Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 18:23, курсовая работа
Для современных рыночных условий, даже нашей страны, характерно укрупнение производственных и коммерческих структур. Это подтверждается созданием финансово-промышленных групп, холдинговых компаний и других корпоративных объединений. В данном случае спрос на услуги, а также на системы, включающие одновременно услуги и материальные предметы, растет даже при стагнации материального производства.
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга…………………………………………..3
Сущность и принципы маркетинга…………………………………………..3
Цели и функции маркетинга……………………………………………………..5
Роль маркетинга в деятельности промышленного предприятия. …………………………………………………………………………….8
Глава 2. Эволюция концепций маркетинга……………………………………………10
2.1. Концепции совершенствования товара и производства…………..10
2.2. Концепция интенсификации коммерческих усилий…………………11
2.3. Концепция чистого маркетинга…………………………………………………12
2.4. Социально-этичный маркетинг………………………………………………....14
2.5. Концепции международного маркетинга………………………………….15
Заключение ……………………………………………………………………………………………19
Список литературы ………………………………………………………………………………..22
Сторонники этого взгляда склонны оценивать
систему маркетинга не только по степени
предоставляемой ею непосредственной
потребительской удовлетворенности, но
и по воздействию, которое деятельность
в сфере маркетинга оказывает на качество
физической и культурной среды. Большинство
соглашается с тем, что для системы маркетинга
повышение качества жизни - цель благородная,
но признает, что качество это измерить
не легко, а толкования его порой противоречат
друг другу. Основными функциями маркетинга
являются: анализ окружающей среды рыночные
исследования, анализ потребителей, планирование
товара (услуги) ,планирование сбыта, планирование
продвижения товаров, планирование цены,
обеспечение социальной ответственности
и управление маркетингом. Несмотря на
то, что многие операции требуют выполнения
однотипных функций, таких, как анализ
потребителей, продвижение продукции
и установление цены, они могут выполняться
различными способами. Субъекты маркетинга
включают производителей и организации
обслуживания, оптовые и розничные торговые
организации, специалистов по маркетингу
и различных потребителей, у каждого из
них своя роль. Важно отметить, что хотя
ответственность за выполнение маркетинговых
функций может делегироваться и распределяться
различными способами, совсем ими в большинстве
случаев пренебречь нельзя, они должны
обязательно кем-то выполняться. По многим
причинам один субъект обычно не берет
на себя выполнение всех маркетинговых
функций: многие производители не располагают
достаточными финансовыми ресурсами для
прямого маркетинга (даже фирма "Дженерал
моторс", одна из крупнейших корпораций
в мире не может себе позволить выполнять
все маркетинговые функции.);прямой маркетинг
часто требует от производителей выпуска
соответствующей продукции или продажи
соответствующих товаров других фирм;
организация может не мочь или не хотеть
выполнять определенные функции и ищет
для этого специалистов по маркетингу
(так многие компании прибегают к услугам
спе5циализированных рекламных агентов;
используют исследовательские организации
для разработки вопросников, сбора и анализа
данных.);многие слишком организации малы
для эффективного выполнения определенных
функций;для многих товаров и услуг уже
существуют отработанные методы реализации,
и обойти их трудно;многие потребители
в целях экономии средств могут делать
покупки в больших количествах, самостоятельно
забирать товар, пользоваться самообслуживанием
и т. д.
1.3.
Роль маркетинга
в деятельности
промышленного предприятия.
