусах АВ, пересекающиеся в точке С. Чуть ниже докажем, что АС=АЕ, а пока примем без доказательств.
Доказательство: Допустим . Обозначим через a равные углы ЕВС и СЕВ. Так как АС=АЕ, то угол АСЕ также равен a. Теорема о том, что сумма углов треугольника равна , позволяет найти , а . Тогда . Суммируя углы треугольника получаем, , значит .
Итак, каждый из углов при основании треугольника вдвое больше угла при вершине, равного . Следовательно, чтобы построить правильный пятиугольник, необходимо лишь провести любую окружность с центром в точке Е, пересекающую ЕС в точке Х и сторону ЕВ в точке Y: отрезок XY служит одной из сторон вписанного в окружность правильного пятиугольника; Обойдя вокруг всей окружности, можно найти и все остальные стороны.
Докажем, что АС=АЕ. Предположим, что вершина С соединена отрезком прямой с серединой N отрезка ВЕ. Заметим, что поскольку СВ=СЕ, то угол . По теореме Пифагора:
что и требовалось доказать.
Числа Фибоначчи – это ряд чисел, в котором каждый последующий член равен сумме двух предыдущих.
Леонардо Фибоначчи занимался решением задач и одна из задач гласила “Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится”. Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, и т.д.
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих 2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34 и т.д., а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. Так, 21 : 34 = 0,617, а 34 : 55 = 0,618. Это отношение обозначается символом Ф. Только это отношение – 0,618 : 0,382 – дает непрерывное деление отрезка прямой в золотой пропорции, увеличение его или уменьшение до бесконечности, когда меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.