Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:59, контрольная работа
Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления.
Введение…………………………………………………………………2
Практическая часть
Задание 1……………………………………………………………………4
Задание 2……………………………………………………………………7
Задание 3……………………………………………………………………9
Задание 4…………………………………………………………………..11
Задание 5…………………………………………………………………..12
Задание 7…………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………….….15
Библиографический список……………………………………………...16
Содержание:
Задание 1……………………………………………………………………4
Задание 2……………………………………………………………………7
Задание 3……………………………………………………………………9
Задание 4…………………………………………………………………..11
Задание 5…………………………………………………………………..12
Задание 7…………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………
Библиографический
список……………………………………………...16
I. Введение
Математика – наука о
Самой древней математической
деятельностью был счет. Счет был
необходим, чтобы следить за поголовьем
скота и вести торговлю. Некоторые
первобытные племена
Началом развития современной математики можно считать 16 век, который в Западной Европе ознаменовалось важными достижениями в алгебре и арифметике. Были введены в обращение десятичные дроби и правила арифметических действий с ними. С начала 16 в. более широко стали употребляться иррациональные числа. Б.Паскаль (1623-1662) и И.Барроу (1630-1677), учитель И.Ньютона в Кембриджском университете, утверждали, что такое число, как иррациональное, можно трактовать лишь как геометрическую величину. Однако в те же годы Р.Декарт (1596-1650) и Дж.Валлис (1616-1703) считали, что иррациональные числа допустимы и сами по себе, без ссылок на геометрию. В 16 в. продолжались споры по поводу законности введения отрицательных чисел. Еще менее приемлемыми считались возникавшие при решении квадратных уравнений комплексные числа, такие как, названные Декартом «мнимыми». Эти числа были под подозрением даже в 18 в., хотя Л.Эйлер (1707-1783) с успехом пользовался ими. Комплексные числа окончательно признали только в начале 19 в., когда математики освоились с их геометрическим представлением.
Основной задачей алгебры, поиском общего решения алгебраических уравнений, продолжали заниматься математики и в начале 19в.. Когда говорят об общем решении уравнения второй степени ax2 + bx + c = 0, имеют в виду, что каждый из двух его корней может быть выражен с помощью конечного числа операций сложения, вычитания, умножения, деления и извлечения корней, производимых над коэффициентами a, b и с. Молодой норвежский математик Н.Абель (1802-1829) доказал, что невозможно получить общее решение уравнения степени выше 4 с помощью конечного числа алгебраических операций. Однако существует много уравнений специального вида степени выше 4, допускающих такое решение. Французский математик Э.Галуа (1811-1832) дал решающий ответ на вопрос о том, какие уравнения разрешимы в радикалах, т.е. корни каких уравнений можно выразить через их коэффициенты в помощью конечного числа алгебраических операций. В теории Галуа использовались подстановки или перестановки корней и было введено понятие группы, которое нашло широкое применение во многих областях математики.
Из
всего вышесказанного следует сделать
вывод, что «математика», как наука не
стоит на месте, а развивается всё больше
и больше. В своем курсовом проекте я попытаюсь
уделить максимальное внимание решению
задач, а в заключении попытаюсь ответить
на главный вопрос: «Для чего математика
менеджеру?».
II. Практическая
часть
Раздел 1. Матрицы,
векторы, системы линейных уравнений.
Задание 1. Дано: α= ; А = ; В = ; Ст = (-2,1,1)
Решение.
1. Воспользуемся вначале
А+В= + =
, таким образом мы получили один из ответов.
Найдем
А-1, ВА-1, воспользовавшись
определениями обратной матриц, а также
известным алгоритмом.
а) для начала найдем α*В:
α*В =
=
б) Проверим, является ли матрица А, невырожденной. Для этого одним из известных способов найдем её определитель :
= 2 (-1) 2+1 - 2 (-1) 2+2 = -2 (-2-3) + 2(2-1) = 10 – 2 = 8 ≠ 0
Так как
≠ 0, то А-1
существует.
в) Находим алгебраические дополнения:
А11 = (-1)
1+1
= -2; А12 = (-1) 1+2
= -2; А13 = (-1) 1+3
= 8;
А21 = (-1)
2+1
= 5; А22 = (-1) 2+2
= 1; А23 = (-1) 2+3
= -8;
А31 = (-1)
3+1
= 2; А32 = (-1) 3+2
= 2; А33 = (-1) 3+3
= 0;
г) Вычисляем обратную матрицу по формуле А-1= Ã и получаем ещё один ответ:
А-1 = =
д) Найдем αВА-1 и разность Е - αВА-1. Получим ответы к п.1 задания.
