Жизненный цикл товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение маркетинговой деятельности и жизненного цикла товара организации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие жизненного цикла товара в системе маркетинга;
- рассмотреть основные этапы жизненного цикла;
- дать организационно – экономическую характеристику Вейделевского райпо;
- рассмотреть маркетинговую деятельность на каждом этапе жизненного цикла товаров Вейделевского райпо;
- предложить основные направления совершенствования концепции жизненного цикла товаров Вейделевского райпо.

Файлы: 1 файл

Маркетинговая деятельность и ЖЦТ.docx

— 202.21 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Процесс маркетинговой деятельностью  подразумевает систему различных  мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

В сегодняшнем сложном  мире все мы должны разбираться в  маркетинге. Нам нужно знать, что  представляет собой рынок, кто на нём действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Актуальность данной темы заключается в том, что в наши дни маркетинг затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются  и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определённый уровень жизни. Организации и предприятия все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. 
Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь, же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной новаторской деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки.

Цель курсовой работы – изучение маркетинговой деятельности и жизненного цикла товара организации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

- изучить понятие жизненного цикла товара в системе маркетинга;

- рассмотреть основные  этапы жизненного цикла;

- дать организационно  – экономическую характеристику  Вейделевского райпо;

- рассмотреть маркетинговую деятельность на каждом этапе жизненного цикла товаров Вейделевского райпо;

- предложить основные  направления совершенствования  концепции жизненного цикла товаров  Вейделевского райпо.

Объектом исследования является Вейделевское райпо, расположенное по адресу: 309720 Россия, Белгородская область, посёлок Вейделевка, ул. Центральная, д. 11.

Предметом исследования являются маркетинговая деятельность и жизненный цикл товаров Вейделевского райпо.

Период исследования является 2006 - 2008 годы.

Информационной базой  для написания курсовой работы послужили  труды отечественных учёных в  области исследуемой проблемы: Гришковой Н.С., Завьяловой Ж., Котлера Ф., Романова А.Н., Красильникова С.А. и другие, а также бухгалтерская отчётность Вейделевского райпо.

Методологической базой  послужили метод сравнения и  метод аналогии.

Структура работы состоит  из введения, основной части, содержащей 5 вопросов, заключения, списка использованных источников в количестве 15 наименований.

Работа выполнена на 41 листе машинописного текста, содержит 1 таблицы, 5 рисунков и 4 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие жизненного  цикла товара в системе маркетинга

 

 

Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) - это время существования товара  на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи [4].

Понятие жизненного цикла товара применяется  как к классам товаров (телевизоры), так и к подклассам (цветные  телевизоры)  и даже к определенной модели или торговой марке (цветные телевизоры "Электроника"). (Хотя многие экономисты говорят преимущественно о жизненном цикле только товара, почти отрицая наличие  жизненного цикла у классов и подклассов товаров.) Конкретная модель товара более четко следует традиционному жизненному циклу товара.

Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая определенные рамки. Динамика жизни товара показывает объем продаж в каждое определенное время существования  спроса на него.

Понятие жизненного цикла  можно применить для описания целого товарного класса (автомобили с бензиновыми двигателями), разновидности  товара (автомобили с откидным верхом) или конкретной марки («Мустанг»). В  каждом из этих случаев понятие жизненного цикла имеет разный характер. Самый  длительный цикл жизни у товарных классов. Сбыт многих товарных классов  надолго задерживается в рамках этапа зрелости. И наоборот. Разновидности  обычно имеют типичную кривую жизненного цикла. Такие товары, как телефоны с наборным диском и кремы-дезодоранты, проходят обычный цикл выведения  на рынок, быстрого роста, зрелости и  упадка. История индивидуальной марки  зависит от ее успеха и от эффективности атак и контратак конкурентов [8].

В жизненном цикле продукта отражаются изменения моды, вкуса, стиля, технический прогресс, техническое и моральное старение. Цикл можно обнаружить не только у марок и продуктов, но и у материалов (натуральные материалы, синтетика). Формы, цвета, технологии также проходят жизненный цикл. Приведенная на рис.1 кривая является типичной схемой жизненного цикла товара.

 

Рис. 1. Кривая жизненного цикла  товара

 

Понятие жизненного цикла  может применяться к таким  известным явлениям, как стиль, мода или фетиш (рис. 2).

На рынках, где властвуют  стили и мода, наблюдается своя цикличность. Деятели рынка должны уметь разбираться в этих циклах и прогнозировать их.

Стиль ― основная своеобразная форма выражения, возникающая в той или иной сфере человеческой деятельности. Например, существуют стили в жилищах (колониальный, стиль «ранчо»), в одежде (вечерняя, повседневная, для души) и искусстве (реалистическое, сюрреалистическое, абстрактное). Будучи однажды созданным, стиль может существовать на протяжении многих поколений, то обретая широкую популярность, то теряя ее. Применительно к стилю характерен цикл с несколькими перио¬дами повышенного интереса [9].

Мода ― наиболее популярный или распространенный стиль в данный отрезок времени в данной сфере деятельности. Например, сегодня в одежде в моде джинсы, в танцах ― «новая волна». Мода проходит в своем развитии четыре этапа. На этапе яркой индивидуальности некоторые потребители начинают интересоваться какой-то новинкой, стремясь выделиться тем самым из среды окружающих. Новинка эта может быть товаром, сделанным на заказ или выпущенным кем-то из производителей небольшой партией. На этапе подражания новинкой начинают интересоваться и другие потребители, движимые желанием подражать лидерам моды, и товар начинает выпускать увеличенными партиями большее число производителей. На этапе массового распространения мода становится чрезвычайно популярной, а производители выпускают товар в массовом масштабе. И наконец, на стадии упадка потребители начинают переключаться на другие направления моды, выходящие на первый план. Таким образом, мода проходит период довольно медленного роста, некоторое время остается популярной, а затем наступает период медленного упадка. Длительность отдельного этапа в цикле моды предсказать очень трудно.