В рыночной экономике, по логике экономических законов, предприятие должно обеспечить себе определенный уровень доходов. Таким образом, оно может существовать только в том случае, если все время развивается, идет в ногу с прогрессом. Исходя из этого, оно должно обеспечивать аккумулирование средств, позволяющих содержать себя, осуществлять обновление и усовершенствование своего производственного аппарата, и соответственно вести расширенное воспроизводство. Такое аккумулирование предприятие может обеспечить только при успешной реализации своего продукта на рынке. Современный рынок, между тем, весьма изменчив. Пассивный подход к его рассмотрению означал бы, что свое положение предприятие вручало бы воле рынка, пускало бы все "на самотек", чего допускать нельзя. Чтобы сознательно влиять на ход продажи своего продукта на рынке, а тем самым и на обеспечение дохода, позволившего бы "обновлять кровь", необходимо занять по отношению к рынку активную позицию. Маркетинг и есть, на самом деле, олицетворение такой активной позиции. Прибыль предприятия представляет собой разницу между его общим доходом (брутто-доходом) и общими расходами хозяйствования.
Если предприятие правильно выбрало рынок, который будет предметом его производственной ориентации. Не следует забывать тот факт, что величина коэффициента использования рынка, выбранного тем или иным предприятием, представляет собой результат труда всех функциональных служб предприятия, поскольку, имеется прямая связь между этим трудом, свойствами продукта и его ценой - основными внутренними факторами продаж. Сюда можно включить работу производственного сектора, взаимодействие служб связи со смежниками, финансовой службы, службы персонала и т. д. Каждое предприятие обладает определенными ресурсами - финансовыми, производственными, кадровыми и т. д. Эти ресурсы оно должно мобилизировать и направить на то, чтобы использовать существующий рыночный потенциал наиболее рентабельным образом, обеспечивающим аккумуляцию средств, делающую возможным существования предприятия и его развития. При этом оно должно вести отбор и ориентироваться на такие рынки, которые обладают хорошим потенциалом для реализации необходимого объема продаж и получения необходимой прибыли. Предприятиям, применяющим концепцию маркетинга, следует исходить из следующего:
1) Меры, которые предприятие принимает ради наилучшего использования существующего рыночного потенциала, должны быть двоякого характера. С одной стороны, предприятие должно предложить потребителям продукты, удовлетворяющие их потребностям и желаниям и по цене, которую они хотят и могут за эти продукты заплатить. С другой стороны, оно должно предпринимать продуманные акции воздействия на потребителя, чтобы они покупали их продукты. Второе вне маркетинга рассматривалось как главная и, практически, единственная задача, стоящая перед только службой продажи. С развитием концепции маркетинга стало видно, что политика продажи и работа служб продажи могут быть успешными, а потребители могут быть "пойманы на крючок" толь когда продукты удовлетворяют их потребностям, а цены для них приемлемы, а это уже задача абсолютно всех служб предприятия.
2) Финансовый
эффект должен быть основным критерием
принятия хозяйственных решений. Объем
продаж, обеспеченный правильной ориентацией
на удовлетворение потребностей потребителя,
и все остальные меры по наибольшему использованию
рыночного потенциала - не самоцель.
Не важен и объем производства, как таковой.
Важен финансовый эффект.
Конечная цель маркетинга состоит в осуществлении
удовлетворительного финансового эффекта,
делающим возможным аккумуляцию средств,
дающую возможность предприятию жить
и развиваться. Отсюда увеличение объема
производства и объема продаж имеет смысл
постольку, поскольку просматривается
удовлетворительный финансовый результат
хозяйствования.
Глава
2. Эволюция
концепций маркетинга.
2.1. Концепция совершенствования товара и производства.
Концепция совершенствования производства основана на утверждении о том, что потребитель отдаст предпочтение тем товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Следовательно, управление должно быть направленно на совершенствование производства и повышение эффективности распределения. Эта концепция – одна из старейших, взятых на вооружение продавцами. Концепция совершенствования производства актуальна в двух случаях. Первый – когда спрос на товар превышает предложение. Здесь руководство должно искать способы увеличения объемов производства. Второй случай – когда себестоимость товара слишком высока и повышение производительности помогает её снизить. Генри Форд, например, стремился довести производство модели “T” до совершенства – чтобы стоимость автомобиля понизилась и он стал доступен максимальному числу потребителей. Форд шутил, что он может предложить клиентам автомобиль любого цвета, при условии, что он будет черным.
