Туроператор как субъект туристического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.85 Мб (Скачать)

Также в зависимости от направления работы, профиль туроператора может быть сильно концентрированным, когда оператор специализируется на работе с ограниченным количеством отелей на определенном курорте (такой профиль работы распространен среди операторов, имеющих оплаченные блоки мест в ряде гостиниц); концентрированным, когда туроператор специализируется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (данная специализация распространена среди туристических операторов, имеющих стабильные договорные отношения с зарубежными или украинскими meet-компаниями, либо небольшие квоты мест во многих гостиничных предприятиях курортов); и рассеянным, когда туроператор в принципе предлагает большой перечень курортов в нескольких странах. Отличия данных профилей работы можно продемонстрировать в таблице:

Направление работы

Содержание

Схемы сотрудничества с поставщиками туристических услуг

Сильно концентрированное

Ялта: Отель «Ялта»; «Ореанда»; «Крым»

Жесткие блоки мест в  перечисленных отелях

Концентрированное

Ялта - 18 отелей; Алушта - 11 отелей; Алупка - 7 отелей

Долгое сотрудничество с принимающей фирмой из Ялты

Рассеянное

Ялта: 85 отелей; Форос: 27 отелей; Алушта: 44 отеля; Турция (Анталия); Болгария

Сотрудничество с принимающими сторонами во многих курортах, работа по разовым заявкам


Наконец, направление  работы туроператора может быть дорогим и недорогим. Дороговизна того или иного направления работы оператора определяется географической удаленностью курорта, уровнем жизни населения курортной зоны. К примеру, США или Япония — дорогие направления для Луганского туроператора по причине не только их географической удаленности (что прямо воздействует на рост стоимости авиаперелета), но и из-за высокого (в сравнении с украинским) уровня жизни населения (что приводит к удорожанию стоимости услуг поставщиков). С другой стороны, европейское направление, хоть и отличается высокой стоимостью услуг поставщиков, но за счет своей географической близости (в сравнении с США или Японией) к Украине, позволяет себе оставаться вполне доступным направлением для массового отдыха украинских туристов. А Таиланд, хоть и не отличается дороговизной «наземного обслуживания», в силу низкого уровня жизни тайцев, проигрывает Турции или Арабским Эмиратам по причине дороговизны авиаперелета.

Любой туроператор, выбирая профиль своей дальнейшей работы, руководствуется следующими факторами:

■ собственная рыночная стратегия (стратегия поведения  туроператора на рынке);

■ ценовая стратегия  на рынке (в случае ориентированности  оператора на сегмент недорого отдыха, соответственно им организуются групповые туры в недорогих направлениях);

■ возможности туроператора (рыночные и финансовые);

■ конкурентная стратегия  туроператора на рынке;

■ факторы внешней  среды туроперейтинга (в первую очередь  законодательство, политическая и экологическая ситуация на курортах).

В зависимости от профиля  работы туроператоров можно условно  разделить на монопрофильных (специалистов) и многопрофильных. Монопрофильные туроператоры практикуют деятельность в определенном географическом направлении и предлагают туры одного вида. К примеру, оператор А, являясь монопрофильным, занимается организацией авиа-туров в Анталию (в летний период времени) и в Египет (в зимний период времени), монопрофильный оператор В предлагает своим клиентам недорогие туры выходного дня на Черном море (в летний период) и в Закарпатье (зимой). Неоспоримыми достоинствами монопрофильных туроператоров являются:

■ достижение высокого профессионализма в работе с определенным направлением или видом туров;

■ максимальная информированность работников туроператора и высокое качество их работы;

■ возможность идентификации  туроператора на рынке, как организатора именно этого вида туров или как  работающего именно в этом направлении;

■ возможность получения  аккредитации в посольствах стран, на работе с которыми специализируется туроператор (что особо актуально при специализации туроператора на работе с визовыми государствами);

■ возможность получения  помощи властей курортов, с которыми сотрудничает оператор, и проявления туроператорского лобби;

■ более низкий в сравнении  с многопрофильными операторами  размер капиталовложений.