 

Рис. 2. Кривые жизненного цикла  стиля, моды, фетиша

 

Фетиши ¾ частные проявления моды, которые быстро завоевывают всеобщее внимание, воспринимаются с большим энтузиазмом, быстро достигают пика популярности и очень быстро переходят к стадии упадка. Цикл их признания непродолжителен, и, как правило, число их приверженцев ограничено. Фетишам часто присуща какая-то непривычная черта или какой-то выверт. Скажем, люди вдруг начинают покупать «любимые булыжники» или бегать нагишом и красить большие пряди волос под седину. Фетиши импонируют людям, которые либо ищут чего-то необычного, либо хотят выделиться из среды окружающих, либо жаждут темы для разговоров с другими. Фетиши преходящи, поскольку они либо не удовлетворяют никакой сильной нужды, либо удовлетворяют ее явно недостаточно, Очень трудно предсказать, окажется ли что-то просто фетишем, и если да, то на какое время ― на несколько дней, недель, месяцев. Среди прочих обстоятельств продолжительность жизни фетиша зависит и от того, как много внимания уделяют ему средства массовой информации [13].

Выделяют следующие виды жизненных циклов товаров (рис. 3):

  1. Традиционная кривая включает отчетливые периоды: введение, рост, зрелость, спад.
  2. Классическая кривая (бум) описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого периода времени (например, «Кока-Кола»).

3. Кривая увлечения описывает товар, который получает быстрый взлет и быстрый сбыт (модные сезонные товары).

4. Продолжительное увлечение проявляется аналогично кривой

увлечения, за исключением  того, что "остаточный" сбыт продолжается в размерах, составляющих незначительную долю от прежнего объема реализации.

5. Сезонная кривая (кривая моды) имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени. Динамика сбыта имеет выраженный сезонный характер

  1. Кривая возобновления (ностальгия) описывает товар, который, казалось бы, устарел, но вновь получил популярность.
  2. Кривая провала характеризует продукт, который вообще не имел успеха на рынке, товар – неудачник.

Маркетологу необходимо выбрать  оптимальный момент для выхода с 

новым товаром на рынок  или для внедрения существующего  товара на новый рынок. В одно и  то же время один товар может находиться на различных рынках, на разных стадиях жизненного цикла. Продолжительность этапов на различных рынках также может быть различна. Все это необходимо учитывать при составлении товарного портфеля фирмы.

 

Рис. 3. Виды отдельных жизненных  циклов товаров


 

Желательно, чтобы фирма  с широким ассортиментом имела  одновременно товары, находящиеся на этапах внедрения, роста и зрелости. В этом случае доход от реализации товаров, находящихся на стадии зрелости, способствует эффективному внедрению  новых товаров, а товары, находящиеся  на стадии роста, могут дать дополнительные средства для обновления, разработки модификаций, введения скидок к цене на товары, находящиеся на стадии зрелости. Нужно так сформировать товарный портфель, чтобы постоянно вводить  новые товары и одновременно поддерживать сбалансированность товаров, находящихся  на различных этапах жизненного цикла [8].

Продолжительность жизненного цикла в целом и отдельных  его фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия - более короткий, а наиболее совершенные технические товары - очень короткие (2-3 года). Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков. Под временем адаптации понимают временной разрыв между покупками, совершаемыми каждым индивидуумом, и лидерами при принятии нововведения. Время адаптации является результатом индивидуальных процессов принятия решений и связано с множество факторов, таких, например, как вид продукта, каналы коммутации, социологические и психологические факторы [4].

Таким образом, жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде. Жизненный цикл товара имеет виды, которые имеют свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные этапы жизненного  цикла товара

 

 

Жизненный цикл изделия –  время от начала оформления идеи изделия  до окончания физического существования  последнего экземпляра этого изделия.

Основные критерии выделения стадий жизненного цикла товара являются:

- товарооборот;

- издержки;

- цена;

- прибыль (объем, темп и направление  развития).

Основные этапы жизненного цикла товара [4]:

  1. Внедрение на рынок.
  2. Рост.
  3. Зрелость.
  4. Спад.

Некоторые авторы включают в жизненный цикл товара этап его  разработки. В этом случае под жизненным  циклом товара понимают промежуток времени  от замысла продукта до его снятия с производства и продажи [9].

1. Этап выведения на  рынок ― период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара прибылей на этом этапе еще нет.

2. Этап роста ― период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей.

3. Этап зрелости ― период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов. 

4. Этап спада ― период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей.

Характер сбыта и прибылей на протяжении жизненного цикла товара от создания до упадка представлен на рис. 4.

 

 
Рис.4. Характер сбыта и прибылей на протяжении  
жизненного цикла товара от его создания до упадка

 

Хотя представленная здесь  кривая жизненного цикла товара типична, она не всегда имеет такой вид. Одним из часто встречающихся  вариантов является кривая «с повторным циклом» (рис. 5а). Второй «горб» сбыта вызывается мероприятиями по стимулированию сбыта, проведенными на этапе упадка товара. Еще одной разновидностью является «гребешковая» кривая (рис. 5б), состоящая из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей. Так, например, кривой «гребешкового» вида характеризуется сбыт нейлона, что объясняется появлением с течением лет множества новых сфер его использования ― парашюты, чулки и белье, рубашки, ковровые покрытия.

 
Рис. 5. Возможные варианты кривой жизненного цикла товара

Этап выведения начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. Процедура выведения товара на рынок  требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно, Таким  хорошо известным товарам, как растворимый  кофе, замороженный апельсиновый сок  и порошковые сливки для кофе, пришлось ждать не один год, прежде чем они  вступили в период быстрого роста [13]. Медленный рост может объясняться следующими обстоятельствами:

1) задержками с расширением  производственных мощностей;

2) техническими проблемами (устранение «загвоздок»);

3) задержками с доведением  товара до потребителей, особенно  при налаживании надлежащего  распределения через различные розничные торговые точки;

4) нежеланием клиентов  отказываться от привычных схем  поведения. В случаях с дорогостоящими  новинками рост сбыта сдерживается  и рядом других факторов, таких,  как незначительное количество  покупателей, способных воспринять  товар и позволить себе его приобрести.

