Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:24, реферат
Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет в рублях и копейках (сотых долях рубля) и т.д. Числа, цифры... они с нами везде. А что знал человек о числах несколько тысяч лет назад? Вопрос непростой, но очень интересный. Историки доказали, что и пять тысяч лет назад люди могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Конечно, принципы записи были совсем не такими, как сейчас. Но влюбом случае число изображалось с помощью одного или нескольких символов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Единичная система 5
2.Индийская нумерация 6
3.Древнеегипетская десятичная непозиционная система 9
4.Римская система 10
5.Переводы 12
Перевод из двоичной в десятичную 12
Перевод из восьмеричной в десятичную 12
Перевод из шестнадцатеричной в десятичную 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Алфавитный указатель 17
3) сумме значений групп и «цифр», не вошедших в группы первого или второго вида.
Перевод из двоичной в десятичную
Имеется следующая последовательность нулей и единиц: 1001001012-всего 9 разрядов. Необходимо представить ее в десятичном виде. Для перевода в десятичную систему счисления запишем справа налево 9 степеней числа 2 (от 0 до 8 степени), все просто, каждое последующее число получается путем умножения предыдущего на 2:
28 | 27 | 26 | 25 | 24 | 23 | 22 | 21 | 20 |
256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
Запишем под степенями наше двоичное число (слева направо, как есть):
256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Затем найдем сумму тех степеней двойки, под которыми стоят единицы:
256 + 32 + 4 + 1 = 293, это и есть результат перевода:
1001001012 = 29310
Итак, запишем правило перевода из двоичной системы счисления в десятичную: для перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную сосчитаем количество разрядов N и запишем степени двух от нулевой до N - 1 справа налево (помним, что каждое последующее чило получается умножением предыдущего на 2). Запишем под ними двоичное число и найдем сумму тех степеней, под которыми стоят единицы. Результатом будет десятичное число, представленное в виде суммы различных степеней числа 2.
Перевод из восьмеричной в десятичную
Необходимо представить число 5678 в десятичном виде. Для перевода в десятичную систему счисления запишем справа налево 3 степеней числа 8 (от 0 до 2 степени), каждое последующее число получается путем умножения предыдущего на 8:
82 | 81 | 80 |
64 | 8 | 1 |
Запишем под степенями наше восьмеричное число (слева направо, как есть):
64 | 8 | 1 |
5 | 6 | 7 |
Затем умножим каждое число на соответствующую ему степень восьмерки и найдем сумму произведений:
5 * 64 + 6 * 8 + 7 * 1 = 320 + 48 + 7 = 375, это и есть результат перевода:
5678 = 37510
Правила перевода из восьмеричной системы счисления в десятичную: для перевода числел из восьмеричной системы счисления в десятичную сосчитаем количество разрядов восьмеричного числа N и запишем степени восьмерки от нулевой до N - 1 справа налево (каждое последующее число получается умножением предыдущего на 8). Запишем под ними восьмеричное число в прямом порядке. Умножим записанные числа на соответствующие им степени. Найдем сумму всех произведений. Результатом будет десятичное число, представленное в виде суммы различных степеней числа 8, умноженных на соответствующие коэффициенты.
Перевод из шестнадцатеричной в десятичную
Необходимо представить число 5ВС16 в десятичном виде. Исходное шестнадцатеричное число изображается тремя знаками. Поэтому для перевода в десятичную систему счисления запишем справа налево первые 3 степени числа 16 (от 0 до 2 степени), каждое последующее число получается путем умножения предыдущего на 16:
162 | 161 | 160 |
256 | 16 | 1 |
Запишем под степенями наше шестнадцатеричное число (слева направо, как есть):
256 | 16 | 1 |
5 | B (11) | C (12) |
Затем заменим буквенные обозначения цифровыми согласно знакам шестнадцатеричной системы и умножим каждое число на соответствующую ему степень шестнадцати, найдем сумму всех произведений:
5
* 256 + В * 16 + С * 1 = 5 * 256 + 11 * 16 + 12 * 1 = 1468,
это и есть результат перевода:
5BC16 = 146810
Правило
перевода из шестнадцатеричной системы
счисления в десятичную: для перевода
чисел из шестнадцатеричной системы счисления
в десятичную сосчитаем количество разрядов
шестнадцатеричного числа N и запишем
степени шестнадцати от нулевой до N - 1
справа налево (каждая последующая степень
получается умножением предыдущего числа
на 16). Запишем под ними шестнадцатеричное
число в прямом порядке. Умножим записанные
числа на соответствующие им степени.
Найдем сумму всех произведений. Результатом
будет десятичное число, представленное
в виде суммы различных степеней числа
16, умноженных на соответствующие коэффициенты.
В кокой системе счисления лучше записывать числа - это вопрос удобства и традиций. С технической точки зрения, в ЭВМ удобно использовать двоичную систему, так как в ней для записи числа используется всего две цифры 0 и 1, которыми можно представить двумя легко различимыми состояниями «нет сигнала» и «есть сигнал».
Изучая источники по теме «Системы счисления» мы получили возможность провести исторический анализ, исследовать различные формы записи чисел, систематизировать материал и выявить различные спектры применения.
Различные системы счисления окружают нас повсюду. Сами того не замечая мы ежедневно пользуемся не только десятичной системой счисления, а так же двенадцатеричной, когда хотим узнать время или покупаем в магазине пуговицы.
Сейчас системы счисления очень распространены в электронно-вычислительной технике, многие коды и шифры созданы на их основе.
В ходе проведения исследования:
-- исследовали историю и развитие систем счисления,
-- исследовали практический материал
-- рассмотрели область
применения и выявили
Нами решены задачи:
-- арифметические действия в различных системах счисления,
-- перевод из одной системы счисления в другую.
1. Алгебра и теория
чисел: Учеб. пособие для студентов-
2. Бендукидзе А.Д. О системах счисления // Квант - 1975 - №8 - с 59-61.
3.Берман Г.Н. Число
и наука о нем. Общедоступные
очерки по арифметики
4. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. III - I тысячелетия до н.э. М.: Изд. вост. лит., 1961. - 278с.
5. Выгодский М.Я.
Арифметика и алгебра в
6. Глейзер Г.И. История арифметике в школе: IV - VI кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
7. Гутер Р.С. Вычислительные машины и системы счисления // Квант-1971 -№2.
8. Депман И.Я. История арифметики, пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1959.-423с.
9. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. -287с.
10. Детская энциклопедия: [В 10-ти т.] Для среднего и старшего возраста. Гл.ред. Маркушевич А.И. Т.2. - Мир небесных тел; Числа и фигуры. -М.: Педагогика, 1972. - 480 с.
11. И. Дышинский Е.А. Игротека
математического кружка. М.: Просвещение,
1972. - 144