Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:29, курсовая работа
Возможность использования графов в исследовательских целях была продемонстрирована еще в 1736 г. Л.Эльером при решении так называемой «задачи о кенигсбергских мостах». Графом называют множество вершин и набор упорядоченных или неупорядоченных их пар, используемых для визуального представления моделируемого процесса.
Иллюстративный пример моделирования и системного анализа процессов в техносфере будет касаться исследования транспортных происшествий. Вот почему ниже исследуется процесс возникновения крушения при движении поезда по железнодорожному пути. Выбор происшествия данного типа обусловлен актуальностью обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также дефицитом теоретических исследований этой проблемы.
На сей раз, т. е. при моделировании железнодорожных происшествий, будем исходить из необходимости учета не только ошибок персонала и отказов транспортных средств, но и нерасчетных воздействий на них со стороны рабочей среды. Ведь последняя группа предпосылок является там причинами 91 % железнодорожных крушений и 72 % аварий.
Другими соображениями,
предопределившими выбор
Модель возникновения железнодорожного крушения
Анализ путей возможного прохождения сигнала от начального состояния, приведенного здесь графа к конечным, а также представленных в табл. параметров учитываемых в нем факторов свидетельствует о возможности оценки вероятности происшествия. Довольно простым методом. Действительно, нетрудно убедиться в следующих двух особенностях рассматриваемого потокового графа:
а) все его дуги не образуют замкнутых циклов;
б) а такие же узлы, как 4 и 5, не могут одновременно получать сигнал по каждой из двух входящих в них дуг.
Рисунок
3. Модель возникновения
железнодорожного крушения
Таблица
2. Основные параметры
модели возникновения происшествия
Номер
ветви |
Семантическое значение переменной | Вероятность |
1-2 | Поезд вышел на железнодорожный перегон с неисправной колеей | 1/год |
2-3 | Указатель занятости железнодорожного перегона у диспетчера не работает | од |
2-4 | Указатель занятости работоспособен | 0,9 |
3-5 | Индикатор исправности колеи железнодорожного перегона не работает | 0,1 |
3-4 | Индикатор исправности колеи сигнализирует диспетчеру о неисправности пути | 0,9 |
4-5 | Диспетчер не замечает
сигнала о появлении |
0,0001 |
4-6 | Диспетчер принимает сигнал повреждения и информирует машиниста об опасности | 0,9999 |
6-7 | Тормоза движущегося поезда не срабатывают | 1 • 10-8 |
7-11 | Движущийся поезд на полной скорости въезжает на поврежденную железнодорожную колею | 1,0 |
5-8 | Машинист не замечает повреждения железнодорожной колеи | 0,1 |
8-11 | Движущийся поезд на полной скорости въезжает на поврежденную железнодорожную колею | 1,0 |
5-9 | Машинист обнаруживает повреждение пути | 0,9 |
9-10 | Поезд преодолевает расстояние, минимально необходимое для начала экстренной остановки | 1,0 |
10-11 | Движущийся поезд въезжает на поврежденную железнодорожную колею | 1,0 |
Фрагмент
отчета с исходными данными модели
|
Рассмотренный метод моделирования и системного анализа опасных процессов с помощью потоковых графов позволил решить следующие важные задачи:
а) уточнить известные ныне представления о закономерностях возникновения происшествий и обеспечении безопасности производственных процессов и оборудования;
б) указать основанные
на моделировании способы
в) научиться
оценивать эффективность
Список литературы:
1.Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Петр Григорьевич Белов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2.Теоретические основы менеджмента техногенного риска: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Белов Петр Григорьевич
3. Сайт www.modelling-process.ru
Информация о работе Моделирование процессов с помощью тиаграмм типа граф