На этом этапе фирма  либо несет убытки, либо прибыли  очень невелики из-за незначительных продаж и высоких расходов по организации  распределения товара и стимулированию его сбыта. Затраты на стимулирование достигают в это время своего наивысшего уровня «в связи с необходимостью концентрированных усилий по продвижению новинки, дабы:

1) информировать потенциальных  потребителей о новом, не известном им товаре;

2) побудить их к опробованию товара;

3) обеспечить этому товару  распространение через предприятия  розничной торговли».

Производителей на этом этапе  немного, и они выпускают только основные варианты товара, поскольку  рынок еще не готов и восприятию его модификаций. Фирмы фокусируют свои усилия по сбыту на потребителях, наиболее подготовленных к совершению покупки, как правило, на представителях групп с высоким уровнем доходов. Цены на этом этапе обычно повышенные.

Этап роста. Если новинка удовлетворяет интересы рынка, сбыт начнет существенно расти. Ранние последователи будут продолжать покупать товар. Их примеру начнут следовать обычные потребители, особенно если они слышали о товаре благоприятные отзывы. На рынке появляются новые конкуренты, привлеченные открывающейся возможностью. Они предложат товар с новыми свойствами, что позволит расширить рынок. Рост числа конкурентов приведет к резкому росту продаж с заводов, чтобы насытить товаром каналы распределения [4].

Цены остаются на прежнем  уровне или слегка снижаются по мере роста спроса. Затраты фирм на стимулирование сбыта сохраняются на прежнем  уровне или слегка увеличиваются, чтобы  противодействовать конкурентам и  продолжать информировать публику о товаре.

Прибыли на этом этапе растут, поскольку издержки на стимулирование сбыта приходятся уже на больший  объем продаж при одновременном  сокращении издержек производства. Для  того чтобы максимально растянуть  период быстрого роста рынка, фирма  может использовать несколько стратегических подходов.

1. Повысить качество новинки,  придать ей дополнительные свойства, выпустить ее новые модели. 

2. Проникнуть в новые сегменты рынка.  

3. Использовать новые каналы распределения. 

4. Переориентировать часть рекламы с распространения осведомленности о товаре на стимулирование его приобретения. 

5. Своевременно снизить  цены для привлечения дополнительного  числа потребителей.

Фирма, прибегающая к использованию  упомянутых стратегических приемов  расширения рынка, наверняка укрепит  свое конкурентное положение.

Этап зрелости. В какой-то момент темпы роста сбыта товара начнут замедляться ― начнется этап зрелости. По времени этот этап обычно протяжённее предыдущих и ставит сложные задачи в области управления маркетингом. Большинство имеющихся на рынке товаров находятся как раз на этапе зрелости, и, следовательно, управление маркетингом в основном имеет дело со «зрелыми» товарами [9].

Замедление темпов роста  сбыта означает, что у многих производителей скапливаются запасы непроданных товаров. Это ведет к обострению конкуренции. Конкуренты все чаще прибегают к  продаже по сниженным ценам и  ценам ниже прейскурантных. Растет реклама, увеличивается число льготных сделок со сферой торговли и потребителями. Растут ассигнования на НИОКР с целью  создания улучшенных вариантов товара. Все это означает снижение прибылей. Ряд наиболее слабых конкурентов  начинают выбывать из борьбы. В конце  концов, в отрасли остаются только прочно укоренившиеся соперники. Управляющий по товару должен не просто защищать своё изделие. Лучшая оборона ― это нападение. И управляющему нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и комплекса маркетинга.

Модификация рынка. Управляющий стремится увеличить потребление существующего товара. Он ищет новых пользователей и новые сегменты рынка. Одновременно он изыскивает способы стимулирования более интенсивного потребления товара существующими клиентами. Возможно, управляющий захочет перепозиционировать товар таким образом, чтобы он оказался привлекательным для более крупного или быстрее растущего сегмент рынка [13].

Модификация товара. Управляющий по товару может также модифицировать характеристики своего изделия, такие, как уровень качества, свойства или внешнее оформление, чтобы привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление.

Стратегия улучшения качества имеет целью совершенствование  функциональных характеристик товара, таких, как долговечность, надежность, скорость, вкус. Этот подход эффективен в тех случаях, когда:

1) качество поддается  улучшению;

2) покупатели верят утверждениям об улучшении качества;

3) достаточно большое  количество покупателей хотят улучшения качества товара.

Стратегия улучшения свойств  имеет целью придать товару новые  свойства, делающие его более универсальным, более безопасным и более удобным. Стратегию улучшения свойств  успешно применяют японские производители  часов, калькуляторов, копировальных  аппаратов и т. п. Например, фирма  «Сони» постоянно придает дополнительные новые свойства своим миниатюрным стереомагнитофонам «Уокман».

Стратегия улучшения внешнего оформления имеет целью повысить привлекательность товара. Так, для  привлечения покупателей, которым  нужно нечто новое по виду, автомобильные  фирмы периодически меняют внешнее оформление своих моделей [8].

Модификация комплекса маркетинга. Помимо всего прочего, управляющий по товару должен стремиться стимулировать сбыт с помощью модификации одного или нескольких элементов комплекса маркетинга. Для привлечения новых покупателей и переманивания клиентуры конкурентов можно снизить цену. Можно попытаться разработать более действенную рекламную кампанию. Можно прибегнуть к активным приемам стимулирования сбыта, таким, как заключение льготных сделок с продавцами, выпуск купонов, дающих право на небольшую скидку с цены, распространение сувениров, проведение конкурсов. Фирма может «воспользоваться более емкими рыночными каналами, прибегнув, в частности, к услугам магазинов активного сбыта, особенно если эти рыночные каналы переживают период роста. Фирма может также предложить покупателям новые или усовершенствованные виды услуг.

Этап упадка. В конце концов, сбыт разновидности товара или марки все-таки пойдет вниз. Падение сбыта может быть медленным, как в случае овсяной крупой, или стремительным, как в случае с автомобилем «Эдзел». Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет [9].

