Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:25, реферат
Говоря о «применении математики в экономике», мы подразумеваем не просто выполнение различного рода экономических расчетов, а использование математики для нахождения наилучших экономических решений, изучения экономических закономерностей, получения новых теоретических выводов (синтез экономических и математических знаний раскрывает новые возможности экономического анализа). Главные преимущества математики как средства научного познания раскрываются при построении математических моделей, заменяющих в определенном отношении исследуемые объекты.
Введение
1 Математика и экономика как единая наука
2 Понятие математического моделирования как методологии научных исследований
3 Основоположники математического программирования.
4 О задачах оптимизации
5 Примеры задач Д.Данцига и Л.Канторовича
5.1 Разработка Канторовича
5.2 Алгоритм Данцига
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1 Математика и экономика как единая наука
2 Понятие математического моделирования как методологии научных исследований
3 Основоположники
математического
4 О задачах оптимизации
5 Примеры задач Д.Данцига и Л.Канторовича
5.1 Разработка Канторовича
5.2 Алгоритм Данцига
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Говоря о «применении математики в экономике», мы подразумеваем не просто выполнение различного рода экономических расчетов, а использование математики для нахождения наилучших экономических решений, изучения экономических закономерностей, получения новых теоретических выводов (синтез экономических и математических знаний раскрывает новые возможности экономического анализа). Главные преимущества математики как средства научного познания раскрываются при построении математических моделей, заменяющих в определенном отношении исследуемые объекты. Математические модели экономики, отражающие с помощью математических соотношений основные свойства экономических процессов и явлений, представляют собой эффективный инструмент исследования экономических проблем (обычно такие модели называют экономико-математическими). Основными этапами экономико-математического моделирования считаются:
1) постановка экономической проблемы и её качественный анализ (главное – четко сформулировать сущность проблемы, принимаемые допущения и те вопросы, на которые требуется получить ответы);
2) построение математической модели - этап формализации экономической ситуации (выражение её в виде конкретных математических зависимостей и отношений – функций, уравнений, неравенств и т.п.), где сначала определяется тип модели, а затем уточняются детали модельной конструкции (переменные, параметры, форма связей);
3) математический
анализ модели с целью
4) подготовка
исходной информации - реальные возможности
получения информации (сроки, затраты)
ограничивают выбор моделей,
5) численное
решение - разработка алгоритмов
для решения задачи, программное
обеспечение и
6) анализ численных
результатов и их применение -
по результатам этого этапа,
помимо прочего, определяются и направления
совершенствования модели, её информационного
и математического обеспечения. По мере
расширения и уточнения экономических
и математических знаний, развития компьютерных
технологий границы математической формализуемости
экономических проблем неизбежно изменяются,
хотя всегда будут существовать ещё неформализованные
проблемы, а также ситуации, где математическое
моделирование недостаточно эффективно.
В соответствии с современными научными
представлениями системы разработки и
принятия хозяйственных решений должны
рационально сочетать формальные и неформальные
методы, взаимоусиливающие и взаимодополняющие
друг друга. Формальные методы являются
прежде всего средством научно обоснованной
подготовки материала для действий человека
в процессе управления. Это способствует
продуктивному использованию его опыта,
интуиции при решении слабо формализуемых
задач. Естественно, что для исследования
различных ситуаций используются различные
математические методы, составляющие
аппарат дисциплины, называемой исследованием
операций. У истоков исследования операций
стояли выдающиеся математики и экономисты:
Л.В.Канторович (открывший миру в 1939 г.
метод линейного программирования) и Д.Данциг
(творец симплексного метода в его матричной
форме), удостоенные Нобелевской премии;
Р.Беллман (создатель метода динамического
программирования, ориентированного в
частности на принятие решений во времени);
Д.фон-Нейман (один из величайших ученых
ХХ века, создатель теории автоматов –
базы компьютерной техники, основоположник
современной теории игр и статистических
решений, соавтор Данцига по разработке
вычислительного алгоритма симплекс-метода);
Л.Форд и Д.Фулкерсон (авторы многочисленных
разработок по сетевым задачам оптимизации);
А.Вальд (создал метод последовательного
анализа статистических данных) и др. Существует
обширная литература по экономико-математическому
моделированию и математическому аппарату
задач принятия решений, часть которой,
сохраняя краткость и математическую
культуру изложения, доступна не только
математикам.
