Управление ассортиментом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:38, контрольная работа

Краткое описание

Торговля - чрезвычайно сложный процесс, так как является одной из важных задач в бизнесе.
В то же время конкуренция неумолимо возрастает на всех рынках без исключения, поскольку предложение опережает спрос, а новая продукция и вид услуг легко и быстро копируются. Предложение все в большей и большей степени обретает международный характер, поэтому торговые коммерсанты должны беспокоиться не только о внутренней конкурентоспособности, но и о внешних аспектах своей деятельности.
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности его деятельности.

Файлы: 1 файл

Маркетинг.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Месторасположение предприятия: 620138, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 80.

Ассортимент продукции  компании включает парфюмерию, косметику для лица и тела, шампуни, бальзамы, маски для волос, декоративную косметику, зубные пасты, мыло, стиральные порошки и бытовую химию. Среди наиболее известных брендов компании – косметические серии «Черный жемчуг», «Чистая линия», «100 рецептов красоты», «Бархатные ручки», «Phyto expert», зубные пасты «32 норма» и «Лесная красота». Кроме собственных брендов концерн продвигает на рынок России и стран СНГ бренды немецкой компании Dr. Scheller Cosmetics AG – Manhattan, Dr. Scheller, MIA. Доли, занимаемые компанией в различных секторах рынка представлены на рис. 1.

Рис.1. Доля Концерна «Калина» на российском рынке в середине 2010г.

 

Компания управляет  своим ассортиментом довольно агрессивно – постоянно создает и выводит на рынок новые марки продукции, усиливает рекламную поддержку основных брендов, проводит мероприятия, направленные на повышение лояльности потребителей к брендам компании и на увеличение показателей узнаваемости продукции.

Лидирующие позиции  на национальном рынке косметики  говорят о популярности торговых марок «Калины», успешной маркетинговой политике и высоком качестве продукции.

Концерн обладает самой  широкой в отрасли дистрибьюторской сетью, охватывающей регионы России и стран СНГ. «Калина» владеет  собственным научно-производственным центром, специалисты которого разрабатывают новые продукты и технологии, постоянно углубляя ассортимент. Основные производственные мощности находятся в Екатеринбурге, они сформированы из современного оборудования, обслуживаемого высокопрофессиональным персоналом.

В 2009 году компания продолжила углубление ассортимента. Было выпущено 265 новинок, 260 из которых распределились между лидирующими брендами: «Черный жемчуг» - 40 новинок; «MIA» - 61; «Чистая линия» - 28; «32 норма» - 27; «Сто рецептов красоты» - 53; «Manhattan» - 15; «Доктор Шеллер» - 17.

При формировании ассортимента компании главную роль играет ценовой  фактор, который очень важен для  потребителей продукции отечественных  косметических компаний.

Начиная с 1998 года объем  выпускаемой продукции компании постоянно растет как в денежном, так и натуральном выражении. В 2009 году объем произведенной продукции составил 11 204 012 тыс. руб.

В дальнейших планах «Калины» - продолжение расширения ассортимента выпускаемой продукции.

 

 

2.1. Характеристика товарной номенклатуры ОАО «Калина»

 

Широта товарной номенклатуры

 

Глубина товарной номенклатуры

Удель-ный вес, %

Средства по уходу за лицом

Крем д/лица                                                               «Чистая линия»

                                                                                «Черный жемчуг»

                                                                    «Сто рецептов красоты»

                                                                                 «Маленькая фея»

                                                                                        «Dr. Scheller»

Маска д/лица                                                             «Чистая линия»

                                                                  «Сто рецептов красоты»

Крем д/век                                                                 «Чистая линия»

                                                                               «Черный жемчуг»

                                                                   «Сто рецептов красоты»

                                                                                       «Dr. Scheller»

Сыворотка д/кожи                                                        «Dr. Scheller»

Скраб д/лица                                                             «Чистая линия»