Падение сбыта объясняется  рядом причин, в том числе достижениями в технологии, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции со стороны отечественных и зарубежных соперников. По мере падения сбыта  и прибылей некоторые фирмы уходят с рынка. Оставшиеся могут сократить  ассортимент товарного предложения, отказаться от мелких сегментов рынка  и наименее эффективных торговых каналов, урезать ассигнования на стимулирование и еще больше снизить цены [4].

Сохранение в своей  номенклатуре товара, вступившего в  стадию упадка, может оказаться для  фирмы чрезвычайно накладным  делом. Товар может отнимать слишком  много времени у руководства. К тому же он часто требует корректировки  цены и переоценки товарно-материальных запасов. Стоимость его производства высока, он требует и рекламы, и  внимания продавцов, а средства или  силы, возможно, было бы лучше направить  на организацию производства новых, более прибыльных товаров. Сам факт падения его успеха может вызвать  у потребителей недоумение по отношению  к фирме-производителю в целом. Но самые значительные неприятности могут ожидать фирму в будущем. Не будучи своевременно снятыми с  производства, дряхлеющие товары мешают началу энергичных поисков замены себе. Из-за них фирма довольствуется однобоким  комплексом маркетинга, ― в котором  слишком большая роль отводится  «вчерашним кормильцам» и слишком  маленькая ¾ «кормильцам завтрашним». Такие товары подрывают рентабельную деятельность сегодня и ослабляют  позиции фирмы в будущем. 
С учетом всех этих соображений фирма должна уделять больше внимания своим дряхлеющим изделиям. Первым делом необходимо выявлять товары, вступившие в стадию упадка, посредством регулярного анализа показателей их сбыта, доли рынка, уровни издержек и рентабельности. В отношении каждого из них руководство фирмы должно принять решение либо о продолжении его выпуска, либо о «пожинании плодов», либо об исключении его из номенклатуры. Решение о продолжении выпуска марки может быть принято в надежде, что конкуренты уйдут из конкретной сферы деятельности. Например, в свое время корпорация «Проктер энд Гэмбл» не отказалась, подобно другим, от производства такого дряхлеющего товара, как жидкое мыло, продолжала его выпускать и получила немалые прибыли. Руководство может решить, что пора пожинать плоды», т.е. резко сократить любые издержки в связи с товаром (на производственное оборудование, материально-техническое снабжение, НИОКР, рекламу, штат продавцов и т.п.) в надежде на то, что сбыт еще продержится некоторое время на довольно приличном уровне. В случае успеха стратегия пожинания плодов обеспечит фирме кратковременный рост прибылей. Руководство может также принять решение об исключении товара из номенклатуры, продав его другой фирме или просто прекратив его производство [8].

Основные характеристики жизненного цикла товара представлены в прил. 1.

Таким образом, жизненный цикл товара - это модель реакции рынка на товар во времени, где независимой переменной является время, а зависимой - объем продаж, затраты и прибыль. Жизненный цикл товара описывается разными авторами и может включать в себя от 4-х до 6-ти этапов. На жизненный цикл товара могут оказывать влияние внешние факторы маркетинговой среды (макросреда), микросреда, маркетинговая активность предприятия. Кривая жизненного цикла товара может быть построена как для конкретной ассортиментной группы, так и для всего товарного рынка

 

 

 

 

 

 

 

3. Организационно – экономическая  характеристика

Вейделевского райпо

 

 

Вейделевское районное потребительское общество – это добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное по территориальному признаку на основе членства путём объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных ценностей его членов. Оно может объединять в качестве своих членов как физических, так и юридических лиц, вступать в социально-экономические отношения, как с коммерческими, так и с некоммерческими организациями.

Целью Вейделевского райпо является удовлетворение материальных и иных потребностей.

Для выполнения указанной  цели Вейделевского райпо осуществляет:

- оптовую, розничную торговлю, в том числе путём создания  торговых баз, магазинов, коммерческих  центров, ларьков, киосков, лавок  на дому по заказам, в кредит, круглосуточно;

- производство и реализацию  продукции научного, промышленного,  культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного  назначения, продовольственных, промышленных  товаров;

- заготовительную деятельность, в том числе закупку всех  видов сельхозпродукции и сырья,  а также сбор и реализацию  сырья из дикорастущих лекарственных  растений (кроме занесённых в  Красную книгу России);

- привлечение заёмных  средств;

- производство и реализация  продукции общественного питания  и т.д.

Вейделевское райпо реализует потребительские товары продовольственного назначения через розничную торговую сеть.

Вейделевское райпо – коллективная организация, которая объединяет физических лиц на основе членства. Это демократически управляемая организация, члены-пайщики которой избирают органы управления и контроля.

Примерный типовой устав  Вейделевского райпо – это систематизированный свод правил регулирующих основные вопросы деятельности общества. Это организационно-правовой документ, который в соответствии с законом определяет социальные, экономические основы общества (прил. 2).

Вейделевское районное потребительское общество - юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты.

Сокращенное наименование общества – Вейделевское райпо.

Юридический адрес: 309720 Россия, Белгородская область, поселок Вейделевка, ул. Центральная, д. 11.

Вейделевское райпо в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)», другими законами РФ, и иными нормативными правовыми актами и Уставом Вейделевского районного потребительского общества.

Тип организационной структуры  Вейделевского райпо – линейно-функциональный (прил. 3).

Достоинством линейно-функциональной специализации является то, что она позволяет избежать дублирования деятельности смежных подразделений. Линейно-функциональная структура помогает создать маркетинговый центр, в котором сотрудники объединены по горизонтали в соответствующие отделы (службы). Недостатком является то, что при расширении ассортимента и увеличения числа рынков может свести на нет преимущества функциональной организационной структуры.

Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.

Управление Вейделевским районным потребительским обществом осуществляют Общее собрание общества, Совет общества и Правление общества. Высшим органом общества является общее собрание общества. Деятельность сельпо регламентируется Уставом. Свои полномочия осуществляет через собрания пайщиков.

В период между общими собраниями общества управление в обществе осуществляет Совет общества. Исполнительным органом  общества является Правление общества.

