Сущность международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:02, реферат

Краткое описание

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право. А это отношения, основанные на капиталистической организации хозяйства, имеющего своей целью доставление прибыли как таковой. Так подходит к понятию торгового права классик нашей дореволюционной правовой науки Г.Ф. Шершеневич. С этим можно согласиться и сегодня.

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ГОС.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

 

 

 

ВТО контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ.  Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме его пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.  Страны, желающие вступить в ВТО, должны: начать процесс сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток времени; пойти на торговые уступки; соблюдать принципы ГАТТ/ВТО.

 

 

 

Беларусь пока не является членом ВТО и находится в дискриминационном  положении на мировом рынке. Она  несет убытки от антидемпинговой  политики; в её отношении действуют  ограничения на поставки высоких  технологий. К тому же Беларусь пока не готова к вступлению в ВТО, но в данном направлении ведётся постоянная работа.

 

 

 

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) созывается с 1964 г. 1 раз в 4 года.  Наиболее значимые решения ЮНКТАД - это Общая система преференций (1968 г.), Новый международный экономический порядок (1974 г.) и Интегрированная программа по сырью (1976 г.). Общая система преференций означает предоставление торговых льгот развивающимся странам на невзаимной основе. Это значит, что развитые страны не должны требовать в ответ каких-либо уступок для своих товаров на рынках развивающихся стран. С 1971 года развитые страны стали предоставлять общую систему преференций развивающимся государствам. СССР отменил все ограничения в отношении импорта товаров из развивающихся стран в 1965 г. В 1974г. по предложению развивающихся стран были приняты основополагающие документы об установлении нового международного экономического порядка (НМЭП) в отношениях между странами Севера и Юга. В НМЭП говорилось о формировании нового МРТ, ориентированного на ускоренную индустриализацию развивающихся стран; о формировании новой структуры международной торговли, отвечающей задачам ускоренного развития, повышения жизненного уровня народов. Развитым странам предлагалось внести коррективы в экономическую структуру своей экономики, освободить ниши для товаров из развивающихся стран. В соответствии с НМЭП необходимо оказывать помощь развивающимся странам в развитии продовольствия и способствовать расширению его экспорта из развивающихся стран.

 

 

 

Вопросами международной торговли занимаются и другие международные  организации. В составе Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все развитые страны, имеется Комитет по торговле. В его задачу входит содействие расширению мирового обмена товарами и услугами на многосторонней основе; рассмотрение общих проблем торговой политики, равновесия платежных балансов, заключения о целесообразности предоставления займов членам организации. В рамках ОЭСР разрабатывают меры по административно-технической унификации правил в области внешней торговли, вырабатываются единые стандарты, рекомендации по изменению торговой политики и другие. Существенное воздействие на внешнюю торговлю стран развивающихся и с переходной экономикой, особенно несостоятельных должников, оказывает Международный валютный фонд (МВФ). Под давлением МВФ идет ускоренная либерализация рынков этих стран в обмен на кредиты.

 

 

 

 

 

 

Международное регулирование внешней  торговли

 

Регулирование внешней торговли осуществляется:

экономической политикой страны;

по двусторонним договоренностям  государств;

в рамках региональных союзов;

на многосторонней основе.

 

Примером многостороннего межправительственного  соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade – GATT) и его преемница Всемирная торговая организация – ВТО (World Trade Organization – WTO). ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно, во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних рынках; во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и правила ведения мировой торговли.

 

ГАТТ 1947 г. – это 23 страны, связанные  временным соглашением о взаимном снижении импортных пошлин по ограниченному  кругу промышленных товаров. ВТО, окончательно пришедшая на смену ГАТТ с 1996 г., имеет  более стройную и жесткую структуру. Ее полноправными членами являются 134 государства, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.

 

ВТО функционирует во многом так  же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Все страны – члены ВТО принимают обязательство по выполнению около 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений).

 

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения:

 

I. Многосторонние соглашения по  торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам  и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);

Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

Соглашение по техническим барьерам в торговле;

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости  товаров);

Соглашение по предотгрузочной  инспекции;

Соглашение по правилам происхождения;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям и компенсационным  мерам;

Соглашение по защитным мерам.

 

II. Генеральное соглашение по  торговле услугами (ГАТС).

 

III. Соглашение по торговым аспектам  прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

 

IV. Договоренность о правилах  и процедурах, регулирующих разрешение  споров.

 

V. Механизм обзора торговой политики.

 

VI. Многосторонние соглашения с  ограниченным участием (т.е. необязательные  для всех членов ВТО):

Соглашение по торговле гражданской авиа техникой;

Соглашение по правительственным  закупкам.

 

Существуют также так называемые секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими  товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвует лишь часть стран – членов ВТО (в основном промышленно развитые государства).

 

ВТО создана с целью развивать  международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие стран –  ее членов. Пути осуществления этих целей:

взаимная либерализация доступа на рынки;

предсказуемость условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках;

регламентация действий правительств по регулированию внешнеэкономической  сферы.

 

Участие в этой организации дает странам следующие преимущества:

 

1) защищает от дискриминации между тортовыми партнерами;

 

2) предполагает взаимное предоставление  режима наибольшего благоприятствования  в отношении экспортных, импортных,  транзитных операций и связанных  с ними таможенных пошлин и  сборов. Этот принцип обеспечивает идентичное отношение ко всем партнерам. Если две страны договариваются взаимно сократить таможенную пошлину или любую другую форму защиты, то эта уступка должна быть немедленно перенесена на другие страны, входящие в ВТО. Аналогично, если в целях защиты национальной экономики страна принимает ограничительные меры, то они распространяются на всех ее партнеров без всякой дискриминации (на практике из этого принципа делается исключение в пользу развивающихся стран);

 

3) предусматривает  взаимное предоставление национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что, после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. При их налогообложении, инспекции качества, транспортировке, реализации и потреблении не должно вводиться никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественной продукцией. Запрещается, в частности, установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение принудительных норм потребления национальной продукции (либо введение для них льгот в связи с потреблением этой продукции);

 

4) обеспечивает  информацией о деятельности данной  организации;

 

5) дает договаривающимся  сторонам правовую базу для осуществления торговых операций национальными участниками внешнеэкономической деятельности.

 

В случае нарушения  правил международной торговли страны-члены  берут на себя обязательство не применять  самостоятельно каких-либо действий, а  искать разрешение возникающих проблем в ВТО, уважая и выполняя принятые ею решения. Для осуществления этих арбитражных функций в структуре ВТО существует Орган разрешения споров (ОРС). Он обладает монопольным правом учреждать арбитражные группы, утверждать решения этих групп и апелляций по их решениям, использовать жесткие временные рамки каждой процедуры, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, применять принудительные меры при их невыполнении.


Информация о работе Сущность международной торговли