Контрольная работа по "Высшей математике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:59, контрольная работа

Краткое описание

Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………2
Практическая часть
Задание 1……………………………………………………………………4
Задание 2……………………………………………………………………7
Задание 3……………………………………………………………………9
Задание 4…………………………………………………………………..11
Задание 5…………………………………………………………………..12
Задание 7…………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………….….15
Библиографический список……………………………………………...16

Файлы: 1 файл

математика тело.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Содержание:

    1. Введение…………………………………………………………………2
    2. Практическая часть

    Задание 1……………………………………………………………………4

    Задание 2……………………………………………………………………7

    Задание 3……………………………………………………………………9

    Задание 4…………………………………………………………………..11

    Задание 5…………………………………………………………………..12

    Задание 7…………………………………………………………………..14

          Заключение…………………………………………………………….….15

          Библиографический список……………………………………………...16 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение

        Математика – наука о количественных  отношениях и пространственных  формах действительного мира.

          Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был  необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые  первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя  им различные части тела, главным  образом пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первые достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как прямая и окружность. Дальнейшее развитие математики началось примерно в 3000 до н. э. благодаря вавилонянам и египтянам.

    Началом развития современной математики можно считать 16 век, который в Западной Европе ознаменовалось важными достижениями в алгебре и арифметике. Были введены в обращение десятичные дроби и правила арифметических действий с ними. С начала 16 в. более широко стали употребляться иррациональные числа. Б.Паскаль (1623-1662) и И.Барроу (1630-1677), учитель И.Ньютона в Кембриджском университете, утверждали, что такое число, как иррациональное, можно трактовать лишь как геометрическую величину. Однако в те же годы Р.Декарт (1596-1650) и Дж.Валлис (1616-1703) считали, что иррациональные числа допустимы и сами по себе, без ссылок на геометрию. В 16 в. продолжались споры по поводу законности введения отрицательных чисел. Еще менее приемлемыми считались возникавшие при решении квадратных уравнений комплексные числа, такие как, названные Декартом «мнимыми». Эти числа были под подозрением даже в 18 в., хотя Л.Эйлер (1707-1783) с успехом пользовался ими. Комплексные числа окончательно признали только в начале 19 в., когда математики освоились с их геометрическим представлением.

    Основной  задачей алгебры, поиском общего решения алгебраических уравнений, продолжали заниматься математики и в начале 19в.. Когда говорят об общем решении уравнения второй степени ax2 + bx + c = 0, имеют в виду, что каждый из двух его корней может быть выражен с помощью конечного числа операций сложения, вычитания, умножения, деления и извлечения корней, производимых над коэффициентами a, b и с. Молодой норвежский математик Н.Абель (1802-1829) доказал, что невозможно получить общее решение уравнения степени выше 4 с помощью конечного числа алгебраических операций. Однако существует много уравнений специального вида степени выше 4, допускающих такое решение. Французский математик Э.Галуа (1811-1832) дал решающий ответ на вопрос о том, какие уравнения разрешимы в радикалах, т.е. корни каких уравнений можно выразить через их коэффициенты в помощью конечного числа алгебраических операций. В теории Галуа использовались подстановки или перестановки корней и было введено понятие группы, которое нашло широкое применение во многих областях математики.

    Из  всего вышесказанного следует сделать вывод, что «математика», как наука не стоит на месте, а развивается всё больше и больше. В своем курсовом проекте я попытаюсь уделить максимальное внимание решению задач, а в заключении попытаюсь ответить на главный вопрос: «Для чего математика менеджеру?».  
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Практическая часть 

Раздел 1. Матрицы, векторы, системы линейных уравнений. 

Задание 1. Дано: α= ; А = ; В = ;  Ст = (-2,1,1)

     Решение. 1. Воспользуемся вначале определением суммы матриц и найдем А+В. Поскольку  А и В матрицы одинакового  размера 3*3, то их сумма высчитывается  следующим образом: 

А+В= + =

, таким образом  мы получили один из ответов.

   Найдем  А-1, ВА-1, воспользовавшись определениями обратной матриц, а также известным алгоритмом. 

а) для начала найдем α*В:

α*В = =  

б) Проверим, является ли матрица А, невырожденной. Для  этого одним из известных способов найдем её определитель :

= 2 (-1) 2+1 - 2 (-1) 2+2 = -2 (-2-3) + 2(2-1) = 10 – 2 = 8 ≠ 0

Так как  ≠ 0, то А-1 существует. 

в) Находим алгебраические дополнения:

А11 =  (-1) 1+1 = -2;  А12 =  (-1) 1+2 = -2;  А13 =  (-1) 1+3 = 8; 

А21 =  (-1) 2+1 = 5;  А22 =  (-1) 2+2 = 1;  А23 =  (-1) 2+3 = -8; 
 

А31 =  (-1) 3+1 = 2;  А32 =  (-1) 3+2 = 2;  А33 =  (-1) 3+3 = 0; 
 

г) Вычисляем  обратную матрицу по формуле А-1= Ã и получаем ещё один ответ:

А-1 = =

       д) Найдем αВА-1 и разность Е - αВА-1. Получим ответы к п.1 задания.