Совет потребительского общества является органом управления потребительского общества, подотчетен общему собранию и исполняет свои полномочия на общественных началах. Во главе Совета стоит председатель Совета на общественных началах. К исключительной компетенции Совета общества относится: осуществление представительства общества; прием пайщиков в общество; создание кооперативных участков; подготовка и проведение общих собраний потребительского общества; отчуждение недвижимого имущества общества; рассмотрение жалоб на действия правления общества (отмена при необходимости его решений); рассмотрение критических заявлений от пайщиков и работников потребительской кооперации, а также принятие по ним необходимых мер.

Исполнительным коллегиальным  органом общества является Правление  сельпо, которое избирается на собрании уполномоченных пайщиков, состоит из председателя правления и членов правления. Правление общества является подотчетным Совету и собранию общества.

К компетенции Председателя правления относятся следующие вопросы: представление общества без доверенности в государственных, исполнительных, судебных органах, а также в отношениях с гражданами и юридическими лицами, право подписи всех видов договоров, открытие счетов в банках, распоряжение финансовыми средствами, утверждение расписания общества и положения об оплате труда, утверждение внутреннего распорядка работы общества.

На общем собрании пайщиков избирается ревизионная комиссия, которая наделена контрольными полномочиями, определенными Уставом.

Действия высших, исполнительных и контрольных органов потребительского общества взаимосвязаны, исполнительные и контрольные органы подотчетны общему собранию пайщиков.

Для координационного регулирования  деятельности всех производственных структур, формирования и проведения единой, целенаправленной политики в деятельности потребкооперации, обеспечения централизованного учета и осуществления контроля правление сельпо в своей организационной структуре имеет 4 отраслевых отдела, которые наделены функциональными обязанностями и полномочиями по соответствующему предназначению. В частности:

Главный бухгалтер осуществляет рациональную организацию ведения аналитического и синтетического бухгалтерского учета деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений в отдельности, обеспечивает проведение расчетов за товары и услуги как полученные от поставщиков, так и реализованные, контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности; организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, участвует в проведении экономического анализа деятельности предприятия и его производственных подразделений, во взаимосвязи с другими службами и отраслями обеспечивает реализацию текущих и перспективных планов развития райпо.

Отдел кадров представляет собой службу управления персоналом. Отдел занимается вопросами формирования состава работающего персонала, подбором и расстановкой кадров и всеми вопросами, касающимися кадровой политики райпо.

Главный экономист готовит исходные данные для составления проектов, перспективных, годовых и оперативных планов и прогнозов хозяйственно - финансовой и производственной деятельности организации, осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации, и по его результатам представляет председателю правления предложения по улучшению организации производственного процесса.

Все указанные отделы Вейделевского райпо представляют единый механизм организации процесса производства, его планирования на ближайшее время и в перспективе, управления и осуществления контроля и обеспечивают единую систему по достижению целей, ради которых создано и функционирует райпо.

Вейделевское райпо в качестве районного потребительского общества входит в состав областного потребсоюза и свои взаимоотношения с ним определяет соглашением.

Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности Вейделевского райпо за 2006-2008 гг. приведены в таблице 1.

Приведенная ниже таблица  1 отражает, как развивалось Вейделевское райпо в 2006-2008 годы (прил. 4).

- выручка в действующих ценах 2007 года составила 109803 тыс. рублей, что на 18784 тыс. рублей (20,64%) больше предыдущего года; а в 2008 году – 138140 тыс. рублей, что на 28337 тыс. рублей (25,81%) больше 2007 года;

- выручка в сопоставимых ценах 2007 года составила 98126 тыс. рублей, что на 7107 тыс. рублей (7,81%) больше чем в 2006 году, а в 2008 году – 121924 тыс. рублей, что на 23798 тыс. рублей (24,3%) больше по сравнению с предыдущим годом;

- себестоимость товаров 2007 года составила 84801 тыс. рублей, что на 13998 тыс. рублей (19,77%) больше 2006 года, а в 2008 году – 107205 тыс. рублей, что на 22404 тыс. рублей (26,4%) больше чем в 2007 году;

Таблица 1

Динамика основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности Вейделевского райпо за 2006-2008 годы

пп/п

Показатели

Годы

Отклонения

2006

2007

2008

2007 г. к

2006 г.

2008 г. к

2007 г.

+; -

%

+; -

%

11

Выручка в 

действующих ценах,

тыс. руб.

91019

109803

138140

18784

120,64

28337

125,8

22

Выручка в 

сопоставимых ценах,

 тыс. руб.

91019

98126

121924

7107

107,81

23798

124,3

3

Индекс

-

1,119

1,133

-

-

-

-

33

Себестоимость,

тыс. руб.

70803

84801

107205

13998

119,77

22404

126,4

44

Валовая прибыль,

тыс. руб.

20216

25002

30935

4786

123,67

5933

123,7

55

Чистая прибыль,

тыс. руб.

-928

+1595

+2488

2523

171,88

893

155,9

66

Прибыль от продаж,

тыс. руб.

+1026

+4063

+4902

3037

396

839

120,7

7

Рентабельность, %

1,13

3,70

3,55

2,57

-

-0,15

-

8

Среднегод.стоимос. основных средств, тыс. руб.

11221

10609

12368

-612

94,55

1759

116,6

9

Среднегод.стоимос. оборотных средств, тыс. руб.

13028

14584

17143

1556

111,94

2559

117,6


- валовая прибыль 2007 года составила 25002 тыс. рублей, что на 4786 тыс. рублей (23,67%) больше по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году – 30935тыс. рублей, что на 5933 тыс. рублей (23,73%) больше чем в предыдущем году;

- чистая прибыль в 2007 году составила 1595 тыс. рублей, что на 2523тыс. рублей (71,88%) больше по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году – 2488 тыс. рублей, что на 893 тыс. руб. (55,9%) больше по сравнению с 2007 годом;

- прибыль от продаж  в 2007 году – 4063 тыс. рублей, что на 3037 тыс. рублей больше чем в 2006 году, а в 2008 году – 4902 тыс. рублей, что на 839 тыс. рублей (20,65%) больше по сравнению с предыдущим годом за счёт снижения расходов;

- рентабельность продаж  в 2007 году составила 3,70%, что по сравнению с 2006 годом на 2,57% больше, а в 2008 году – 3,55%, что на 0,15% меньше чем в предыдущем году;

- среднегодовая стоимость  основных средств в 2007 году  снизилась по сравнению с 2006 годом на 612 тыс. руб. или на 5,45%, а в 2008 году по сравнению  с 2007 годом на 16,6% возросла;

- среднегодовая стоимость  оборотных средств в 2007 году  возросла на 1556 тыс. руб. или  на 11,94% по сравнению с 2006 годом,  а в 2008 году по сравнению  с 2007 годом на 17,6%.

