Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе различных форм и методов розничной продажи товаров. Задачи:
1) изучение основных форм и методов торговли;
2) анализ практической реализации конкретных форм и методов торговли с выявлением преимуществ и недостатков.
Введение 3
1 Характеристика методов продажи товаров 5
1.1 Продажа товаров методом самообслуживания 5
1.2 Продажа товаров с открытой выкладкой 7
1.3 Продажа товаров по образцам 8
1.4 Продажа товаров по предварительным заказам 10
1.5 Продажа товаров через Интернет 11
2 Преимущества современных методов продажи над традиционными 16
3 Активные методы продажи товаров как дополнение современных методов продаж товаров 22
4 Влияние методов продажи товаров на качество и уровень торгового обслуживания покупателей 25
Заключение 29
Литература
Содержание
Введение | 3 |
1 Характеристика методов продажи товаров | 5 |
1.1 Продажа
товаров методом |
5 |
1.2 Продажа товаров с открытой выкладкой | 7 |
1.3 Продажа товаров по образцам | 8 |
1.4 Продажа
товаров по предварительным |
10 |
1.5 Продажа товаров через Интернет | 11 |
2 Преимущества современных методов продажи над традиционными | 16 |
3 Активные
методы продажи товаров как
дополнение современных |
22 |
4 Влияние методов продажи товаров на качество и уровень торгового обслуживания покупателей | 25 |
Заключение | 29 |
Литература | 31 |
Введение
Продажа товаров является важнейшим заключительным этапом коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. От того, насколько успешно выполнены коммерческие операции, связанные с продажей товаров, зависит эффективность их работы, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами. Все операции технологического процесса в магазине, в том числе продажа, взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы магазина.
Методы и формы продажи являются главными факторами, определяющими содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании.
Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания - требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке.
Продавать
товары надо так, чтобы любая коммерческая
операция обеспечивала предельно возможный
уровень рентабельности; чтобы торговый
риск был сведен к минимуму; чтобы постоянно
укреплялось положение торгового предприятия
на рынке и росло доверие к нему со стороны
деловых партнеров. Эффективная коммерческая
деятельность обеспечивает устойчивое
финансовое состояние предприятия, его
конкурентоспособность.
Постоянные изменения на рынке происходят
и в области методов и форм розничной торговли.
Данные изменения обусловлены тем, что
выбор конкретного метода или формы розничной
продажи определяет состав и последовательность
всех операций технологического процесса
продажи. От этого выбора зависит количество
и характер торговых операций, схема размещения
функциональных помещений и потребность
в торговых площадях.
Актуальность темы заключается в том,
что выбор конкретной формы и метода продажи
оказывает прямое влияние на функционирование
торговой организации в целом. В частности,
она влияет на такие показатели, как: объем
товарооборота, уровень валового дохода
и издержек обращения, рентабельность,
доли товарных запасов, затраты времени
на совершение и обслуживание покупок.
Цель работы заключается в анализе различных форм и методов розничной продажи товаров. Задачи:
1) изучение
основных форм и методов
2) анализ
практической реализации
Предметом исследования в работе являются различные формы и методы розничной продажи товаров.
1 Характеристика методов продажи товаров
1.1 Продажа
товаров методом
Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, так как при выборе указанных товаров покупателям, как правило, необходимы индивидуальная помощь и консультация со стороны продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки и так далее, продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.
В
магазинах самообслуживания функции
работников торгового зала сводятся
в основном к консультированию покупателей,
выкладке товаров и контролю за их сохранностью,
выполнению расчетных операций. Процесс
продажи здесь состоит из следующих основных
операций:
встреча покупателя и предоставление
ему необходимой информации о реализуемых
товарах, оказываемых услугах и так далее;
получение покупателем инвентарной корзины
или тележки для отбора товаров;
самостоятельный отбор товаров покупателем
и доставка их в узел расчета;
подсчет стоимости отобранных товаров
и получение чека;
оплата купленных товаров; упаковка приобретенных
товаров и укладка их в сумку покупателя;
возврат инвентарной корзины или тележки
для отбора товаров на место их концентрации.