                                                                               «Черный жемчуг»

                                                                   «Сто рецептов красоты»

                                                                                       «Manhattan»

Лосьон-тоник                                                            «Чистая линия»

Лосьон для лица                                        «Сто рецептов красоты»

Гель для умывания                                                    «Чистая линия»

                                                                                 «Черный жемчуг»

                                                                     «Сто рецептов красоты»

                                                                                        «Dr. Scheller»

                                                                                        «Manhattan»

Пенка для умывания                                                 «Чистая линия»

                                                                                «Черный жемчуг»

                                                                     «Сто рецептов красоты»

Молочко д/демакияжа                                              «Чистая линия»

Тоник д/лица                                                          «Черный жемчуг»

                                                                     «Сто рецептов красоты»

                                                                                        «Dr. Scheller»

                                                                                        «Manhattan»

Пилинг д/лица                                                       «Черный жемчуг»

Молочко д/лица                                                     «Черный жемчуг»

                                                                     «Сто рецептов красоты»

                                                                                        «Dr. Scheller»

Мусс д/умывания                                                  «Черный жемчуг»

Бальзам д/губ                                                             «Чистая линия»

                                                                     «Сто рецептов красоты»

                                                                                «Маленькая фея»

Крем д/бритья                                                             «Phyto Expert»

                                                                                          «Nord Ost»

50,17

Широта товарной номенклатуры

Средства по уходу за волосами

Шампунь                                                                   «Чистая линия»

                                                                     «Сто рецептов красоты»

Бальзам                                                                       «Чистая линия»

                                                                     «Сто рецептов красоты»

                                                                                  «Маленькая фея»

                                                                                            «Дракоша»

Маска д/волос                                                            «Чистая линия»

Средство по уходу за волосами                              «Чистая линия»

Шампунь-гель для душа                                          «Чистая линия»

Шампунь д/мужчин                                                 «Чистая линия»

                                                                                       «Phyto Expert»

                                                                                            «Nord Ost»

Гель д/укладки волос                                              «Чистая линия»

Пена д/укладки волос                                              «Чистая линия»

Лак д/укладки волос                                                «Чистая линия»

23,74

Средства по уходу за телом и  кожей рук

Гель д/душа                                                                «Чистая линия»

                                                                                «Маленькая фея»

                                                                                     «Phyto Expert»

Антицеллюлитный крем                                          «Чистая линия»

                                                                                        «Dr. Scheller»

«Сто рецептов красоты»

Молочко д/тела                                                         «Чистая линия»

«Сто рецептов красоты»

«Маленькая фея»

Крем-сливки д/тела                                                   «Чистая линия»

                                        «Черный жемчуг»

Лосьон д/тела                                                                «Dr. Scheller»

Крем д/рук                                                                 «Чистая линия»

                         «Черный жемчуг»

                              «Бархатные ручки»

                                     «Сто рецептов красоты»

«Dr. Scheller»

«Маленькая фея»

Гель д/ног                                                                   «Чистая линия»

                        «Черный жемчуг»

«Сто рецептов красоты»

Крем д/ног                                                                 «Чистая линия»

                         «Черный жемчуг»

«ДЕОконтроль»

«Сто рецептов красоты»

Скраб д/ног                                                 «Сто рецептов красоты»

Крем-мыло                                                                «Чистая линия»

                                                                             «Бархатные ручки»

Мыло                                                                         «Чистая линия»

«Дракоша»

Скраб д/тела                                                           «Черный жемчуг»

Пена д/ванн                                                             «Маленькая фея»

«Дракоша»

9,68

Средства по уходу за полостью рта

Лечебно-профилактическая зубная паста           «Лесной бальзам»

«32 Бионорма»

«Маленькая фея»

«Дракоша»

Ополаскиватель                                                     «Лесной бальзам»

«32 Бионорма»

Бальзам д/десен                                                     «Лесной бальзам»