Рассмотрим коэффициенты ликвидности, и платежеспособности  Вейделевского райпо которые представлены в таблице 2, на основании данных представленных в приложении 4.

Коэффициент текущей ликвидности  показывает, какую часть текущих  обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизировав все  оборотные средства. Коэффициент  текущей ликвидности позволяет  установить, в какой кратности  текущие активы покрывают краткосрочные  обязательства. Это главный показатель платежеспособности. В 2006 году данный показатель составлял 0,05 п.п., в 2007 году – 0,06 п.п., в 2008 году 0,06 п.п.

Коэффициент абсолютной ликвидности  показывает, какую часть краткосрочной  задолженности Вейделевского райпо может погасить в ближайшее время за счет денежных средств. В Вейделевском райпо коэффициент абсолютной ликвидности в 2006 году составлял 0,96 п.п., в 2007 году - 0,86 п.п., в 2008 году – 1 п.п. В Вейделевском райпо значение коэффициента абсолютной ликвидности не соответствует требованиям, что говорит о невозможности организации погасить большое количество краткосрочных обязательств в ближайшее время.

Таблица 2

Динамика коэффициентов  ликвидности и платежеспособности

Вейделевского райпо за 2006-2008 годы

Показатели

Норматив-ное

значение

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Отклонения

2007 к 2006

2008 к 2007

Коэффициент текущей ликвидности

2

0,05

0,06

0,06

0,01

-

Коэффициент срочной ликвидности

>1

0,5

0,10

0,06

-0,4

-0,04

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2 – 0,5

0,96

0,86

1

-0,1

0,14

Коэффициент капитализации

< 1,5

0,88

1,05

0,93

0,17

-0,12

Коэффициент финансовой независимости

0,4 – 0,6

0,53

0,49

0,52

-0,04

0,03

Коэффициент финансирования

0,7 – 1,5

1,13

0,95

1,08

-0,18

0,13


Коэффициент капитализации  показывает, сколько заёмных средств  Вейделевское райпо привлекло на 1000 рублей вложений в активы собственных  средств.

Коэффициент финансовой независимости  показывает, удельный вес собственных  средств в общей сумме источников финансирования. Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности Вейделевского райпо финансируется за счёт собственных средств, а какая за счёт заёмных.

Таким образом, Вейделевское райпо – общество, созданное в  соответствии с законом РФ «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах)», в целом развивается  динамично, является относительно финансово  устойчивым потребительским обществом. Выручка в действующих ценах 2007 года составила 138140 тыс. рублей, что на 28337 тыс. рублей (25,8%) больше предыдущего года; а в 2008 году – 187924 тыс. рублей, что на 49784 тыс. рублей (36,04%) больше 2007 года.

4. Маркетинговая  деятельность на каждом этапе  жизненного цикла 

товаров Вейделевского  райпо

Жизненный цикл товара Вейделевского райпо – время с момента выхода товара на рынок (иногда с момента разработки товара) до ухода с рынка. Жизненный цикл товара может быть равен нулю, если пробные продажи неудачны, или бесконечности (на продукты питания).

Маркетинг жизненного цикла товара учитывает объективное противоречие: в условиях, когда производитель заинтересован в удлинении жизненного цикла товара, замену товара стимулируют только внешние факторы: конкуренция, изменения моды и другое. Только они являются двигателями товарного обновления.

1. Этап разработки. Рождение идеи нового товара (услуги), маркетинговые исследования (прогнозирование спроса на товар), прикладные исследования (проверка концепции нового товара на техническую осуществимость), проектирование, рыночные испытания (пробный маркетинг).

Цель Вейделевского райпо – проверить концепцию нового товара на предмет коммерческой реализуемости:

Задачи маркетинга Вейделевского райпо на этапе разработки;

- комплексные маркетинговые исследования рынка;

- анализ потенциального  спроса;

- планирование объема продаж;

- оценка производственных и технологических возможностей

Вейделевского райпо;

- прогнозирование реакции потребителя на товар.

Приоритет элементов концепции  маркетинга Вейделевского райпо на

этапе разработки:

    1. Качество
    2. Реклама
    3. Цена
    4. Сервис
    5. Преимущественные типы потребителей

Идет определение возможностей потребителей с помощью маркетинговых  исследований, выбор целевого сегмента рынка, его сегментирование, определение  базового сегмента.

2. Этап внедрения. Стадия характеризуется поступлением товара в продажу, ознакомлением покупателя с товаром Вейделевского райпо, привыканием покупателя к нему. Здесь характерны низкий объем продаж и высокие расходы, незначительная конкуренция (бакалейные товары). Ценовая политика не стабильна и зависит от вида товара (например, продукты, эксклюзивные товары). Могут использоваться стратегия "снятия сливок" и стратегия "постепенного внедрения на рынок". В отдельных случаях при внедрении на рынок возможна продажа нового товара (например, предметы творчества) по цене ниже его себестоимости.

Цель Вейделевского райпо – создание рынка для нового товара.

Задачи маркетинга Вейделевского райпо на этапе внедрения:

- максимальное привлечение внимания покупателей к новому товару;

- усиленная реклама, концентрирующая усилия по продвижению товара;

- сбор информации об оценке покупателями нового товара.

На данном этапе Вейделевское райпо информирует потенциальных потребителей о новом, неизвестном им товаре, побуждает их к опробованию товара, обеспечивает данному товару распространение через торгово-посредническую сеть.

