1. Торговое законодательство,
его состав и структура
Характеристика
торгового законодательства основывается
на понятии коммерческого (торгового)
права как совокупности норм и
иных средств частного права, регулирующих
товарное обращение. Предметом регулирования коммерческого
права как подотрасли гражданского права
является торгово-предпринимательская
деятельность по продвижению товаров
от изготовителей в организации розничной
торговли и другим потребителям, использующим
товары для предпринимательских и хозяйственных
целей.
Первостепенное
значение в законодательном регулировании
товарного обращения принадлежит
Конституции Российской Федерации,
содержащей положения о едином экономическом
пространстве на территории России, свободном
перемещении товаров, услуг и финансовых средств,
поддержке конкуренции, свободной экономической
деятельности, равной защите частной,
государственной и иных форм собственности
и др. Названные установления непосредственно
регулируют торгово-предпринимательскую
деятельность и служат правовой основой
торгового законодательства.
Особое
место в регулировании торгового
предпринимательства занимает Гражданский
кодекс РФ, который в настоящее
время включает в себя важнейшие
положения торгового права.
Гражданское
и торговое законодательство находятся в соотношении
общего и специального разделов. К торговому
обороту в полном объеме относятся общие
начала и принципы правового регулирования
гражданских правоотношений. Почти полностью
к торговому обороту применяются нормы
первой части ГК РФ. Дополнения или изъятия
из этих норм, установленные специально
для регулирования торговых отношений,
количественно невелики. Во второй части
ГК РФ значительное число норм, непосредственно
относящихся к торговому обороту, рассредоточены
по отдельным главам и параграфам.
Торговые
правоотношения регулируются также
рядом федеральных законов, регламентирующих
вопросы перевозок, хранения, страхования,
конкуренции, биржевой, банковской и
иной деятельности, связанной с товарным
обращением. Торговое законодательство
включает в себя законы,
целиком или в существенной части посвященные
коммерческой деятельности и выходящие
за общие установления ГК РФ. Таковы федеральные
законы "О рекламе", "О защите прав
потребителей", "О сертификации продукции
и услуг", "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности", "О
мерах по защите экономических интересов
Российской Федерации при осуществлении
внешней торговли" и др.
В
состав торгового законодательства
входят подзаконные акты. Важное место
среди них занимают Указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ, которые в переходный
период рыночных реформ позволяют оперативно
регулировать торговые процессы. Таковы
постановления Правительства РФ от 19.01.98
№ 55 об утверждении Правил продажи отдельных
видов товаров (с изменениями и дополнениями
от 20.10.98 № 1222), от 17.05.97 № 601 "О маркировании
товаров и продукции на территории Российской
Федерации знаками соответствия, защищенными
от подделок", от 15.06.98 о Комплексной
программе развития инфраструктуры товарных
рынков Российской Федерации на 1998–2005
гг. и др.
Нормы
коммерческого права содержатся
в актах министерств, ведомств и
иных федеральных органов исполнительной
власти, которые наделены компетенцией
издания нормативных правовых актов
по соответствующим вопросам, предусмотренным законами,
указами Президента РФ и постановлениями
Правительства РФ.
В
соответствии с пунктом "о" ст.
71 Конституции РФ издание актов
гражданского законодательства отнесено
к ведению Российской Федерации.
Соответственно, акты торгового законодательства, являющегося
специальной частью гражданского законодательства,
могут издаваться лишь федеральными органами.
Вместе с тем наблюдается широко распространенная
практика издания субъектами Российской
Федерации нормативных актов как гражданского,
так и собственно торгового права.
В
последний период начинает складываться
и учитываться в законопроектной
работе отраслевая специализация тор
гового
законодательства. Эта специализация
закреплена в Общеправовом классификаторе
отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента
РФ от 16.12.93 № 2172 (с последующими изменениями)3.
В названном классификаторе наряду с гражданским
выделено законодательство о торговле.
Раздел торгового законодательства разделен
на ряд подразделов, которые обозначены
в самом общем виде и крайне нечетко.
Анализ
законодательства о торговой деятельности
свидетельствует о его неблагополучном
состоянии. Не закончено формирование
законодательной основы товарного
обращения. Отсутствует четкая обоснованная
система регулирования рыночных
отношений, единая
направленность правовых решений. Имеющиеся
нормативные акты носят разрозненный
характер, содержат пробелы и противоречия.
Существенные недостатки в правовом регулировании
сдерживают развитие российского товарного
рынка.
Опыт
передовых держав, в том числе современный,
убеждает, что для формирования товарного
рынка, развития торгово-хозяйственных
связей необходимо издание помимо гражданского
кодекса также торгового кодекса. Издание
Торгового кодекса позволило бы закрепить
значительную специфику участников торгового
оборота, урегулировать особенности заключения
и исполнения торговых договоров, законодательно
регламентировать многие важные вопросы
становления рыночных отношений в стране.
Регулирование
коммерческой деятельности осуществляется
не только законами
и подзаконными актами, но также нормами
международного права и международными
договорами Российской Федерации. Здесь
следует назвать Венскую конвенцию ООН
о договорах международной купли-продажи
1980 г., а также Соглашение от 20.03.92 об Общих
условиях поставки товаров между организациями
государств-участников СНГ.
Важное
значение в регулировании торговых
отношений имеют обычаи делового
оборота, понятие которых сформулировано
в п. 1 ст.5 ГК РФ. Это сложившееся
и широко применяемое в любой
области предпринимательской
деятельности правило поведения, не предусмотренное
законодательством. При этом не имеет
значения, зафиксировано ли соответствующее
правило в каком-либо документе.
