Управление конфликтами в трудовых коллективах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:41, реферат

Краткое описание

Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это противоречие противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека; во взаимоотношениях людей, коллективов в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Оглавление

Введение 2
1. Межличностный конфликт 4
1.1. Типы конфликтных личностей 5
2. Причины конфликта
3. Модель процесса конфликта 7
3.1. Функциональные последствия конфликта 9
3.2. Дисфункциональные последствия конфликта
4. Управление конфликтной ситуацией 10
4.1. Структурные методы разрешения конфликта
4.2. Тактика разрешения межличностных конфликтов 12
4.3. Урегулирование конфликта с участием третьей стороны 13
5. Деловые конфликты
5.1. Общая схема разрешения конфликтов 14
Заключение 16
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по Управлению персоналом 2012г.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

 

4.2. Тактика разрешения межличностных конфликтов

 

Поддержка статуса – жесткость позиции, пассивное взаимодействие. Такая тактика применяется, когда необходимо выиграть время.

Пренебрежение противоречиями – жесткость доказательств, средняя активность взаимодействия. Эта тактика применяется в том случае, когда нужно утвердить свою позицию, но нет полномочий по управлению другими лицами.

Доминирование – жесткость доказательств, высокая активность взаимодействия. Используются методы убеждения, внушения, поощрения и наказания.
Тактика применяется в условиях, когда нет времени для дискуссии, когда руководитель считает свою точку зрения единственно правильной.

Апелляция к установленным правилам игры – средняя степень гибкости, пассивное взаимодействие. Такой тип поведения уместен, когда требуется показать свою приверженность узаконенным ритуалам.

Компромисс – средняя степень гибкости, средняя активность взаимодействия. Тактика применяется в тех случаях, когда стороны убеждены, что сближение невозможно. Обе стороны действуют под своими лозунгами, но учитывают договоренности.

Взаимные уступки – средняя степень гибкости, высокая активность взаимодействия. Подобная тактика может применяться в тех случаях, когда оппоненты ощущают явную выгоду от взаимных уступок или когда отказ от уступок обойдется им значительно дороже.

Уступка оппоненту – высокая степень гибкости в доказательствах, пассивность во взаимодействии. Несмотря на расхождения во взглядах, один оппонент воздерживается от противоборства, поскольку рассматривает эти расхождения как несущественные. Такое поведение уместно и в том случае, когда за счет уступок в тактических вопросах можно обеспечить стратегический выигрыш.

Воодушевление оппонента – высокая степень гибкости, средняя степень взаимодействия. Используя такую тактику, одна из сторон призывает другую к разрешению проблемы, выражая готовность оказать всемерную помощь. Тактика применяется в случаях, когда другая сторона способна решить проблему, но не уверена в этом.

Сотрудничество – высокая степень гибкости, высокий уровень взаимодействия. Тактика заключается в совместном деловом обсуждении точек зрения, поиске и нахождении взаимовыгодного решения; применяется в сложных ситуациях, а также в случае, когда все участники конфликта желают мирного исхода.

 

4.3. Урегулирование конфликта с участием третьей стороны

 

Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации, с участием третьей стороны, процесса поиска решения проблемы.

В роли третьей стороны могут выступать межгосударственные организации, отдельные государства, прокуратура, суд, правительственные комиссии, руководители предприятий.

Неофициальными медиаторами могут выступать: психологи, старшие по возрасту, друзья, соседи, неформальные лидеры групп и др.

Несколько ролей третьей стороны: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.

Третейский судья обладает большими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Он выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.

Арбитр - также выслушивает стороны, обсуждает конфликт, выносит решение, которое обязательно для выполнения.

Посредник играет более нейтральную роль, его задача обеспечить конструктивное разрешение конфликта, а решение остается за оппонентами.

Помощник участвует с целью усовершенствования процесса обсуждения конфликта, организации встреч и переговоров не вмешиваясь в сам процесс переговоров.

Наблюдатель своим присутствием удерживает стороны от нарушения ранее принятых договоренностей.