Рассмотрим в качестве примера Texas Instruments
(TI). В течение многих лет эта компания
следовала принципу совершенствования
производства и снижала себестоимость,
стремясь уменьшить цены на свою продукцию.
Такая политика позволила компании завоевать
большую долю рынка наручных калькуляторов.
Но концепция совершенствования производства
таит в себе опасность: на каком-то этапе
исповедующая её компания может решить,
что для неё внутренние производственные
процессы важнее всего прочего, в том числе
важнее удовлетворения потребителя. Когда
TI попыталась использовать этот же подход
при выпуске цифровых часов, он не сработал.
Хотя часы TI были довольно дешевы, они
не пришлись по вкусу потребителям. Стремясь
сделать часы как можно дешевле, TI упустила
из виду нечто не менее важное – а именно,
доступный по цене товар должен быть ещё
и привлекательным. Другой важный подход,
который часто используют продавцы, –
это концепция совершенствования товара.
Её суть в том, что потребитель отдаст
предпочтение товару, который представляет
высший уровень качества, максимальную
производительность и новые возможности.Следовательно,
кампания должна всю энергию направлять
на непрерывное совершенствование своей
продукции. Есть производители, уверенные
в том, что, если им удастся создать идеальную
мышеловку, весь мир будет стоять в очереди
за их товаром. Но практика показывает,
что они жестоко ошибаются. Возможно, покупателей
действительно интересуют прогрессивные
методы уничтожения грызунов, но кто сказал,
что им нужна непременно мышеловка? Может
быть, клиенты предпочитают химические
препараты или иные средства. Мало того
– даже самая лучшая мышеловка не будет
продаваться, если её дизайн, упаковка
и цена не покажутся покупателям привлекательными;
если эти мышеловки не будут распространяться
по самым эффективным каналам; если к ним
не привлечь внимание тех людей, которым
может понадобиться мышеловка; если не
убедить покупателя, что данная мышеловка
– лучший товар такого типа. Ориентация
на товар обеспечивает постоянное обновление
технологий, потому что менеджеры убежденны,
что именно технологическое превосходство
лежит в основе успеха в бизнесе.
К сожалению, концепция
улучшения товара оборачивается порой
“маркетинговой близорукостью”. Например,
железнодорожные компании в свое время
пострадали от заблуждения, что потребителю
нужны поезда, а не средство передвижения,
и не заметили возросшей конкуренции со
стороны самолетов, автобусов, грузовых
и легковых автомобилей. Производство
больших и лучших поездов не приведет
к удовлетворению потребительского спроса
на перевозки, но развитие нового вида
перевозок и расширение предложения помогу
этого добиться.
Ведущая идея концепции: | Увеличение производства товаров, которые уже выпускаются. |
Основной инструментарий: |
Себестоимость продукции, производительность. |
Главная цель: | Совершенствование производства, что ведет к росту продаж и максимизации прибыли. |
2.2. Концепция интенсификации
коммерческих усилий.