С другой стороны, к недостаткам  монопрофильности можно отнести  рост зависимости деятельности туроператора от поставщиков туристических услуг, невысокую гибкость предлагаемых туров, необходимость постоянно модифицировать предлагаемые туры (поскольку они могут морально устареть на рынке и перестать пользоваться спросом).

Монопрофильность туроперейтинга может быть как стартовой, так и эволюционной. В случае стартовой монопрофильности, менеджмент оператора еще до начала активной деятельности планировал заниматься ограниченным числом направлений и видов туров. Так называемое «открытие под кого-то» (например, под менеджеров, прекрасно знающих одно направление, или под личные связи с работниками чартерного отделения местной авиакомпании) или «открытие под что-то» (например, под наличие прекрасного эксклюзивного договора с зарубежной meet-компанией, отелями и т.д.). Кроме того, стартовая монопрофильность может появиться в случае, когда туристический оператор выходит на региональный рынок с принципиально новым тур-продуктом, пытаясь занять определенную рыночную нишу.

Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туров. Позитивными чертами многопрофильности являются:

■ большие возможности  охвата рынка (нет столь узкой  специализации на ограниченном контингенте  путешествующего населения);

■ возможность комбинирования туров (например, оператор, занимающийся и Испанией и Португалией, легко может разработать и продвигать на рынок комбинированный тур Испания — Португалия);

■ гибкость в работе, определяемая возможностью оператора  акцентировать максимальные усилия то на одном, то на другом виде туров  или направлении в зависимости  от изменения рыночной конъюнктуры;

■ меньшая зависимость  туроперейтинга от конкретного направления  или поставщика туристических услуг (например, при резком снижении спроса на один вид туров, оператор может  переключиться на другое направление  или вид туров).

Однако многопрофильность чревата снижением качества продаваемых туров, требует большего по численности персонала, более значительных капиталовложений и расходов.

  1. СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРОПЕРЕЙТИНГА

    1. Внешние факторы туроперейтинга

Туроперейтинг напрямую зависит от факторов внешней среды туристического рынка. Грамотный учет этих факторов не только даст менеджменту оператора информацию о слабых и сильных сторонах своей организации, но и поможет ему открыть новые способности и перспективы фирмы.

Внешние (экзогенные) факторы туроперейтинга характеризуются, прежде всего, своей неуправляемостью и, зачастую, непредсказуемостью, однако имеют способность прямо или косвенно воздействовать на туроперейтинг и туризм вообще. В зависимости от того, каким образом (непосредственно или через третьи институты и отношения) факторы внешней среды влияют на деятельность туроператора, их условно можно разделить на факторы микро- и макросреды туроперейтинга. К факторам микросреды (то есть непосредственно воздействующим на туроператора и содержание его деятельности) можно отнести, прежде всего, потребителей (туристов), дилеров (агентов), конкурентов, поставщиков туристических услуг4, туристические ресурсы. Факторами макросреды туроперейтинга (влияющими косвенно) можно считать законы государства, экономическую и политическую стабильность, религиозные, демографические, экологические и т.д. факторы.

Факторам внешней среды  туроперейтинга присущи следующие  черты:

■ взаимосвязанность (например, смена правительства может вызвать  политическую нестабильность, чреватую паникой в экономических кругах, и падение курса национальной валюты, это вызовет в стране новый виток инфляции, развалит существующую банковскую систему, снизит спрос на туристический продукт). Поэтому менеджмент туроператора должен предвидеть ситуацию и по возможности предотвращать негативное воздействие внешней среды;

■  сложность факторов внешней среды. Количество влияющих на развитие туризма факторов неопределенно  и зачастую сравнительно маловажное изменение может вызвать глобальные перемены на туристическом рынке. Менеджер должен не только анализировать всю поступающую информацию о состоянии внешней среды, но и отбирать из нее факты, потенциально влиятельные на его фирму и туризм   в регионе в целом;

■ динамичность внешней  среды. Внешняя среда подвижна и требует от менеджера быстрой реакции на свое изменение.