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и так далее). Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и так далее, при этом магазин обязан обеспечить их сохранность. Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Для
того, чтобы ускорить расчетные операции
с покупателями, в магазине рекомендуется
оборудовать единый узел расчета. Напряженность
работы контролеров-кассиров в часы "пик"
следует регулировать. Для расчетов с
покупателями, совершившими мелкие покупки
(1-2 предмета), выделяют "экспресс-кассы".
Ускорению расчетов с покупателями способствует
также применение быстродействующих и
автоматизированных кассовых машин, а
также механизированных расчетных узлов
с механизмом для автоматической выдачи
сдачи, конвейером для перемещения товаров
и другими устройствами, облегчающими
и ускоряющими расчетные операции с покупателями.
Несмотря на существенные преимущества
метода самообслуживания, в период перехода
к рыночным отношениям годами создававшаяся
сеть магазинов самообслуживания оказалась
практически полностью разрушенной. Если
до начала перестройки в городах магазинов
самообслуживания было более половины
от общего числа, то в период перестройки
осталось 5-7 процентов. Основной причиной
такого сокращения этих магазинов явилась
боязнь владельцами риска хищений товаров.
1.2 Продажа
товаров с открытой выкладкой
При продажа товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, стендах, в горках, взвешивают на вешалах и так далее. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, помощи в отборе товаров, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.
Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов.
Метод
применяется при продаже
При
продаже товаров по этому методу
особое внимание должно быть уделено размещению
и выкладке их на рабочем месте продавца:
чтобы товар было хорошо видно. Выкладывая
товары, их группируют по видам и ценам.
Выложенные товары нельзя накрывать стеклом,
скреплять между собой. Товары должны
быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными
к ячейкам кассет специальными зажимами.
1.3 Продажа
товаров по образцам
Все более широкое распространение получает продажа промышленных товаров по образцам. Продажа товаров по образцам характерна тем, что покупатель, ознакомившись с образцом товара, оплачивает стоимость его и получает или заказывает в магазине другой экземпляр выбранного товара.
В настоящее время определились три вида продажи товаров по образцам: первый — продажа тканей, одежды и обуви со свободным доступом покупателей к выставленным образцам, второй — продажа мебели, электробытовых машин и тому подобное с доставкой их на дом с заводов или складов оптовых баз и третий— продажа галантерейных, школьно-письменных и других товаров, образцы которых выставлены в застекленных витринах. Последний вид менее эффективен и не привился.
Практика показала, что при этом методе торговли образцы следует открыто выкладывать или вывешивать на прилавках, стендах, вешалах, манекенах и полуманекенах, установленных в торговом зале. По образцам рекомендуется продавать ткани, одежду, головные уборы, обувь, мебель и электробытовые товары.
Продажа товаров по образцам дает возможность рационально использовать площадь торгового зала, более широко показывать товары по их фасонам, моделям, размерам, цветам, расцветкам и ценам.
В специализированных магазинах по продаже тканей, например, представляется возможным на специальных стендах показать более 1500 образцов тканей, которые одновременно могут осматривать и выбирать десятки покупателей.
При продаже товаров по образцам большая роль отводится продавцам-консультантам. Они должны быть высококвалифицированными работниками, хорошо знать свойства и условия применения товара, а самое главное — активно работать с покупателем. Продавец-консультант обязан разъяснить покупателю достоинства и свойства товара, помочь ему всесторонне осмотреть образец, а в необходимых случаях — примерить его или продемонстрировать товар в действии.
Продажа товаров по образцам имеет ряд преимуществ: покупатели могут самостоятельно и быстро ознакомиться с товарами; продавцы тратят меньше времени на подбор и показ товара; облегчается работа по изучению спроса для своевременного пополнения ассортимента товаров.
При продаже мебели, холодильников, стиральных машин и т.п. по образцам отпадает необходимость завозить все эти громоздкие товары в магазин. Оплатив выбранный образец, покупатель получает купленные изделия с доставкой на дом прямо с баз или непосредственно с заводов изготовителей. При этом методе торговли сокращаются излишние перевозки, сохраняется качество товара, создаются условия для более широкого показа товаров.