В
связи с активным развитием мировой
торговли авторитетные общественные организации
издают большое число правил и рекомендаций,
имеющих значение обычаев делового оборота.
Таковы, например, издаваемые Международной
торговой палатой различные типовые договоры,
правила расчетов, правила ИНКОТЕРМСи
др. Во внутреннем торговом обороте такие
документы могут использоваться, если
они не противоречат законодательству
и между сторонами имеется соглашение
об их применении.
В
системе правового регулирования
товарного обращения самостоятельное
место занимают установления органов
судебной власти, поскольку
вступившие в законную силу решения и
постановления суда обязательны для всех
организаций, должностных лиц и граждан.
Выраженная в постановлениях пленумов
и президиумов высших судебных инстанций,
обзорах принятых решений судебная практика
по делам, связанным с применением норм
торгового законодательства, имеет важное
значение для выработки единообразного
понимания и применения торгового законодательства,
подготовки предложений о его совершенствовании.
2. Характеристика
современного торгового законодательства России
В современной России
торговое право вновь начало развиваться.
Закреплена его отраслевая специализация.
Она постепенно проводится в законопроектной
работе.
Указом Президента РФ
от 16.12.1993 № 2173 (в ред. 1997 г.) был утвержден
Общеотраслевой классификатор отраслей
законодательства. В нем, наряду с гражданским
законодательством выделено законодательство
о торговле. Указом Президента РФ от 15.03.2000
№ 511 (в ред. от 05.10.2002) одобрен Классификатор
правовых актов, сменивший Общеотраслевой
классификатор 1997 г. В нем, в рубрике «Хозяйственная
деятельность», имеется специальный раздел
«Торговля». Этим признается специфика
торгового законодательства, оно выделено
из общего массива нормативных актов.
Раздел «Торговля» разбит на несколько
подразделов, которые — весьма неполно
и нечетко — определяют круг отношений,
принадлежащих к сфере торговли.
Правовой основой торгового
законодательства служит Конституция.
В качестве конституционной основы
экономического строя она закрепляет
положения о единстве экономического пространства
в Российской Федерации, свободном перемещении
товаров, услуг и капиталов, о свободе
осуществления предпринимательской деятельности,
поддержке конкуренции и ограничении
монополистической деятельности, равной
защите частной, государственной, муниципальной
и иных форм собственности и др.
Согласно ст. 71 Конституции установление правовых основ
единого рынка относится к ведению Российской
Федерации. Это означает, что нормативные правовые
акты по вопросам, касающимся основ формирования
рынка, могут приниматься исключительно
соответствующими федеральными органами.
Главным законом, регулирующим
торговую деятельность, в настоящее время
является ГК. Наряду с ним издан ряд законов
торгового права. Таковы Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой
торговле», Закон РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках», КТМ, Федеральный
закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов», группа федеральных
законов о регулировании закупок товаров
для государственных нужд, федеральные
законы о государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции,
лекарственных средств и др.
Имеются важные федеральные законы,
затрагивающие наряду с торговлей
также интересы других предпринимателей
или всего населения. Таковы, например,
Закон РФ «О защите прав потребителей»,
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О
техническом регулировании» и др. Так,
Закон РФ «О защите прав потребителей»
предусматривает многочисленные важные
требования, которые должны учитываться
не только розничными торговыми организациями
во взаимоотношениях с потребителями,
но также оптовыми организациями и изготовителями
товаров, чтобы не нарушать законные интересы
граждан-потребителей.
В связи с намечаемым вступлением
России во Всемирную торговую организацию
(ВТО) предусмотрено принятие пакета законов
для приведения национального законодательства
в соответствие с требованиями ВТО.
Правительство РФ на основании Федерального
конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации»
осуществляет регулирование экономических
процессов; обеспечивает единство экономического
пространства и свободу экономической
деятельности, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает
государственную структурную и инвестиционную
политику и принимает меры к ее реализации;
принимает меры по защите отечественных
производителей товаров, исполнителей
работ и услуг.
Указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ содержат не противоречащие
законам акты коммерческого права.
Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции
признаются составной частью правовой
системы России. Это важное положение
относится и к коммерческому праву.
В качестве источника коммерческого
права выступают торговые обычаи. На их
формирование в России существенное влияние
оказывают внешнеторговые обычаи, документированные
в изданиях авторитетных общественных
организаций.
Следует указать на метод правового
регулирования, свойственный коммерческому
праву. В силу непосредственной взаимосвязи
с гражданским правом коммерческое право
использует единый с ним общедозволительный метод
регулирования.
Названный метод состоит в предоставлении
участникам торгового оборота возможности
самостоятельно создавать
для себя субъективные права и юридические
обязанности, совершать иные юридические
действия. Субъекты торгового оборота
приобретают права и осуществляют их своей
волей и в своем интересе.
Общедозволительный метод обеспечивается
в результате придания первостепенного
значения в торговом и гражданском праве
управомочивающим (дозволительным) нормам.
Частным случаем дозволительности служит
широкое применение диспозитивных установлений.
Императивные обязывающие и запрещающие
нормы наличествуют в торговом и гражданском
законодательстве, однако они имеют вспомогательное
значение. Так, правила о конкретных видах
договоров предписывают сторонам согласовывать
существенные условия, хотя непосредственное
содержание таких условий определяется
самими договорными контрагентами.
3. Задачи кодификации российского
торгового законодательства