Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:55, лекция
Впервые методы планирования эксперимента были разработаны Р. Фишером в начале 20-х годов применительно к сельскому хозяйству. С начала 50-х годов начинается интенсивное применение планирования эксперимента в химии и химической технологии.
Долгое время в
науке господствовал первый подход.
Его главное преимущество—
Один из важных результатов
теории планирования эксперимента заключается
в том, что второй подход—значительно
эффективнее первого. При том же объеме
эксперимента и той же точности опытов
получается большая точность результатов.
Геометрическим образом
совокупности независимых переменных
х и зависимой переменной у
является пространство n+1 измерения, где
n—число независимых переменных; (n+1)-е
измерение относится к у. В
этом пространстве зависимости у
от всех х соответствует n-мерная
поверхность, которую обычно называют
поверхностью отклика (результат опыта
рассматривается как отклик системы
на опыт—заданную совокупность независимых
переменных, или входов).
План эксперимента
указывает расположение опытных
точек в n-мерном пространстве независимых
переменных (факторном пространстве),
или иными словами, условия всех
опытов, которые следует провести.
Чаще всего план эксперимента задается
в виде матрицы планирования —
прямоугольной таблицы, каждая строка
которой отвечает условиям определенного
опыта, а каждый столбец—значениям
какой-то из независимых переменных в
разных опытах.
Полным факторным
экспериментом называется система
опытов, содержащая все возможные
неповторяющиеся комбинации уровней
варьирования факторов.
Матрица планирования.
Для удобства вычислений
Таким образом, полным
факторным экспериментом
В таблице приведены
условия опытов полного трехфакторного
эксперимента. Эти опыты соответствуют
в факторном пространстве вершинам
куба с центром в начале координат.
Номер
опыта
Факторы
Функция
отклика
X1
X2
X3
1
-1
-1
-1
y1
2
+1
-1
-1
у2
3
-1
+1
-1
у3
4
+1
+1
-1
у4
5
-1
-1
+1
у5
6
+1
-1
+1
у6
7
-1
+1
+1
v7
8
+1
+1
+1
у8
Каждый фактор принимает
лишь два значения — варьируется
на двух уровнях, верхнем и нижнем.
Поэтому общее число
Пример. В четырех
опытах исследуется влияние 3 факторов
:температуры T,К, давления р, МПа, и времени
t, с, на выход продукта.
Здесь в любом
из опытов температура—либо 1000 К
(нижний уровень), либо 1200 К (верхний
уровень); аналогично варьируются
р и t.Выбор центра плана и интервалов варьирования.:
Температура
Давление
Время
Основной уровень
1000
750
50
Интервал варьирования
100
250
10
Верхний уровень
1200
1000
60
Нижний уровень
1100
500
40
Матрицу планирования
эксперимента для этого случая может
иметь вид:
№№
T
P
t
1
1000
500
40
2
1200
500
40
3
1000
1000
40
4
1200
1000
40
5
1000
500
60
6
1200
500
60
7
1000
1000
60
8
1200
1000
60
Из таблицы видны
основные принципы построения матриц
планирования полного факторного эксперимента:
Матрица планирования
ПФЭ обладает следующими свойствами:
где
j- номер опыта; i—номер фактора,(l¹m)
Свойство, выраженное последним
уравнением, называется
ортогональностью матрицы.
Оно позволяет вычислять
коэффициенты регрессии по простым
формулам независимо друг от друга
Расширенная матрица—это
матрица, дополненная столбцами, учитывающими
взаимодействия факторов. На практике,
как правило, ограничиваются парными
взаимодействиями.
Расчет коэффициентов
регрессии. Коэффициенты регрессии
рассчитываются методом наименьших
квадратов. Основное условие метода
формулируется следующим
После определения
коэффициентов регрессии
.
Здесь tT - табличное
значение критерия Стьюдента, которое
находится по числу степеней свободы и
доверительной вероятности. Тогда значимость
оценивают, сравнивая абсолютные значения
коэффициента и доверительного интервала:
.
Если это условие
выполнено, то i - коэффициент
признаётся значимым.
Незначимые коэффициенты
отбрасываются из уравнения регрессии,
после чего записывается окончательный
вид уравнения регрессии. Это
уравнение проверяется на адекватность.
Для этого вычисляется оценка
дисперсии адекватности :
Здесь B- число значимых
коэффициентов регрессии.