Эликсир д/десен                                                   «Лесной бальзам»

Освежитель дыхания                                                  «32 Бионорма»

10,70

Декора-тивная косметика

Тональный крем                                                    «Черный жемчуг»

«Manhattan»

«Уральские самоцветы»

«Визаж»

Пудра д/лица                                                                    «Manhattan»

Румяна                                                                              «Manhattan»

Блеск д/губ                                                              «Маленькая фея»

«Manhattan»

Лак д/ногтей                                                            «Маленькая фея»

«Manhattan»

Тени д/век                                                               «Маленькая фея»

«Manhattan»

Карандаш д/глаз                                                              «Manhattan»

Подводка                                                                          «Manhattan»

Тушь д/глаз                                                                     «Manhattan»

«Визаж»

Помада                                                                              «Manhattan»

5,71


 

Насыщенность товарной номенклатуры ОАО «Калина» достаточно узкая (до 300 наименований товаров). Основной удельный вес в ассортименте составляют средства по уходу за лицом (50,17%) и средства по уходу за волосами (23,74%). Учитывая высокую степень похожести по применению товаров различных ассортиментных групп, можно судить о гармоничности ассортимента.

 

 

2.2. Динамика  объема и ассортиментной структуры  сбыта товаров

 

Для формирования рекомендаций в отношении оптимизации ассортимента (что является главной целью управления ассортиментом), дадим оценку товарному портфелю ОАО «Калина» при помощи матриц БКГ и Мак-Кинси.

 

Наименование товарных групп

Объем реализации, тыс.руб.

Доля, %

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

2008

2009

2008

2009

По сумме

По доле

1.Средства по уходу за лицом

3669663

5621053

39,41

50,17

1951390

+10,76

117,25

2.Средства по уходу за волосами 

1602510

2659832

17,21

23,74

1057322

+6,53

103,94

3.Средства по уходу за телом  и кожей рук

1790602

1084549

19,23

9,68

-706053

-9,55

96,1

4.Средства по уходу за полостью  рта

1229119

1198829

13,20

10,7

-30290

-2,5

106,2

5.Декоративная косметика

1019609

639749

10,95

5,71

-379860

-5,24

98,9

Итого:

9311503

11204012

100,0

100,0

+1892509

-

 

Таким  образом, товарный ассортимент предприятия за один год значительно корректировался. Большая часть продаж пришлась на средства по уходу за лицом (+10,76%) и за волосами (+6,53%), что связано с высокими темпами роста рынков данных товаров. Остальные группы снизили свою долю в общем объеме реализации, благодаря замедлению роста рынка. На основе данных предыдущей таблицы построим матрицу БКГ (рис. 2, 3).

   

Доля, %

   

Высокая (>=20)

Низкая (<20)

Темп роста, %

Высокий (>105%)

         «Звезды»               

-средства по уходу за лицом

             «Тяжелые дети»            

-средства по уходу за полостью  рта

Низкий (=<105%)

«Дойные коровы»

-средства по уходу за волосами

                «Собаки»                 

-средства по уходу за телом  и кожей рук;

-декоративная косметика


Рис.2. Матрица БКГ товарного  портфеля ОАО «Калина»

Темп роста рынка, %

200%

105%

0%

55                                               20,0     

0

Относительная доля рынка


Рис. 3. Матрица БКГ  товарного портфеля ОАО «Калина»

Как видно  из матрицы, товарный ассортимент компании близок к сбалансированному, однако имеет некоторые недостатки. Компания сокращает доли сегмента «Собаки» (средства по уходу за телом и декоративную косметику) и реинвестирует высвобожденные средства в сегмент «Звезды» и «Дойные коровы», однако «Тяжелые дети» (средства по уходу за полостью рта) остаются без внимания.