Многие компании следуют концепции интенсификации коммерческих усилий. В её основе лежит представление о том, что потребители не будут покупать товар, производимый данной компанией, если не принять специальных мер по продвижению товара на рынок и широкомасштабной продаже. Чаще всего эта концепция применяется в отношении так называемых товаров пассивного спроса – тех, о покупке которых покупатель вряд ли задумывается (например, энциклопедия или страховка). В этой ситуации продающая сторона должна точно определить круг потенциальных покупателей и разъяснить им преимущества своего продукта. Концепция интенсификации коммерческих усилий практикуется также в некоммерческой сфере. Политическая партия, например, энергично “продает” избирателям своего кандидата как профессионала, который лучше других справится с существующими проблемами. Кандидат работает в своем избирательном округе от зари до зари – пожимает руки, целует детей, встречается с представителями организаций, финансирующих избирательную кампанию, и произносит убедительные речи. Огромные деньги расходуются на теле, радио и почтовую рекламу и предвыборные плакаты. Недостатки кандидатов утаиваются от публики, потому что целью здесь, как и в любой продаже, является совершение сделки, а последующее удовлетворение или неудовлетворение общественности политиков не беспокоит. Многие компании прибегают к концепции интенсификации коммерческих усилий в периоды перепроизводства. Их цель – продать то, что у них есть, а не производить то, что требуется на рынке. Естественно, маркетинг, основанный на стратегии агрессивной продажи, связан с большим риском. Он нацелен исключительно на сам акт продажи, а не на создание длительных и выгодных отношений с клиентами. Он предполагает, что покупатели, которые согласились на покупку товара, будут им довольны. А если нет, то со временем забудут чувство разочарования и снова купят товар этой фирмы. Такие предположения относительно покупателей, разумеется, не оправдываются. Большинство исследований показывают, что покупатель не станет снова покупать товар, которым он остался недоволен. Что ещё хуже, удовлетворенный покупатель рассказывает о товаре, который ему понравился, в среднем трем своим знакомым, а неудовлетворенный делится разочарованием в среднем с десятью.
Ведущая идея концепции: | Разработка и производство качественных товаров |
Основной инструментарий: | Товарная политика |
Главная цель: | Совершенствование потребительских свойств товара |
2.3. Концепция чистого маркетинга.
Концепция маркетинга предполагает, что достижение компанией своих целей зависит от определения нужд и запросов целевых рынков, а также от более эффективного по сравнению с компаниями-конкурентами удовлетворения потребителей. Как ни странно, но этот подход только недавно стал использоваться в предпринимательской практике. Концепцию маркетинга часто путают с концепцией интенсификации коммерческих усилий. На рис.1 схематично показаны обе концепции. Концепция интенсификации продажи подставляет собой подход изнутри наружу. Она отталкивается от интересов производства, ориентируется на уже имеющиеся товары и требует агрессивных методов продажи в сочетании с активным продвижением товара на рынок с целью заключения выгодных сделок. Сравнение концепций интенсификации коммерческих усилий и концепции маркетинга. Деятельность компании при этом сводится к завоеванию потребителя – к заключению единовременных, сиюминутных сделок; при этом продавец не интересуется, кто и почему приобретает его товар. Концепция маркетинга, напротив, использует подход снаружи вовнутрь. Она отталкивается от четкого определения рынков сбыта, ориентируется на нужды потребителя, координирует все виды маркетинговой деятельности, направленной на удовлетворение потребителя, и извлекает прибыль из создания долговременных отношений с потребителем. Концепция маркетинга позволяет компаниям производить то, что требуется потребителю, сочетая удовлетворение клиентов с получением прибыли. Многие процветающие и широко известные компании работают на основе концепции маркетинга.
Чтобы превратить компанию, ориентированную на продажу, в компанию, ориентированную на маркетинговый подход, требуются годы напряженной работы. Цель такого превращения – сделать удовлетворение потребителя самой сутью всех видов деятельности компании. Один из маркетологов как-то заметил: “В корпоративной Америке работа по удовлетворению потребителя уже стала стилем жизни, ...она внедрена в корпоративную культуру так же, как информационные технологии и стратегическое планирование”.Однако концепция маркетингового подхода не означает, что компания должна стремиться дать потребителям все, чего они хотят. Задача маркетологов – уравновесить создание высокой потребительской ценности с прибыльностью компании. Цель маркетинга – вовсе не возведение в абсолют удовлетворение потребителя. Как сказал один из маркетологов, “самое короткое из всех известных мне определений маркетинга – удовлетворение запросов с выгодой для себя”. Цель маркетинга заключается в создании потребительской ценности [с прибылью для компании]. Суть в том, что при исчезновении потребительской ценности отношения с потребителем будут прерваны. Задача маркетолога – создавать для клиентов все более высокую потребительскую ценность, но не отдавать ему последнюю рубашку. Это очень тонкое дело.
Информация о работе Современные концепции маркетинговой деятельности