 

5. Деловые конфликты

 

Необходимо различать конфликты, возникающие в силу установившейся личной неприязни между членами коллектива, и конфликты организационные, отражающие не враждебность и напряженность в коллективе, а несостыковки в деловом процессе. Естественно, второй тип конфликтов протекает гораздо легче, так как обычно такие ситуации обусловлены объективными и вполне решаемыми проблемами. Главное - не допустить перерождения деловых несогласий в испорченные человеческие отношения. Если сослуживцы по какой-либо причине станут относиться друг к другу плохо, конфликты будут вспыхивать постоянно от малейшей искры.

Если по каким-либо причинам избежать конфронтации не удалось, нужно стараться не выпускать на волю раздражение против личности конфликтера, оставаться в должностных рамках. В рабочих столкновениях всегда побеждает тот, кто пребывает спокойным. Ни в коем случае нельзя пользоваться непорядочными приемами споров, играть на недостатках человека, не имеющих отношения к сфере его профессиональной деятельности. Нагнетание напряженности вполне может привести к взрыву, осколками которого обоих конфликтеров навсегда выбросит с места работы.

Часто острые ситуации возникают, когда в коллектив приходит новичок. Если его личные качества не соответствуют принятым в коллективе нормам, то рано или поздно возникнет напряженность с реальной предпосылкой для перерастания в ссору. Чтобы избежать неприятных ситуаций, новички должны поменьше «качать права», а устоявшиеся члены коллектива - проявить участие и помочь человеку освоиться в непривычном окружении.

Многое в разрешении рабочих столкновений зависит от профессионализма начальника. Если он сможет психологически грамотно и непредвзято разобрать возникший спор, то конфликт, скорее всего, затихнет очень быстро и без последствий. К сожалению, многие руководители часто сами выступают в роли инициаторов вражды, несправедливо и излишне строго относясь даже к незначительным промахам подчиненных. Такой способ руководства, безусловно, не приведет к повышению производительности труда.

Разумное сочетание самодисциплины, здоровой амбициозности, неконфликтности и развитых профессиональных навыков составляют основу успешной рабочей деятельности. Также весьма важным качеством «человека, умеющего работать» является трудоспособность.

Но даже самые выдающиеся личные качества отдельно взятого человека еще не гарантируют успешной деятельности всей фирмы в целом. Все сотрудники должны работать согласованно, выполняя поставленные задачи как единый и превосходно отлаженный механизм. Помимо высокого индивидуального профессионализма, необходим еще и профессионализм коллективный.

 

5.1. Общая схема разрешения конфликтов

 

То значение, которое имеет общение участников кон­фликтной ситуации для ее исхода, делает понятным, почему многие специалисты считают центральным момен­том конфликта переговоры. В ходе переговоров уточня­ется предмет конфликта, выясняются позиции участников, закладываются основы решения конфликтной ситуации. Успешное проведение переговоров может способствовать быстрому и оптимальному разрешению конфликта, на­против, неудачи в их проведении осложняют ситуацию, нагнетают напряженность в отношениях сторон.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.

1) Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2) Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу" целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3) Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4) Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. На этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5) Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6) Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7) Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

1. Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами.

2. Потенциальные причины конфликта – совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.

3. Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений.

4. К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.

5. При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия, например более углубленная работа над поиском решений, разнообразие мнений и улучшение сотрудничества в будущем.

По проведенному анализу можно отметить, без конфликтов организация не может существовать. Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом. Конфликт также ставит сотрудников перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем. Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.

Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И сотрудники должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.

 

Список используемой литературы.

 

1.      Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Авдеев. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 544с.: ил.

2.      Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. — М.: Юнити, 2003.

3.      Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обуч. по специальностям экономики и управления / В.Р. Веснин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 504с.

4.      Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2004.

5.      Кафидов В.В. Управление персоналом: учебно-практическое пособие / В.В. Кафидов. - М.: Академический проспект, 2003. - 144с. - (Gaudeamus).

6.      Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации", "Управление персоналом" / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2005. - 304с. - (Высшее образование).

7.      Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы: практическое пособие / Ю.Д. Красовский. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 368с.

Информация о работе Управление конфликтами в трудовых коллективах