Приоритет элементов концепции  маркетинга на этапе внедрения:

1) Реклама 

2) Качество 

3) Цена 

4) Сервис 

3. Этап роста. Стадия характеризуется существенным ростом спроса на товар и соответствующим ростом производства данного товара (продукты питания). На данном этапе может иметь место превышение спроса над предложением, увеличение прибыли и стабилизация цен и расходов на рекламу. Рынок быстро растет, однако, имеет место нестабильно изменчивый характер спроса. Возможна ответная реакция конкурентов.

Цель Вейделевског райпо – освоение рынка, захват лидирующих позиций, максимальный рост объема продаж.

Задачи маркетинга Вейделевского райпо на этапе роста:

- завоевание позиций на  рынке;

- отработка базовых решений;

- укрепление приверженности покупателей через рекламу;

- увеличение продолжительности этапа устойчивого роста.

Для максимального продления  периода интенсивного роста объема продаж и быстрого роста рынка, как  правило, Вейделевское райпо использует следующие подходы:

- повысить качество новинки, придав ей дополнительные свойства;

- проникнуть в новые сегменты рынка;

- использовать новые каналы распространения;

- переориентировать часть рекламы с распространения осведомленности

о товаре на стимулирование его приобретения;

- своевременно снизить цены для привлечения дополнительного числа

потребителей.

Приоритет элементов концепции  маркетинга Вейделевского райпо на этапе роста:

1) Цена 

2) Реклама 

3) Качество 

4) Сервис 

4. Этап зрелости. Стадия характеризуется стабилизацией рынка. Отмечается замедление темпов роста объемов продаж (предметы труда, мука, крупы). Потребление на душу населения падает. Формируются группы постоянных покупателей, наблюдаются гибкие цены, происходит расширение гарантийного обслуживания и сервиса (электроприборы и др.).

Цель Вейделевского райпо – закрепить на рынке завоеванную долю рынка.

Задачи маркетинга Вейделевского райпо на этапе зрелости:

- поиск новых рынков  сбыта;

- оптимизация каналов товародвижения;

- введение комплекса мер по стимулированию сбыта (скидки, конкурсы

среди потребителей, продажи на премиальной основе);

- совершенствование условий продажи и сервисного обслуживания;

- разработка модификаций товара.

В качестве инструментов маркетинга на данном этапе Вейделевское райпо использует модификацию рынка направленную на увеличение потребления существующего товара. Она включает:

- поиск новых пользователей и новых сегментов рынка;

- изыскание способов стимулирования более интенсивного потребления

товара существующими  клиентами;

- возможно перепозиционировать товар таким образом, чтобы он

оказался привлекательным  для более крупного или быстрее  растущего сегмента рынка.

Модификация товара заключается в модифицировании таких характеристик товара, как уровень качества, свойства или внешнее оформление, чтобы привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление (электроприборы, предметы труда). При этом Вейделевское райпо использует следующие стратегии:

- стратегия улучшения качества имеет целью совершенствование

функциональных характеристик  товара, в том числе долговечность, надежность, скорость, вкус. Данная стратегия  эффективна, если:

а) качество поддается улучшению,

б) покупатели верят в  утверждение об улучшении качества,

в) достаточно большое количество покупателей хотят улучшения  качества.

- стратегия улучшения свойств имеет целью придать товару новые

свойства, делающие его более  универсальным, более безопасным и  более удобным.

- стратегия улучшения внешнего оформления имеет целью повысить

привлекательность товара.

Приоритет элементов концепции  маркетинга Вейделевского райпо на этапе зрелости:

1) Сервис 

2) Цена 

3) Качество 

4) Реклама 

5. Этап спада. Стадия характеризуется устойчивым снижением спроса, сокращением рынка, покупатели теряют интерес к товару. Возникает излишек производственных мощностей, появляются товары – заменители. Происходит снижение цен, имеет место сокращение производства товара (например, сливки, сахар, спички и т.д.).

Цель Вейделевского райпо – вернуть утраченные позиции на рынке, восстановить сбыт.

Задачи маркетинга Вейделевского райпо на этапе спада:

На данном этапе резко  уменьшается эффективность маркетинговой  деятельности Вейделевского райпо, расход средств не целесообразен и не дает отдачи. Возможные причины спада:

- новые достижения в технологии (моральное старение);

- изменение вкусов потребителей;

- обострение конкуренции.

Пути выхода Вейделевского райпо из этапа спада:

- снижение цен;

- придание товару рыночной новизны;

- поиск новых сфер использования товара и новых рынков;

- снятие старых товаров с производства (возможен резкий выход с

рынка);

- сокращение маркетинговой программы;

- переход к выпуску и продвижению нового перспективного товара.

Приоритет элементов концепции  маркетинга Вейделевского райпо на этапе спада:

1) Реклама нового потребления 

2) Цена 

3) Сервис 

4) Качество 

Таким образом, маркетинговой деятельностью на каждом этапе жизненного цикла товара Вейделевского райпо подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

5. Основные направления  совершенствования концепция 

жизненного цикла товара Вейделевского райпо

Концепция жизненного цикла товара Вейделевского райпо описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов  и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Вечного товара нет!

Концепция жизненного цикла  продукта Вейделевского райпо применяется в отношении товарного класса, разновидности товара. Самый длительный жизненный цикл у товарных классов.

Жизненный цикл товара Вейделевского райпо - это время существования товара на рынке.

Маркетинговая концепция  жизненного цикла товара Вейделевского райпо исходит из того, что любой товар, каким бы великолепным потребительским свойством он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более современным товаром. Могут быть товары - долгожители, но вечного товара нет.

Изучение концепции жизненного цикла товара является необходимым  вследствие ряда причин:

- новая продукция требует растущих инвестиций;

- концепция позволяет маркетологу предвидеть изменения в

конкуренции, вкусах потребителя и поддержки каналов реализации а, следовательно, приспосабливать план маркетинга;

- концепция помогает проанализировать товарный ассортимент

выпускаемой продукции (хлеб, консервы, крупяные изделия, соль, сахар и др.).

