Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:06, контрольная работа
Под понятием коммуникации – в широком смысле понимают – обмен
информацией между индивидами. В жизни человека процессы общения играют
чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно они привлекают внимание
специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, со-
циологии, культурологии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы об-
щения начали изучаться со второй половины XX века.
Введение
Под понятием коммуникации – в широком смысле понимают – обмен
информацией между индивидами. В жизни человека процессы общения играют
чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно они привлекают внимание
специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, со-
циологии, культурологии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы об-
щения начали изучаться со второй половины XX века.
В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации.
Как отмечает Георгий Почепцов в книге «Теория коммуникации», в обществе
жесткой иерархии,
каковым являлся Советский
монологическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях.
Как и в Средние века, когда основным было цитатное слово (тогда – Библия,
позже – марксистско-ленинское учение), главным становится приближенность
к источнику правильной мысли. При распространении диалогичности, много-
голосия, права на истину, которое зависит не только от иерархического уровня
начальственного кресла, ситуация резко меняется. Новое коммуникативное
пространство порождается равноценными независимыми друг от друга участ-
никами.
Многое, в изменившихся условиях возлагается на вербальную коммуни-
кацию.
Вербальная коммуникация
Вербальная коммуникация – это взаимодействие людей с помощью речи.
Способность к эффективному обмену информацией является отличительным
свойством человека и одним из главных условий его бытия как существа соци-
ального. Недаром еще древние греки определяли варвара как человека без язы-
ка, то есть без
достаточной способности к
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы чело-
веческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических зна-
ков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является
самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче ин-
формации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда,
этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации
всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.
Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой сис-
темы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорят о сущности
коммуникации
в целом.
В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в ви-
ду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намере-
ниями (интенциями), т. е. диалог представляет собой активный, двусторонний
характер взаимодействия партнеров. Именно это предопределяет необходи-
мость внимания к собеседнику, согласованность с ним. В противном случае
будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации –
понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете – понимания,
познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто
«движется информация», но участники коммуникации особым способом воз-
действуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.
е. стремятся
достичь определенного
вать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А. А. Леонтьев
предлагает обозначать
их как личностно-речевая
но-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов со-
общения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации.
Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер
манипуляции другим человеком, т. е. прямого навязывания ему какой-то пози-
ции, а может способствовать актуализации партнера, т. е. раскрытию в нем и им
самим каких-то новых возможностей.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффек-
тивности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуника-
ции», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная
риторика –
искусство убеждения
ных, включенных
в процесс речевой
«матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего ро-
да модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных
звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько)
в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одно-
го элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложен-
ной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убе-
ждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет).
Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.
1. Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор
2. Что? (передается) – Сообщение (текст)
3. Как? (осуществляется передача) – Канал
4. Кому? (направлено сообщение) – Аудитория
5. С каким
эффектом? – Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообраз-
ных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики комму-
никатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности
выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких пози-
ций может быть три:
1. открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником
излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой
точки зрения;
2. отстраненная — коммуникатор
держится подчеркнуто
сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну
из них, но не заявленную открыто;
3. закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже
прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.
Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, за-
дачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что
принципиально каждая из названных позиций обладает определенными воз-
можностями для повышения эффекта воздействия.
Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при по-
знании способов
и средств воздействия в
и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но
ведь этот процесс
включен в более сложное
но и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это
состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние
людей друг на друга.
Чтобы полностью описать
таточно только
знать структуру
анализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого
нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое об-
щение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения,
она приобретает значение только при условии включения в систему деятельно-
сти, а включение это обязательно дополняется употреблением других – нерече-
вых – знаковых систем.
Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой об-
ласти человеческой деятельности. Профессиональное владение речью стано-
вится важной составляющей успеха во множестве профессий. Голос Алексан-
дра Лебедя стал его важной характеристикой. Шамкающая речь Л. Брежнева
уничтожала любые усилия пропагандистов.
Мы говорим о вербальной коммуникации, а не о текстовой, поскольку
текстом сегодня
считается единица как
У. Эко, к примеру, говорит о тексте в случае любого набора связанных между
собой ситуаций. Следователь, расследуя преступление, также имеет дело с тек-
стом, хотя в нем может не быть ни единого слова. Но перед ним именно текст,
поскольку он обладает своей собственной внутренней структурой, отли-
чающейся от других. Вербальная коммуникация воздействует на человека на
многих уровнях, а не только с помощью содержания.
Мы живем в мире слов. В первую очередь паблик рилейшнз уделяет вни-
мание подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Чарльз Сноу, гово-
ря словами одного из своих героев, пишет:
«На своем веку я составил немало подобных речей и хорошо знал, какое
значение придают им парламентские заправилы и промышленные магнаты.
Составляешь черновик за черновиком, добиваешься немыслимого, высшего со-
вершенства стиля, какого не достигал и Флобер, читаешь и перечитываешь ка-
ждую фразу, чтобы, не дай бог, не сказать лишнего, – и… в конце концов по
законам бюрократического языка, построенного на недомолвках, любая речь
неизбежно становится куда более расплывчатой, чем была в первом наброске.
Я всегда терпеть не мог составлять речи для других и в последнее время со-
всем отделался от этой работы».
При этом надо помнить даже о таких вещах, как будут расположены
слушающие. Как пишет X. Рюкле: «Теснота изменяет душевное состояние.
Чем теснее люди друг к другу, тем легче «завести» толпу, сделать ее агрессив-
ной». Есть соответствующие нормы, по которым происходит общение. Выде-
лены четыре соответствующие зоны, нарушение которых так же наказуемо, как
и любых других норм речи:
-интимная (15-45 см),
- личная: близкая (45-75 см), дальняя (75-120 см),
- социальная (120-360 см),
-публичная (360
см и далее).
Стратегии вербального воздействия
Обратим внимание на те или иные оптимальные стратегии вербального
воздействия, разрабатываемые в рамках таких наук, как психолингвистика,