Вычисляют расчётное
значение критерия Фишера:
По таблице находят
табличное значение критерия Фишера.
Оно зависит от доверительной
вероятности P, числа степеней свободы
fад= N-B и f= N*(k-1). На основании этого делается
вывод об адекватности или неадекватности
уравнения регрессии. Уравнение регрессии
считается адекватным, если выполняется
условие: Fр FT.
Чем меньше B, тем
больше N-B—в этом одна из главных
целей, достигаемых при исключении
незначимых членов.
Если уравнение
неадекватно, переходят к более
сложной модели (например, повышают
степень многочлена), для чего обычно
требуется постановка добавочных опытов.
Иногда можно обойтись без дополнительного
эксперимента, если соответствующим
образом преобразовать
Интерпретация уравнений
регрессии — важнейший этап моделирования
процессов при использовании
планирования эксперимента. Интерпретация
включает анализ прежде всего влияния
отдельных факторов и их взаимодействий,
а затем—особенностей поведения функции
отклика в различных частях изученной
области факторного пространства.
Влияние факторов проще
всего анализировать по уравнению
1-й степени. Здесь вначале оценивается
знак коэффициента регрессии, показывающий,
в какую сторону—увеличения или
уменьшения — влияет на отклик данный
фактор.
Планированный эксперимент
позволяет также сопоставить
влияние отдельных факторов. В
обычных уравнениях регрессии значение
одного коэффициента трудно сопоставлять
со значением другого. Факторы (а
соответственно, и коэффициенты регрессии)
суть величины размерные, и нельзя сказать,
что например, больше: 1 м или 0,001 кг. В планированном
эксперименте факторы приведены к безразмерному
кодированному виду; в этом виде каждый
из них варьируется в одинаковых пределах,
от —1 до +1. Поэтому большее, чем bq, по
абсолютной величине значение bp означает,
что в заданных пределах варьирования
изменение р-го фактора сильнее повлияет
на отклик, чем изменение q-го фактора.
В том случае, когда
b1,b2 и b12 имеют одинаковый знак , обычно
говорят о синергиз-ме влияния факторов
X1 и X2: каждый из них при их совместном
увеличении влияет сильнее, чем если они
увеличиваются порознь.
Если знаки коэффициентов
b1 и b2 одинаковы, а b12 имеет противоположный
знак, то каждый фактор в отдельности
влияет сильнее, чем при одновременном
воздействии второго.
Подбор состава
катализатора. Изучено влияние компонентов
А и В на активность катализатора. Получено
уравнение регрессии, в котором X1—количество
А в композиции; .X2—количество В (обе величины—в
кодированных единицах); у—относительная
активность катализатора. Оказалось, что
коэффициент b2 незначим; уравнение имеет
вид:
y=58,6+ 19,8*X1 + 10,4*X1*X2.
Уравнение можно
интерпретировать так. Вещество А — активный
компонент катализатора. Добавление его
в смесь резко увеличивает активность.
Вещество В — промотор. Само по себе, отдельно
от А, оно активностью не обладает. Но его
добавление существенно повышает общую
активность.
Пример. Испытание
лекарств. Синтезированы два
лекарственных препарата
Уравнение регрессии
имеет вид: у = 6,4 — 2,1*X1 —
1,8*X2 + 4,2*X1*X2
Ясно, что лекарства
плохо совместимы, их совместное применение
нецелесообразно. Если использование
первого лекарства привело к
выздоровлению (в среднем) за 1,9 дня,
второго—за 2,5 дня, то при одновременной
даче обоих лекарств выздоровление
наступило через 6,7 дня.
Если адекватно
уравнение, полученное по данным факторного
эксперимента на 2-х уровнях (безразлично,
линейное или содержащее взаимодействия),
то наибольшее и наименьшее в изученной
области значения отклика, предсказываемые
уравнением, лежат в каких-либо из
точек полного факторного эксперимента.
В тех случаях, когда экспериментатора
интересует максимум или минимум отклика
(максимум выхода или прочности, минимум
загрязнений или затрат, и т. п.), соответствующая
точка окажется наилучшей для данной области..
Когда объект описывается уравнением 2-й степени, то чаще всего нас интересует либо положение экстремума, либо общий характер зависимости, или же уравнение регрессии нужно нам лишь как фрагмент, который будет включен в более сложную математическую модель.
Информация о работе Формальные методы построения математических моделей