Жизненный цикл товара Вейделевского райпо - это полезный инструмент, подсказывающий стратегии, которые надо использовать в течение жизни товара, и моменты, когда стратегии следует менять. Поэтому менеджеру товара не всегда легко определить место товара в его жизненном цикле. Продажи могут, например, возрасти на самой ранней стадии, а затем внезапно сократиться.

В этом случае, положившись  на концепцию жизненного цикла товара, Вейделевское райпо может ошибочно предсказать переход к стадии роста, выделив больше денег на рекламу и распределение в ближайший период. Еще одна сложность - изменчивая продолжительность жизненного цикла. Крайне трудно предвидеть, сколько времени пройдет от выхода товара на рынок до ее роста и зрелости.

Интерес к концепции жизненного цикла товара Вейделевского райпо лежит в области замены товаров, находящихся на этапе спада на новые, причем с точки зрения временных параметров данных процессов, т.к. они отражают такие важные критерии как критические точки начала или прекращения производства, начала или окончания НИОКР и освоения (разработки нового продукта). Как правило, окончание разработки нового продукта является началом его производства. Временные параметры процесса такой замены характеризуются сроками разработки и периодом производства товаров, которые в свою очередь, отражаются на оптимальном количестве товаров находящихся на стадии разработки. Поэтому применение концепции жизненного цикла товара при оценке эффективности новой техники и прогрессивных технологий, является важным, так как внедрение новейших технологий приводит к изменению жизненного цикла.

Продвижение идей выпуска  новых товаров к производству, тесно связано с рынком. Научно-технический прогресс играет важную роль в развитии новых направлений изделий, в повышении их функциональных характеристик, однако потребительный спрос на те или иные товары и конкуренция заставляют производителей непрерывно обновлять свою продукцию. Идеи, поступающие от агентов по продаже продукции фирмы, напрямую связаны с маркетингом изделий.

Период освоения является одной из составляющих жизненного цикла, а его сокращение позволяет изделию  раньше выйти на рынок тем самым  продлить его жизненный цикл и  получить за счет этого экономический  эффект. Поэтому наибольшую важность имеет технология определения этого  эффекта, получаемого не за счет снижения статей затрат себестоимости (при несомненной  их значимости), а за счет сокращения сроков освоения.

Определение этого эффекта  чрезвычайно актуально при внедрении  в производство новой техники  и прогрессивных технологий, так  как результатом является своевременный  выход на рынок новой продукции  и возможное увеличение объема продаж.

Внедрение прогрессивных  методов при разработке новых  изделий будет влиять на все этапы  периода освоения. Снижается время  на проведение НИОКР, а период подготовки и освоения производства минимальный, в связи с тем, что отсутствует  необходимость изготовления оснастки. Таким образом, автоматизация процессов  увеличивает вероятность сокращения всех временных параметров, относящихся  к циклу освоения нового изделия.

Благодаря четкому определению  этапов жизненного цикла, в которых  находится или будет находиться товар, Вейделевское райпо может разрабатывать конкретную стратегию и тактику маркетинга, включающую вопросы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развития производства, выбора каналов сбыта, совершенствования форм и методов рекламы, регулирование цен и прибыли.

Новые технологии способны сократить цикл жизни товара. 
Успешная стратегия оживления продаж способна продлить стадию зрелости, несмотря на предсказанные ранее сроки, и даже обеспечить переход от роста к зрелости и снова к росту. Модель жизненного цикла применяется, кроме прогнозов сбыта, для определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта. Для использования модели необходима однозначная идентификация отдельных фаз жизненного цикла. Чтобы исключить влияние коньюнктуры, для сравнения используется изменение сбыта всех продуктов, входящих в группу. Модель не лишена недостатков, но при определенных условиях дает неплохие результаты. Вначале определяются изменения сбыта для всех продуктов, входящих в группу, по сравнению с предыдущим годом. Если рост больше, чем (+0,5), то продукт относится к фазе роста. Если изменения сбыта находятся между этими двумя значениями, то продукт причисляется к фазе зрелости или насыщения.

Текущее положение товара в жизненном цикле товара Вейделевского райпо заставляет разрабатывать маркетинговые стратегии, наиболее приемлемые в данный момент цикла, а они, в свою очередь, влияют на эффективность товара на последующих этапах жизненного цикла.

Все же, при аккуратном использовании, концепция жизненного цикла товара может помочь в разработке хороших маркетинговых стратегий на разных этапах жизненного цикла товара. Выбор стратегии Вейделевского райпо при работе с продуктом ограничивают внешние и внутренние условия.

В области работы с продуктом  и совершенствования концепции  жизненного цикла товара Вейделевского  райпо можно выделить следующие стратегии:

1. Дифференциация - конкурентная стратегия, следуя которой, Вейделевское райпо концентрирует свои усилия на создании продуктов (продукты питания) и разработке маркетинговой программы, по своим характеристикам отличающихся в лучшую сторону от конкурентов. Что дает Вейделевскому райпо возможность стать лидером в отрасли по определенной группе продуктов (придание продукту особых качеств, достижение высоких значений показателя качества и др.).

2. Лидерство по полным затратам - конкурентная стратегия, которая обеспечивает Вейделевскому райпо достижение наименьших издержек производства и доведение продукта до потребителя (за счет использования самых «дешевых» решений – скупка у населения). Благодаря этому она устанавливает по сравнению с конкурентами более низкие цены и завоевывает большую рыночную долю.

3. Специализация или фокусировка - конкурентная стратегия, следуя которой Вейделевское райпо концентрирует свои усилия на производстве продуктов, ориентированных на узкий круг потребителей.

4. Диверсификация - это вид стратегии, направленной на выпуск новых продуктов (предметы творчества, предметы труда и др.), не связанных с производством главных видов продуктов Вейделевского райпо, и с выходом на нетрадиционные рынки. Такая стратегия снижает вероятность крупных провалов.

5. Расширение областей использования продукта. Использование модели жизненного цикла товара для выбора стратегии Вейделевского райпо на каждом конкретном этапе жизненного цикла товара.

Таким образом, жизненный цикл товара - это концепция, описывающая сбыт продукции, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Для совершенствования концепции жизненного цикла товара Вейделевское райпо использует конкурентные стратегии.

Информация о работе Жизненный цикл товаров