  • Факторы внешней среды можно классифицировать на:

1) динамичные и статичные. Динамичные факторы имеют склонность постоянно меняться и требуют повышенного к себе внимания (политическая и экономическая ситуация, материально-техническая база туроперейтинга, конъюнктура туристического рынка). Статичные факторы не меняют своего воздействия на туризм с течением времени. Достаточно одного полного их изучения для использования полученных результатов в дальнейшей работе (природно-климатические, культурно-исторические факторы, рекреационные ресурсы);

2) динамичные экстенсивные, интенсивные и негативные факторы. Экстенсивные факторы прежде всего характеризуются количественным изменением в туристической деятельности (расширение материально-технической базы туризма, строительство новых отелей, освоение новых курортов и т.д.). Интенсивные динамичные факторы означают качественное улучшение в туристической деятельности (повышение квалификации сотрудников, совершенствование материально-технической базы, повышение качества культуры обслуживания туристов). Негативные динамичные факторы оказывают сдерживающее влияние на туризм (валютный кризис, рост внешней задолженности, ухудшение экологической ситуации);

3)  фактор сезонности  также является фактором внешней  среды туризма и непосредственно  влияет на объемы туристских  перевозок. В зависимости от  сезонов объем туристической  деятельности может претерпевать  серьезные изменения. Туроператоры  и иные объекты туриндустрии пытаются уменьшить величину сезонных колебаний, проводя в этих целях политику резкого снижения цен в межсезонье, развитие туризма, мало подверженного сезонным колебаниям.

    1. Турист как фактор микросреды туроперейтинга

Турист1 — лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или по другой стране с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления какой-нибудь оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок.


Основными критериями, определяющими  гражданина в качестве туриста, являются:

– срок путешествия туриста: продолжительность путешествия может длиться от 24 часов до одного года;

– неоплачиваемая деятельность: свое путешествие турист проводит без осуществления какой-либо оплачиваемой деятельности;

– путешествующий турист обязан покинуть страну или место  его пребывания в определенный срок.

Туристами могут быть абсолютно все: граждане Украины  и граждане других государств, дети и студенты, молодые супружеские пары, пенсионеры, любители экстремальных видов спорта и др. Единственное требование: отсутствие у таких граждан запрета на въезд в ту или иную страну, посетить которую они намереваются в скором или далеком будущем.

Статус туриста. Юридически статус туриста закреплен в Хартии туризма и в Кодексе туриста. Однако при его изучении следует помнить, что многие нормы и Хартии, и Кодекса имеют декларативный характер и их содержание скорее идеальное и не всегда соответствует действительности.

Права туриста:

1) турист имеет право на получение необходимой и достоверной информации о правилах въезда в страну или территорию временного пребывания и пребывания там, о местных традициях, обычаях, обрядах, правовой системе, экологической ситуации, наличии опасностей для его жизни, здоровья и имущества. Работник туроператора, к которому обратился турист, обязан предоставить будущему путешественнику всю необходимую информацию по интересующим его вопросам, в некоторых случаях подтвердить это буклетами, информацией из книг, видеозаписями и т.д.;

2)  право туриста  на свободу передвижения. Однако  эта норма типично декларативная.  Не каждый турист имеет право  свободного въезда в любую  страну. Многие государства в  попытке избежать нелегального  въезда жителей стран третьего  мира, проникновения на свою территорию криминальных элементов оттуда используют против всех граждан этих стран визовый режим. К сожалению, российский гражданин также обязан получить визу при посещении благополучных стран Западной Европы, США и других развитых государств. Что касается, например, жителей США и Западной Европы, то их свобода передвижения ограничена намного меньше, чем у россиян. Аналогичные ограничения свободы передвижения туриста действуют и после въезда на территорию иного государства. Иногда для туристов закрывают целые города или районы страны, а иногда такая мера применяется для туристов из конкретного государства;

3) интернациональность  туриста, то есть недискриминация  туриста по признакам национальной  принадлежности. Данная норма также  носит декларативный характер. В мировой туристической практике известны случаи, когда одна страна ограничивала или запрещала въезд на свою территорию представителям определенной национальности. Например, мусульманские страны запрещают въезд на свои территории евреям, в свою очередь, Израиль принял такие же меры в отношении арабов;

Информация о работе Туроператор как субъект туристического рынка