1
Математика и экономика
как единая наука
Математика изучает формы мышления. Предмет экономики — обстоятельства человеческого поведения. Математика абстрактна и доказательна, а профессиональные решения математиков не задевают обычную жизнь людей. Экономика конкретна и декларативна, а практические упражнения экономистов основательно жизнь меняют. Цель математики — безупречные истины и методы их получения. Цель экономики — индивидуальное благополучие и пути его достижения. Математика не вмешивается в личную жизнь человека. Экономика задевает его кошелек и кошелку. Список коренных различий математики и экономики бесконечен.
Математическая экономика — новация двадцатого века. Именно тогда возникло понимание того, что экономические проблемы требуют совершенно нового математического аппарата.
Человек разумный всегда был, есть и будет человеком хозяйствующим. Практическая экономика для каждого из нас и наших предков — это арена здравого смысла. Здравый смысл представляет собой особую способность человека к мгновенным оценочным суждениям. Понимание не наследуется и, стало быть, не принадлежит к числу врожденных свойств. Уникальной особенностью человека является способность пониманием делиться, превращая оценки в материальные и идеальные артефакты.
Культура — сокровищница понимания. Инвентаризация культуры — суть мировоззрения. Здравый смысл субъективен и родствен духовному подъему веры, то есть силе, превышающей возможности фактов и логики. Проверка суждений с помощью фактов и логики - критический процесс, освобождающий человека от ошибок субъективизма. Наука — трудный путь объективизации понимания. Религиозная и научная версии мировоззрения отличаются по сути способом кодификации артефактов понимания.
Становление науки как инструмента понимания — долгий и сложный процесс. Зарождение ординального счета фиксировано палеолитическими находками, отделенными десятками тысяч лет от явления разумного и хозяйствующего человека. Экономическая практика предваряет предысторию математики, сформировавшуюся в науку доказательных вычислений в Древней Греции примерно 2500 лет тому назад.
Целенаправленное поведение людей в условиях ограниченных ресурсов стало объектом науки совсем недавно. Датой рождения экономики как науки принято считать 9 марта 1776 г. — день публикации сочинения Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Общая
задача математического
2 Понятие математического моделирования как методологии научных исследований
Под математическим моделированием, в узком смысле слова, понимают описание в виде уравнений и неравенств реальных физических, химических, технологических, биологических, экономических и других процессов. Для того чтобы использовать математические методы для анализа и синтеза различных процессов, необходимо уметь описать эти процессы на языке математики, то есть описать в виде системы уравнений и неравенств.
Как методология научных исследований математическое моделирование сочетает в себе опыт различных отраслей науки о природе и обществе, прикладной математики, информатики и системного программирования для решения фундаментальных проблем. Математическое моделирование объектов сложной природы – единый сквозной цикл разработок от фундаментального исследования проблемы до конкретных численных расчетов показателей эффективности объекта. Результатом разработок бывает система математических моделей, которые описывают качественно разнородные закономерности функционирования объекта и его эволюцию в целом как сложной системы в различных условиях. Вычислительные эксперименты с математическими моделями дают исходные данные для оценки показателей эффективности объекта. Поэтому математическое моделирование как методология организации научной экспертизы крупных проблем незаменимо при проработке народнохозяйственных решений. (В первую очередь это относится к моделированию экономических систем).
По своей сути математическое
моделирование есть метод
решения новых сложных
проблем, поэтому исследования
по математическому
Математическая модель может возникнуть тремя путями:
1. В результате прямого изучения реального процесса. Такие модели называются феноменологическими.
2. В результате
процесса дедукции. Новая модель
является частным случаем
некоторой общей модели. Такие
модели называются
3. В результате процесса индукции. Новая модель является обобщением элементарных моделей. Такие модели называют моделями ансамблей.
Процесс моделирования начинается
с моделирования упрощенного
процесса, который с одной стороны
отражает основные
Математическая модель и
Схема построения
1. Выделение
параметра или функции,
2. Выбор закона,
которому подчиняется эта
3. Выбор области,
в которой требуется изучить
данное явление.
3
Основоположники математического
программирования.
Джордж Бернард Данциг родился 14 ноября в Портланде, штат Орегона, США Родители Джорджа Данцига - Тобайас Данциг и Аня Уриссон. Тобайас был рожден в России, но переехал во Францию, где преподавал математику ему Пуанкаре. В это время он встретил Аню, которая училась в Сорбонне, и также изучала математику. Они поженились и емигрировали в США, поселившись в штате Орегона. Тобайас полагал, что его русский акцент будет препятствовать ему в получение хорошей работы, кроме как чернорабочего, и вначале он работал дровосеком, дорожным строителем и художником.
Информация о работе Основоположники математического программирования Данциг и Канторович