Сегмент средств по уходу  за полостью рта в целом генерирует средств больше, чем поглощает, а  развитие рынка позволяет в потенциале стать ему очередной «Звездой» (при грамотной маркетинговой политике), поэтому для оптимизации ассортимента можно  рекомендовать рост и увеличение доли рынка данного сегмента вместо сокращения инвестирования. Политика сокращения вложения средств, которую практикует компания, может привести к тому, что она останется без перспективных и денежногенерирующих сегментов.

 

2.3. Экспертные оценки привлекательности товарных групп

ОАО «Калина»

 

Матрица МакКинси в аналитическом  плане более богатая и более  реалистичная с точки зрения позиционирования видов товарных групп. Для ее построения проведем экспертную оценку параметров (привлекательность рынка и конкурентоспособность ОАО «Калины» в нем) и представим ее в таблице.

 

Критерий

Вес

Номер товарной группы

1

2

3

4

5

Оценка привлекательности  рынка

Размер и темп роста

0,25

10

9

8

8

7

Качество товаров

0,2

8

7

8

7

7

Конкурентная ситуация

0,4

4

5

6

5

4

Влияние внешней среды

0,15

7

8

8

7

7

Итого:

1,0

6,75

6,85

6,6

6,45

5,8

Оценка конкурентных позиций

Относительная позиция  на рынке

0,35

4

3

6

4

2

Относительный потенциал производства

0,3

9

7

7

8

4

Относительный потенциал  НИОКР

0,15

9

6

6

6

3

Относительный потенциал  персонала

0,2

9

7

7

8

5

Итого:

1,0

7,25

5,45

6,5

7,1

3,35


На основе данных таблицы  построим матрицу Мак-Кинси товарного портфеля ОАО «Калина» (рис. 4).

 

Позиция в конкуренции

Сильная

10-7

Средняя

7-4

Слабая

4-1

Привлекательность рынка

 

Высокая

7-10

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

Средняя

4-7

 

                            1

                               4  

   

             2

3           

  

 

 

 

 

 

     5

Низкая

1-4

 

 

 

 

                             

 

       


Рис. 4. Матрица Мак-Кинси  товарного портфеля ОАО «Калина»

Таким образом, матрица  Мак-Кинси показывает, что только одна товарная группа имеет низкий приоритет инвестирования, что корректирует выводы по матрице БКГ.

В настоящий момент предприятие  сокращает удельный вес в своем  ассортименте средств по уходу за кожей тела и рук. С другой стороны, матрица показывает, что этот шаг не совсем верен, т.к. предприятие имеет хорошие конкурентные позиции на рынке данных средств и большой потенциал дальнейшего производства, т.е. улучшения качества продукции и, как следствие, укрепления конкурентоспособности. Более целесообразным будет продолжать инвестирование и повысить удельный вес группы в ассортименте, чтобы получить большую отдачу денежных средств.

Аналогично происходит и сокращение удельной доли средств  по уходу за полостью рта, хотя, как  показывают матрицы, это сегмент  с одним из наиболее высоких приоритетов инвестиций. Только недостаток вложений денежных средств способствует тому, что сегмент вместо квадранта «Звезды» находится в квадранте «Трудные дети», негативно влияя на прибыльность и рентабельность компании.

С другой стороны, матрица  подтвердила, что инвестирование в  товарную группу «Декоративная косметика» - нецелесообразно, т.к. слабые конкурентные позиции и отсутствие рыночной привлекательности приводят к тому, что группа является денежнопоглощающей, а не денежногенерирующей.

Таким образом, можно  сделать вывод, что политика, которую проводит ОАО «Калина» в отношении управления своим товарным ассортиментом, не является оптимальной, т.к. неправильная структура товарных групп и инвестирование в них способствуют ослаблению позиций компании на рынке. При перераспределении денежных потоков можно будет сбалансировать и оптимизировать портфель, в результате укрепив конкурентоспособность и повысив прибыльность.

Информация о работе Управление ассортиментом на предприятии