       αВА-1 = = =

Е – это единичная  матрица, равна  , тогда Е - αВА-1 находится следующим образом: 

Е - αВА-1 = - =  
 
 
 
 

2. Перейдем к  решению матричных уравнений. 

а) Найдем ХА = В

По свойству матриц уравнение ХА=В, можно представить в виде ХА-1А=ВА-1, где А-1А это единичная матрица. Отсюда выразим Х.

Х=ВА-1

Х= = =

=  

б) Найдем АХ=С, применяя тоже свойство, что и в предыдущем примере: АА-1Х=А-1С. Получаем Х=А-1С

Ст =(-2,1,1) С =

Х= = =

3. Матрица А-1 называется обратной по отношению к квадратной матрице А, если при умножении этой матрицы на данную как справа, так и слева получается единичная матрица:

А-1А=А А-1

Теорема (необходимое и достаточное условие  существования обратной матрицы). Обратная матрица А-1 существует (и единственна) тогда и только тогда, когда исходная матрица невырожденная. 

Свойства  умножения матриц:

  1. (αА)В = α (АВ)
  2. (АВ)т = ВтАт
  3. (АВ)С = А(ВС)

В случае, когда оба произведения АВ и ВА существуют и обе матрицы одинакового  размера, коммутативный (переместительный) закон умножения, вообще говоря, не выполняется, т.е АВ≠ВА.

Пример: А ; В

Найдем  АВ и ВА.

Решение: АВ= =

           ВА= =

    Таким образом АВ≠ВА  . 

Задание 2.

 Дано: , , , , , ; ā =

Решение. 1. В  данном случае мы имеем векторы в  пространстве R3. Чтобы в заданном их наборе (группа, стоящая слева от;) обнаружить базисные, можно взять любую группу из трех векторов, составить из них матрицу размером 3*3 и найти ее ранг любым из известных способов. Если он будет равен 3, то данные векторы линейно независимы и, согласно определению базиса, именно их можно принять в качестве одного из новых базисов R3, назовём его G. Также проверяем группу из оставшихся трех векторов. Если окажется, что она содержит линейно зависимые векторы, то убираем один из таких векторов и добавляем на его место один из векторов предыдущей группы и опять проверяем на линейную зависимость. Так находим второй новый базис. 

; ;

G = ~ -2  -1 ~    ~ ; rang G = 3

G =

; ;

- + ~ F= rang F = 3

Матрицы F и G являются матрицами перехода от стандартного базиса к соответствующим новым базисам.

ā =

~   -2  ~ ~

  а а2   а3 

-4 а3 = -2 а3= ;

а2+6а3 = 4 а2 = 4-3 = 1;

а12+3а3=1   а1+1+ = 1  а1=-  

āG =  

     Вектор  а1, а2, …, аm векторного пространства R называются линейно-зависимыми, если существуют такие числа λ1, λ2,…, λm, не равные одновременно нулю, что λ1 а1+ λ2 а2+…+ λm аm = 0.

     В противном случае векторы а1, а2, …, аm называются линейно-независимыми.

     Рангом  матрицы А называется наивысший  порядок отличных от нуля миноров  этой матрицы.

      Скалярным произведением ( , ) двух векторов и называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними: ( , ) = = cos.

      Совокупность линейно независимых векторов n – мерного пространства R называется базисом.

      Если  е1, е2, …, еn – система линейно-независимых векторов пространства R и любой вектор а линейно выражается через е1, е2, …, еn, то пространство R является n-мерным, а векторы е1, е2, …, еn – его базисом. 

Задание 3. Дано:

Решениие. 1.

  =

А= ;  х= ;  В=

А Х = Ā 

Ã= ~ -2    ~    2 ~

                                              3

~

     х1 х2     х3       х4          

rang A = 3 система совместна

rang à = 3

r = 3; n = 4; n-r = 1

Пусть х4

- х3-4с = -4    х3 = 4 – 4с

-3 х2+ х3-5 х4= -5   -3 х2+4-4с-5c=-5 -3 х2=-9+9с  х2=3-3с

х1 +2х2+3х4=3  х1=3-2х2-3х4  х1=3-6+6с-3с х1=-3+3с

х=  

2.  

х4 = 1

х1 = -3-2х2

х3 = х2+2

2(-3-2х2) + х2 + х2 + 2= - 1

-6-4х2+ х2 + х2 + 2 = -1

-2х2=3  х2 = -

х1=-3-2  х1=0

х3=- +2  х3 =  

х = с      х = с

      Определителем квадратной матрицы n-го порядка, или определителем n-го порядка, называется число, равное алгебраической сумме n! членов, каждый из которых является произведением n-элементов матрицы, взятых по одному из каждой строки и каждого столбца, причем знак каждого члена определяется как (-1)n (J), где n(J) – число инверсий в перестановке  J из номеров столбцов элементов матрицы, если при этом номере строк записаны в порядке возрастания:

Информация о работе Контрольная работа по "Высшей математике"