αВА-1 = = =
Е – это единичная
матрица, равна
, тогда Е - αВА-1 находится следующим
образом:
Е - αВА-1 =
-
=
2. Перейдем к
решению матричных уравнений.
а) Найдем ХА = В
По свойству матриц уравнение ХА=В, можно представить в виде ХА-1А=ВА-1, где А-1А это единичная матрица. Отсюда выразим Х.
Х=ВА-1
Х= = =
=
б) Найдем АХ=С, применяя тоже свойство, что и в предыдущем примере: АА-1Х=А-1С. Получаем Х=А-1С
Ст =(-2,1,1) С =
Х= = =
3. Матрица А-1 называется обратной по отношению к квадратной матрице А, если при умножении этой матрицы на данную как справа, так и слева получается единичная матрица:
А-1А=А А-1=Е
Теорема
(необходимое и достаточное
Свойства умножения матриц:
В случае, когда оба произведения АВ и ВА существуют и обе матрицы одинакового размера, коммутативный (переместительный) закон умножения, вообще говоря, не выполняется, т.е АВ≠ВА.
Пример: А ; В
Найдем АВ и ВА.
Решение: АВ= =
ВА= =
Таким
образом АВ≠ВА
≠
.
Задание 2.
Дано: , , , , , ; ā =
Решение. 1. В
данном случае мы имеем векторы в
пространстве R3. Чтобы в заданном
их наборе (группа, стоящая слева от;) обнаружить
базисные, можно взять любую группу из
трех векторов, составить из них матрицу
размером 3*3 и найти ее ранг любым из известных
способов. Если он будет равен 3, то данные
векторы линейно независимы и, согласно
определению базиса, именно их можно принять
в качестве одного из новых базисов R3,
назовём его G. Также проверяем группу
из оставшихся трех векторов. Если окажется,
что она содержит линейно зависимые векторы,
то убираем один из таких векторов и добавляем
на его место один из векторов предыдущей
группы и опять проверяем на линейную
зависимость. Так находим второй новый
базис.
; ;
G = ~ -2 -1 ~ ~ ; rang G = 3
G =
; ;
- + ~ F= rang F = 3
Матрицы F и G являются матрицами перехода от стандартного базиса к соответствующим новым базисам.
ā =
~ -2 ~ ~
а1
а2 а3
-4 а3 = -2 а3= ;
а2+6а3 = 4 а2 = 4-3 = 1;
а1+а2+3а3=1
а1+1+
= 1
а1=-
āG =
Вектор а1, а2, …, аm векторного пространства R называются линейно-зависимыми, если существуют такие числа λ1, λ2,…, λm, не равные одновременно нулю, что λ1 а1+ λ2 а2+…+ λm аm = 0.
В противном случае векторы а1, а2, …, аm называются линейно-независимыми.
Рангом матрицы А называется наивысший порядок отличных от нуля миноров этой матрицы.
Скалярным произведением ( , ) двух векторов и называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними: ( , ) = = cos.
Совокупность линейно независимых векторов n – мерного пространства R называется базисом.
Если
е1, е2, …, еn – система
линейно-независимых векторов пространства
R и любой вектор а линейно выражается
через е1, е2, …, еn, то
пространство R является n-мерным, а векторы
е1, е2, …, еn – его базисом.
Задание 3. Дано:
Решениие. 1.
=
А= ; х= ; В=
А
Х = Ā
Ã= ~ -2 ~ 2 ~
~
х1 х2
х3
х4
rang A = 3 система совместна
rang à = 3
r = 3; n = 4; n-r = 1
Пусть х4 =с
- х3-4с = -4 х3 = 4 – 4с
-3 х2+ х3-5 х4= -5 -3 х2+4-4с-5c=-5 -3 х2=-9+9с х2=3-3с
х1 +2х2+3х4=3 х1=3-2х2-3х4 х1=3-6+6с-3с х1=-3+3с
х=
2.
х4 = 1
х1 = -3-2х2
х3 = х2+2
2(-3-2х2) + х2 + х2 + 2= - 1
-6-4х2+ х2 + х2 + 2 = -1
-2х2=3 х2 = -
х1=-3-2 х1=0
х3=-
+2 х3 =
х = с х = с
Определителем квадратной матрицы n-го порядка, или определителем n-го порядка, называется число, равное алгебраической сумме n! членов, каждый из которых является произведением n-элементов матрицы, взятых по одному из каждой строки и каждого столбца, причем знак каждого члена определяется как (-1)n (J), где n(J) – число инверсий в перестановке J из номеров столбцов элементов матрицы, если при этом номере строк записаны в порядке возрастания:
Информация о работе Контрольная работа по "Высшей математике"